Нормативно-правовая база обеспечения качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:24, реферат

Описание работы

В современных условиях развития экономики во всех странах мира остро стоят проблемы гарантирования качества материальных товаров и услуг, предлагаемых потребителям. Особое значение приобретают и тесно связанные с этим вопросы безопасности продукции и услуг, производственных процессов, а также процессов реализации, хранения, перевозки, эксплуатации и утилизации продуктов труда.

Файлы: 1 файл

лекция.docx

— 178.68 Кб (Скачать файл)

1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА  ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА

1.1 ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ

В Российской Федерации для  обеспечения решения данных проблем  в декабре 2002т. принят закон «О техническом  регулировании». Техническое регулирование - это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения па добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

В современных условиях развития экономики во всех странах мира остро  стоят проблемы гарантирования качества материальных товаров и услуг, предлагаемых потребителям. Особое значение приобретают  и тесно связанные с этим вопросы  безопасности продукции и услуг, производственных процессов, а также  процессов реализации, хранения, перевозки, эксплуатации и утилизации продуктов  труда.

1.2 ОБЛАСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ

В законе четко устанавливаются  области технического регулирования. Это обязательные требования и требования к объектам технического регулирования, принимаемые на добровольной основе, а также оценка соответствия данных объектов.

К объектам технического регулирования относятся материальная продукция, различные услуги и работы, а также процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продуктов труда.

В системе технического регулирования  Российской Федерации применяются  следующие документы.

технические регламенты, требования которых являются обязательными  для исполнения на территории и всеми  организациями Российской Федерации;

стандарты, устанавливающие  требования, принимаемые организациями  на добровольной основе;

сертификаты для оценки и  подтверждения соответствия продукции  или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или  оказание услуг требованиям технических  регламентов или рекомендуемым  нормам стандартов.

Техническое регулирование  в нашей стране с 2003 г. строится на новых принципах. Основными принципами технического регулирования являются следующие:

  • Обеспечение применения единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
  • Обеспечение соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
  • независимость органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов,. исполнителей и приобретателей
  • .единая система и правила аккредитации;
  • единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
  • единство применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
  • недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении
  • аккредитации и сертификации;
  • недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

недопустимость внебюджетного  финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

В Российской Федерации могут  применяться общие технические  регламенты и специальные технические  регламенты.

Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых  видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Такие регламенты принимаются  для решения следующих проблем:

  • безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования;

безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного  использования прилегающих к  ним территорий;

  • пожарной безопасности;
  • биологической безопасности;
  • электромагнитной совместимости;
  • экологической безопасности;
  • ядерной и радиационной безопасности.

Требованиями специального технического регламента учитываются  технологические и иные особенности  отдельных видов продукции, процессов  производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Специальные технические  регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам  продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых  цели не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов, а степень риска причинения вреда  выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.

При этом обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации могут определяться совокупностью  требований общих технических регламентов  и специальных технических регламентов.

Технический регламент может  быть принят международным договором (в том числе договором с государствами - участниками Содружества Независимых Государств), подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В этом случае проект технического регламента также разрабатывается в упрощенном порядке.

Проведенное нами рассмотрение порядка разработки и принятия технических  регламентов позволяет сделать  вывод о том, что он, с одной  стороны, призван защитить потребителей и окружающую среду от вредных  продуктов труда, а с другой —  направлен па минимальное ограничение  предпринимательской деятельности в Российской Федерации, создание условий длящее дальнейшего развития.



 

Нормативно-правовая база обеспечения качества продукции строится с широким использованием двух развитых и широко распространенных во всем мире систем: стандартизации и сертификации.

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Таким образом, деятельность по стандартизации предусматривает  достижение оптимальной степени  упорядочения в определенной области  посредством установления положений  для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач. В частности, эта деятельность проявляется при разработке, опубликовании и применении стандартов.

Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия' продукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле и содействие научно-техническому сотрудничеству.

Объектами, стандартизации могут быть продукция, процесс, услуга, система, требования, методы и т.д. Основным итогом деятельности по стандартизации является стандарт.

