Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 08:38, курсовая работа
Конкуренция является тем механизмом, посредством которого рынок выполняет свои функции. Конкуренция, состязательность между производителями позволяет наилучшим образом удовлетворять потребности людей и обеспечивать эффективное использование ограниченных ресурсов общества. Основные методы конкуренции - ценовая и неценовая. Различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию.
Сама конкуренция и научно-технический прогресс порождают тенденцию к монополизации рынка - установлению диктата продавца.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Курский государственный университет»
Факультет экономики и менеджмента
Кафедра экономики
Курсовая работа
По дисциплине «Экономическая теория»
На тему « «Невидимая рука»
рынка и совершенная
Выполнила: студентка 1 курса
очной формы обучения (4года)
направление подготовки «муниципальное управление»
Солодилова Е.О.
Проверил: к.э.н., доцент Сукманов Э.В.
Оценка:
Дата:
Курск 2013
Содержание
Введение. 3
1. Основные положения совершенной конкуренции 6
1.1Определение
конкуренции и «невидимая рука»
1.2 Условия
возникновения совершенной
1.3 Сущность рынка совершенной конкуренции и его признаки 11
2. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции 14
2.1 Равновесие и предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде………………………………………………… 14
2.2 Предложение
отрасли в долгосрочном периоде
2.3 Совершенная
конкуренция и общественная
3. Мониторинг совершенной конкуренции 26
3.1 Особенности конкуренции в России 26
3.2 Конкуренция в Германии 28
3.3 Перспективы
развития российско-германских
Заключение 35
Список используемой литературы 37
Введение.
Актуальность темы исследования обусловлена рядом экономических причин.
Во-первых, недостаточностью теоретических и прикладных разработок по формированию конкурентного рынка в условиях структурного преобразования экономики, осуществляемого правительством РФ.
Во-вторых, механизм конкуренции, его движущие силы являются объектом длительного изучения различными направлениями менеджмента, бухгалтерского учета, маркетинга, права.
Тема является актуальной, так как понимание конкуренции, и рыночных механизмов в целом даст возможность правильной оценки ситуации, что в конечном итоге приведет к увеличению прибыли.
Цель работы: оценка степени развития конкурентной среды на товарных рынках России.
Данная цель достигается посредством решения ряда конкретных задач:
- Определить место и роль предприятия в условиях совершенной конкуренции;
- Рассмотреть вопросы, связанные с особенностями рынка чистой монополии;
- Определить понятие ценовой дискриминации;
Задачи исследования: выявить, как фирмы, действующие на различных рынках, выбирают оптимальный объем выпуска продукции в коротком и долгосрочном периоде, какие показатели влияют на их выбор, определить, каким образом фирмы максимизируют свою прибыль в различных ситуациях, найти различия в их поведении.
Объект исследования: российская экономика.
Предмет исследования: является комплекс организационных проблем по формированию конкурентных производств и антимонопольной политики в экономики РФ.
В ходе работы были применены методы: графический, аналитический, статистический.
Такие ученые как: М. Фридман, Джон Кейнс, Фридрих фон Хайек (1899—1988), В.Рожок, Паклин Ю.И. и др. изучают проблемы рыка и конкуренции.
Процесс развития рыночных отношений в России достаточно сложен и неэффективен. Отчасти, рыночные институты созданы и продолжают создаваться.
Не оправдались также
надежды правительства на привлечение
иностранного капитала. Неуверенная,
неясная политика государства
отражается на законодательстве,
которое не гарантирует
безопасность иностранных
инвестиций. С другой стороны,
государство не обеспечивает
поддержку отечественных
В связи с этим возникает объективная потребность корректировки государственной политики, более четкая ее целевая ориентация. Ощущается острая потребность в дальнейших научных исследованиях, способных придать импульс в развитии экономики России. Очевидно, что многие экономические проблемы России в значительной степени обусловлены также ее историческим наследством. Проводимые в стране научные исследования, направленные на преодоление кризисных явлений, обусловленных объективными и субъективными факторами, достаточно разнообразны. Однако, как показала практика, они не охватывают многие важные стороны производственной и финансовой политики.
Эта политика должна
включать такие важные рыночные
рычаги, как конкуренция, механизмы
повышения эффективности
Теоретической и методологической основой проведения исследования явились отечественных и зарубежных ученых различных школ и направлений, фундаментальные положения современной экономической науки, концепции правительственных органов и научных коллективов РФ по реформированию экономики.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список используемой литературы и графики.
