Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 18:59, контрольная работа
1. Назовите признаки несостоятельности. Почему закон по-разному определяет признаки несостоятельности граждан и юридических лиц?
Назовите основные цели и содержание процедуры наблюдения.
3. Что представляют собой упрощенные процедуры и внесудебная процедура банкротства?
4. Задача.
1. Назовите признаки несостоятельности. Почему закон по-разному определяет признаки несостоятельности граждан и юридических лиц.
2. Назовите основные цели и содержание процедуры наблюдения. 10.
3. Что представляют собой упрощенные процедуры и внесудебная процедура банкротства?
16.
Задача. 24.
Нормативно правовые акты. 26.
Список используемой литературы 26.
Закон о банкротстве 1992 года уделял механизму сохранения имущества весьма незначительное внимание. Простой арест имущества, если он применялся, – не представлял собой достаточной меры для обеспечения сохранности имущества. Существует, как известно, огромное количество способов сокрытия имущества должником, например, путем создания филиалов, дочерних компаний, продажи акций и т.п., а также у родственников или деловых партнеров. Кроме сокрытия имущества, должник мог удовлетворить требования отдельных кредиторов, что существенно снижало степень защиты оставшихся. Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве)” существовавшее положение вещей было изменено.
Поскольку должник на стадии наблюдения не признан банкротом, руководитель не отстранен от должности, а деятельность организации продолжается в полном объеме, должник вынужден совершать сделки. Должник находится в затруднительном положении, а это значит, что такие сделки могут совершаться либо на кабальных условиях, либо с повышенной степенью риска. Поэтому законодателем в новом Законе о банкротстве был разработан правовой механизм контролирования временным управляющим процесса заключения должником ряда сделок в период наблюдения.
Для обеспечения сохранности имущества законодателем введено разграничение прав руководства должника и временного управляющего, а также определен целый ряд обязанностей временного управляющего, направленных на обеспечение сохранности имущественного комплекса должника.
Для возможности принятия решения о дальнейшей судьбе должника должна быть выявлена объективная картина состояния его бизнеса. Создание необходимой информационной базы поручается арбитражному управляющему, который является квалифицированным специалистом в данной отрасли. Для выполнения своих функций временный управляющий наделяется достаточными полномочиями. В то же время он сам находится под контролем кредиторов, которые могут обжаловать его действия в арбитражном суде.
Для реализации этой цели используется, прежде всего механизм анализа финансовой деятельности должника, результаты которого доводятся до сведения кредиторов должника. Описывая в докладе кредиторам истинную картину финансового состояния, временный управляющий дает им возможность принять приемлемое для них решение. Ведь далеко не всегда кредиторам выгодна ликвидация должника. Иногда более выгодно подождать, когда платежеспособность организации восстановится, и затем получить долги, проценты и возмещение убытков в полном размере, либо преследуются цели не потерять рынок сбыта. Все эти вопросы могут быть решены именно в период наблюдения.
Введение арбитражным судом процедуры наблюдения призвано реализовать также такую цель государства, как обеспечение равной меры защиты всех участников хозяйственной деятельности. Процедура наблюдения соответственно имеет своей целью, обеспечение правового равенства участников процесса несостоятельности.
Арбитражному суду для обеспечения возможности принятия справедливого, не ущемляющего прав участников процесса, решения на протяжении процедуры наблюдения также представляется возможность тщательно подготовиться к разбирательству дела, рассмотреть спорные требования, установить истинный размер требований кредиторов и тем самым определить задолженность должника еще до судебного разбирательства. Таким образом, перед вынесением решения арбитражный суд и каждый участник процесса могут иметь определенное представление о финансовом состоянии должника.
Для достижения поставленных целей законодатель выделил ряд конкретных задач процедуры наблюдения, и их выполнение возложено на арбитражного управляющего.
Прежде всего, это сохранение имущества должника.
На период наблюдения вводятся определенные ограничения полномочий органов юридического лица по распоряжению его имуществом. Вместе с тем, в отличие от иных процедур банкротства (внешнее управление, конкурсное производство), руководитель юридического лица – должника не отстраняется от должности. Контроль над сохранностью активов должника обеспечивается обязанностью его органов по предварительному согласованию определенных сделок с имуществом с временным управляющим и запрещению руководству должника совершать ряд сделок вообще.
Органы управления должника не вправе принимать решения по сделкам, связанным с реорганизацией (слиянием, присоединением, разделением, выделением, или преобразованием) и ликвидацией должника; решения о создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах; о создании филиалов и представительств; о выплате дивидендов; о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг; а также о выходе из состава участников – должника юридического лица, и о приобретении у акционеров ранее выпущенных акций.
Решение об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц, также, может быть принято органами управления должника с согласия временного управляющего.
Арбитражный суд вправе отстранить руководителя должника от должности в случае, если руководителем должника не принимаются необходимые меры по обеспечению сохранности имущества должника, чинятся препятствия временному управляющему при исполнении его обязанностей или допускаются иные нарушения требований законодательства Российской Федерации. В этих случаях исполнение обязанностей руководителя должника возлагается на временного управляющего.
Для сохранения имущества должника и обеспечения требований кредиторов законодателем установлено также ограничение на взыскания с должника имущества, а именно согласно Закону о банкротстве с момента введения наблюдения, аресты имущества должника и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.
Анализ финансового состояния должника, является другой задачей процедуры наблюдения, призванной помочь кредиторам и арбитражному суду разобраться с финансовым состоянием должника и определить, имеется ли возможность восстановить его платежеспособность.
