Несовершенная конкуренция, ее виды и следствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

В экономической теории конкуренция подразделяется на совершенную и несовершенную. В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значении практически не встречается. Он представляет собой так называемую «идеальную» структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться. Поэтому в этой работе я буду рассказывать о функционировании рынка несовершенной конкуренции.
Актуальность данной работы определяется тем, что на современном этапе развития России формируется новая стратегия поведения отечественных фирм-производителей, ведь в ситуации либерализации внешнеэкономической деятельности им приходится выдерживать значительную конкуренцию со стороны иностранных фирм, работающих на соответственных сегментах рынка.
Целью моей работы является рассмотрение общих аспектов несовершенной конкуренции, ее видов и следствий.

Файлы: 1 файл

nesovershennaya_konkurentsi2.docx

— 162.85 Кб (Скачать файл)

Смысл проведения политики ценовой дискриминации состоит  в стремлении монополиста присвоить себе излишек потребителя и тем самым максимизировать свою прибыль. В зависимости от того, в какой степени это ему удается, ценовая дискриминация подразделяется на три вида: дискриминация первой, второй и третьей степени. Рассмотрим подробно каждый из этих видов.

Ценовая дискриминация  первого рода – продажа товара каждому потребителю по его субъективной (резервной) цене, определяемой предельной полезностью. При этом монополист присваивает весь излишек потребителя.

Пример. Врач назначает стоимость  услуги в зависимости от размера  страхового полиса, внешнего вида (состоятельности) клиента.

Ценовая дискриминация  второго рода – дифференциация цены в зависимости от объема покупаемого товара. Иногда такие цены называются многостаночным тарифом.

Пример. Дисконты при приобретении большой партии товара (продажа стиральных порошков, кофе, колы в малых, средних и больших емкостях со снижающейся ценой за единицу объема).

Ценовая дискриминация  третьего рода – разделение групп потребителей по принципу различной эластичности спроса по цене.

Пример. Дифференциация по возрастному  признаку: разная стоимость входных  билетов в музеи и театры для  студентов, пенсионеров и прочих граждан; разный транспортный тариф  для детей и взрослых.

 

Условия ценовой  дискриминации:

Продавец обладает высокой  монопольной властью на рынке

Продавец хорошо информирован о возможностях покупателя

Рынок легко сегментируется, то есть выделяются группы с различной  эластичностью  спроса по цене

Отсутствует спекуляция, то есть исключается возможность контактов  между покупателями,  перепродажа  товара и получение ценового арбитража.

Существуют критерии выделения групп покупателей  для проведения ценовой дискриминации:

а) платежеспособность клиента (обычные покупатели, пенсионеры, студенты);

б) время получения блага (плата за Интернет, электричество, билеты в кино);

в) объем приобретения товара;

г)  качество товара (упаковка, дополнительная услуга);

д) эластичность спроса по цене (железнодорожные билеты для отдыхающих и командировочных);

е)  гражданство (билеты в  театры, музеи).

 

 

Олигополия

Олигополия является одной  из самых распространенных структур рынка в современной экономике.

Олигополия–- это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей. Таким образом, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Из этого следует, что олигополист, в отличие от совершенного конкурента, обладает определенной властью над ценой, но его власть, по сравнению с монополистом, ограничена количеством производителей, поделивших рынок между собой.

Олигополия обладает следующими отличительными чертами:

1)на рынке данного товара  присутствует несколько крупных  фирм-продавцов (как правило, не  более 10).

2)фирмы предлагают либо  однородный товар, либо товар,  различающийся по качественным  характеристикам

3)доступ для других  фирм на рынок  затруднен  по одной или нескольким причинам.

На олигополистических ранках, по меньшей мере, некоторые фирмы  могут влиять на цену благодаря их большим долям в общем выпускаемом  количестве товара. Продавцы на олигополистическом рынке знают, что когда они  либо их соперники изменят цены или  выпускаемый объем продаж, то последствия  скажутся на прибылях всех фирм на рынке. Продавцы осознают свою взаимозависимость.

Типы олигополии по признаку дифференциации продукта:

1)классическая олигополия (однородная продукция)

2)дифференцированная (разнородная  продукция у разных фирм)

3)многопродуктовая (дифференциация  продукции внутри фирмы).

Типы олигополий по У. Шепарду:

1)плотная- на 4 ведущих  продавца приходится более 60% рынка. Главная характеристика- сговор возможен и легко осуществим.

2) неплотная – на 4 продавца  приходится менее 40% рынка. Сговор  практически невозможен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.1 Модели поведения фирм  в условиях олигополии.

Возможны две основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур: некооперативное и кооперативное. В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции.

P


(тыс. руб за ед.)

 

50

 

 

25

 

Для упрощения рассмотрим отрасль, в которой существует только два продавца, — дуополию. Дуополия — это частный простейший случай олигополии. Допустим, что каждая из фирм А и Б производит половину продукции, общая величина которой 400 тыс. единиц, и что средние издержки постоянны и равны 25 тыс. руб. Допустим также, что первоначальные цены равны и составляют 50 тыс. рублей.





AC = MC


C                B



D



0                     200              400       Q(тыс.)



 

Рис. 1 – 5. Война цен в  условиях дуополии

 

Если фирмы считают, что  снижение цен поможет им вытеснить  конкурента с рынка, то между ними начинается ценовая война.

Ценовая война  — это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка.Снижение цен имеет, однако, свои пределы. В рассмотренном примере (рис. 1 – 5) оно будет продолжаться до тех пор, пока цена не упадет до уровня предельных издержек. А так как средние издержки постоянны, то Р = МС = АС. В точке В установится равновесие, потому что ни одна фирма не сможет снизить цену ниже, не понеся убытки. Цена фактически станет такой же, как и в условиях совершенной конкуренции, а экономическая прибыль в результате войны станет равной нулю. От ценовой войны выиграют потребители и проиграют производители. В нашем примере ни один из производителей не выиграет. К несчастью для потребителей, ценовые войны скоротечны и в настоящее время бывают довольно редко. Конкурентная борьба друг с другом чаще приводит к соглашениям, учитывающим возможные действия других производителей.

Кооперативное поведение – это явный или тайный сговор с целью удержания высоких цен. Оно позволяет получать высокие прибыли, контролируя объем продаж. Стремление олигополистов к кооперативному поведению способствует образованию картелей.

Картель – это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции.Образование картеля требует выработки совместной стратегии (по поводу цен, объемов производства), установления квот для каждого участника и создания механизма контроля над выполнением принятых решений. Установление единых монопольных цен повышает выручку всех участников, но рост цен достигается путем обязательного снижения объема продаж. В результате у каждого участника возникает соблазн получить двойной выигрыш: продавать свою продукцию по высокой картельной цене, но с превышением низких картельных квот. Если подобного рода поведение станет всеобщим, то картель развалится.

Картель – классический пример кооперативной игры с n участниками, где n может быть равно двум, трем и т. д. Обязательное условие картельного соглашения заключается в том, чтобы каждый его участник получил не меньше того, на что он мог бы рассчитывать при объединении против него всех других олигополистов. Часто картельное соглашение предусматривает создание коллективного фонда, из которого осуществляются "побочные платежи" тем, кто пострадал от сокращения квот. Эти выплаты играют роль уравнивающих платежей.

 

 

 

 

 

 

1.3.2 Модель Курно.

Статический анализ взаимоотношения  двух фирм в условиях дуополии был предложен в 1838 г. французским экономистом Антуаном ОгюстьеномКурно (1801 – 1877 гг.). Курно исходил из следующих предпосылок. Обе фирмы (А и Б) производят однородный товар. Им известна кривая рыночного спроса. Обе фирмы принимают решения о производстве одновременно, самостоятельно и независимо друг от друга. Каждая из фирм предполагает выпуск конкурента постоянным, продавцы не могут иметь точной информации о своих ошибках (действуют "с завязанными глазами"). При этом возможны различные варианты.

 

Допустим, одна из фирм (например, Б) принимает решение о приостановке производства. Тогда рыночный спрос  полностью обеспечивается выпуском фирмы А. Ее кривая спроса полностью совпадает с кривой рыночного спроса D1(0) (рис. 1 – 6). При выборе максимизирующего прибыль объема производства фирма А решит производить 120 единиц товара, так как именно при этих условиях сравняются предельный доход MR1(0) и предельные издержки MC1. Если теперь фирма Б будет производить 40 единиц, то фирма А отреагирует на это сдвигом кривой спроса до положения D1(40), а ее производство сократится до 40 (именно в этом случае MR1(40) = МС1). Соответственно, когда фирма Б производит 60 единиц, фирма А уменьшает свой выпуск до 20 единиц, а когда фирма Б расширит производство до 120 единиц, фирма А вообще остановит свое производство. Отмечая на графике (рис. 1 – 7), как меняется выпуск фирмы А в зависимости от изменения выпуска фирмой Б, мы получаем кривую реакции фирмы A – QA(QБ). Аналогичный анализ можно осуществить и в отношении фирмы Б, получив в результате еще одну кривую реакции — QБ(QA). Пересечение кривых реагирования этих двух фирм (точка Е) показывает равновесие Курно: каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и принимает оптимальное для себя решение, ни одна из фирм не имеет стимула изменять свой объем производства.

 

Модель равновесия Курно  предполагает, что фирмы-дуополисты конкурируют друг с другом. Ситуация принципиально изменится, если дуополисты договорятся друг с другом и будут коллективно намечать объем производства.

 

1.3.3 Олигополия с точки  зрения теории игр.

Олигополисты как бы находятся  в «одной лодке», они слишком крупны и несогласованные телодвижения опасны. Однако у них нет возможности договориться между собой, так как сговор воспрещается антимонопольным законодательством. Вступление же в тайное соглашение довольно рискованно, поскольку нет уверенности в прочности союза с конкурентом. Поэтому для олигополиста очень важно уметь предвидеть, или предугадывать, поведение своих конкурентов.

Аналогичные ситуации исследуются  в теории игр. Поведение участников команды, которые должны принять наилучшее для всех решение, но не имеют возможности договориться, называется некооперативным. Наиболее простая и распространенная матричная модель (платежная матрица), с помощью которой исследуется некооперативное поведение, называется «дилеммой заключенного». Рассмотрим ее классический сценарий.

Два заключенных, например, мистер Икс и мистер Игрек, обвиняются в совместном преступлении, которое карается десятью годами лишения свободы. Однако, если один из них признается в содеянном и свалит инициативу преступления на другого, то ему «скостят» срок заключения до трех лет, а другой получит сполна (10 лет). Если в преступлении сознаются оба, то им дадут по пять лет. Возможно, что оба заключенных будут отрицать свою причастность к преступлению, и тогда их отпустят на свободу за недоказанностью вины. Однако, для этого им нужно сговориться. Но заключенные содержатся в разных камерах и не могут согласовать свое поведение на допросе. Какое решение примет каждый из них?

Конечно же, каждый хочет, чтобы  его отпустили на свободу, но для  этого оба заключенных не должны сознаваться. В то же время, несознавшийся рискует остаться в тюрьме на десять лет, если сознается его напарник. Признаться или не признаться - вот в чем вопрос! Очевидно, что в условиях некооперативного поведения каждый выберет наименее рискованный для себя вариант. Рациональным в данном случае будет предположение о худшем (подельник сознается). При такой стратегии оба преступника сознаются и получат по пять лет.

В данной ситуации существует два равновесных решения. Одно (когда  оба не сознаются и их отпускают) - Парето-эффективное решение1, максимизирующее полезность обеих сторон. В результате другого решения (обоюдное признание) - достигается равновесие по Нэшу, при котором ни один из игроков (заключенных) не может увеличить свой выигрыш, в одностороннем порядке меняя свое решение. Другими словами, равновесие по Нэшу - это ситуация, когда стратегия каждого из игроков является наилучшей реакцией на действия другого игрока.

Подобная ситуация характерна и для олигополистов, так как  они тоже осуществляют некооперативный выбор, находясь в условиях взаимозависимости.

 

 

 

1.4. Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция-тип отраслевого рынка, на котором имеется достаточно большое число фирм, продающих дифференцированную продукцию и осуществляющих ценовой контроль над продажной ценой производимых ими товаров. 

В чем же сущность монополистической  конкуренции? Очевидно, что наличие  большого числа конкурентов в  отрасли не дает возможности использования эффекта масштаба, на котором основана олигополия, а также взаимозависимого поведения фирм в отрасли. Это ослабляет барьеры вступления в отрасль и усиливает конкуренцию, существенно ослабляя монополистическую власть над ценой. Но пусть и слабая, эта власть существует.

Монополистическая конкуренция  обладает следующими характерными чертами:

1)на рынке присутствует  много продавцов данного товара (услуги), мелких и средних

2)имеет место значительная  дифференциация товара, среди продавцов  преобладает неценовая конкуренция. Под дифференциацией понимается различие товаров по качеству, функциям, свойствам, обслуживанию, марке.

3)существуют незначительные  входные барьеры в отрасль,  например патенты, лицензии, авторские  права.

К рынкам монополистической  конкуренции относят рынки одежды, обуви, продуктов питания, прохладительных  напитков и т.д.

Большое значение, в этой рыночной структуре, приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др.

1.4.1 Определение цены и объема производства

Если в условиях совершенной  конкуренции кривая спроса (Dc) параллельна  оси абсцисс, то при монополистической  конкуренции она приобретает  небольшой отрицательный наклон (Dm на рис. 1 – 8). Это означает, что  кривая спроса менее эластична, чем  при совершенной конкуренции, но более эластична, чем у чистой монополии. Степень эластичности в условиях монополистической конкуренции зависит как от числа конкурентов, так и от глубины дифференциации продукта (услуг).


 

P

 

Pm

 

Pc

 

Таким образом, дифференциация продукта отражается в дифференциации цены. Потребитель, привыкший к потреблению того или иного товара или услуги, не сразу откажется от его покупки даже при небольшом росте цены. Изменит фирме лишь самый расчетливый и меркантильный покупатель.


 


N


AC



M


Dc


Информация о работе Несовершенная конкуренция, ее виды и следствия