Невидимая рука рынка и совершенная конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 08:38, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция является тем механизмом, посредством которого рынок выполняет свои функции. Конкуренция, состязательность между производителями позволяет наилучшим образом удовлетворять потребности людей и обеспечивать эффективное использование ограниченных ресурсов общества. Основные методы конкуренции - ценовая и неценовая. Различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию.
Сама конкуренция и научно-технический прогресс порождают тенденцию к монополизации рынка - установлению диктата продавца.

Файлы: 1 файл

Nevidimaya_ruka.docx

— 771.25 Кб (Скачать файл)

Экономические связи между  Россией и Германией - пример добрососедских отношений. Во все времена Германия была важнейшим западным партнером России, а вследствие уменьшения объема товарообмена внутри СНГ теперь стала важнейшим торговым партнером России в мировом масштабе.

Количество немецких компаний на Российском рынке растет. 70% опрошенных немецких компаний будут расширять  свою деятельность в регионах. 26% немецких компаний имеют производство в регионах в различных сферах деятельности (см. диаграмму 1).

Диаграмму 1. Разделение по сферам деятельности [24].

Диаграмма 2 Начало новой деятельности/расширение уже имеющейся.

Начиная с 2012г. Предприятия  с производством в регионах планируют  снова начать инвестировать.

Две трети всех инвестиций предусмотрены для расширения уже имеющихся мощностей (см. диаграмму 2).

 

Диаграмма 2 Начало новой деятельности/расширение уже имеющейся.

 

Самый активный- Центральный регион, за ним следует Приволжский и Уральский ФО(см. диаграмму 3).

Диаграмма 3. Инвестиции по федеральным округам [23].

Решающие факторы выбора региона/ площадки:

    • Экономический потенциал
    • Инфраструктура
    • IT-инфраструктура и качество телекоммуникаций
    • Наличие и доступность источников энергии
    • Сотрудничество с деловыми партнерами
    • Уровень квалификации персонала (см. диаграмму 4).

 

Диаграмма 4. Оценка «жестких» критериев выбора [24].

Решающие факторы выбора региона/ площадки:

    • Экономический потенциал
    • Инфраструктура
    • IT-инфраструктура и качество телекоммуникаций
    • Наличие и доступность источников энергии
    • Сотрудничество с деловыми партнерами
    • Уровень квалификации персонала (см. диаграмму 4).

В экономических взаимоотношениях перед нами стоят новые стратегические ориентиры: если до сих пор основным звеном наших экономических связей была торговля, то в будущем им могли  бы стать инвестиции. Страна с таким  потенциалом, как у России, учитывая сохраняющиеся проблемы с платежным  балансом, не сможет постоянно покрывать  большую часть своих потребностей за счет импорта [16,c.95].

Учитывая финансовые трудности, испытываемые Россией, правительство и администрации, как в федеральном центре, так и в регионах, нередко не могут удержаться от принятия решений, которые на короткое время хоть и снижают отток валютных средств или способствуют поступлению доходов в государственный и региональные бюджеты, но в более дальней перспективе отпугивают столь важных для России инвесторов.

При этом германские предприятия  по-прежнему готовы вкладывать свой капитал  в России: фирма "БМВ" подписала  инвестиционный контракт на монтаж легковых автомобилей в Калининграде, "ИКЕА" (германское отделение) стремится открывать  в России мебельные центры и создавать  производственные предприятия.[17,c.97]

Основными чертами нового этапа российско-германских торгово-экономических  отношений будет их более динамичное и масштабное развитие.

Нет сомнения в том, что  реализация этих планов будет в значительной мере способствовать упрочению позиций  обеих стран в мировой экономической  системе. От сотрудничества выиграют обе  стороны. Это подтверждает вся история  наших послевоенных отношений [18,c.284].

Что касается перспектив развития импорта из Германии, то они будут  диктоваться возрастающими потребностями  экономики России в обновлении основных производственных фондов и глубокой модернизации предприятий практически во всех отраслях [19,c.39].

