Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 12:02, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть несовершенную конкуренцию и ее виды. А так же будет рассмотрена антимонопольная политика России, особенности и задачи антимонопольных органов.
1. Введение 3
Глава 1. Несовершенная конкуренция 4
1.1 Понятие несовершенной конкуренции 4
1.2 Причины возникновения несовершенной конкуренции 6
1.3 Последствия несовершенной конкуренции 8
Глава 2. Виды несовершенной конкуренции 9
2.1 Механизм функционирования рынка несовершенной конкуренции 10
2.2 Монополистическая конкуренция 11
2.3 Олигополия 16
2.4 Монополия 22
Глава 3. Антимонопольная политика России 25
3.1 Закон "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках" 27
3.2 Особенности антимонопольной политики в Российской Федерации 29
3.3 Задачи антимонопольных органов Российской Федерации 32
Заключение 33
Список литературы 35
Виды рынков несовершенной конкуренции |
Количество производителей |
Степень дифференциации продукции |
Степень контроля над ценами |
Барьеры для входа на рынок |
Монополистическая конкуренция |
Большое количество фирм |
Разнообразная продукция |
Относительно небольшая |
Низкие |
Олигополия |
Малое количество фирм |
Однообразная продукция или с незначительными различиями |
Частичная |
Высокие |
Монополия |
Одна фирма |
Однообразная продукция не имеющая субститутов |
Полная |
Высокие |
На несовершенно конкурентных рынках индивидуальные продавцы могут влиять на цену, которую они получают за свою продукцию. Прикидывая, как им максимизировать прибыли, они, естественно, принимают в расчет эту способность. Характерные черты трех укрупненных типов несовершенных конкурентных рынков: монополистической конкуренции, олигополии и монополии, имеющих наиболее важное значение на практике. На рынках всех этих трех типов, как и на совершенно конкурентных рынках, имеется множество продавцов, каждый из которых слишком мал для того, чтобы оказывать заметно влияние на рыночную цену своими собственными действиями.
Насколько несовершенной может быть несовершенная конкуренция? Крайним случаем является наличие единственного продавца, обладающего практическим могуществом полного монополиста. В своей отрасли он является единственным производителем. И не существует другой отрасли, выпускающей сколько - ни будь близкий заменитель его продукции. Рынок несовершенной конкуренции является действительно реальным рынком, структура которого сложилась на настоящий момент в результате технического прогресса. Однако несовершенная конкуренция принимает различные формы. В самом общем случае их три:
1) МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ. Характеризуется множеством производителей, выпускающих дифференцированную продукцию, но однородную по функциональному назначению, причем подобная дифференциация может быть как воображаемая, так и реальная; контроль над ценами очень слабый;
Основные черты монополистической конкуренции:
1) Дифференциация продукта, то есть создание в товаре действительных или мнимых отличий с целью сделать предложение уникальным, а своё положение – монопольным. Однако монопольная власть в данном случае слаба из-за малой доли предприятия на рынке. Чем более уникален продукт, чем сильнее монопольная власть. Её усиливает информационная асимметрия рынков, когда покупатели не имеют достаточных знаний о ценах и продаваемых товарах и принимают нерациональные решения о покупке.
2) Использование ценовых методов конкуренции. Несмотря на дифференциацию, у товаров есть заменители, поэтому спрос зависит от цен на эти товары-заменители. Если конкуренты снизят цены, то фирма по прежней цене продаст меньше продукции.
3) Неценовая конкуренция возникает благодаря предложению продукта, отличного от других. Сюда относятся затраты на конкурентную борьбу с помощью маркетинговых усилий по поддержке своих торговых марок (например, различных направлений рекламы, организации связей с общественностью), изощренной упаковки, усовершенствованного качества, предоставления дополнительных услуг и т. п. Фирма получает дополнительную прибыль, пока улучшения не будут скопированы конкурентами. Она теряет объемы продаж, если не затрачивает средств на дифференциацию продукта.
