Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 20:37, курсовая работа
Описание работы
Экономическая роль государства, изучение этого понятия является одной из важных частей экономического образования в странах с развитым рыночным хозяйством. Проблема государственного вмешательства в экономику является, основной для любого государства, поэтому можно с уверенностью сказать, что данный вопрос является актуальным на сегодняшний день для любой страны с развитым рыночным хозяйством.
Современная экономика, как
свидетельствует практика всех без исключения
стран мира, предполагает активное участие
в ней государства как субъекта рыночных
экономических отношений, а так же регулирующего
и управляющего органа. В разных странах
неодинаковым образом, согласно традициям
и накопленному опыту строятся отношения
между правительством и основными экономическими
субъектами.
Экономическая роль государства,
изучение этого понятия является одной
из важных частей экономического образования
в странах с развитым рыночным хозяйством.
Проблема государственного
вмешательства в экономику является, основной
для любого государства, поэтому можно
с уверенностью сказать, что данный вопрос
является актуальным на сегодняшний день
для любой страны с развитым рыночным
хозяйством.
В настоящее время трудно представить
себе общество, где бы государство ни осуществляло
активную бюджетно-налоговую политику,
где бы оно не регулировало сферу финансовых
отношений, не занималось решением социальных
и других важных проблем. О государственном
влиянии на экономику следует говорить
не в количественных оценках, а с точки
зрения качественной эффективности государственного
регулирования.
Цель курсовой работы заключается
в том, чтобы рассмотреть теоретические
положения о государственном регулировании
экономики.
В ходе изучения данной темы,
необходимо разобраться с вопросами необходимости
вмешательства государства в рыночную
экономику, а так же рассмотреть направления
и методы государственного регулирования
рыночных экономик.
1 Необходимость вмешательства
государства в рыночную экономику
Сущность и содержание государственного
регулирования
Необходимо отметить, что государственное
регулирование экономики - система мер
законодательного, исполнительного и
контрольного характера, осуществляемых
правомочными государственными учреждениями
и общественными организациями, нацеленная
на повышение эффективности производства
и удовлетворение потребностей общества.
Цель государственного регулирования
экономики - обеспечение реализации и
защита публичных интересов, таких, как
оборона и безопасность государства, права
и свободы человека и гражданина, интересы
социально уязвимых слоев населения, охрана
окружающей среды. Без государственного
вмешательства в экономику невозможно
обеспечить гарантии прав и свобод человека
и гражданина.
Государственное регулирование
экономики, как и деятельность государства
в широком смысле слова, основано на применении
внеэкономического принуждения. Оно присутствует
и в деятельности государства как экономического
субъекта. М. Вебер в его последователи
считали, что именно специфика применяемого
государством средства воздействия - насилия
- придает специфику государству как субъекту
функциональной деятельности. Дать определение
современного государства можно, исходя
из специфически применяемого им средства
- физического насилия. Если полагать вслед
за М. Вебером, что оно имеет столь большое
значение для современного государства,
то для государств древности физическое
(как и иное) насилие имеет значение никак
не меньшее. Думается, следует вести речь
о том, что древние государства функционировали
исключительно благодаря применению насилия
по отношению к своим (по возможности и
чужим) подданным. Теория насилия, как
известно, давно используется философами,
социологами, экономистами для объяснения
феномена государства в целом и государственного
регулирования экономики в частности.
В XVII в. об этом писал Т. Гоббс , в XIX в. Е.
Дюринг. Как отмечает М. Олсон, «сам Вебер
оказался не в состоянии указать на какие-либо
мощные стимулы, свойственный бюрократии,
которые обусловливали бы эффективную
аллокацию ресурсов и высокий уровень
инновационной активности». Но даже древнее
государство применяло не только насилие,
но и поощрение подданных для побуждения
их к достижению целей, намеченных правителем,
сосредоточившим в своих руках управление
государством и выступавшим по обычаям
его персонификацией.
Главная задача государственного
регулирования экономики – создание определенных
условий для обеспечения нормального
функционирования экономики. Государство
во взаимодействии с рынком поддерживает
и стимулирует развитие общества, отстаивая,
прежде всего, его интересы. Развитие общества
способствует эффективному, максимальному
независимому функционированию субъектов
рынка, получению им оптимальных выгод.