1. Основные положения совершенной конкуренции
1.1Определение конкуренции и «невидимая рука» рынка.
В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как некое свойство рынка. Под конкуренцией подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. В этой связи важно различие терминов «конкуренция» и «соперничество». Термин «соперничество» относится к действительному поведению, тогда как термин «конкуренция» относится к определяющей строение рынка модели, используемой для предсказания поведения на определенном рынке. Поведение экономических агентов может иметь характер соперничества лишь при олигопольном строении рынка, когда их взаимозависимость положительна и достаточно высока. С другой стороны, поведение монополиста или полиполиста (участника рынка совершенной конкуренции) не может характеризоваться как соперничество, поскольку на рынках такого строения взаимозависимость экономических субъектов ничтожно мала.
Соперничество проявляется в предложении новых продуктов, улучшении качества уже выпускаемых, рекламировании своих продуктов, специальных мерах по продвижению их на рынок и т.п. Ярко выраженное соперничество может наблюдаться в поведении субъектов, которые в то же время не могут быть названы совершенными конкурентами. Но и наоборот, совершенная конкуренция наблюдается на тех рынках, где явное соперничество отсутствует. Таким образом, различие конкуренции и соперничества возникло лишь с развитием теории строения рынка.
Существует три подхода к определению конкуренции.
Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников. «Каждый индивидуум по необходимости работает для того, чтобы отдать обществу такой ежегодный доход, на который он способен. В целом он, однако, не пытается реализовать свой общественный интерес и не знает, насколько он его реализует. Он стремится только к своей собственной выгоде, им движет невидимая рука». [1, c. 76-78] «Дергая» за ниточки марионеток-предпринимателей, «рука» заставляет их действовать в соответствии с «идеальным» планом развития экономики, безжалостно вытесняет фирмы, занятые производством ненужной рынку продукции [2, c. 13]. «Невидимая рука» - желание фирм и поставщиков ресурсов получить наибольшую выгоду на конкурентных рынках с целью наилучшего обеспечения интересов общества в целом (максимального удовлетворения потребностей). [3,c.185].
В истории каждой развитой страны
бывали периоды, когда эти условия
настолько деформировали
Изучая деятельность фирм,
экономическая наука
Совершенная конкуренция
предполагает такой уровень организации
экономики, при котором общество
извлекает максимум полезности из наличных
ресурсов и технологий. Ресурсы эффективно
распределяются и в сфере производства,
и в сфере потребления. Фирмы
выпускают такой набор
1.2 Условия возникновения совершенной конкуренции.
Совершенная конкуренция может быть устойчива лишь в том случае, если присутствуют все необходимые условия:
Теоретически описанная выше ситуация, строго говоря, невозможна. Действительно, сдвиг кривой индивидуального предложения любого производителя неминуемо приведет к некоторому сдвигу кривой рыночного (суммарного) предложения, что вызовет изменение равновесной цены. Однако в реальной жизни небольшие фирмы обычно не влияют на рыночную цену. Чтобы устранить это противоречие малость субъектов рынка трактуют как ситуацию, в которой доля каждой фирмы в общем объеме продаж бесконечно мала, а число фирм отрасли бесконечно велико.
Фирма, имеющая свою продукцию на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой, т.к. эти фирмы не могут воздействовать на цену, они выступают как принимающие цену (ценополучатели).
В терминах теории полезности однородность продукта означает, что продукты разных производителей полностью взаимозаменяемы для каждого покупателя, причем предельная норма замещения одного продукта другим равна единице. В этом случае каждая кривая безразличия покупателя представляет собой отрезок прямой, наклоненный к осям координат под углом 450.
График 1. Однородность продукта.
На графике 1 кривая безразличия для продуктов двух разных производителей обозначена через АВ. Через X обозначено количество в наборе продукта первого производителя, а через Y – второго производителя.
В реальной жизни абсолютно
однородные продукты встречаются крайне
редко (дистиллированная вода, акции
корпорации, жетон метро). Высокой
степенью однородности обладают нефть,
сахар, помидоры. И уж совсем нельзя
считать однородными такие
Свободный вход в отрасль и выход из нее гарантируют, что между действующими в отрасли производителями не возникает соглашение о повышении цен посредством снижения выпуска. Любое повышение цен может привлечь в отрасль новые фирмы, которые увеличат объем предложения.
Информация о работе Невидимая рука рынка и совершенная конкуренция