Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 17:34, курсовая работа
В экономической теории конкуренция подразделяется на совершенную и несовершенную. В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значении практически не встречается. Он представляет собой так называемую «идеальную» структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться. Поэтому в этой работе я буду рассказывать о функционировании рынка несовершенной конкуренции.
Актуальность данной работы определяется тем, что на современном этапе развития России формируется новая стратегия поведения отечественных фирм-производителей, ведь в ситуации либерализации внешнеэкономической деятельности им приходится выдерживать значительную конкуренцию со стороны иностранных фирм, работающих на соответственных сегментах рынка.
Целью моей работы является рассмотрение общих аспектов несовершенной конкуренции, ее видов и следствий.
Введение.
ХХI век- эпоха рыночных отношений. Как известно, рыночная экономика основана на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, которая является движущим фактором данной экономической системы.
Конкуренция - экономическое
соперничество между
Конкуренция также способствует
распределению ресурсов, взаимодействию
спроса и предложения, стимулирует
снижение расходов производства и внедрение
новых видов продукции, обеспечивает
суверенитет потребителя, гарантируя
защиту от диктата производителей.
Вместе с тем, она имеет и отрицательные
черты: является одной из причин безработицы,
прямо или опосредствованно влияет
на неравномерное распределение
доходов между разными
С точки зрения сферы конкурентной
борьбы различают конкуренцию
На поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм на нем, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях.
В экономической теории конкуренция
подразделяется на совершенную и
несовершенную. В реальной экономической
действительности рынок совершенной конкуренции
в строгом теоретическом значении практически
не встречается. Он представляет собой
так называемую «идеальную»
Актуальность данной работы определяется тем, что на современном этапе развития России формируется новая стратегия поведения отечественных фирм-производителей, ведь в ситуации либерализации внешнеэкономической деятельности им приходится выдерживать значительную конкуренцию со стороны иностранных фирм, работающих на соответственных сегментах рынка.
Целью моей работы является
рассмотрение общих аспектов несовершенной
конкуренции, ее видов и следствий.
Глава 1. Несовершенная конкуренция и её виды
Общие черты несовершенной конкуренции
Конкуренция, в широком понимании этого слова, – экономическое соперничество за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции.
В экономической теории конкуренция делится на совершенную и несовершенную.
По степени свободы конкуренции различают типы рыночных структур. Существует четыре основных типа рыночных структур: совершенная конкуренция, монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. Совершенная конкуренция- рыночная структура, характеризующаяся большим числом независимых покупателей и продавцов однородного товара (услуги) и возможностью для покупателей и продавцов свободно входить в отрасль и на рынок и покидать их. При совершенной конкуренции доля каждого продавца (покупателя) в объеме продаваемого (покупаемого товара мала, и отдельный продавец (покупатель) не в состоянии контролировать цену товара (услуги).
Условия несовершенной конкуренции:
Множество продавцов и покупателей данного товара (услуги)
Отсутствие монополистического сговора между ними
Полная и доступная для потребителей информация о рынке данного товара (услуги)
Качественная однородность производимого товара (улуги), отсутствие его дифференциации
Отсутствие входных барьеров в данную отрасль. К таким барьерам относят: а)монополию государства на отдельные виды деятельности, б)ограниченный доступ к ресурсам, в)масштабы производства, г) патенты и лицензии, д) расходы на рекламу.
Отсутствие выходных барьеров из отрасли. К ним относятся: а)невозвратные издержки-расходы на регистрацию, лицензирование предприятия, разработку брендов, покупку уникального оборудования. Эти издержки называются невозвратными, потому что они осуществляются за счет прежних доходов организаторов бизнеса, предшествуют производственной деятельности и не относятся на производственные затраты1 ;б)высокие расходы на ликвидацию или реорганизацию предприятия; в)сопротивление профсоюзов; г) сопротивление государства; д) высокие потери, связанные с разрывом связей с поставщиками или потребителями продукции (потери социального капитала); е) боязнь потерять имидж или статус успешного предприятия (потери нематериальных активов); ж) мотивы менеджеров (честолюбие, боязнь потерять работу).
Если не соблюдается, хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, говорят о несовершенной конкуренции.
Становление рынка несовершенной
конкуренции датируется второй половиной
XIX века. В то время постепенно возникали
крупные предприятия и их
Различают три основных типа несовершенной конкуренции: чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. Понятие «монополия» - означает исключительное право производства, принадлежащее одному лицу.
Второй тип несовершенной конкуренции составляет монополистическая конкуренция. Она возникает там, где хозяйствуют многие фирмы, тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая отдельная фирма действует на свой страх и риск, сама определяет ценовую политику.
Олигополия — это понятие, характеризующее немногочисленность участников на рынке товаров и услуг. Олигополии могут производить как однородные, так и дифференцированные товары. Однородные преобладают на рынке сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали и т.п.; дифференцированные — на рынках потребительских товаров.
Теперь разберем каждый из этих тип несовершенной конкуренции более подробно.
Абсолютная (чистая) монополия
Абсолютная (чистая) монополия-положение на рынке товаров и услуг, характеризуемое наличием только одного продавца данного вида товара или услуги.
Абсолютная монополия также обладает следующими отличительными чертами: а)фирма предлагает уникальный товар, не имеющий близких заменителей, б) вход на рынок для потенциальных конкурентов закрыт по одной или нескольким причинам (монополия государства, патенты, эксклюзивный доступ к ресурсам) либо экономически неэффективен (сетевой характер доставки блага, требующий контроля из единого центра, положительная отдача от масштаба).