Государство защищает право собственности,
права потребителей.
1.2 Объекты и субъекты
государственного регулирования
Государственное регулирование
экономики как системное явление предполагает
наличие объектов и субъектов1. Объекты государственного
регулирования экономики - это сферы, отрасли,
регионы, социально-экономические процессы,
экономика в целом, то есть все то, на что
направлена регулирующая деятельность
государства для обеспечения условий
эффективного функционирования национальной
экономики.
В последние десятилетия спектр
объектов регулирования значительно расширился.
Объектами государственного регулирования
в большей степени становятся общие условия
существования и развития общества. К
ним относятся проблемы окружающей среды
и сфера международного сотрудничества,
оборонные и энергетические объекты, а
также организации, выполняющие общегосударственные
функции, в том числе обеспечивающие военно-экономическую
безопасность. Государство берет на себя
заботу о производстве общественных товаров
и услуг. Оно финансирует расходы на оборону,
содержание правоохранительных органов
и расходы на социальные нужды.
К основным объектам государственного
регулирования экономики относятся: структура
экономики в ее отраслевом, региональном,
секторальном и воспроизводственном аспектах.
Экономические циклы; формы собственности;
материальные и финансовые ресурсы страны
и др. Немаловажным объектом государственного
регулирования экономики является накопление
капитала. Производство, присвоение и
капитализация прибыли всегда служат
главной целью хозяйственной деятельности
в рыночной экономике.
Соотношение между спросом
и предложением рабочей силы должно удовлетворять
потребность экономики в квалифицированных
и дисциплинированных работниках, заработная
плата которых служит для них достаточной
мотивацией к труду. Нежелательное и резкое
снижение занятости ведет к увеличению
числа безработных, снижению потребительского
спроса, налоговых поступлений, росту
налогов и прочим негативным последствиям.
Особое внимание государственное
регулирование экономики уделяет обращению
денег. Основное направление регулирования
денежного обращения - это борьба с инфляцией,
представляющей одну из серьезнейших
опасностей для экономики.
Одним из важнейших объектов
регулирования являются цены. Динамика
и структура цен объективно отражают состояние
экономики. В то же время сами цены сильно
влияют на структуру экономики, условия
капиталовложений, устойчивость национальных
валют.
Объекты государственного регулирования
экономики различают в зависимости от
уровня решаемых ими задач и методов решений.
Это следующие иерархические уровни: уровень
фирмы; региона; отрасли; сектора экономики
(промышленность, сельское хозяйство,
услуги); хозяйства в целом; глобальный
(социальные отношения, экология); наднациональный
(экономико-политические отношения с зарубежными
странами, различные интеграционные процессы).
При этом невозможно сказать, какой из
этих уровней является доминирующим, а
какой - вторичным, поскольку они все действуют
в рамках одной системы.
Субъектами государственного
регулирования экономики являются законодательные,
исполнительные и судебные органы власти.
1.3 Функции государства
в рыночной экономике
Основные функции государственного
регулирования экономики:
- создание правовой основы
экономической деятельности. Эта
функция государства сводится
к разработке законодательных
и нормативных документов, регулирующих
механизм функционирования экономики
в целом и отдельных ее субъектов.
Посредством этой функции государство
определяет совокупность «правил
поведения» в экономике. Одновременно
государство обязано контролировать
выполнение установленных законодательных
и нормативных документов;
- разработка, принятие и
контроль над выполнением хозяйственного
законодательства;
- определение приоритетов
макроэкономической политики;
- обеспечение условий
эффективного функционирования
рынка;
- решение тех экономических
проблем, которые рыночный механизм
не решает.
Государство определяет то
нормативно-правовое поле и те правила
игры, на котором играют и которых придерживаются
субъекты рынка.
Реализация этих функций обеспечивается
решением конкретных задач, отражающих
систему приоритетов экономической политики
государства как на данном текущем моментом,
так и на перспективу.
