Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Экономическая роль государства, изучение этого понятия является одной из важных частей экономического образования в странах с развитым рыночным хозяйством.
Проблема государственного вмешательства в экономику является, основной для любого государства, поэтому можно с уверенностью сказать, что данный вопрос является актуальным на сегодняшний день для любой страны с развитым рыночным хозяйством.

Файлы: 1 файл

макроэконом.docx

— 69.00 Кб (Скачать файл)

Четвертая черта - разнообразие методов ГРЭ. Она объясняется разнообразием групп «подданных». «Речь идёт не просто о специализации на отдельных общественных функциях, - отмечает A.Е. Шаститко - а о способности оказать организованное сопротивление действиям правителя, с одной стороны, или выдвинуть из своей среды альтернативного правителя, - с другой»4. Государство применяет к различным группам подданных различные налоговые ставки, льготы, освобождения от уплаты. С этой точки зрения правительство можно рассматривать как дискриминирующего хозяйственную деятельность подданных монополиста.

Следует отметить, что само государство как субъект ГРЭ может иметь различные формы (модели). Это обусловлено особенностями сочетания отношений «принципал - агент» в «договор - гарант» в вышесказанном противоречивом единстве, на что обращают внимание Д. Норт, Дж. Бъюкенен, А Олейник, Дж. Бъюкенен пишет: «Государство, которое возникает как инструмент самого договора, как средство содействия и реализации сложного обмена»5.

Как известно, существуют две группы методов государственного регулирования – прямые и косвенные6.

Прямые методы представляют собой комплекс обязательных для исполнения требований и распоряжений государства по отношению к субъектам экономической деятельности.

Косвенные методы предполагают воздействие государства на экономические интересы товаропроизводителей, создание таких рамок их деятельности, в которых она может быть выгодной или невыгодной.

Из сути этих методов видно, что прямые методы значительно ограничивают свободу экономического выбора, и даже порой ее исключают, а косвенные методы оставляют полную свободу выбора для хозяйствующих субъектов, нисколько ее не ограничивая. В этом их неоспоримое преимущество.

2.2 Направление регулирования  государством рыночных экономик: цели государства экономической  политики

Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям.7

Существуют следующие направления деятельности государства для достижения стратегических целей:

  • институциональная политика по изменению организации экономики, созданию новых или устранению старых экономических, социальных и финансовых институтов, изменению их функций и связей;

  • структурная политика в области изменения макроэкономических пропорций между конечным потреблением и валовым накоплением, доходами и расходами государства, экспортом и импортом, отраслевых и региональных структур экономики;

  • инвестиционная политика по установлению масштабов инвестиций, их источников и направлений;

  • финансовая политика в области формирования и использования государственных финансовых ресурсов, контроля за целевым использованием средств государственного бюджета;

  • региональная политика по отношению к экономической интеграции регионов и их социально-экономическому развитию;

  • внешнеэкономическая политика по отношению к экспорту товаров и услуг, привлечению иностранного капитала и вывозу капитала за рубеж.

Составляющими государственной экономической политики являются государственные научно-техническая, инновационная, антимонопольная, налоговая политики, а также политика обеспечения национальной экономической безопасности.

Основными целями государственной экономической политики являются:

  • обеспечение стабильной и предсказуемой федеральной налоговой политики и политики бюджетных расходов (четкое распределение расходных полномочий и соответствующей доходной базы между уровнями власти);

  • предсказуемость тарифной политики в области оказания услуг естественным монополиям, установление жестких бюджетных ограничений для органов региональной и муниципальной власти;

  • сокращение  различий в социально-экономическом развитии регионов, в том числе финансовая поддержка беднейших регионов;

  • обеспечение свободного перемещения рабочей силы и капитала на всей территории Российской Федерации;

  • создание равных условий для экономического развития субъектов Российской Федерации, а также равных конкурентных условий для предпринимательской деятельности во всех регионах страны8.

Для достижения поставленных целей необходимо использование целевых программ для развития инфраструктуры и решения социальных вопросов в экономически слабых регионах; создание общероссийской информационной системы мониторинга социально-экономического развития субъектов Российской Федерации; приведение в соответствии с федеральным законодательством всех нормативных правовых актов субъектов РФ.

Кроме того, государственная экономическая политика предполагает решение ряда задач. Наборы задач, решаемых правительством при регулировании экономики, определяются как общими закономерностями функционирования современных рыночных систем, так и конкретными потребностями, условиями определенной страны. Применительно к современной России можно выделить три крупные обобщенные задачи, решаемые в ходе государственного регулирования экономики. Во-первых, обеспечение устойчивости экономического роста, служащего повышению благосостояния и социальному развитию нации. Во-вторых, осуществление эффективного преобразования экономической системы страны с целью повышения результативности и гибкости ее институтов. В-третьих, защита национальных интересов во внешнеэкономических отношениях 9.

Свои регулирующие функции государство выполняет, применяя разнообразные методы и формы воздействия на экономику, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.

Методы регулирования экономики – это способы, пути и средства целенаправленного воздействия государства на экономические объекты, в конечном счете – на интересы, сознание и психику людей как участников социально – экономических процессов с целью побудить их к действиям в желаемом направлении, то есть в русле государственной экономической политике.

