Несовершенная конкуренция, ее виды, следствия. Антимонопольная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть несовершенную конкуренцию и ее виды. А так же будет рассмотрена антимонопольная политика России, особенности и задачи антимонопольных органов.

Содержание работы

1. Введение 3
Глава 1. Несовершенная конкуренция 4
1.1 Понятие несовершенной конкуренции 4
1.2 Причины возникновения несовершенной конкуренции 6
1.3 Последствия несовершенной конкуренции 8
Глава 2. Виды несовершенной конкуренции 9
2.1 Механизм функционирования рынка несовершенной конкуренции 10
2.2 Монополистическая конкуренция 11
2.3 Олигополия 16
2.4 Монополия 22
Глава 3. Антимонопольная политика России 25
3.1 Закон "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках" 27
3.2 Особенности антимонопольной политики в Российской Федерации 29
3.3 Задачи антимонопольных органов Российской Федерации 32
Заключение 33
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

курсовая 2 семестр.docx

— 177.94 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Антимонопольная политика России

 

 

Российская Федерация на международном уровне признана страной с рыночной экономикой. Основой такой экономики является экономическая конкуренция. В качестве базового механизма рыночных отношений конкуренция заставляет предпринимателей соперничать между собой и тем самым способствует достижению наилучших социальных и деловых результатов. Конкуренция ограничивает концентрацию экономической власти в одном центре и стимулирует удовлетворение нужд потребителя, удешевление продукции и повышение ее качества. С точки зрения интересов общества, конкуренция является весьма ценным институтом и механизмом регулирования социальных отношений, ведь она выполняет целый ряд социально и экономически значимых функций.

1. Регулирующая функция  — позволяет направлять основные производственные факторы в те сферы, где в них существует наибольшая потребность и где они могут быть использованы с максимальной эффективностью. Эта функция обусловливает для предпринимателя необходимость выпускать те товары (оказывать услуги или выполнять работы), в которых нуждается потребитель.

2. Мотивационная функция  — позволяет стимулировать предпринимателей к выпуску наилучшей по качеству и цене продукции и снижению издержек производства. Выпуск именно конкурентоспособной продукции дает возможность предпринимателю в условиях конкуренции получать прибыль. В противном случае хозяйствующий субъект терпит убытки и вытесняется с рынка своими более удачливыми конкурентами.

3. Распределительная функция. В результате выпуска лучшей на данном рынке по соотношению качества и цены продукции предприниматель получает прибыль и усиливает свои позиции на рынке. Тем самым доход перераспределяется в пользу наиболее продуктивных предпринимателей, использующих свои ресурсы с максимальной эффективностью.

4. Контрольная функция  — позволяет экономической конкуренции ограничивать односторонние действия предпринимателей и предоставляет потребителю возможность выбора товаров (работ, услуг) на соответствующем рынке. В этом смысле конкурентный механизм не позволяет какому-либо предпринимателю безраздельно господствовать на рынке

и диктовать потребителю свои условия.

5. Охранительная функция. Конкуренция выполняет также специфическую функцию обеспечения безопасности предпринимателей. Наличие на том или ином рынке значительного числа конкурентов не позволяет одному из них физически уничтожить остальных своих оппонентов, делая эту задачу бессмысленной. Напротив, в условиях монополизма криминализация рынка повышается, и часто борьба за сферы влияния ведется вооруженным путем.

Перечисленные функции делают конкуренцию важнейшим инструментом социально-экономического регулирования и предметом государственной экономической политики. Для максимально эффективной их реализации в России началось создание специальной системы правил, гарантирующих само наличие и функционирование конкуренции, а также ее качество. Деятельность такого рода должна стать ключевым элементом государственного экономического регулирования рыночных отношений в нашей стране.

С этой точки зрения, она нуждается в основательном правовом оформлении, ведь действие конкуренции и использование экономических свобод требуют правовой системы, специально адаптированной для развития и охраны конкуренции. В настоящее время Российская Федерация находится лишь в начале этого долгого и трудного пути, для облегчения которого потребуется широкий фронт экономико-правовых исследований.

 

3.1  Закон "О  конкуренции и ограничении монополистической

деятельности на товарных рынках"

 

 

Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В своей работе я буду рассматривать 3 статьи данного закона.

Статья 1. Антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Закона, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.

Статья 2. Сфера применения Закона

1. Закон действует на  всей территории Российской Федерации. Настоящий Закон распространяется  на отношения, влияющие на конкуренцию  на товарных рынках в Российской  Федерации, в которых участвуют  российские и иностранные юридические  лица, федеральные органы исполнительной  власти, органы исполнительной власти  субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также физические лица. Закон  применяется и в тех случаях, когда действия и соглашения, соответственно совершаемые либо  заключаемые указанными лицами  за пределами территории Российской  Федерации, приводят или могут  привести к ограничению конкуренции  или влекут за собой другие  отрицательные последствия на  рынках в Российской Федерации.

2. Настоящий Закон не  распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных  прав, за исключением случаев, когда  соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции.

3. Отношения, связанные с  монополистической деятельностью  и недобросовестной конкуренцией  на рынках ценных бумаг и  финансовых услуг, за исключением  случаев, когда складывающиеся на  этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках, регулируются иными законодательными актами Российской Федерации.

4. Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем  те, которые содержатся в антимонопольном  законодательстве Российской Федерации, то применяются правила международного  договора.

Статья 3. Антимонопольные органы

1. Проведение государственной  политики по содействию развитию  товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению  монополистической деятельности  и недобросовестной конкуренции  осуществляется федеральным органом  исполнительной власти - федеральным  антимонопольным органом.