Основой развития двусторонних торговых отношений между Россией  и Германией должна стать реализация комплекса общих и специфических  мер, направленных на структурную перестройку  российской промышленности и повышение  ее конкурентоспособности. К числу  мер, выходящих за рамки российско-германских отношений, следует отнести активизацию  инвестиционного процесса, технико-технологическую  модернизацию производства, сдерживание  тарифов на транспортные перевозки, топливо и электроэнергию, распространение  энерго- и материалосберегающих технологий, создание государством благоприятных макроэкономических условий для развития отечественного бизнеса. Позиция Германии в области мировой торговли направлена на дальнейшую либерализацию международной торговли, устранение многолетних нетарифных барьеров, большую открытость рынков для товаров, услуг и капиталов. Немцы считают необходимым выработать комплекс мер по защите и либерализации условий для иностранных инвестиций, выступают против ограничений, сдерживающих конкуренцию.

Расширение объема и повышение  качества торгово-экономического сотрудничества в первую очередь зависит не от Германии, а от России, а именно: от ее успехов в формировании развитого  рыночного хозяйства и ее внешнеэкономической  стратегии, особенно в области диверсификации экспорта и привлечения иностранных  инвестиций.

В области торговли России, по всей видимости, до 2012 г. удастся  в лучшем случае лишь частично улучшить товарную структуру своего экспорта в Германию. Дальнейшее повышение  в нем доли готовых, особенно машинно-технических, в том числе высокотехнологичных, изделий потребует настойчивого поиска российскими производителями и экспортерами отдельных ниш на немецком рынке и вряд ли будет значительным в среднесрочном, а тем более краткосрочном периоде.

Проблема повышения удельного  веса готовых, особенно машинно-технических, изделий в российском экспорте стоит применительно к Германии в принципе так же, как и к другим развитым странам. Правда, поскольку Германия является мировым лидером в общем машиностроении и электротехнике, то здесь решить данную проблему особенно сложно.

Эта проблема не может быть решена без разработки по линии государства  комплексной программы стимулирования не сырьевого экспорта. Представляется, что принятая в 1996 г., но оставшаяся на бумаге Федеральная программа развития экспорта была продуманной и в достаточной мере учитывающий мировой опыт. Так, в соответствии с мировым опытом она предусматривала выделение 0,35% ВВП на стимулирование экспорта, но таких средств тогда не нашлось. Сегодня финансовый потенциал для этого имеется.

 

 

Заключение

Проведенный в данной работе анализ позволяет сделать следующие  выводы:

Конкуренция является тем  механизмом, посредством которого рынок  выполняет свои функции. Конкуренция, состязательность между производителями  позволяет наилучшим образом  удовлетворять потребности людей  и обеспечивать эффективное использование  ограниченных ресурсов общества. Основные методы конкуренции - ценовая и неценовая. Различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию.

Сама конкуренция и  научно-технический прогресс порождают  тенденцию к монополизации рынка - установлению диктата продавца. Современный  рынок - это рынок, сочетающий конкуренцию  и монополию - рынок несовершенной  конкуренции. Существуют три основных типа несовершенной конкуренции: чистая монополия, олигополия и монополистическая  конкуренция.

Совершенная конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции абсолютно эластичен, кривая спроса – горизонтальная линия. Фирма, со своей стороны, может продать по цене равновесия любое количество единиц товара.

Рыночная структура, организованная на основах чистой конкуренции, имеет  ряд  неоспоримых преимуществ  по сравнению с другими моделями рынка. Это позволяет экономистам  рассматривать совершенную рыночную конкуренцию как наиболее эффективную  систему распределения и использования  ограниченных ресурсов.

К числу преимуществ совершенной  конкуренции относят способность  к саморегулированию, в силу чего не требуется государственное вмешательство  в хозяйственную жизнь, экономятся общественные издержки управления.

Рыночный механизм конкуренции  ведет к концентрации производства и капитала и тем самым порождает  монополистические тенденции, которые  в любом обществе считаются нежелательными. В связи с этим возникает необходимость  государственной политики по поддержанию  конкурентной  среды и ограничению  монополистических проявлений.

Методы антимонопольной  политики:

1. Ограничительные меры.

2.  Контроль над усилением экономической концентрации.

3.  Запрет на недобросовестную конкуренцию.

4.  Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию.