4) Независимое функционирование каждого производителя. Наличие сравнительно большого числа фирм делает практически невозможным тайный сговор, согласованные действия производителей с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цен. При многочисленности фирм в отрасли нет ощущения взаимной зависимости между ними, каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм, так как влияние действий одной фирмы на
каждого из многочисленных соперников настолько мало, что у конкурентов не возникнет необходимости принимать какие-либо меры.
5)Свободный вход и выход с рынка объясняется большим количеством мелких производителей, вследствие чего отраслевые барьеры очень незначительны.
Этот тип конкуренции отличается от свободной большей степенью самостоятельности в назначении цены, так как продукция каждого производителя в чем-то уникальна, но в то же время рыночная власть монополистических конкурентов ограничена большим количеством товаров-субститутов, на которые могут легко переключиться потребители.
Монополистическая конкуренция – распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену здесь незначительна.
Монополистическая конкуренция – это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.
В отличие от совершенной конкуренции монополистическая предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителя складываются «неценовые предпочтения».
На рынке монополистической конкуренции продукция может быть дифференцирована также по условиям послепродажного обслуживания (для товаров длительного пользования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы. Таким образом, фирмы на этом рынке вступают в своеобразное соперничество не столько через цены, сколько посредством всемерной дифференциации продукции.
Повсеместное соревнование фирм в условиях дифференциации товара не устраняет монополистической власти фирмы над своим видом товара, что позволяет предприятию повышать (или понижать) цену на него независимо от конкурентов, хотя эта власть ограничена наличием производителей аналогичных продуктов и значительной свободой входа в отрасль.
Относительно неограниченное проникновение новых фирм на рынок является важной характеристикой монополистической конкуренции. Производители, работающие на таком рынке, не являются крупными предприятиями, поэтому сравнительно невелик и требующийся им начальный капитал. Это подстегивает их к вступлению в отрасль и конкуренции с марками производимого здесь товара.
Модель рынка монополистической конкуренции описывает множество реально существующих рынков.
Его характеристики достаточно точно соответствуют большинству отраслей сферы обслуживания.
Рассмотрим подробно дифференциацию продукции на монополистическом рынке. Прежде всего, конечно, дифференциация идет по качеству. Одни и те же потребности можно удовлетворить продуктами, имеющими одну потребительную стоимость, но разный уровень качества. Продукты могут различаться по надежности, функциональным свойствам, используемым материалам, дизайну и прочему. Существенное значение может иметь вид и качество обслуживания покупателей: в одних магазинах вам объяснят назначение товара, покажут, как им пользоваться, упакуют, доставят на дом и так далее, в других торговый процесс основан на самообслуживании, но цены значительно ниже, в третьих дают гарантию обслуживания после продажи товара и др. Все это влияет на намерения покупателя и заставляет его выбирать тот, а не иной товар.
Одни и те же товары могут продаваться в различной упаковке и различной фасовке, на них могут стоять разные торговые марки и торговые знаки. Большое значение для потребителя может играть в выборе товара близость расположения магазина, где его можно купить, поэтому размещение торговых точек - это тоже условие дифференциации покупаемого товара. Дифференциация продукта означает, что одновременно выпускается множество модификаций данного продукта различного качества, в различном оформлении. Такое обилие выпускаемого продукта привлекает потребителя, но в то же время разнообразие марок, стилей, форм может просто не позволить ему разумно подойти к выбору. Это тем более важно, что большинство предлагаемых модификаций отличаются друг от друга весьма незначительно, чаще всего только внешне.
Степень эластичности спроса в условиях монополистической конкуренции зависит от числа конкурентов и степени дифференциации продукта. Чем больше число конкурентов и слабее дифференциация, тем больше эластичность кривой спроса для каждого продавца.
В краткосрочном периоде фирма, работающая в условиях монополистической конкуренции, может, как получить прибыль, так и понести убытки. Как правило, прибыльное производство какого-либо товара привлекает новых производителей, предложение данного товара увеличивается, соответственно, уменьшаются цены, уменьшается или вообще исчезает прибыль, и наоборот.
В долгосрочном периоде фирма в монополистической конкуренции имеет тенденцию к безубыточности. Связано это с тем, что существующая конкуренция при высоких прибылях приведет к перепроизводству товаров
и снижению цен, что восстановит равновесие.