Нормативно-правовое регулирование оценочной деятельности: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 20:28, статья

Описание работы

Важным шагом в данном направлении является отмена лицензирования отдельных видов деятельности, оценочной в том числе. В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2005 г. N 200-ФЗ "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" с 1 июля 2006 года прекращено лицензирование оценочной деятельности. Этот факт изменил всю систему принципов и механизмов регулирования деятельности оценщиков и сместил вектор с государственного регулирования предпринимательской деятельности на регулирование профессиональной деятельности в сфере независимой оценки.

Файлы: 1 файл

статья оценка.docx

— 37.54 Кб (Скачать файл)

Тема интервью: "Нормативно-правовое регулирование оценочной деятельности: проблемы и перспективы развития".

 

Основная задача действующей  редакции Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" — ослабить государственное регулирование  оценочной деятельности и усилить  влияние саморегулирования в  профессиональном движении оценщиков.

Важным шагом в данном направлении является отмена лицензирования отдельных видов деятельности, оценочной  в том числе. В соответствии с  Федеральным законом от 31.12.2005 г. N 200-ФЗ "О внесении изменений в  статью 18 Федерального закона "О  лицензировании отдельных видов  деятельности" с 1 июля 2006 года прекращено лицензирование оценочной деятельности. Этот факт изменил всю систему  принципов и механизмов регулирования  деятельности оценщиков и сместил  вектор с государственного регулирования  предпринимательской деятельности на регулирование профессиональной деятельности в сфере независимой  оценки.

В этой ситуации важная роль отводится профессиональным объединениям оценщиков, которые должны заслужить  определенное доверие и положение  на этом рынке, во многом — качеством  оказания услуг по оценке имущества.

В соответствии со ст.15 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной  деятельности в Российской Федерации" оценщик обязан быть членом одной  из саморегулируемых организаций оценщиков. Саморегулируемые организации способствуют развитию профессии посредством  организации дополнительного обучения и повышения квалификации своих  членов, установления этических норм и профессиональных правил, контролируют работу своих членов на предмет соблюдения требований законодательства, федеральных  стандартов оценки, а также стандартов и правил оценочной деятельности и профессиональной этики.

Помимо этого саморегулируемые организации оценщиков выступают  гарантом перед потребителями оценочных  услуг за деятельность своих членом. Для этих целей они формируют  компенсационный фонд для обеспечения  ответственности своих членов, который  расходуется только в том случае, если для покрытия ущерба, нанесенного  виновными действиями оценщика, не хватает суммы страховки. В некоторых  случаях саморегулируемые организации  вправе применять меры дисциплинарного  воздействия к своим членам, вплоть до исключения из состава членов, что  фактически является лишением права  заниматься оценочной деятельностью.

Государственная политика в  области оценочной деятельности определяет основные требования к оценщикам  и оценочной деятельности, устанавливает  правовые основы деятельности негосударственных  организаций.

В соответствии с п.1 Положения  о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного  постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 437, Минэкономразвития  России является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере оценочной  деятельности. В настоящее время  Минэкономразвития России разработаны  три базовых федеральных стандарта  оценки: "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки" (ФСО N 1), "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2) и "Требования к отчету об оценке" (ФСО N 3).

 

В дальнейшем функцию по разработке федеральных стандартов оценки в  соответствии со ст. 24.10 Федерального закона "Об оценочной деятельности" будет  осуществлять Национальный совет по оценочной деятельности.

Национальным советом  является некоммерческая организация, созданная саморегулируемыми организациями  оценщиков, зарегистрированная уполномоченным федеральным органом, членами которой  являются более чем пятьдесят  процентов саморегулируемых организаций  оценщиков, объединяющих более чем  пятьдесят процентов всех оценщиков.

Национальный совет по оценочной деятельности участвует  в разработке государственной политики в сфере оценочной деятельности, разрабатывает федеральные стандарты  оценки, рассматривает проекты нормативных  правовых актов и дает рекомендации по их утверждению уполномоченным федеральным  органом, разрабатывает кодекс этики  оценщиков и т.д.

В ходе интернет-интервью планируется  обсудить актуальные вопросы в сфере  оценочной деятельности, а также  причины принятия изменений в  Федеральный закон "Об оценочной  деятельности", направленность изменений, ответственность оценщика в случае неправильной оценки, перспективы оценочной  деятельности и роль стандартов, а  также меры, предпринимаемые Департаментом  корпоративного управления Минэкономразвития  России для дальнейшего совершенствования  законодательства в области оценочной  деятельности.

На эти и другие актуальные вопросы аудитории в ходе интернет-интервью ответит заместитель директора Департамента корпоративного управления Министерства экономического развития Российской Федерации Скрипичников Дмитрий Валерьевич.

К моменту начала нашего интервью поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим  предложить нашему уважаемому гостю.

 

Ведущая: Первый блок вопросов касается нормативно-правового регулирования  в сфере оценочной деятельности. Дмитрий Валерьевич, скажите, пожалуйста, каковы очередные шаги Департамента корпоративного управления Министерства экономического развития в дальнейшем совершенствовании законодательства в области оценочной деятельности?

 

Скрипичников Д. В.: Добрый день, уважаемая аудитория! Спасибо за вопрос. Что касается наших перспективных шагов, то их в настоящее время в проработке несколько. Прежде всего, это законопроект, который находится в Госдуме и внесен депутатами. Он касается кадастровой оценки и процедур кадастровой оценки недвижимости. С учетом позиции государства по этому вопросу депутатом В.С. Плескачевским были подготовлены соответствующие поправки в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Данное направление является одним из наиболее актуальных на осеннюю сессию: введение системы досудебного регулирования споров и массовой оценки недвижимости. Второй блок — это законодательные изменения, связанные с ответственностью и налогообложением лиц, осуществляющих профессиональную деятельность. Сейчас разработаны соответствующие поправки, которые обеспечивают механизмы ответственности не только для оценщиков, но других лиц, таких как арбитражные управляющие и будущие профессионалы в других сферах. Ряд поправок касаются вопросов процедуры налогообложения и системы налогового контроля. В стадии разработки находится внесенный в Правительство РФ проект Постановления, который приводит акты Правительства РФ в соответствие с последними изменениями в сфере законодательства об оценочной деятельности. Кроме того, сейчас Минэкономразвития России совместно Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Роснедвижимостью разрабатывает методические рекомендации по кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения. Это четыре ключевых направления, прорабатываемых в настоящий момент.

 

Ведущая: Скажите, пожалуйста, с чем была связана необходимость  принятия последних изменений в  Федеральный закон "Об оценочной  деятельности в Российской Федерации"? Планируются ли в ближайшей перспективе  какие-то дальнейшие изменения в  данном направлении?

 

Скрипичников Д. В.: Последние наиболее существенные изменения в данном направлении, на наш взгляд, заключаются в ведении саморегулирования в сфере оценочной деятельности. Обусловлено это, прежде всего, публичным характером деятельности оценщика, необходимостью обеспечения профессиональных стандартов работы, стандартов качества, стандартов ответственности. Мы много дискутировали, много раз говорили, что реальным механизмом обеспечения ответственности профессиональных стандартов является саморегулирование. Для того чтобы качественно повысить уровень оценочной деятельности, уровень оценки в Российской Федерации, был введен механизм саморегулирования. Последние менее существенные изменения касались продления сроков переходного периода, что, безусловно, было обусловлено сложностями становления саморегулирования, необходимостью самообеспечения непрерывности оценки и спокойного эволюционного перехода от системы лицензирования к системе саморегулирования. Этот переход состоялся, поэтому мы к настоящему моменту можем констатировать тот факт, что саморегулирование начало работать.

 

Ведущая: Следующий вопрос поступил от Макаровой Елены из Липецка. Согласно ст. 4 Федерального закона N135-ФЗ "Об оценочной деятельности", оценщик  может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной  практикой, а также на основании  трудового договора между оценщиком  и юридическим лицом, который  соответствует условиям, установленным  статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Как следует истолковывать сочетание "а также": как "и" или как "или" в ст. 4 данного Закона? Может ли оценщик одновременно заниматься частной практикой и работать по трудовому договору в организации, занимающейся оценочной деятельностью?