Задачами государственного
регулирования экономики являются следующие:
- совершенствование законодательства,
обеспечивающего правовую основу
деятельности предпринимателей
и защиту их интересов;
- совершенствование отраслевой
структуры экономики, государственная
поддержка базовых и других
отраслей промышленности;
- оптимальное сочетание
текущих и перспективных направлений
развития экономики: структурно-инвестиционной
и научно-технической политики;
- создание благоприятных
условий для накопления капитала;
- поддержание приемлемого
для большинства населения уровня
дифференциации и распределения
доходов, социальной стабильности
в обществе;
- регулирование занятости
и качества воспроизводства рабочей
силы в условиях постоянного
изменения производительных сил;
- обеспечение национальной
безопасности и др2.
В современных государствах
обещания роста благосостояния граждан
страны в целом или отдельных социальных
слоев служат более надежным фактором
выполнения государственной программы
мероприятий, чем применение насилия в
прямой или косвенной формах. Отметим,
что применение насилия отнюдь не отвергается,
а, во-первых, всегда подразумевается по
отношению к сопротивляющимся «лицам»;
во-вторых, при определенных ситуациях
оно становится основным методом регулирующего
воздействия.
2. Направление и методы
регулирования государством рыночных
экономик
2.1 Особенности, формы, методы
государственного регулирования
экономики
Основными механизмами государственного
регулирования экономики являются3:
1) прямые механизмы государственного
регулирования являются наиболее
распространенными по причине
своей действенности. Основной их
формой является хозяйственная
деятельность государства, представленная
государственным сектором экономики,
который имеет достаточно большие
масштабы в экономически развитых
странах. В его рамках государство
может, например, самостоятельно предоставлять
кредиты, принимать долевое участие
в компаниях, являться прямым
собственником хозяйствующего субъекта.
Тем самым оно не только
получает прибыль, но и создает
рабочие места, снижая уровень
безработицы.
Обычно государство берет под
свой контроль те отрасли, которые требуют
значительных инвестиций, например, атомную
энергетику, воздушный и морской транспорт.
Прямое государственное регулирование
может быть реализовано и в виде прямых
инвестиций в приоритетные отрасли, с
помощью субвенций, субсидий и дотаций.
Оно обычно направлено на регулирование
хозяйственной деятельности, что существенным
образом искажает действие рыночных механизмов,
что не всегда приводит к благоприятным
последствиям. В него также включаются
и расходы на создание и поддержание функционального
состояния социальной инфраструктуры
– здравоохранения, образования, науки
и т. д.
2) косвенные механизмы
государственного регулирования - это
такие методы воздействия государства
на экономику, которые позволяют
достигнуть поставленных целей
без прямого вмешательства государства
и опираются на основные закономерности
функционирования национальной экономики.
Обычно они направлены на поддержание
нормального уровня занятости, стимулирование
увеличения вывоза товаров, формирование
в интересах населения стабильного ценообразования,
устойчивых темпов экономического роста,
перераспределение ресурсов, стимулирование
инвестиционного процесса. Основным способом
достижения поставленных целей является
фискальная и денежно-кредитная политика.
Фискальная политика осуществляется через
государственный бюджет посредством изменения
его доходной и расходной частей. Денежно-кредитная
система построена на регулировании и
регламентации денежного обращения.
ГРЭ любой страны имеет отличительные
особенности.
Первая - ГРЭ включает в себя
в способности улавливать информацию
от объектов управления, «расшифровывать»
сигналы, идущие от индивидов-принципалов.
Регулярное и с минимумом посредников
общение вырабатывающих экономическую
политику государственных чиновников
с представителями домохозяйств и фирм,
наличие социального механизма такого
общения является необходимым элементом
ГРЭ. Своеобразной «лакмусовой бумагой»,
проявляющей способность «экономического
центра» к выявлению и переложению на
язык формальных норм интересов «подданных»,
служит хозяйственное законодательство.
Второй содержательной чертой
ГРЭ выступает способность домохозяйств
и фирм следовать предписаниям органов
экономического регулирования. Это означает
способность уменьшать, преодолевать
своё оппортунистическое поведение.
Третья общая черта - уменьшение
хаотичности хозяйственной деятельности
в масштабах общества. Экономическая конъюнктура
становится более предсказуемой для домохозяйств
и фирм, что позволяет им уменьшить транзакционные
издержки. Этого государство достигает
последовательностью своей экономической
политики, выполнением обязательств, гарантированием
некоего минимума общественных благ всем
участникам экономики.