Совершенная конкуренция и чистая монополия - это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела. Эти модели позволяют сформулировать условия рационального поведения индивидуальной фирмы, стремящейся к максимизации своей прибыли в каждой из этих ситуаций.
Фирма - абсолютный монополист обладает значительной властью на рынке: она может манипулировать ценой или объемом продаж. Ограничителем для нее выступает только общий спрос, который при больших значениях цены становится достаточно эластичным.
Существует ряд случаев, когда абсолютная монополия становится экономически целесообразной в сферах деятельности, обычно охватываемых конкурентными рынками:
В ситуации, когда размеры локального рынка слишком малы, так что даже одна фирма не может достичь оптимального объема производства в долгосрочном периоде.
В ситуации, когда требуется узкая специализация, выделение отдельного сегмента рынка со своими особыми требованиями к товару, условиями его продажи. При этом деление сегмента между двумя или несколькими предприятиями выводит размеры предприятия за границу зоны безубыточности и поэтому является экономически нецелесообразным. А расширение деятельности предприятия за счет одновременного усвоения других сегментов также может быть экономически неэффективным при сложившейся территориальной локализации сегмента.
Абсолютная монополия
имеет свои положительные стороны:
а) получая кроме нормальной еще
и монопольную высокую прибыль,
В то же время абсолютная монополия приводит к целому ряду негативных последствий: а)неконтролируемое повышение цен монополистами вызывает рост издержек во всех отраслях и порождает инфляционные процессы в экономике; б) отсутствие конкуренции со стороны других фирм снижает стимулы для обновления продукции, повышения ее качества, уровня обслуживания потребителя, это может стать причиной технологической отсталости и негибкости производства; в)монопольные прибыли далеко не всегда расходуются на цели инвестирования, нередко они становятся источником непроизводительного потребления, раздувания бюрократического аппарата, что приводит к росту управленческих издержек и снижению эффективности производства.
Виды абсолютной монополии
Абсолютная монополия подразделяется на три основных вида: А)административная монополия (закрытая монополия) – официальная юридически защищенная монополия, действующая в тех областях экономики, где конкуренция подвержена запретам. Административная монополия может быть также обусловлена необходимостью контроля за отрицательными внешними эффектами от некоторых видов предпринимательской деятельности и целесообразно их территориальной концентрации (свалка, кладбище);
Б) технологическая монополия (открытая монополия) – монополия, являющаяся единственным продавцом на рынке какого-либо товара, но не имеющая специальной защиты от конкуренции, например, патента. Технологическая монополия является самой прогрессивной из всех видов монополии, так как она стимулирует научно-технический прогресс. В то же время она наименее устойчивая из них, ее подрывают технологические нововведения. Так, технологическая монополия автоматической телефонной связи (АТС) исчезла благодаря появлению альтернативных видов связи: пейджинговой, сотовой связи и IP-телефонии( связи посредством Интернета). Аналогично, монополия почтовой системы была подорвана появлением факсимильной связи и электронной почты;
В) Отрасль, в которой деятельность единственной фирмы более эффективна в силу наличия существенной экономии от масштаба, сопровождающей рост производства, называется естественной монополией.
В такой отрасли наиболее эффективный масштаб производства товара близок к тому количеству, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. Одна фирма целиком может обеспечивать весь спрос, предъявляемый на ее товар (услугу).
Ситуация естественной монополии порождается технологией, использующей значительный объем постоянного компонента издержек производства, что сопровождается существенной экономией на масштабах выпуска.
Естественная монополия чрезвычайно устойчива. Даже перестав быть эффективной, она сохраняет непреодолимый барьер для потенциальных конкурентов, каковыми является масштаб необходимых капиталовложений для достижения экономически эффективного объема производства. Естественная монополия требует гораздо больших усилий для завладения рынком, нежели для его удержания.
1.2.2 Показатели монопольной власти
Для измерения степени монопольной власти в экономической теории используется индекс Лернера(по имени АббыЛернера, английского экономиста, предложившего этот показатель в ЗО-е годы XX в.):
где IL – лернеровский индекс монопольной власти;
Pm – монопольная цена;
МС – предельные издержки;
Е – эластичность спроса на продукцию.
Из этой формулы ясно, что степень монопольной власти обратно пропорциональна эластичности спроса по цене. В условиях совершенной конкуренции МС = Р. Следовательно, IL = 0. Если ILпредставляет из себя положительную величину (IL> 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем менее эластичен спрос по цене при оптимальном объеме производства фирмы, тем выше степень монопольной власти фирмы.
Совершенная конкуренция предполагает свободный перелив всех факторов производства из отрасли в отрасль. Поэтому в условиях совершенной конкуренции, как подчеркивается неоклассической школой, отчетливо проявляется тенденция к нулевой прибыли1. Если же появляются препятствия для свободного перелива ресурсов, возникает монопольная прибыль.
1.2.3 Ценовая дискриминация
Кроме рыночных структур, существуют
особые рыночные практики. К разряду
таковых относится ценовая
Ценовая дискриминация -продажа одного и того же товара разным потребителям или группам потребителей по разным ценам, причем различия в ценах не обусловлены различиями в издержках производства.
Слово «дискриминация» здесь означает не ущемление чьих-либо прав, а «разделение».
Информация о работе Несовершенная конкуренция, ее виды и следствия