Необходимость перехода к рыночной экономике и сущность ры-ночных преобразований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 05:05, курсовая работа

Описание работы

Переходная экономика представляет собой особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Трансформационный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы [2, c. 135].

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 65.47 Кб (Скачать файл)

Примечание. Концепция социально-экономического развития обычно включает оценку итогов предшествующего этапа развития общества и национальной экономики. Определяются важнейшие проблемы развития, в соответствии с которыми формулируются основополагающие цели и приоритеты социально-экономической политики государства.

Прогноз социально-экономического развития разрабатывается на основе анализа состояния и перспектив развития научно-технического, производственного потенциала страны, инвестиционных возможностей, а также с учетом других социально-экономических факторов.

Программа (основные направления) социально-экономического развития, как правило, имеет общегосударственное значение. К ее разработке приступают на основе ранее одобренной концепции и имеющихся прогнозов развития по основным направлениям. Поэтому такая программа имеет весьма детализированную внутреннюю структуру. Здесь содержатся количественные и качественные показатели дальнейшего социально-экономического развития, а также задания для соответствующих органов государственного управления.

В отраслевом аспекте в первую очередь следует выделить концепции промышленной политики, аграрной политики, а также программы типа "Здоровье нации", региональные программы развития и т.д.

При реализации своих планов государство опирается  на экономический и производственный потенциал, находящийся в его  собственности, использует другие финансовые и материальные резервы, в первую очередь — возможности бюджета, ведет активную законотворческую деятельность.

Законотворчество. Нарождающаяся национальная экономическая  система должна иметь свою "экономическую  конституцию". Поэтому в переходный период процесс законотворчества, приобретая особое значение, должен быть направлен на:

а) защиту прав собственности и формирование режима экономической свободы;

б) обеспечение надежности контрактов хозяйствующих субъектов, договоров и соглашений, закрепление в обществе атмосферы законопослушания;

в) сохранение единства внутреннего национального рынка, сдерживание тенденций "теневой экономики";

г) развитие свободной конкуренции и недопущение  проявлений монополизма.

Процесс законотворчества должен быть направлен  также на недопущение произвола  чиновников, ликвидацию криминала в  экономических отношениях. Принимаемые законодательные акты должны проходить тщательную проверку на антикоррупционность, быть стабильными и внутренне непротиворечивыми.

Следует специально подчеркнуть важность выработки  в таких условиях антимонопольного законодательства. Создавая в переходный период новые "правила игры" и  обеспечивая их соблюдение всеми  субъектами хозяйствования, государство  контролирует наличие равных условий  для конкуренции, не допускает появления  на рынке монополистических тенденций.

Сильную антимонопольную нагрузку должны нести  программы разгосударствления и  приватизации, а также процессы либерализации  национальной экономики и развития рыночной инфраструктуры.

Рыночная  инфраструктура. Анализ показывает, что  в современных условиях более  половины издержек производства, определяющих цену товара, формируется именно в  сфере обращения. Это придает  рыночной инфраструктуре особое экономическое значение.[6, c. 643]

Не  секрет, что в переходный период цивилизованную рыночную инфраструктуру приходится создавать заново, при  заметном отставании правовой базы и отсутствии соответствующего опыта организации рыночных отношений.

Не  секрет и то, что установление пределов для административного вмешательства  вызывает порой болезненную реакцию  у государственных чиновников.

На  первом этапе развития рыночных отношений  между поставщиком и покупателем  могут появиться лишние посредники, что тут же приводит к взвинчиванию рыночных цен и перераспределению добавленной стоимости далеко не в пользу реального сектора экономики.

Надо  признать, что в период становления  внутренний рынок оказывается слабо  защищенным от появления товаров  и услуг сомнительного качества.

По  этим и другим проблемам развития рыночной инфраструктуры целесообразно  находить своевременную поддержку  со стороны государства. Опыт переходного  периода показывает, что государство  располагает особыми возможностями, чтобы достаточно эффективно развивать  рыночную инфраструктуру.

Малый бизнес. Особая роль принадлежит государству в развитии инфраструктуры малого бизнеса.

