Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:24, реферат
В современных условиях развития экономики во всех странах мира остро стоят проблемы гарантирования качества материальных товаров и услуг, предлагаемых потребителям. Особое значение приобретают и тесно связанные с этим вопросы безопасности продукции и услуг, производственных процессов, а также процессов реализации, хранения, перевозки, эксплуатации и утилизации продуктов труда.
Завершая рассмотрение стандартов
ИСО серии 9000 версии 2000 г., можно сделать
вывод о том, что в конечном
итоге система менеджмента
В заключение отметим, что, несмотря на рекомендательный характер стандартов, их несоблюдение, как правило, резко снижает конкурентоспособность продукта труда и ограничивает сферы его реализации или исключает ее полностью. Усиление роли и значения стандартизации связано с широким распространением и развитием сертификации. Поэтому для успешной коммерческой деятельности товаропроизводителям следует изучать и применять стандарты в своей повседневной практике.
Сертификация является формой подтверждения соответствия продукции, услуг, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ или иных объектов техническим регламентам, стандартам и условиям договоров.
Под сертификацией соответствия
понимают действие третьей стороны,
доказывающее, что обеспечивается необходимая
уверенность в том, что должным
образом идентифицированные продукция,
процесс, система или услуга соответствуют
конкретному стандарту или
Сертификат соответствия
— это документ, изданный в соответствии
с правилами системы
Основная первоначальная
причина появления сертификации
повышение
Такие фирмы начали использовать репутацию фирм, качеству которых верил потребитель, как фактор, обеспечивающий гарантированность качества их продукции. Это своего рода доказательная реклама качества продуктов фирм с относительно низким имиджем в области качества.
На рисунке 1.2 представлены основные проблемы, связанные с качеством, возникающие в условиях рынка потребителя. Следует указать, что многие из них существуют и в условиях экономики с централизованным планированием. Однако в условиях жесткой конкуренции приведенные проблемы особенно обостряются, определяя будущее организаций, выходящих на рынки, сбыта со своей продукцией. Сертификация явилась
средством, помогающим решать проблемы гарантирования качества.
На рис. 1.3 показаны процессы управления, улучшения и гарантирования качества. Как из него следует, с помощью непрерывных процессов управления качеством — цикла PDCA, состоящего из последовательных фаз: Р (Plan) — планирования (определение целей и задач, определение способов достижения целей), D (Do) — выполнения (обучение и подготовка кадров, проведение работ), проверки С (Check) — определение и оценка результатов выполненных работ) и A (Activity) — действия (разработка и реализация управляющих воздействий) — производители добиваются непрерывного улучшения качества.
Рис. 1.2. Проблемы гарантирования качества в условиях рынка потребителя
Рис. 1.3. Процессы управления, улучшения и гарантирования качества
Однако достигнутый фирмой уровень качества необходимо закрепить, обеспечив соответствующее гарантирование.
Очевидно, что рассмотренная сертификация является добро вольной. Высокая эффективность сертификации позволила этой системе гарантирования качества быстро завоевать популярность и стать не только важнейшим инструментом обеспечения конкурентоспособности, но и средством защиты потребителя и окружающей среды.
Это обусловило появление обязательной сертификации, которой подлежат все виды продукции, потенциально опасные для жизни, здоровья человека и окружающей среды, способные привести к причинению вреда имуществу потребителя, негативно влиять на другие объекты, используемые человеком.
В соответствии с законом о техническом регулировании в Российской Федерации возможны два вида подтверждения соответствия: добровольное подтверждение соответствия и обязательное подтверждение соответствия.
При этом если добровольное подтверждение соответствия осуществляется только в форме добровольной сертификации, то обязательное подтверждение соответствия осуществляется в двух формах: принятия декларации о соответствии (декларирования соответствия) и обязательной сертификации.
В соответствии с законом о техническом регулировании подтверждение соответствия осуществляется в целях:
е удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;
по территории Российской федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.
Закон устанавливает и следующие принципы подтверждения соответствия:
Система добровольной сертификации
может быть создана юридическим
лицом или индивидуальным предпринимателем
или несколькими юридическими лицами
или индивидуальными
системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют орган по сертификации и участников данной системы добровольной сертификации. Данной системой может предусматриваться применение знака соответствия. Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Добровольная сертификация осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.
Законом о техническом
регулировании
Как уже отмечалось, при обязательном подтверждении соответствия возможны декларирование соответствия или обязательной сертификации. Декларирование соответствия может осуществляться по одной из следующих схем:
При декларировании соответствия
круг возможных заявителей устанавливается
соответствующим техническим
Как установлено законом
о техническом регулировании, форма
декларации о соответствии утверждается
федеральным органом
Система обязательной сертификации Российской Федерации представлена на рисунке 5.5. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с зaявитeлeм. Виды продукции, подлежащей обязательной сертификации, схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, и сроки действия сертификатов устанавливаются соответствующими техническими регламентами, а соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.
Орган по сертификации на основании закона о техническом регулировании проводит следующую работу:
э обеспечивает предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации;
Аккредитованные испытательные лаборатории (центры) проводят исследования (испытания) и измерения продукции в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по сертификации. При этом органы по сертификации не имеют право предоставлять аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) сведения о заявителе.
Аккредитация органов
по сертификации и испытательных
лабораторий (центров) осуществляется
органами по аккредитации, руководимыми
Федеральным органом
Аккредитованная испытательная лаборатория, (центр) оформляет результаты исследований (испытаний) и измерений соответствующими протоколами, на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия. Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено, маркируется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом знаком обращения на рынке. Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством Российской Федерации. Следует отметить, что этот знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях. Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов исследованиями (испытаниями) и измерениями не подтверждено, не должна маркироваться знаком обращения на рынке.
Как установлено законом
о техническом регулировании, государственный
контроль (надзор) за соблюдением требований
технических регламентов
Следует отметить, что в международной практике для обеспечения уверенности общества и потребителей в соответствии продукта, процесса, услуги техническому регламенту, стандарту, договору, системе добровольной сертификации и в способности фирмы точно и стабильно повторять требуемое качество в необходимых количествах (сериях) применительно к разновидности объектов сертификации сложились два вида сертификации.
Информация о работе Нормативно-правовая база обеспечения качества