Существуют две основные формы государственного регулирования:

  1.  административный метод регулирования (прямые формы);

  1. экономический метод (косвенные формы).

Административное регулирование определяет собой административные рычаги достижения желаемого результата государственного регулирования. Основными формами административного государственного регулирования представляются:

- антимонопольные меры;

- введение обязательных  стандартов;

- определение минимально  допустимых параметров жизни  населения.

 С помощью данного  метода осуществляется контроль  над ценами, доходами, валютным курсом. Административные методы очень  часто применяются по отношениям  к монополиям.

В группе административных методов регулирования особое место занимают правовые методы. Государство возлагает на себя обязанности гаранта, обеспечивающего правовые нормы поведения индивида, фирмы, госучреждений в системе рыночных отношений.

Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования. Данные методы регулирования экономики могут быть представлены средствами прямого и косвенного государственного регулирования.

Среди экономических методов в первую очередь выделяют денежно-кредитную политику. Основные инструменты денежно-кредитной политики – норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и занятость, оказывать ощутимое воздействие на движение курса акций.

Значительная роль отводится налоговой политике, без которой невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов.

Важное место в воздействии государства на экономические процессы занимает государственное предпринимательство. Сущность данного метода состоит в том, что государство выступает как крупный предприниматель. Сфера государственного предпринимательства достаточно широка, но в основном оно развито в таких отраслях, где срок окупаемости и капиталоемкость сравнительно высоки. Это – энергетика, транспорт, связь, добывающая промышленность 10.

По мере развития и усложнения рыночной экономики повышается роль государственного программирования. Экономическое программирование – это процесс ориентации государства на развитие общественного производства посредством регулярного и комплексного воздействия на его структуру в соответствии с предусмотренным вариантом социально-экономического развития.

Все многообразие экономических методов государственного регулирования находит применение 5:

- в бюджетной политике (регулирование государственных  расходов, осуществление государственных  закупок и т.д.)

- в кредитно-денежной  политике (нормирование банковских  резервов, проведение операций на  валютном рынке и т.д.)

- в фискальной политике (регулирование системы государственного  и муниципального налогообложения  доходов и имущества физических  и юридических лиц)

- в социальной политике (установление минимальных ставок  оплаты труда, размеров пенсий, пособий  по безработице и т.д.).

 

3. Стратегия и тактика  российской макроэкономической  политики

3.1 Бюджетная политика  РФ: стратегия и задачи

В данном вопросе, я считаю, необходимо отразить информацию о бюджетной политике Российской Федерации, так как в рыночной экономике государственный бюджет обеспечивает финансовыми ресурсами реализацию функций государства и является основным инструментом регулирующего воздействия власти на экономическую систему общества.

Стратегия бюджетной политики представляет концентрированное направление усилий и ресурсов государства для достижения среднесрочных и долгосрочных целей социально-экономического развития. В современных условиях стратегия бюджетной политики определяется долгосрочными задачами модернизации социально-экономической системы страны 11.

В основу бюджетной политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах" и Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Российской Федерации на период до 2012 года.

Макроэкономическая стабильность, низкая инфляция, умеренная налоговая и долговая нагрузка, возможности для привлечения долгосрочных кредитных ресурсов могут и должны стать важнейшими конкурентными преимуществами России, обеспечивающими приток инвестиций, внедрение инноваций, модернизацию экономики и, соответственно, расширение возможностей для решения социальных задач.

Федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности страны, повышения эффективности и прозрачности государственного управления.

Приоритетные задачи бюджетной политики, определяющие стратегию развития страны 12:

1) интеграция бюджетного  планирования в процесс формирования  и реализации долгосрочной стратегии  развития страны, в том числе  и прежде всего - путем полномасштабного  внедрения программно-целевого принципа  организации деятельности органов  исполнительной власти и соответственно  программных бюджетов;

2) создание в рамках  переходного периода предпосылок  для введения начиная с 2015 года  правил использования нефтегазовых  доходов и ограничений на размер  дефицита федерального бюджета;

3) улучшение условий жизни  человека, адресное решение социальных  проблем, повышение качества государственных  и муниципальных услуг, стимулирование  инновационного развития страны;

4) повышение отдачи от  использования государственных  расходов, в том числе за счет  формирования рациональной сети  государственных учреждений, совершенствования  перечня и улучшения качества  оказываемых ими услуг;

5) эффективная децентрализация  полномочий публично-правовых образований.

Вклад федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов в интеграцию стратегического и бюджетного планирования будет состоять в том, что его разработка и исполнение будут осуществляться в увязке с корректировкой концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года при одновременном формировании государственных программ Российской Федерации и подготовкой к переходу начиная с 2013 года к "программному бюджету".

Прошедший кризис 2008-2009 годов показал, что Россия находится на новом переломе социально-экономического развития. Исчерпаны возможности прежней модели роста экономики, которая опиралась на быстрое расширение внутреннего спроса. Новая модель потребует более интенсивного использования всех ресурсов и резервов производительности труда.

Информация о работе Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику