Невидимая рука рынка и совершенная конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 08:38, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция является тем механизмом, посредством которого рынок выполняет свои функции. Конкуренция, состязательность между производителями позволяет наилучшим образом удовлетворять потребности людей и обеспечивать эффективное использование ограниченных ресурсов общества. Основные методы конкуренции - ценовая и неценовая. Различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию.
Сама конкуренция и научно-технический прогресс порождают тенденцию к монополизации рынка - установлению диктата продавца.

Файлы: 1 файл

Nevidimaya_ruka.docx

— 771.25 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

 высшего профессионального  образования

 «Курский государственный  университет»

 

 

Факультет экономики и  менеджмента

Кафедра экономики

 

 

Курсовая работа

 

По дисциплине «Экономическая теория»

На тему « «Невидимая рука»  рынка и совершенная конкуренция»

 

 

Выполнила: студентка 1 курса

 очной формы обучения (4года)

 направление подготовки  «муниципальное управление»

 Солодилова Е.О.

Проверил: к.э.н., доцент Сукманов  Э.В.

 

 

 

Оценка:

Дата:

 

 

Курск 2013

 

Содержание

Введение. 3

1. Основные положения совершенной конкуренции 6

1.1Определение  конкуренции и «невидимая рука»  рынка. 6

1.2 Условия  возникновения совершенной конкуренции. 8

1.3 Сущность  рынка совершенной конкуренции  и его признаки 11

2. Поведение  фирмы в условиях совершенной  конкуренции 14

2.1 Равновесие  и предложение конкурентной фирмы в краткосрочном  периоде………………………………………………… 14

2.2 Предложение  отрасли в долгосрочном периоде 21

2.3  Совершенная  конкуренция и общественная эффективность. 23

3. Мониторинг  совершенной конкуренции 26

3.1  Особенности  конкуренции в России 26

3.2 Конкуренция  в Германии 28

3.3 Перспективы  развития российско-германских экономических  отношений. 30

Заключение 35

Список используемой литературы 37

 

 

 

 

Введение.

   Актуальность темы исследования обусловлена рядом экономических причин.

Во-первых, недостаточностью  теоретических  и  прикладных  разработок  по формированию конкурентного  рынка  в  условиях структурного  преобразования экономики, осуществляемого  правительством РФ.

Во-вторых, механизм конкуренции, его движущие силы являются объектом длительного изучения различными направлениями  менеджмента, бухгалтерского учета, маркетинга, права.

Тема является актуальной, так как понимание конкуренции, и рыночных механизмов в целом даст возможность правильной оценки ситуации, что в конечном итоге приведет к увеличению прибыли.

Цель работы: оценка степени развития конкурентной среды на товарных рынках России.

Данная цель достигается посредством  решения ряда конкретных задач:

  • Определить место и роль предприятия в условиях совершенной конкуренции;
  • Рассмотреть вопросы, связанные с особенностями рынка чистой монополии;
  • Определить понятие ценовой дискриминации;
    • Осветить особенности монополистической конкуренции;
    • Дать общую оценку олигополистических структур.

Задачи исследования: выявить, как фирмы, действующие на различных рынках, выбирают оптимальный объем выпуска продукции в коротком и долгосрочном периоде, какие показатели влияют на их выбор, определить, каким образом фирмы максимизируют свою прибыль в различных ситуациях, найти различия в их поведении.

Объект исследования: российская экономика.

Предмет исследования: является  комплекс  организационных проблем по формированию   конкурентных   производств   и   антимонопольной    политики в экономики РФ.

В ходе работы были применены методы: графический, аналитический, статистический.

Такие ученые как: М. Фридман, Джон Кейнс, Фридрих фон Хайек (1899—1988), В.Рожок, Паклин Ю.И. и др. изучают проблемы рыка и конкуренции.

Процесс развития рыночных отношений в России  достаточно  сложен  и  неэффективен. Отчасти, рыночные институты созданы  и  продолжают  создаваться.

Не оправдались также  надежды правительства на привлечение  иностранного капитала.  Неуверенная,   неясная   политика   государства   отражается   на законодательстве,   которое   не   гарантирует   безопасность    иностранных  инвестиций.  С  другой  стороны,  государство  не   обеспечивает   поддержку отечественных производителей  в  отраслях  материального  производства,  что также способствует снижению финансовых ресурсов.

В  связи  с  этим  возникает  объективная   потребность   корректировки государственной  политики, более  четкая  ее  целевая  ориентация. Ощущается острая потребность  в дальнейших  научных  исследованиях,  способных  придать импульс в  развитии экономики  России.  Очевидно,  что  многие  экономические проблемы  России в значительной степени обусловлены  также  ее  историческим наследством. Проводимые в  стране   научные  исследования,  направленные  на преодоление кризисных явлений, обусловленных  объективными  и  субъективными факторами, достаточно разнообразны. Однако, как показала  практика,  они  не охватывают многие важные стороны производственной и  финансовой  политики.

Эта  политика  должна  включать  такие  важные  рыночные  рычаги,   как конкуренция, механизмы  повышения эффективности ресурсов и др. Ошибочно  было бы  считать,  что  созданные   российские   рынки   автоматически   образуют конкуренцию. Она  действительно  образуется,  однако  существует  целый  ряд моментов,  которые  делают  ее неэффективной.   Кроме   того,   имеются   и  монопольные производства. Проблема конкуренции и  антимонопольной  политики, хотя и имеет достаточную  теоретическую  базу,  тем  не менее  относится к странам с устоявшейся рыночной  экономикой.  Ее   развитие   в   условиях конкуренции порождает процессы  слияния фирм  и предприятий,  а также ту законодательную базу,  на  основе  которой   реализуются   банкротства,   и осуществляется  структурная и техническая модернизация  производственного аппарата. Применительно к особенностям переходного периода в нашей стране, а тем более задачам структурной перестройки экономики,   эти   вопросы разработаны очень слабо.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились  отечественных и зарубежных ученых различных школ и направлений, фундаментальные  положения современной  экономической  науки,  концепции  правительственных  органов  и научных коллективов  РФ по  реформированию  экономики.

Структура работы: введение,  три  главы,  заключение,  список используемой литературы и графики.

 

 

 

 

 

 

1. Основные положения совершенной конкуренции

1.1Определение конкуренции и  «невидимая рука» рынка.

В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как  некое свойство рынка. Под конкуренцией подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. В этой связи важно различие терминов «конкуренция» и «соперничество». Термин «соперничество» относится к действительному поведению, тогда как термин «конкуренция» относится к определяющей строение рынка модели, используемой для предсказания поведения на определенном рынке. Поведение экономических агентов может иметь характер соперничества лишь при олигопольном строении рынка, когда их взаимозависимость положительна и достаточно высока. С другой стороны, поведение монополиста или полиполиста (участника рынка совершенной конкуренции) не может характеризоваться как соперничество, поскольку на рынках такого строения взаимозависимость экономических субъектов ничтожно мала.

Соперничество проявляется  в предложении новых продуктов, улучшении качества уже выпускаемых, рекламировании своих продуктов, специальных  мерах по продвижению их на рынок  и т.п. Ярко выраженное соперничество  может наблюдаться в поведении  субъектов, которые в то же время  не могут быть названы совершенными конкурентами. Но и наоборот, совершенная  конкуренция наблюдается на тех  рынках, где явное соперничество  отсутствует. Таким образом, различие конкуренции и соперничества  возникло лишь с развитием теории строения рынка.

Существует три подхода  к определению конкуренции.

    • Первый подход определяет конкуренцию как состязательность на рынке.
    • Второй подход рассматривает конкуренцию как неотъемлемый элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение на рынке.
    • Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка

Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников. «Каждый  индивидуум по необходимости работает для того, чтобы отдать обществу такой ежегодный доход, на который  он способен. В целом он, однако, не пытается реализовать свой общественный интерес и не знает, насколько он его реализует. Он стремится только к своей собственной выгоде, им движет невидимая рука». [1, c. 76-78] «Дергая» за ниточки марионеток-предпринимателей, «рука» заставляет их действовать в соответствии с «идеальным» планом развития экономики, безжалостно вытесняет фирмы, занятые производством ненужной рынку продукции [2, c. 13]. «Невидимая рука» - желание фирм и поставщиков ресурсов получить наибольшую выгоду на конкурентных рынках с целью наилучшего обеспечения интересов общества в целом (максимального удовлетворения потребностей). [3,c.185].

В истории каждой развитой страны бывали периоды, когда эти условия  настолько деформировали экономику, что возникали сомнения в правильности самого принципа "невидимой руки. Во-первых, появилось много крупных предприятий, которые часто превращались в монополии. Во-вторых, что еще более важно, в результате изменения технологии, производства предприятия стали более взаимозависимыми и испытывали мощные одновременные подъемы и спады. Оба эти явления усиливались, и Карл Маркс, уловив их зарождение и быстрое развитие, сделал свои знаменитые предсказания об увеличении размаха подъемов и кризисов, обнищании трудящихся и грядущем крахе рыночной системы. В двадцатых годах нынешнего века процесс монополизации в западных странах начал постепенно затихать из-за того, что во многих отраслях крупные предприятия оказывались неконкурентоспособными, а также из-за принятых против них законов. В результате в наши дни влияние монополий в хозяйстве этих стран в целом не нарушает принцип "невидимой руки". Честь этого открытия принадлежит другому великому экономисту Джону Кейнсу, экономическая теория которого, увидевшая свет в 1936 г., стала теоретическим фундаментом процветания западных стран после кризиса начала 30-х годов. Таким образом, к середине нашего века принцип "невидимой руки" занял еще более прочное положение и в экономической науке, и в управлении хозяйством[4,c.75].

