Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Экономическая роль государства, изучение этого понятия является одной из важных частей экономического образования в странах с развитым рыночным хозяйством.
Проблема государственного вмешательства в экономику является, основной для любого государства, поэтому можно с уверенностью сказать, что данный вопрос является актуальным на сегодняшний день для любой страны с развитым рыночным хозяйством.

Файлы: 1 файл

макроэконом.docx

— 69.00 Кб (Скачать файл)

Именно поэтому настоящая стратегия базируется на двух основаниях – новая модель экономического роста и новая социальная политика.

Очевидно, что новая социальная политика – невозможна без экономического роста. Для реализации стратегических целей России необходим не просто экономический рост, а достаточно высокие его темпы, заметно превышающие темпы роста развитых стран.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации13 Россия планирует развивать экономику страны по инновационному пути. В Концепции рассматривается модель инновационного социально ориентированного развития. Наряду с использованием традиционных конкурентных преимуществ в энерго-сырьевом секторе, предполагается создание и активизация новых факторов экономического роста, отвечающих вызовам долгосрочного периода. Это - прорыв в повышении эффективности человеческого капитала и создании комфортных социальных условий, либерализация экономических институтов и усиление конкурентности бизнес-среды, а также ускоренное распространение новых технологий в экономике и развитие высокотехнологичных производств, активизация внешнеэкономической политики. Действие этих факторов должно суммарно обеспечивать выход российской экономики на траекторию долгосрочного устойчивого роста со средним темпом около 6,4 - 6,5% в год.

3.2 Инновационное развитие российской экономики

Инновационное развитие российской экономики в период 2008 - 2020 гг. будет проходить в два этапа, различающихся по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития, а также приоритетам экономической политики государства.

Первый этап (2008 - 2012 гг.) базируется на реализации и расширении тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в "традиционных" сферах - энергетике, транспорте, аграрном секторе, переработке природных ресурсов. Одновременно будут создаваться институциональные условия и технологические заделы, обеспечивающие на следующем этапе системный перевод российской экономики в режим инновационного развития.

Первый этап характеризуется следующими условиями социально-экономического развития:

- сужением возможностей  форсированного наращивания энергетического  и сырьевого экспорта, адаптацией  экономики к вероятному ухудшению  внешнеэкономической конъюнктуры  и снижению мировых цен на  нефть и сырье;

- сокращением предложения  трудовых ресурсов в связи  со снижением численности населения  в трудоспособном возрасте, обострением  дефицита профессиональных кадров;

- усилением негативного  влияния на экономику ограничений  со стороны энергетической и транспортной инфраструктуры;

- усилением конкуренции  на внутренних рынках, связанной, с одной стороны, с возрастанием  требований потребителей к качеству  товаров, с другой - с исчерпанием  ценовых конкурентных преимуществ  обрабатывающих производств;

- изменением макроэкономической  ситуации, прекращением укрепления  рубля в связи со снижением  внешнеторгового сальдо.

В процессе реализации программ первого этапа планируется достижение ряда целей (приведены в таблице ниже):

Показатель                  

Значение      

Увеличение ожидаемой продолжительности жизни,     
лет                                             

2,5         

Рост валового внутреннего продукта (ВВП),%      

137 - 138      

Рост производительности труда, %                

140 - 141      

Снижение энергоемкости ВВП, %                   

81 - 83       

Рост реальных располагаемых доходов населения, %

153 - 154      

Рост инвестиций в основной капитал, %           

180 - 185      

Расходы на НИОКР на конец периода, % к ВВП  

1,4 - 1,6      

Расходы на образование на конец периода, %    
к ВВП                                           

5,5 - 5,7      

Расходы на здравоохранение на конец периода,  
% к ВВП                                         

4,8 - 5       


 

 

Второй этап (2013 - 2020 гг.) - рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшении качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики.

Основные приоритеты социальной и экономической политики на втором этапе включают:

1) в области развития  человеческого потенциала;

2) в области обеспечения  структурной диверсификации и  инновационного развития;

3) в области укрепления  внешнеэкономических позиций России.