Следующую задачу процедуры наблюдения можно определить, как выявление временным управляющим кредиторов и установление размера их требований.
Обязанность по выявлению кредиторов должника возложена законодателем на временного управляющего. Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” особое внимание уделяет установлению размера требований к должнику, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве. Этот вопрос имеет существенное значение в первую очередь для кредитора. Правомочия последнего в деле о несостоятельности во многом предопределяются суммой его денежных требований к должнику. Так, в силу Закона «о банкротстве» дело о несостоятельности может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее 500 МРОТ, если иное не предусмотрено упомянутым Федеральным законом.
Конкретное требование кредитора на момент его заявления может считаться установленным и неустановленным.
Установленным считается требование, которое признано должником или подтверждено вступившим в законную силу судебным решением. Неустановленное требование необходимо предъявить (в течение того же месячного срока, который установлен Законом о банкротстве для предъявления требований) арбитражному суду и должнику.
Установление размера требований каждого кредитора одна из обязанностей временного управляющего, осуществляемая им на стадии подготовки первого собрания кредиторов, поскольку при голосовании на собрании каждый кредитор обладает количеством голосов, пропорциональным сумме его требований.
Первое собрание кредиторов является завершающим моментом в процедуре наблюдения и в связи с важностью решения принимаемого кредиторами на собрании, его проведение в соответствии с требованиями закона, можно также считать одной из важнейших задач процедуры наблюдения.
Временный управляющий должен созвать собрание кредиторов до принятия арбитражным судом решения по существу дела о банкротстве. На основе информации временного управляющего о результатах анализа финансового состояния должника, первое собрание кредиторов принимает одно из следующих решений: о введении внешнего управления и обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством или об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Таким образом, при принятии решения по делу о банкротстве должника арбитражный суд может опираться на волю его кредиторов, которая в варианте с введением внешнего управления предопределяет решение арбитражного суда.
3. Что представляют
собой упрощенные процедуры
и внесудебная процедура
Упрощенные процедуры банкротства
Упрощенные процедуры банкротства предусмотрены Законом для двух категорий субъектов: ликвидируемого и отсутствующего должника. Банкротство ликвидируемого должника имеет место в случае недостаточности у ликвидируемой организации имущества для удовлетворения требований кредиторов. В этом случае ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд. Нарушение этой обязанности влечет за собой отказ от внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении данного лица. До создания ликвидационной комиссии заявление о признании должника банкротом может быть подано собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителем (участником) или руководителем должника. Рассмотрев заявление, арбитражный суд принимает решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Обязанности конкурсного управляющего могут быть возложены на председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) независимо от наличия лицензии арбитражного управляющего. Предусмотрен сокращенный, месячный срок для предъявления требований кредиторами.
Должник считается отсутствующим, если не представляется возможным установить местонахождение должника - гражданина или руководителя должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность.
Заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано кредитором, налоговым и иным уполномоченным органом, а также прокурором независимо от размера кредиторской задолженности. Конкурсный управляющий письменно уведомляет о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов, которые имеют право в месячный срок со дня получения уведомления предъявить свои требования.
При обнаружении имущества отсутствующего должника по ходатайству конкурсного управляющего арбитражный суд может вынести определение о прекращении упрощенной процедуры и о переходе к общим процедурам банкротства. Сумма, вырученная от продажи имущества, направляется на покрытие судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения конкурсного управляющего. После расчетов с кредиторами конкурсный управляющий составляет ликвидационный баланс и представляет его в арбитражный суд вместе с отчетом о своей деятельности.
Положения о банкротстве отсутствующего должника могут применяться также в случаях, когда имущество должника - юридического лица - заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве или когда в течение последних 12 месяцев не проводились операции по счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.
По общему правилу юридическое лицо может быть ликвидировано в соответствии с положениями, закрепленными в ГК РФ (ст. 61). Вместе с тем если в процессе ликвидации ликвидационная комиссия (ликвидатор) обнаруживает, что стоимость имущества данного юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то оно может быть ликвидировано только в соответствии с законодательством о банкротстве. В этом случае законодатель предусматривает обязанность ликвидационной комиссии (ликвидатора) обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (п. 2 ст. 224 Закона о банкротстве 2002 г.).
Следует отметить, что нормы Закона о банкротстве 2002 г. могут быть применены только по отношению к юридическим лицам и лишь к тем категориям, к которым применимы нормы законодательства о банкротстве. Так, Закон о банкротстве 1998 г. распространял свое действие на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), на некоммерческие организации, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда.
Сфера применения Закона о банкротстве 2002 г. более широка, поскольку его действие распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.
Представляется интересным тот факт, что если юридические лица не могут выступать в качестве должников в конкурсном процессе, то законодательство в таких случаях должно предусматривать иные механизмы, направленные на удовлетворение требований кредиторов. Так, в соответствии с п. 6 ст. 63 ГК РФ при недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения. В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных муниципальных унитарных предприятиях" учредители несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенных предприятий при недостаточности их имущества.
В случае если невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме установлена до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора), то обязанность по подаче заявления о признании должника банкротом должна быть возложена на собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителей (участников) должника или на руководителя должника. В противном случае указанные лица несут субсидиарную ответственность по неудовлетворенным требованиям по денежным обязательствам и обязательным платежам (ст. 226 Закон о банкротстве 2002 г.).