 

Скрипичников Д. В.: В данном случае необходимо руководствоваться нормами Трудового кодекса Российской Федерации и условиями, предъявляемыми работодателем к оценщику. Если между работодателем и оценщиком имеется взаимное согласие, а также отсутствуют какие-либо ограничения в трудовом договоре, заключенным оценщиком и юридически, то, на наш взгляд, ничто не препятствует оценщику одновременно осуществлять оценочную деятельность в рамках частной практики.

 

Ведущая: Правительством Российской Федерации были внесены изменения  в Правила проведения государственной  кадастровой оценки земель, где организация  проведения государственной кадастровой  оценки земель осуществляется Федеральным  агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ  привлекаются оценщики или юридические  лица, имеющие право на заключение договора об оценке в соответствии с требованиями, установленными Федеральным  законом "О размещении заказов  на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд". Будут  ли вноситься изменения в федеральное  законодательство, связанные с этими  изменениями? Каковы действия Министерства экономического развития РФ в данном направлении?

 

Скрипичников Д. В.: Указанные изменения были подготовлены Министерством экономического развития Российской Федерации. Главная цель изменений заключалась в обеспечении проведения именно оценщиками работ по кадастровой оценке. В настоящее время в Госдуме России, как я уже говорил, находится проект Федерального закона, который устанавливает процедуру кадастровой оценки. Внесения иных изменений в акты Правительства Российской Федерации до проработки данного законопроекта в этой области не планируется.

 

Ведущая: Как должен поступить  оценщик, если в соответствии с условиями  договора на оценку им приняты обязательства  по сохранению конфиденциальности информации (всего 2 бумажных копии отчета, уничтожение  оригинала на машинном носителе), однако СРО при проведении проверки требует  предоставления отчета для экспертизы как в бумажном, так и в электронном виде? Как быть в данной ситуации?

 

Скрипичников Д. В.: В своей профессиональной деятельности оценщик должен руководствоваться российским законодательством, в частности Федеральным законом от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", Федеральным законом от 01.12.2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", Федеральными стандартами оценки, а также следовать требованиям и стандартам, разработанным саморегулируемой организацией, членом которой он является.

 Саморегулируемая организация, в свою очередь, в соответствии с частями 5 и 6 ст. 7 Федерального закона от 01.12.2007 г. N 315-ФЗ, должна предусмотреть способы получения, использования, обработки, хранения и защиты информации, неправомерное использование которой работниками саморегулируемой организации может причинить моральный вред и (или) имущественный ущерб членам саморегулируемой организации или создать предпосылки для причинения такого вреда и (или) ущерба. Саморегулируемая организация несет перед своими членами ответственность за действия работников саморегулируемой организации, связанные с неправомерным использованием информации, ставшей известной им в силу служебного положения.

 Оценщик же не вправе  заключать договор, который будет  противоречить правилам и порядку  контроля или экспертизы, установленным  СРО, членом которой он является.

 

Ведущая: В сложившейся  практике к отчету оценщика должны прикладываться документы оценщика (копии лицензии, страховки, всевозможных свидетельств и т.д.), а сам отчет  нумеруется, прошивается и заверяется печатью. В связи с этим у меня два вопроса. Первый: ФЗ не содержит сведений о том, как должны быть заверены копии этих документов - нотариально  или организацией, а проверяющий  орган зачастую пользуется данной ситуацией  и трактует ее каждый раз по-разному? Второй: на практике нередки случаи, когда отчет состоит из 150 и  более листов и выполнить эти  требования очень и очень трудно, как быть в подобной ситуации?

 

Скрипичников Д. В.: Порядок заверения копий документов регламентируется Указом Президиума ВС СССР от 04.08.1983 N 9779-X (ред. от 08.12.2003) "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан", а также Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденными Верховным советом Российской Федерации 11 февраля 1993 года N 4462-1. Этими же документами руководствуются органы государственной власти

 Что касается второй  части вопроса, то для соблюдения  требований закона об оценочной  деятельности в части надлежащего  оформления отчет можно разделить  на тома, а в самом отчете  сделать оговорку о том, что  отчет составлен в количестве, например, четырех томов, которые  являются неотъемлемой частью  отчета.

Информация о работе Нормативно-правовое регулирование оценочной деятельности: проблемы и перспективы развития