5.  Реестр как инструмент антимонопольного контроля

Пока уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен. Называются несколько  причин:

• Приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;

• Принудительная реструктуризация предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;

• Малый бизнес так и не получил должного развития.

Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось  при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно  не только ограничивать монополизм и  злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать  конкурентную среду, проявляя политическую волю.

 

Список используемой литературы

  1. Асташин В. В. История международных отношений и внешней политики России. М.: Изд-во «Феникс», 2010г., 384с.
  2. Микроэкономика. Основы общественного производства: Учеб. пособие / Савелло Л. Л., Иванова М. А., Карташов Б. А., Андреев Г. Н.; Под. ред. Л. С. Шаховской / ВолгГТУ. Волгоград. 2008г., 80 с.
  3. Мэнкью, Н. Г. Принципы микроэкономики : учеб. для вузов / Н. Грегори Мэнкью ; пер. с англ. В. Кузин. – СПб. : Питер, 2012г., 585 с.
  4. Джуха, В. М. Экономика отраслевых рынков : учеб. пос. / В. М. Джуха, – М. : КноРус, 2012г., 283 с.
  5. Капканщиков, С. Г. Государственное регулирование экономики : учеб. пособие по специальности "Гос. и муницип. упр."/ С. Г. Капканщиков. – М. : КноРус, 2012г., 517 с.
  6. Орехов, А. М. Методы экономических исследований : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Экономика"/ А. М. Орехов. – М . : ИНФРА-М, 2013г., 342 с.
  7. Пол Самуэльсон, Вильям Нордхаус «Экономика»; 2012г.,1360 с
  8. Микроэкономика. Основы теории рыночной экономики: Учеб. пособие /Савелло Л. Л., Иванова М. А., Карташов Б. А., Андреев Г. Н. Под ред. Л. С. Шаховской. ВолгГТУ. Волгоград. 2008г.,354с.
  9. Экономика. Микроэкономика + Макроэкономика. 18-е издание, Пол Самуэльсон, Вильям Нордхаус; 2009г.,1360с.
  10. Липсиц И.В. «Экономика», М.:изд-во «Вита-Пресс», кн.2, 2009г.,-110с.
  11. Симоненко, Н. Н. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика фирмы : учебник для аспирантов, студентов-магистров и студентов вузов, обучающихся по направлению "Экономика" и экон. специальностям / Н. Н. Симоненко, В. Н. Симоненко. – М. : Магистр : ИНФРА-М, 2012г.,508 с.
  12. Нуреев Р.М. «Курс микроэкономики» М., 2000г.,-542с.
  13. Салимжанов И.К. Цены и ценообразование - М.:Проспект, 2008г.,-465с.
  14. Светуньков С.Г., Литвинов А.А. «Конкуренция и предпринимательские решения» Ульяновск, 2009г.,- с.598с.
  15. Микроэкономика: учебно-методическое пособие для вузов. Голиков М.Н. – Псков: Изд-во ПГПУ, 2008г.,423с.
  16. Фатхутдинов Р.А. «Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление» М., 2008г.,-358с.
  17. Эрнст-Йорг фон Штуднитц. Посол Федеративной Республики Германия в Российской Федерации;
  18. Юданов А. Ю Конкуренция: теория и практика - М.: Гном-Пресс, 2009г.,-674с.
  19. Deutschland will Russland bei Schuldenabbau helfen // Handelsblatt 2000 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.handelsblatt.com/archiv/deutschland-will-russland-bei-schuldenabbau-helfen;356345 Загл. с экрана;
  20. http://www.rg.ru/2012/04/11/moloko.html
  21. http://www.rg-rb.de/index.php?option=com_rg&task=item&id=1946&Itemid=13
  22. http://www.sdelanounih.ru/nevidimaya-ruka-rynka-obiraet-naselenie-germanii-i-francii-v-polzu-superbogatyx/
  23. http://www.rg-rb.de/index.php?option=com_rg&task=item&id=7899&Itemid=13
  24. http://www.rg-rb.de/index.php?option=com_rg&task=item&id=9155&Itemid=0

25.Europe’s Energy Portal " Prices for Fuels, Power & Gas

 


Информация о работе Невидимая рука рынка и совершенная конкуренция