Изучая деятельность фирм, экономическая наука обнаружила, что наиболее последовательно фирмы  стремятся к достижению наивысшей  экономической эффективности лишь в ситуации «совершенной конкуренции».

Совершенная конкуренция  предполагает такой уровень организации  экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из наличных ресурсов и технологий. Ресурсы эффективно распределяются и в сфере производства, и в сфере потребления. Фирмы  выпускают такой набор продукции, который является наиболее предпочтительным, полезным для потребителя, а издержки производства становятся минимальными [5,c.265].

1.2 Условия возникновения совершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция может быть устойчива лишь в том случае, если присутствуют все необходимые условия:

  1. Большое число фирм, производящих однородную продукцию, и малость субъектов рынка. Малость субъектов рынка означает, что объемы предложения (спроса) даже наиболее крупных продавцов (покупателей) настолько малы по сравнению с суммарным объемом продаж на рынке, что эти субъекты не могут влиять на рыночную цену.

Теоретически описанная  выше ситуация, строго говоря, невозможна. Действительно, сдвиг кривой индивидуального предложения любого производителя неминуемо приведет к некоторому сдвигу кривой рыночного (суммарного) предложения, что вызовет изменение равновесной цены. Однако в реальной жизни небольшие фирмы обычно не влияют на рыночную цену.  Чтобы устранить это противоречие малость субъектов рынка трактуют как ситуацию, в которой доля каждой фирмы в общем объеме продаж бесконечно мала, а число фирм отрасли бесконечно велико.

Фирма, имеющая свою продукцию  на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой, т.к. эти фирмы не могут  воздействовать на цену, они выступают  как принимающие цену (ценополучатели).

  1. Однородность продукции разных предприятий. Например, рынок картофеля конкурентный. Ни один из фермеров не имеет более 1% объема продаж на рынке за день. Если доля одного из них, за счет дополнительно проданного картофеля возрастает до 2%, то это никак не повлияет на рыночную ценy [6,c.110].

В терминах теории полезности однородность продукта означает, что  продукты разных производителей полностью  взаимозаменяемы для каждого  покупателя, причем предельная норма  замещения одного продукта другим равна  единице. В этом случае каждая кривая безразличия покупателя представляет собой отрезок прямой, наклоненный  к осям координат под углом 450

         

 

 

 

График 1. Однородность продукта.

 

На графике 1 кривая безразличия для продуктов двух разных производителей обозначена через АВ. Через X обозначено количество в наборе продукта первого производителя, а через Y – второго производителя.

В реальной жизни абсолютно  однородные продукты встречаются крайне редко (дистиллированная вода, акции  корпорации, жетон метро). Высокой  степенью однородности обладают нефть, сахар, помидоры. И уж совсем нельзя считать однородными такие товары, как книги, авиабилеты, игрушки.

      1. Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из него. Входным барьером для вступления в отрасль может стать:
    • Наличие патентов или лицензий;
    • Относительно высокие затраты;
    • Значительная отдача от масштаба производства;
    • Прикрепление покупателей к продавцам;
    • Ограничение мобильности производственных.

  Свободный вход в отрасль и выход из нее гарантируют, что между действующими в отрасли производителями не возникает соглашение о повышении цен посредством снижения выпуска. Любое повышение цен может привлечь в отрасль новые фирмы, которые увеличат объем предложения.

      1. Равный доступ ко всем видам информации («информационная прозрачность рынка»). Это значит, что все покупатели имеют полную информацию о характеристиках продукта, а производители располагают информацией о производственной технологии. Если продавцы располагают большим объемом информации о потребительских свойствах товара, чем покупатели, то такой рынок называют рынком с ассиметричной информацией.
      2. Совершенная мобильность. Покупатель (продавец) может мгновенно заключить сделку с любым продавцом (покупателем). Если имеется совершенная мобильность и совершенная информационность субъектов рынка, то однородный товар продается по единой цене [7,c.214-217].
      3. Рациональное поведение всех участников, преследующих собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключен.
      4. Затраты фирм на изготовление товаров различаются не очень существенно вследствие сходности технологии и цен на приобретаемые для производства ресурсы. Если это условие не соблюдается и одна из фирм имеет существенно более низкие затраты на производство, то она сумеет легко нарушить рыночное равновесие.
      5. Транспортные затраты не играют большой роли в формировании предложения, то есть нет опасности, что многие производители окажутся неконкурентоспособными из-за слишком дорогой доставки своих товаров к покупателям [8,c.111].
      6. Уместность. Чистая конкуренция на практике встречается довольно редко. Это не означает, однако, что анализ конкурентного рынка – неуместное логическое упражнение.
  1. Существует несколько отраслей, более близких к конкурентной модели, чем в любой другой рыночной структуре.
  2. Чистая конкуренция представляет собой простейшую ситуацию, к которой применимы понятия «доход» и «издержки».
  3. Чистая конкуренция – это модель рынка, которая помогает понять и оценить значение реальной экономики [9,c.501].

Информация о работе Невидимая рука рынка и совершенная конкуренция