Несовершенная конкуренция, ее виды и следствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

В экономической теории конкуренция подразделяется на совершенную и несовершенную. В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значении практически не встречается. Он представляет собой так называемую «идеальную» структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться. Поэтому в этой работе я буду рассказывать о функционировании рынка несовершенной конкуренции.
Актуальность данной работы определяется тем, что на современном этапе развития России формируется новая стратегия поведения отечественных фирм-производителей, ведь в ситуации либерализации внешнеэкономической деятельности им приходится выдерживать значительную конкуренцию со стороны иностранных фирм, работающих на соответственных сегментах рынка.
Целью моей работы является рассмотрение общих аспектов несовершенной конкуренции, ее видов и следствий.

Файлы: 1 файл

nesovershennaya_konkurentsi2.docx

— 162.85 Кб (Скачать файл)


 

0          Qm                       Qc                   Q



Рис. 1 – 8. Монополистическая  конкуренция

Отрицательный наклон кривой спроса означает, что в условиях монополистической конкуренции производится меньше продукта. Если при совершенной конкуренции производится Qс по цене Рс, то в условиях монополистической конкуренции – Qm по цене Рm (см. рис. 1 – 8).

В течение короткого промежутка времени фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки. Однако отсутствие высоких входных барьеров в отрасль, где фирмы получают устойчивую экономическую прибыль, приводит к тому, что туда устремляются другие предприниматели. В результате в длительном периоде создается ситуация, аналогичная совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков (экономическая прибыль равна нулю).

Таким образом, в условиях монополистической конкуренции  объем производства фирмы меньше, чем при совершенной конкуренции, а средние совокупные издержки и цена, как правило, выше.

 

 

Глава 2. Антимонопольная  политика в России

2.1 Возникновение антимонопольной  политики

При всех неоспоримых достоинствах совершенной конкуренции у нее  есть существенный недостаток: спонтанное развитие рыночных процессов может сопровождаться монополизацией тех или иных сфер хозяйственной жизни. Совершенная конкуренция, будучи «предоставленной самой себе», превращается в конкуренцию несовершенную. А это означает, что под удар ставится экономическая демократия, которая, в свою очередь, является основой политической демократии. Поэтому еще в конце XIX в. в промыш-ленно развитых странах Запада и, прежде всего, в США была осознана необходимость поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации.

Монополия, означает определенную степень власти над ценой. А эта  власть может базироваться на различных  предпосылках: концентрация рынка, тайные и явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др.

Антитрестовское, или антимонопольное  законодательство призвано не допустить развертывания разрушительной для эффективности экономики ограничительной деловой практики.

Антимонопольная политика государства - экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Она направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.

Наиболее разработанным  принято считать антимонопольное  законодательство США, имеющее к тому же и наиболее давнюю историю. Оно базируется на «трех китах», т. е. трех основных законодательных актах:

1. Закон Шермана (1890 г.). Этим законом запрещается тайная  монополизация торговли, единоличный контроль в той или иной отрасли, сговор о ценах.

2 Закон Клейтона (1914 г.) запрещал  ограничительную деловую практику в области сбыта, ценовую дискриминацию (не во всех случаях, а тогда, когда это не диктуется спецификой текущей конкуренции), определенные виды слияний, переплетающиеся директораты и др.

3. Закон Робинсона-Пэтмэна  (1936 г.) - запрет на ограничительную  деловую практику в области  торговли: «ножницы цен», ценовая  дискриминация и др.

 

2.1.2 Особенности российского монополизма

В условиях рыночной экономики  Российского государства антимонопольное  регулирование является одним из основных инструментов осуществления  экономической политики государства.

Основной целью контроля и надзора в сфере конкуренции  является создание условий для равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и  устойчивому экономическому развитию экономики.

В связи с этим основными  задачами должны быть выявление и  пресечение фактов злоупотребления монополистическим положением хозяйствующих субъектов на товарных и финансовых рынках, последствия которых наиболее негативно отражаются на развитии конкуренции и предпринимательства, препятствуют выравниванию условий конкуренции и, в конечном счете, являются сдерживающим фактором развития экономики.

Реализация эффективной  антимонопольной политики требует  разработки нормативной правовой базы, необходимой для регулирования конкурентных отношений на основе принципа равенства хозяйствующих субъектов с учетом современного уровня развития национальной экономики.