2. Основные задачи, функции  и полномочия федерального антимонопольного  органа, а также ответственность  его должностных лиц определяется  настоящим Законом и иными  нормативными правовыми актами  Российской Федерации.

3. Федеральный антимонопольный  орган для осуществления своих  полномочий создает свои территориальные  органы и назначает соответствующих  должностных лиц.

4. Территориальные органы  подведомственны федеральному антимонопольному  органу и осуществляют свою  деятельность в соответствии  с законодательством Российской  Федерации на основе положения, утверждаемого федеральным антимонопольным  органом. Федеральный антимонопольный  орган наделяет свои территориальные  органы полномочиями в пределах  своей компетенции.

5. Средства на содержание  антимонопольных органов предусматриваются  в федеральном бюджете отдельной  строкой.

 

3.2 Особенности  антимонопольной политики в Российской  Федерации

 

 

  • Более широкий набор задач антимонопольного законодательства и антимонопольного органа.
  • Крайне слабый опыт применения антимонопольного законодательства.
  • Недостаточный опыт использования результатов экономического анализа судами.
  • Относительно низкая роль частных лиц в применении антимонопольного законодательства.

Антимонопольное законодательство включает в себя законы

  1. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта1991 г.,
  2. "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 3 июля 1991 г.,
  3. "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13 декабря 1994 г.,
  4. "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г.,
  5. "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г.,
  6. "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г.,
  7. "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г.,
  8. "О рекламе" от 18 июля 1996 г.,
  9. "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли" от 14 апреля 1998 г. и др., а также нормативно-правовые акты Президента РФ и правительства.

Сегодня, спустя восемь лет после начала рыночных реформ, антимонопольное законодательство необходимо совершенствовать, преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Предстоит так обновить правовую базу, чтобы она позволяла надежнее пресекать злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество товаров и услуг. Нужен закон "О защите конкуренции в сфере финансовых услуг".

Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации:

1) прямое разделение монопольных структур;

2) иностранная конкуренция;

3) создание новых предприятий.

Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.

Главной проблемой и одновременно трудностью при этом является специфика унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения.

Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Его права и возможности достаточно широки, а статус соответствует положению аналогичных органов в других развитых рыночных экономиках. Основными законами, регулирующими монополии, являются закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и закон «О естественных монополиях».

Центр тяжести государственной регулирующей деятельности в России в первые годы реформ был сосредоточен на регулировании монополистических цен. Государство устанавливает цены или их предельные уровни на газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки, транспортировку3 нефти, коммунальные услуги и другие продукты естественных монополий. Часть из этих цен определяется централизованно для всей страны, но в большинстве случаев решения принимаются региональными комиссиями для своих областей, краев или республик.

Максимальный уровень цен в большинстве случаев тяготеет к покрытию издержек монополиста и обеспечению ему минимальной прибыли, т.е. реализуется описанная выше схема PREG = ATC = D. Поскольку при такой схеме монополисту выгодно занижать объем производства по сравнению с существующим спросом, установление максимальных цен сопровождается определением групп потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, что дает тем известную гарантию от сокращения поставок монополистом.

В этих условиях  монополисты добиваются установления цен с таки расчетом, чтобы все издержки можно было покрыть за счет реально поступающих средств. Государственные органы обычно считают этот уровень завышенным.

Помимо цен на продукцию естественных монополий на начальных этапах реформы ограничивались и цены предприятий, занимающих доминирующее положение на отдельных товарных рынках, т.е. регулировались цены искусственных монополий. С этой целью для всех производителей, контролирующих более 35% рынка, устанавливались предельные нормы рентабельности.

Российские законы требуют осуществления государственной политики недопущения формирования новых монополий. На Министерство по антимонопольной политике возложены задачи контроля за слияниями крупных предприятий, пересечения разнообразных форм сговора, недопущения системы участий и личной унии. Представляется, однако, что опасность всех этих новых форм монополизации еще недостаточно осознана обществом и работа в этих направлениях ведется недостаточно интенсивно. Во всяком случае, руководители российских предприятий не стесняются публично выступать с такими заявлениями, которые на Западе – даже если бы не были подкреплены практическими действиями – с гарантией привели бы их за тюремную решетку по обвинению в попытке создания картеля.

Наконец, значительное внимание уделяется борьбе с ограничивающей конкуренцию практикой местных властей. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране региональные власти часто пытаются незаконными методами поддержать свои предприятия. Например, под тем или иным предлогом запретить ввоз конкурирующих товаров из других областей. Это создает местным производителям монопольное положение, что, естественно, вызывает протесты Министерства по антимонопольной политике. Впрочем, как и в других областях современной российской экономики и политики, центральные власти, несмотря на юридическую справедливость своих требований,  далеко не всегда оказываются в силах одолеть сопротивление местных властей.

В целом система антимонопольного регулирования в России находится пока в стадии становления и требует радикального совершенствования.

3.3 Задачи антимонопольных  органов Российской Федерации

Основные задачи:

1) Проведение комплексных экономико-правовых исследований в области конкуренции;

2) Разработка научно-обоснованной концепции государственной конкурентной политики;

3) Выработка предложений по совершенствованию норм российского конкурентного права с учетом зарубежного опыта и современных тенденций развития этой отрасли правового регулирования в зарубежных странах.

Этим ключевым, с точки зрения развития конкуренции в России, вопросам и посвящено настоящее монографическое исследование, в объект которого включены следующие ключевые элементы:

Информация о работе Несовершенная конкуренция, ее виды, следствия. Антимонопольная политика государства