Безусловно, создание ассоциаций и предпринимательских  гильдий не нуждается в специальной  государственной опеке. Но государство  создает фонды поддержки мелкого бизнеса, которые используются на возвратной основе для развития частного сектора.

Бизнес-инкубаторы помогают начинающим предпринимателям освоить бухгалтерский учет, правила налогообложения, организовать маркетинг и разработать бизнес-планы.

Технопарки, кроме специальных услуг, предоставляют в аренду оборудование и производственные площади.

В рамках проводимой государством экономической  политики развитие получают торгово-промышленные палаты, агентства по поддержке предпринимательства, а также специализированные лизинговые компании, товарищества по взаимному кредитованию, внешнеторговые ассоциации и т. п.

Внешнеэкономические связи. Важным фактором развития рыночных отношений выступают контакты белорусских  производителей с внешним миром. Поэтому здесь также необходимо рационально использовать потенциал  государства.

Отдавая предпочтение тем или иным экономическим союзам, государство определяет внешние условия развития национальной экономики, ее интеграции в систему международного разделения труда, а также степень открытости внутреннего рынка.

В идеале рынок свободной конкуренции  в состоянии самостоятельно определить перечень товаров, которые выгоднее или импортировать, или экспортировать с учетом уровня издержек производства. Но в переходный период следует учитывать  низкую конкурентную способность местного производителя по сравнению с  иностранным поставщиком. Поэтому  белорусское государство стремится  разработать и осуществить оптимальную  стратегию внешней экономической  деятельности (тарифы, квотирование, льготы экспортерам, регулирование обменного  курса, программа импортозамещения и т. д.).

Существенные  коррективы в данную работу требуется  вносить с учетом подготовки Беларуси к вступлению в ВТО.

Накопленный опыт показывает, что на внешних  рынках белорусским производителям зачастую приходится сталкиваться, например, с так называемыми антидемпинговыми процедурами (удобрения, металлы, химволокно, текстиль). Такие процедуры чаще всего заканчиваются повышением ввозных таможенных пошлин, что резко снижает конкурентную способность национального экспорта по ценовому фактору.

При этом в ход идут и прямые квоты, которые  резко ограничивают поступление  иностранной валюты и загрузку соответствующих  белорусских предприятий.

Согласование  таких позиций на международной  арене предполагает активное участие  белорусского государства в отстаивании  интересов отечественного производителя.

Таким образом, экономическая политика Республики Беларусь по-прежнему направлена на стабилизацию экономики. О том, что экономика  несбалансированна, говорит, прежде всего, неустойчивость денежно-кредитной сферы, а также постоянно меняющееся законодательство. Немало говорится сегодня о демонополизации, либерализации, однако данные процессы все еще находятся в подвешенном состоянии.

В отличие от большинства республик, выбравших «шоковый» вариант  перехода к рыночной системе хозяйствования в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. Государство  отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль. Так, доля продукции частных предприятий (иностранные, совместные, общества с ограниченной ответственностью, частные) в общем объеме ВВП колеблется от 15% до 25%, при этом число работающих на этих предприятиях составляет менее 10%.

После первоначального  переходного периода, характеризующегося резким падением валового внутреннего  продукта, страна переживала устойчивый экономический рост, сохраняя при  этом некоторые характеристики плановой экономики. Успехам развития благоприятствовали существенные субсидии, извлекаемые  из льготных цен на энергоносители (нефть и газ) и торговые льготы, предоставленные Россией.

На протяжении последнего десятилетия Беларусь переживала беспрецедентный период роста. Нарастающим  препятствием для устойчивости данного  роста является глобальный финансовый и экономический кризис 2008-2009 года и относительный рост цен на энергоносители вследствие постепенного прекращения  субсидирования и постепенного достижения ими уровня мировых рыночных цен. Притоки ПИИ были традиционно  очень низкими, поскольку им не благоприятствовали частые изменения общей политики и изменчивая политика по отношению  к развитию частного сектора.