Основной задачей Российской антимонопольной политики является создание условий для добросовестной конкуренции на основе принципа равенства  хозяйствующих субъектов, соблюдения законных интересов потребителей и производителей с учетом современного уровня развития национальной экономики и норм международного конкурентного права.

Для реализации антимонопольной  политики, поддержки рыночных структур и предпринимательства, государственного регулирования тарифов в сфере  естественных монополий, пресечения монополизма на товарных рынках, создания условий для здоровой конкуренции был создан Государственный комитет по антимонопольной политике, имеющий территориальные управления. Позднее его преобразовали в Государственный антимонопольныйкомитет (ГАК). Следует признать, что ему не удалось добиться ощутимых успехов в создании полноценной конкурентной среды.

В 1999 г. на его базе было создано Министерство по антимонопольнойполитике и поддержке предпринимательства (МАП). В него вошли также Федеральная служба России по регулированию естественных монополий натранспорте (ФСЕМТ), Федеральная служба России по регулированиюестественных монополий в области связи (ФСЕМС), Государственныйкомитет по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП).

 

 

2.1.3 Пути развития естественных  монополий в России на примере  ОАО «Газпром» 

 

Анализ программ реформирования естественных монополий и конкретных шагов по их реструктуризации, предпринятых в последние годы в России, показывает, что практические изменения происходят в основном в соответствии с описанными выше теоретическими подходами. В деловой прессе и научных публикациях речь обычно идет о трех главных естественных монополиях – ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). Гораздо меньше внимания уделяется таким сферам естественных монополий, как трубопроводный транспорт – «Транснефть», телекоммуникационный сектор – «Связьинвест», жилищно-коммунальное хозяйство, морские, речные и авиапорты. Во многом это объясняется тем, что они стали объектами «тихого передела». Здесь отсутствуют утвержденные соответствующими органами концепции реформирования и действенный контроль со стороны исполнительной власти. Между тем значимость этих инфраструктурных отраслей для экономики и общества очень велика и любые просчеты могут повлечь за собой серьезные негативные последствия.

 

Реформирование газовой  отрасли предполагало выделение  естественно монопольной (транспортировка и распределение газа) и потенциально конкурентной (газодобыча и газоснабжение) сфер с их последующим организационным обособлением. Однако специфика газовой отрасли обусловливает особенности ее реформирования по сравнению с другими естественными монополиями.

 

Во-первых, газ можно накапливать, а потому необходимо обеспечить доступ сторонними производителям к его  хранилищам. Во-вторых, структура издержек в газовой отрасли сложнее, а  их уровень намного выше, чем, например, в электроэнергетике. Потребность в крупных инвестициях в газодобычу определяет нежелание рисковать в условиях либерализованных оптовых рынков и вынуждает формировать стратегию сбыта на базе долгосрочных контрактов. Вместе с тем опыт ряда крупных газодобывающих стран (США, Канада) показывает, что введение отношений конкуренции в газовой промышленности приводит к снижению цен и повышению качества услуг прежде всего для промышленных потребителей. Но при этом оказалось необходимым разделить газодобычу, транспортировку и продажу газа, в результате чего большинство промышленных потребителей стали приобретать газ у третьей стороны, то есть получили возможность свободного выбора поставщика. Обеспечение беспрепятственного доступа на рынок даже мелких потребителей (минуя местные распределительные компании) также дало позитивные результаты. Однако ослабление дискриминации покупателей вследствие конкуренции в добывающем секторе монополий обернулось финансовыми проблемами для местных распределительных компаний из-за ухода наиболее прибыльных промышленных производителей к новым конкурентам.

 

В России, видимо, нет необходимости  специально форсировать разделение добывающего сегмента самого газового монополиста. Активными игроками на рынке газа могут стать нефтяные компании и другие независимые газодобытчики, на примере формально независимая от «Газпрома» компания «Итера».