Международная организация  по стандартизации (ИСО) определила стандарт как документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются  для всеобщего и многократного  использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных  видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. При этом под консенсусом (согласием) понимают общее согласие, характеризующееся отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, стремлением учесть мнения всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения. Иными словами, консенсус не предполагает полного единодушия.

По определению, данному в законе Российской Федерации  «О техническом регулировании», стандарт — это документ, в котором в  целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Важнейшими результатами деятельности но стандартизации являются обеспечение безопасности продукции и процессов, повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле и содействие научно- техническому сотрудничеству.

Стандартизация  осуществляется в соответствии со следующими принципами:

• добровольного  применения стандартов;

е максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

в максимально возможного применения международных стандартов;

  • недопустимости создания препятствии производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;
  • недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
  • обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

 Различают международную, региональную и национальную стандартизацию.

Международная стандартизация — это стандартизация, участие  в которой открыто для соответствующих органов всех стран.

Региональная стандартизация — стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов стран только одного географического, политического или экономического района мира.

Национальная стандартизация — стандартизация, которая проводится на уровне одной страны. Внутри страны стандартизация может осуществляться на уровне отрасли или сектора экономики (например, на уровне министерств), на уровне провинций или местном уровне, на уровне ассоциаций или фирм в промышленности, а также на отдельных фабриках, заводах и в учреждениях.

Российская Федерация имеет свою национальную систему стандартизации, включающую следующие документы в области стандартизации. Во-первых, это национальные стандарты, т.е. государственные стандарты Российской Федерации (обозначаются «ГОСТ Р»). К ним относятся собственные стандарты РФ, разработанные российскими специалистами. Во-вторых, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандаpтизaции. Далee, это применяемые в установленном порядке общероссийские классификаторы технико- экономической и социальной информации. И, наконец это стандарты организаций. Такие стандарты разрабатываются и утверждаются внутри организаций. Как правило, они распространяются на продукцию, процессы, методы, системы и т.п. применительно к конкретным организациям.

В форме национальных стандартов на территории Российской Федерации могут применяться международные стандарты, и в частности стандарты стран Содружества Независимых Государств (обозначаются «ГОСТ»), включающие государственные стандарты, разработанные в период существования СССР и признанные необходимыми для применения странами Содружества в целях обеспечения более эффективного сотрудничества организаций данных стран.

При этом возможны два варианта применения международных стандартов в Российской Федерации. Во-первых, в виде прямого применения международных стандартов, предусматривающего их прямой перевод или принятие как основы для разработки национального стандарта. Во-вторых, в форме косвенного применения данных стандартов, при котором могут быть существенные отличия от оригинала. Косвенное применение допускается в тех случаях, когда прямое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим, географическим, техническим, технологическим и другим особенностям Российской Федерации, а также, если Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения.

Особое место среди  стандартов в Российской Федерации  занимают «Общероссийские классификаторы технико-экономической информации». Они служат для классификации видов, подвидов и модификаций продукции, услуг, процессов, их кодирования, обеспечения автоматизированного выбора, учета и применения материалов, комплектующих и готовой продукции по кодам электронно-математической и статистической обработки информации. Это в современных условиях исключительно актуально, в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов.

Применение таких классификаторов  позволяет не только резко повысить эффективность маркетинговых исследований, разработки, производства, реализации, использования по назначению и утилизации продукции, но и кардинально улучшить финансовую, налоговую, "банковскую и многие другие виды деятельности.

Таким образом, российская система  стандартизации включает национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, а также правила их разработки и применения. При этом все национальные стандарты применяются на добровольной основе независимо от страны, места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок. Это же относится и к лицам, являющимся изготовителями, исполнителями, продавцами или приобретателями продуктов труда. Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

Особый порядок применения имеют общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. Эти нормативные документы  обязательны для применения при  создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и  межведомственном обмене информацией. Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в  социально- экономической области  устанавливается Правительством Российской Федерации. Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, объединений  юридических лип могут разрабатываться  и утверждаться ими самостоятельно. Соответственно и порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно. Целью их применения может быть совершенствование производства и обеспечение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также распространение и использование полученных в различных областях знаний результатов исследований, измерений и разработок.

Информация о работе Нормативно-правовая база обеспечения качества