Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 08:38, курсовая работа
Конкуренция является тем механизмом, посредством которого рынок выполняет свои функции. Конкуренция, состязательность между производителями позволяет наилучшим образом удовлетворять потребности людей и обеспечивать эффективное использование ограниченных ресурсов общества. Основные методы конкуренции - ценовая и неценовая. Различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию.
Сама конкуренция и научно-технический прогресс порождают тенденцию к монополизации рынка - установлению диктата продавца.
Во-первых, цена не может на длительное время опускаться ниже минимальных долгосрочных средних издержек, поскольку в такой ситуации фирма убыточна. Это следует из формулы, задающей величину прибыли фирмы в долгосрочном периоде:
П=Q(p — LRAC),
где Q — выпуск, p — цена продукта, LRAC — долгосрочные средние издержки.
Во-вторых, цена не может длительное время превышать минимальные долгосрочные средние издержки, поскольку в этой ситуации прибыль фирмы положительна. Цена будет снижаться до тех пор, пока вновь не достигнет минимума долгосрочных средних издержек.
График 6. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.
Тот факт, что прибыль
типичной фирмы в долгосрочном периоде
равна нулю, вовсе не означает, что
у предпринимателей нет стимула
к продолжению своего бизнеса. Та
минимальная прибыль, которая еще
стимулирует
Исследуем долгосрочное равновесие отрасли с неизменными средними издержками. Будем считать, что цена продукта увеличивается в результате сдвига вправо кривой рыночного спроса в краткосрочном периоде. Тогда объем предложения в отрасли в краткосрочном периоде также увеличится (закон предложения).
График 7. Предложение отрасли в долгосрочном периоде:
а) средние издержки неизменны;
б) средние издержки возрастают.
Кроме того, с течением времени
в отрасль войдут новые фирмы,
привлеченные повышенной ценой и
положительной экономической
2.3 Совершенная конкуренция и общественная эффективность.
Рыночная структура, имеет ряд неоспоримых преимуществ.
Аллокативная эффективность: p = MC. В условиях совершенной конкуренции цена товара (услуги) не превышает его предельных издержек. Это свидетельствует о том, что ресурсы общества распределены таким образом, чтобы максимизировать удовлетворение общественных потребностей. Совершенно конкурентный рынок производит не любую совокупность товаров, а такую их структуры, которая соответствует структуре совокупного спроса, то есть предпочтениям потребителей. Действительно, цена любого товара служит показателем предельной полезности блага для потребителя. Те потребители, которые ценят полезность продукта не меньше, чем это выражено ценой, готовы приобрести этот товар. Другими словами, каждый товар будет потребляться до точки, в которой предельная полезность уравнивается с рыночной ценой. При этом потребитель максимизирует полученную полезность.
С другой стороны, производитель сопоставляет цену с предельными издержками производства данного товара, то есть утраченными возможностями производства других товаров посредством тех же самых ресурсов. Руководствующийся принципом максимизации, предприниматель будет производить каждый продукт до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются.
Если потребление и производство регулируются уровнем цены, происходит совпадение интересов потребителя и производителя. Свободный рынок способен восстанавливать эффективность в использовании ресурсов, когда она нарушается динамическими изменениями в экономике. Рыночный механизм, или «невидимая рука рынка», автоматически осуществляет регулировку посредством переливов труда и капиталов из одного вида производства в другое. Повышение в силу фактора моды спроса на узкие брюки приведет к росту их цены. Это обусловит появление экономической прибыли в отрасли. Экономическая прибыль послужит стимулом к притоку труда и капитала и расширению производства узких брюк до той точки, пока MC не уравняются с их ценой. С другой стороны, будет происходить отток труда и капитала, скажем, из производства широких брюк, цена на которые упала из-за отсутствия спроса. Отток завершится тогда, когда предельные издержки сравняются с новым уровнем цен. Это не только максимизирует прибыли самостоятельных производителей, но одновременно создает такую структуру распределения ресурсов, которая максимизирует удовлетворение потребителей.
Производственная эффективность: p=ACmin. Производственная эффективность предполагает, что каждый необходимый обществу товар производится наименее дорогостоящим способом. Это достигается благодаря механизму свободного перераспределения ресурсов в ходе конкуренции. В приведенном выше примере производители узких брюк получают экономическую прибыль, а производители широких брюк несут экономические убытки. Однако это справедливо лишь для краткосрочного периода. Как только в результате перелива капитала и труда в обоих производствах устанавливается равновесие на уровне p = MC, и прибыль и убытки исчезают. Производители брюк всех фасонов в долгосрочном периоде будут получать только нормальную прибыль. Именно равенство цены с долгосрочными средними издержками обеспечит равновесие на рынке[13, c. 209].
Рыночная система распределения доходов неизбежно ведет к появлению имущественного неравенства. Экономическая дифференциация населения, которой не противодействует государственная политика, имеет тенденцию усиливаться и превращаться в дифференциацию социальную и политическую. Это не только прерывает социальную стабильность, но и становится мощным фактором усиления неэффективности экономики.
Рынок не всегда поощряет технические и технологические новшества. Поскольку достигаемый в результате нововведений экономический и конкурентный выигрыш является временным, появляется стремление «заморозить» нововведение, не дать ему распространиться среди конкурентов, монополизировать его использование [14,c.49].
3. Мониторинг совершенной конкуренции
3.1 Особенности конкуренции в России
С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.
Сейчас в России парадоксальная
ситуация: по мере расширения прав предприятий
и ограничение властных полномочий
органов управления все острей проявляется
монополизм, который выражается в
нарушении договорных обязательств,
и участившемся натуральном обмене.
Одним из факторов, тормозящих развитие
экономики на пути ее демократизации,
является государственная монополия
на предпринимательскую
В 2006г. в России принят Федеральный Закон «О защите конкуренции». В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС). По решению ФАС доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.
Основное внимание уделяется качественным параметрам экономического развития: повышению качества жизни, защите окружающей среды и др. Но уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен.
Этому способствуют несколько причин:
Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды. У него больше возможностей манипулировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы. Как показывает зарубежный опыт, чем выше доход малых предприятий, тем меньше безработица и больше конкуренция.
2011 год не принес России ощущения уверенности в завтрашнем дне, 2012 год характеризовался устойчивым ростом экономики России. Экономическая ситуация в России в 2013году много хуже, чем, к примеру, у Польши и Венгрии. Производительность труда упала до 19% от уровня США, хотя еще в 1991 году этот показатель был равен 30%, а в 1985 году он был равен 55%. Согласно отчету о конкурентоспособности экономики стран мира за 1999 год, публикуемому ежегодно Давосским форумом, Россия занимает последнее место из 59 включенных в обзор государств.
Для демонополизации экономики и развития конкуренции необходимо:
3.2 Конкуренция в Германии
Немецкие потребители в 2013 году должны примириться с ростом цены на продукты. Однако эксперты исходят из того, что всемирное удорожание сырья, такого как зерно, за счёт жёсткой конкуренции в торговле не переляжет в полном объёме на плечи покупателей.
2013-й год также не
изменит общие мировые
В то время как продовольственная индустрия Германии страдает от жёсткой конкуренции в торговле, клиенты извлекают из этого пользу. Они могут ориентироваться на то, что цены на продукты вырастут не намного больше, чем общая инфляция, которая в 2012 году составила примерно 2% (за 2011 год 2,3%, 1,1% в 2010 году и 0,4% - в 2009 году). По расчётам Федерального статистического ведомства и Федерального объединения германской пищевой промышленности (Bundesvereinigung der Deutschen Ernährungsindustrie, BVE) динамика цен на продукты питания с начала 90-х годов ниже индекса потребительских цен.
По сравнению со многими другими странами, немцы могут покупать продукты ещё сравнительно дёшево. Немецкие потребители тратят на продовольствие около 12% своих доходов. В Европе меньше них тратят только люксембуржцы (10,7%), ирландцы (10,3%) и британцы (9,1%). По сравнению со странами ЕС, в Германии маховик цен раскручивается медленно: если в других странах с 1996 года продукты подорожали на 36%, то в ФРГ только примерно на 21%.
Однако ожесточённая конкурентная борьба в области цен оказывает давление на дискаунтеры – магазины, торгующие со значительными скидками за счёт низких торговых затрат. Согласно прогнозам специалистов, самое позднее в 2016 году сеть Lidl оттеснит Aldi, автора принципа скидок и прежнего лидера мирового рынка, на второе место.
По данным Евростата, немецкие потребители платят за электроэнергию существенно больше своих соседей. Так, в 2010 году 1 киловатт-часов в Германии стоили в среднем 0,2438 евро, на январь 2011 год, стоимость 1 кВт·ч для населения составила в среднем 0,246 €[25]. На севере Италии, на ноябрь 2012 г., стоимость 1 кВт·ч для населения составила в среднем 0,0617€, во Франции – 12,89 евро, в Голландии – 16,96 евро, а в Австрии – 19,30. В Европе только в Дании потребители отдают за электроэнергию больше немцев – 0,2708 евро за 1 киловатт-часов.
Что касается цен на газ, то здесь Германия занимает среднюю позицию: 15,86 евро за один гигаджоуль (в Европе в среднем – 15,88).
Высокие цены на электричество в Германии эксперты объясняют слабой конкуренцией на рынке, который поделили между собой несколько крупных энергетических концернов.
Германии сейчас грозит дефицит электроэнергии. По словам президента по энергетическим сетям Маттиаса Курта (Matthias Kurth), в стране необходимо срочно строить новые линии электропередач с севера на юг. Иначе после отключения восьми АЭС уже этой зимой на юге Германии (где почти нет ветряных парков и где работали большинство отключённых АЭС) отдельные районы могут в пасмурный и безветренный день остаться без электричества.
3.3 Перспективы развития российско-германских экономических отношений.
Информация о работе Невидимая рука рынка и совершенная конкуренция