В процессе реализации программ второго этапа планируется достижение следующих показателей (приведены в таблице ниже):

Показатель                  

Значения      

Увеличение ожидаемой продолжительности жизни, лет

2          

Рост ВВП, %                                     

164 - 166      

Рост производительности труда, %                

171 - 178      

Снижение энергоемкости ВВП, %                   

70 - 75       

Рост реальных располагаемых доходов населения, %

164 - 172      

Рост инвестиций в основной капитал, %           

215 - 223      

Расходы на НИОКР на конец периода, % к ВВП      

3          

Расходы на образование на конец периода, % к ВВП

6 - 7        

Расходы на здравоохранение на конец периода, %    
к ВВП                                           

6,7 - 7       


 

Развитие после 2020 г. - закрепление лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста, формирование сбалансированной социальной структуры общества 14.

 

Заключение

Общепризнанным является тот факт, что современная рыночная экономика не может существовать без государственной хозяйственной деятельности. Встает вопрос лишь о масштабах вмешательства государства в экономику. В свою очередь, государство постоянно балансирует, увеличивая или уменьшая степень вмешательства в экономику.

Особое место государства в системе общественных институтов определяется тем, что государство – это субъект управления, который обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально-экономической системы. Выступая как представитель общества в целом, оно устанавливает правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за их соблюдением.

Конечно, вмешательство государства в экономические отношения не должно быть безграничным – экономика не должна быть излишне административно «зарегулирована», так как это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики. Государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики. В целом трудно переоценить роль государства в экономике.

При рассмотрении данной темы мною была использована нормативная литература, учебные пособия, а так же информация из журналов.

Цель работы, поставленная при ее выполнении, достигнута:

- рассмотрен вопрос необходимости  вмешательства государства в  рыночную экономику,

- рассмотрены направления  и методы государственного регулирования  рыночной экономики.

В заключении хочется отметить, что Россия – перспективная страна, которая не только стремится к стабильности и экономическому росту, но и осуществляющая в этом направлении государственные программы.

Список литературы

  1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах от 9 июня 2011 года;

  1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;

  1. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник Издание 2-е, перераб. и доп. /под ред. В.И. Кушлин – общ. ред. М.: Изд-во РАГС, 2002. – 832 с.

  1. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Издание 2-е, перераб. И доп. / Кушлин В.И. – общ.ред. М.: Изд-во РАГС, 2005. – 48,5 с., 834 с..;

  1. Государственная экономическая политика: учебное пособие для вузов /под ред. Т.Г. Морозова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 255 с.

  1. Экономическая теория. Учебник/Под ред. И.П. Николаевой. – М: Проспект, 2001. – 448 с.;

  1. "Экономический анализ: теория и практика" N 29 2009г. Статья: Инновации и инвестиции и их связь с технологическими укладами (Митус Л.И.) .

  1. http://www.economy.gov.ru. Министерство экономического развития Российской Федерации

 

Практикум

Между макроэкономическими явлением, которое получило название «провалы современного рынка», и целенаправленными экономическим и мероприятиями государства существуют функциональные взаимосвязи.

Предлагаем вам 10 вариантов «провалов» и столько же вариантов государственных мероприятий.

Вероятные «провалы» современного рынка:

  1. Тенденция к монополизации рынков

  1. Неустойчивые темпы экономического роста

  1. Недоиспользование всех видов ресурсов

  1. Неполная занятость

  1. Нестабильный общий уровень цен

  1. Циклический характер развития производства

  1. Неравномерность распространения информации о рыночных сделках

  1. Неравномерность распределения доходов

  1. Наличие нерыночных взаимосвязей и взаимозависимостей, не получивших отражение в ценах

  1. Несостоятельность рынка по предоставлению населению общественных благ.

 Направления государственных мероприятий:

    1. Производство государством общественных благ

    1. Информационная политика государства

    1. Политика борьбы с безработицей. Меры, воздействующие на рынок труда

    1. Поддержание конкурентной среды, антимонопольная политика

    1. Сглаживание циклических колебаний, мероприятия, влияющие на структуру национального хозяйства

    1. Антиинфляционные мероприятия

    1. Устранение отрицательных внешних эффектов и стимулирование положительных

    1. Мероприятия, стимулирующие экономический рост

    1. Антициклическая политика

    1. Социальные гарантии, социальная защита, политика доходов.

Задание:

  1. Установите соответствие, выбрав направления государственных действий корректирующего либо дополняющего характера, которые нивелируют «провалы ранка».

Информация о работе Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику