Несовершенная конкуренция, ее виды, следствия. Антимонопольная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть несовершенную конкуренцию и ее виды. А так же будет рассмотрена антимонопольная политика России, особенности и задачи антимонопольных органов.

Содержание работы

1. Введение 3
Глава 1. Несовершенная конкуренция 4
1.1 Понятие несовершенной конкуренции 4
1.2 Причины возникновения несовершенной конкуренции 6
1.3 Последствия несовершенной конкуренции 8
Глава 2. Виды несовершенной конкуренции 9
2.1 Механизм функционирования рынка несовершенной конкуренции 10
2.2 Монополистическая конкуренция 11
2.3 Олигополия 16
2.4 Монополия 22
Глава 3. Антимонопольная политика России 25
3.1 Закон "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках" 27
3.2 Особенности антимонопольной политики в Российской Федерации 29
3.3 Задачи антимонопольных органов Российской Федерации 32
Заключение 33
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

курсовая 2 семестр.docx

— 177.94 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Финансовый факультет

КАФЕДРА ТЕОРИИ ЭКОНОМИКИ

К У Р С О В А Я   Р А Б О Т А

по дисциплине

«Микроэкономика»

на тему

«Несовершенная конкуренция, ее виды, следствия. Антимонопольная политика государства»

 

                                              Выполнила студентка 1 курса, группы

                                 13104, очной формы обучения,

                                                           направление «Экономика», Маркелова Т.Н.

                                                           _____________________________________

                                                              подпись

                    Научный руководитель 

                                                           к.э.н., доцент, Горина М.С.

                             ________________________

                                                                                      подпись

           Работа защищена

                           «    » _____________2014г.

                          С оценкой «___________»

 

 

Нижний Новгород

2014

 

                    Содержание

 

 

1. Введение                                                                                                                 3

Глава 1. Несовершенная конкуренция                                                                    4

1.1 Понятие несовершенной конкуренции                                                             4

1.2 Причины возникновения несовершенной конкуренции                                  6

1.3 Последствия несовершенной конкуренции                                                       8

Глава 2. Виды несовершенной конкуренции                                                           9

2.1 Механизм функционирования рынка несовершенной конкуренции             10

2.2 Монополистическая конкуренция                                                                     11

2.3 Олигополия                                                                                                          16

2.4 Монополия                                                                                                           22

Глава 3. Антимонопольная политика России                                                         25

3.1  Закон "О конкуренции и ограничении монополистической

деятельности на товарных рынках"                                                                         27

3.2 Особенности антимонопольной политики в Российской Федерации            29

3.3 Задачи антимонопольных органов Российской Федерации                            32

Заключение                                                                                                                 33

Список литературы                                                                                                    35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

В своей работе я хочу рассмотреть несовершенную конкуренцию и ее виды. А так же будет рассмотрена антимонопольная политика России, особенности и задачи антимонопольных органов.

Во втором разделе моей работы будут рассмотрены основные формы несовершенной конкуренции и их особенности. Олигополия – это форма несовершенного рынка, на котором существует несколько производителей, которые контролируют значительную часть этого рынка. Монополия – форма рынка, на котором присутствует один производитель или объединение производителей, которые контролируют рынок полностью. Монополистическая конкуренция – рынок, на котором присутствует много производителей, но их продукция дифференцирована. Будут рассмотрены барьеры вхождения на несовершенный рынок: юридические, экономические, естественные.

В третьем разделе подробно рассматривается антимонопольная политика России, функции, особенности, законы Российской Федерации, осуществляющие контроль над  монополиями, например закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Отдельно будет сказано о необходимых задачах, которые важны для дальнейшего развития антимонопольной программы в России.

Актуальность моей темы обусловлена в первую очередь тем, что в современной экономике почти все рынки - это рынки несовершенной конкуренции. Во вторых успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере.

Глава 1. Несовершенная конкуренция

 

    1. Понятие несовершенной конкуренции 

 

 

Несовершенная конкуренция – это конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной. Рынки, на которых продавцы способны воздействовать на рыночную цену, называются несовершенно конкурентными. Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

В современной экономике практически невозможно найти совершенно конкурентный рынок. Рынки, не соответствующие условиям совершенной конкуренции, получили название рынков несовершенной конкуренции, которые являются основными в современной рыночной экономике.

Развитие рыночной экономики привело к тому, что постепенно все условия существования рынков совершенной конкуренции менялись. Вместо небольших предприятий, функционирующих на условиях примитивных технологий, в производстве начали господствовать крупные фирмы, оснащенной сложной техникой и использующие высококвалифицированный труд. Даже на небольших предприятиях использовалась достаточно сложная техника и выпускались технологически сложные продукты, причем ассортимент и модификации этих продуктов постоянно расширялись. Эти условия послужили предпосылками формирования новых конкурентных отношений - несовершенной конкуренции.

Развитие конкуренции между отдельными производителями привело к тому, что в условиях каждого рынка выделились крупные устойчивые фирмы, с которыми было трудно конкурировать другим производителям. Перед каждым новым производителем, желающим занять место в какой-то отрасли или на рынке, возникали довольно сложные барьеры. Прежде всего требовались значительные финансовые ресурсы, так как конкуренция с успешными фирмами требует дополнительных затрат. Могли существовать серьезные административные барьеры, предусматривающие достаточно жесткие требования к вновь организуемым фирмам. Хотя эти требования определялись благими намерениями - защитить потребителя от некачественной продукции, - в результате это уменьшало возможности конкуренции в отрасли. Неполнота рыночной информации, которая существует благодаря обладанию несовершенной информационной базой и недостаточно квалифицированными кадрами аналитиков, приводит к неправильным решениям и не дает укрепиться новым предприятиям. В результате оказывается, что на каждом рынке превалирующее положение занимают достаточно крупные или высокорентабельные фирмы, имеющие возможность повлиять на рыночную ситуацию, и прежде всего на цены, т. е. возникает ситуация, когда какая-то доля рынка контролируется отдельным производителем. Поэтому главное, что отличает несовершенную конкуренцию, - это возможность участникам рынка в определенной мере воздействовать на цены.

По степени такого воздействия выделяют несколько видов рынков несовершенной конкуренции: чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. У каждого из них свои определяющие характеристики: монополистическую конкуренцию характеризует прежде всего дифференциация продукции, олигополию - значительная доля рынка у крупного производителя, монополию - наличие жестких барьеров и полное господство на рынке.

Признаками несовершенной конкуренции являются:

  1. демпинговые цены
  2. создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров
  3. ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам)
  4. использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации
  5. распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров
  6. умалчивание важной для потребителя информации

Потери от несовершенной конкуренции:

  1. неоправданный рост цен
  2. увеличение издержек обращения
  3. замедление научно-технического прогресса
  4. снижение конкурентоспособности на мировых рынках
  5. падение эффективности экономики.

 

    1. Причины возникновения несовершенной конкуренции

Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно–технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятельство: « Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации и бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей».

Почему в одних отраслях наблюдается состояние, близкое к совершенной конкуренции, тогда как в других доминируют несколько крупных фирм? Большинство случаев несовершенной конкуренции можно объяснить двумя основными причинами. Во-первых, есть тенденция к уменьшению количества продавцов в тех отраслях, для которых характерны значительные экономии от масштаба и уменьшаются издержки. В этих условиях крупным фирмам производство обходится дешевле, и они могут продавать свои продукты по более низкой цене, чем мелкие, что приводит к "вытеснению" последних из отрасли.

Во-вторых, рынки имеют тенденцию к несовершенной конкуренции, когда существуют трудности для вступления новых конкурентов в отрасль. Так называемые "барьеры входа" могут возникать в результате государственного регулирования, ограничивающего количество фирм. В других случаях может быть просто слишком дорого для новых конкурентов "прорваться" в отрасль.

Итак, установим, по каким критериям различаются рыночные структуры, которые сложились в тех или иных отраслях. Исследования экономистов показали, что в основу определения того, к какому типу относится та или иная рыночная структура, должны быть положены следующие критерии:

1) Количество фирм, представленных на рынке той продукции, которая выпускается данной отраслью;

2)  Характер производимой продукции (стандартная или дифференцированная);

3) Наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в данную отрасль или выхода из нее;

4) Степень доступности экономической информации.

При несовершенной конкуренции расщепление экономической власти ослаблено или вовсе отсутствует. Поэтому производитель приобретает известную степень влияния на рынок.

Степень несовершенства рынка зависит от разновидности несовершенной конкуренции. В условиях монополистической конкуренции она невелика и связана только с умением производителя выпускать особые, отличающиеся от конкурентных, разновидности товаров. При олигополии несовершенство рынка значительно и диктуется немногочисленностью действующих на нем фирм. Наконец, монополия означает господство на рынке только одного производителя.

На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевременной. Конкурентные отношения такого типа изучаются теорией несовершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция является скорее абстрактной моделью, удобной для анализа основных принципов формирования рыночного поведения фирмы. В реальной действительности чисто конкурентные рынки встречаются редко, как правило, каждая фирма имеет «свое лицо», и каждый потребитель, выбирая продукцию той или иной фирмы, руководствуется не только полезностью продукции, ее ценой, но и своим отношением к самой фирме, к качеству выпускаемых ею изделий. В этом смысле положение каждой фирмы на рынке уникально, иными словами, в ее поведении присутствует элемент монополизма.

Информация о работе Несовершенная конкуренция, ее виды, следствия. Антимонопольная политика государства