В годы, непосредственно следующие за провозглашением  независимости, экономика Беларуси переживала спад, и инфляция была неконтролируемой. Через пять лет после провозглашения независимости ВВП на душу населения  уменьшился до одной третьей от его  уровня 1991 года. После выборов в 1994 году правительство взяло курс на формирование социально ориентированной  рыночной экономики, начало следовать  новой стратегии роста и приняло  политику кредитной экспансии в  сочетании со строгим контролем  заработной платы, цен и производства продукции. Оно также благоприятствовало широкой государственной поддержке  промышленности и сельского хозяйства, что часто включало в себя вмешательства  в решения о выделении кредитов центрального банка.

Изначально  стратегия роста имела положительные  эффекты. Она стимулировала занятость  и внутреннее потребление и, до некоторой  степени, смягчила эффекты распада  Советского Союза. Экономика начала расти, и ВВП на душу населения  вернулся к уровням, предшествующим провозглашению независимости. Однако эта стратегия оказалась неустойчивой.

Экономическому  росту в Беларуси способствовали также внешние факторы. В начальный  период независимости Беларусь интенсивно работала над перестройкой торговли с Россией. Благодаря соглашениям, заключенным в то время, Беларусь имела возможность сохранить  льготное ценообразование на импорт нефти и газа, которым она пользовалась с советского периода, и закрепить  преимущественный доступ на рынок для  своей продукции. Это предоставило Беларуси возможность получить существенную выручку от реэкспорта нефти и  газа. Дешевые энергоносители, привилегированный  доступ к российскому рынку и  более низкие ставки заработной платы  сделали белорусский экспорт  в Россию весьма конкурентоспособным  [12].

Одновременно экономический рост России стимулировал спрос на более  дешевые белорусские товары. Быстрый темп экономического роста начал несколько снижаться с 2006 года, сократившись с 10 до 8%. Рост цен на нефть и газ в 2007 году, последовавший за новым соглашением с Россией по энергоносителям, явился важным фактором, объясняющим данное снижение темпа, поскольку 97% производства электроэнергии в Беларуси основано на газе, большая часть которого поставляется Россией. С 2010 г. условия поставок российских энергоносителей в Беларусь существенно изменились.

Для принятия мер в ответ на изменения условий  поставок энергоносителей начали реализовываться  правительственные инициативы по переходу от использования газа к использованию  энергии ветра и воды в качестве возможных альтернативных энергоносителей, включая ПИИ в данные области.

Вместе  с тем рост экономических показателей  позволил в определенной мере стимулировать  внутренний потребительский рынок, оптимизировать систему управления экономикой, отвечающую реалиям перехода к рыночной экономике, улучшить систему  социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ.

В системе  рыночных преобразований одно из центральных  мест заняла трансформация отношений  собственности, которая с целью  создания устойчивых предпосылок для  экономического роста должна обеспечить кардинальное повышение эффективности функционирования как отдельных предприятий, так и экономики в целом. Республика Беларусь, учитывая негативный опыт реформирования экономики в других странах, не пошла по пути обвальной приватизации, а выбрала в качестве основных принципов рост эффективности производства, нахождение стратегического инвестора, участие трудового коллектива в принятии решений при сохранении государственного контроля за этим процессом с целью исключения неэффективного и незаконного перераспределения собственности.

Основные  задачи реформирования отношений собственности: создание социально ориентированной  многоукладной экономики рыночного  типа, совершенствование управления государственным имуществом, сохранение потенциала системообразующих предприятий, максимальное привлечение отечественных  и зарубежных инвестиций.

В последние  годы многое сделано в решении  этих задач. Однако следует отметить, что некоторые преобразования замедлились  в связи:

- с недостаточно  благоприятной правовой и экономической  средой для развития бизнеса;

- слабой  государственной поддержкой предпринимательской  деятельности;

- низким  уровнем инвестиционной привлекательности  для зарубежных инвестиций;

- отсутствием  широкого слоя эффективных собственников,  ориентированных на долгосрочное  развитие предприятий, насыщением  отечественной продукцией белорусского  рынка и ее продвижением на  мировой рынок, расширением производства  и созданием новых рабочих  мест;

- низким  уровнем эффективности управления  и экономической ответственности  собственников приватизированных  предприятий и персонала за  результаты их производственной  деятельности [12].

Информация о работе Необходимость перехода к рыночной экономике и сущность ры-ночных преобразований