 

В рамках ОАО «Газпром»  продолжается работа по всей технологической  «цепочке» (стадии разведки, добычи, магистрального транспорта и частично-распределения природного газа). Программы реструктуризации «Газпрома» как раз и преследовали цель повышения эффективности системы управления единой корпорацией и существенного улучшения финансовой и маркетинговой деятельности, адаптированной к условиям рыночной экономик. В целом реструктуризация больше напоминала реакцию корпорации на общее ухудшение внешней экономической среды при сохранении в основном сложившейся производственно-технологической системы, чем корректировку естественно монопольного положения. Линия на использование возможностей и преимуществ единой компании остается для «Газпрома» доминирующей. Более того, его руководство и акционеры занимают весьма осторожную позицию, резко противясь любым предложениям о раздроблении компании. Для реформирования газовой отрасли первостепенное значение приобретает достижение необходимой финансово-экономической прозрачности в деятельности газового монополиста.

 

Реализуемая в настоящее  время стратегия реформирования ОАО «Газпром» характеризуется определенной спецификой. Прежде всего речь идет о консолидации значительных по масштабам энергетических и нефтяных активов. В 2004-2005 гг. «Газпром» активизировал скупку акций РАО «ЕЭС России» и его дочерних структур, и теперь ему принадлежат 10,5 % акций энергохолдинга. Видимая цель – существенное увеличение размера пакета газового монополиста в капитале энергетических компаний. В этом случае в ходе предстоящего обмена акций оптовых генерирующих компаний (ОГК) на акции РАО «ЕЭС России», по мнению экспертов, сможет реально претендовать на две тепловые ОГК. Возможность поставлять на входящие в ОГК электростанции газ по ценам ниже рыночных обеспечит ему положение на энергетическом рынке. Стратегия развития «Газпрома» на период до 2010 г. предусматривает его превращение в крупнейшую газоэнергетическую компанию.

 

Возникают вполне оправданные  опасения по поводу возможных последствий  указанных процессов для российской экономики.

 

Во-первых, помимо электроэнергетики  в стратегии «Газпрома» в качестве отраслей, представляющих интерес для компании, упоминаются еще и металлургия, химия, нефтехимия, производство удобрений и стройматериалов. Логично предположить, что со временем газовый монополист попытается принять участие в переделе активов и в этих отраслях. Какой «монстр» в результате этого может получиться – трудно даже представить.

 

Во-вторых, вхождение ставшего в 2005 г. государственным «Газпрома» в формирующийся электроэнергетический рынок в условиях, когда и крупнейшая ОГК – гидроэнергетическая – также будет сохранена в госсобственности, серьезно подорвет позиции частных генерирующих компаний.

 

В-третьих, возможен рост выручки  «Газпрома» за счет использования схемы  давальческого сырья.

Наконец, в-четвертых, все  указанные преимущества специфического рыночного позиционирования «Газпрома» имеют смысл только в том случае, если газовый монополист сохранится в сегодняшнем нерасчлененном виде. Поэтому следует ожидать, что его реформирование, предусматривающее организационное выделение естественно монопольной составляющей, скорее всего будет отложено на более отдаленный срок.

 

Второй специфический  элемент стратегии развития «Газпрома» - возможное превращение газового монополиста в крупнейшую нефтегазовую компанию. Еще до приобретения «Сибнефти» у «Газпрома» был весьма существенный по объемам собственный нефтяной бизнес. Теперь же компания становится важным участником нефтяного рынка. Принятые в конце 2005 г. решения о  либерализации рынка акций газового монополиста еще больше укрепит  его позиции.

 

Сохранение «Газпрома» в  форме вертикально интегрированной  единой госкорпорации принципиально для решения одной из важнейших проблем реформирования газовой отрасли – либерализации рынка газа. Население и бюджетные организации продолжат покупать газ по фиксированным ценам. С промышленными потребителями вопрос сложнее. Металлургические, химические и энергетические компании стремятся сохранить для себя поставки газа по низким государственным тарифам, что в корне подрывает саму идею предполагаемого перехода на систему биржевых торгов. Поэтому движение от централизованных тарифов к рыночным будет постоянным. Сначала промышленные потребители получат нормативы газоснабжения по гостарифам, а сверхнормативное количество газа они будут покупать по более высокой биржевой цене. Предполагается, что такая система запустит механизм энергосбережения.

 

2.2 Методы антимонопольной политики

2.2.1 Ограничительные меры.

Ограничительные меры предусмотрены  законом «О конкуренции» и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

Запреты на монополистическую  деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление  предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичными нарушением антимонопольного законодательства.

Информация о работе Несовершенная конкуренция, ее виды и следствия