Нормативно-правовое регулирование оценочной деятельности: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 20:28, статья

Описание работы

Важным шагом в данном направлении является отмена лицензирования отдельных видов деятельности, оценочной в том числе. В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2005 г. N 200-ФЗ "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" с 1 июля 2006 года прекращено лицензирование оценочной деятельности. Этот факт изменил всю систему принципов и механизмов регулирования деятельности оценщиков и сместил вектор с государственного регулирования предпринимательской деятельности на регулирование профессиональной деятельности в сфере независимой оценки.

Файлы: 1 файл

статья оценка.docx

— 37.54 Кб (Скачать файл)

 

Ведущая: Мы переходим к  следующему блоку вопросов, которые  касаются федеральных стандартов оценки. И следующий вопрос задает Надежда  Викторовна из Москвы. Как вы оцениваете предложения по введению требования о наличии у оценщика высшего  или второго высшего образования  по специальности, содержащиеся в разрабатываемом ФСО-4? Будут ли какие-либо альтернативы для профессиональных оценщиков, имеющих большой стаж и затративших немалые средства на курсы повышения квалификации?

 

Скрипичников Д. В.: Прежде всего, хочу сказать, что требования и проект некоего документа, который здесь, видимо, имеется в виду - это всего лишь обсуждение внутри самого профессионального сообщества. Функция по разработке федеральных стандартов оценки в настоящее время переходит к Национальному совету по оценочной деятельности, их утверждение — функция органа государственной власти, осуществляющего нормативное правовое регулирование оценочной деятельности, т.е. Минэкономразвития России.

 Согласно статье 21 Закона об оценочной деятельности профессиональное обучение оценщиков осуществляется высшими государственными или частными учебными заведениями, специально создаваемыми для этой цели, или на базе факультетов отделений, кафедр) высших государственных или частных учебных заведений, имеющих право осуществлять такое обучение в соответствии с законодательством Российской Федерации. На указанные образовательные учреждения распространяются требования законодательства Российской Федерации в области образования.

 Федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим  функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере образования  согласно пункту 1 Положения о  Министерстве образования и науки  Российской Федерации, утвержденного  постановлением Правительства Российской  Федерации от 15 июня 2004 г. 280, является  Министерство образования и науки  Российской Федерации.

 Минэкономразвития России  наделено же полномочиями, по  утверждению федеральных стандартов  оценки, я подчеркиваю — именно  оценки, а не образования, собственно  говоря, как Национальный совет  по оценочной деятельности наделен  полномочиями по их разработке.

 Таким образом, на  наш взгляд, вопрос о дополнительном  повышении требований к образованию  и квалификации оценщиков - это  вопрос исключительно самого  профессионального сообщества, а  не федеральных стандартов оценки. Наличие специального высшего  образования в области оценочной  деятельности не предусмотрено  действующим законодательством,  это не предусмотрено и Базельским соглашением — такого вида высшего образования нет. Наверное, могут быть повышены какие-то требования к оценщику, но это вопрос, который необходимо обращать к самому оценочному сообществу, к СРО оценщиков, которые должны определиться хотят ли они повысить профессиональные требования к образованию лиц, которых они будут принимать в свои члены или нет.

 

Ведущая: Ведется ли Министерством  экономического развития Российской Федерации  какая-либо работа по разработке единых федеральных стандартов оценочной  деятельности? И какие международные  стандарты учитываются (применяются) при этом на данный момент?

 

Скрипичников Д. В.: Мы выпустили три стандарта, которые были зарегистрированы в прошлом году. С момента образования Национального совета по оценочной деятельности основной функционал по разработке и стандартизации деятельности переходит к нему. Мы будем рассматривать те стандарты, которые будут нам предоставляться Национальным советом в рамках своей компетенции, определенной законом "Об оценочной деятельности", будем активно участвовать в этой работе.

 При разработке трех  базовых стандартов мы учитывали  опыт не каких-то конкретных, а  в целом международных стандартов  в сфере оценки. И мы надеемся, что при разработке стандартов  уже Национальным советом по  оценочной деятельности также  будет учитываться передовой  международный опыт в этой  области и международные стандарты  оценки. Сейчас мы ждем первых  шагов, которые будет реализовывать  Национальный совет в этом  направлении.

 

Ведущая: Следующий вопрос от Алексея Сергеевича из Московской области. Недавно исполнилось 10 лет  оценочной деятельности в Российской Федерации. Расскажите, пожалуйста, какие  кардинальные изменения произошли  за эти 10 лет, а также с какими основными и острыми проблемами пришлось столкнуться за это время?

 

Скрипичников Д. В.: Прежде всего, хочу отметить, что не 10, а 15 лет исполняется оценочной деятельности в ноябре текущего года.

 Институт оценки возрождался  в нашей стране в период1992-1996 гг., когда вновь появилось понятие  частного собственника, началась "волна"  приватизации и перераспределения  государственной собственности.

 Однако должность "оценщик"  была официально признана лишь  в ноябре 1996 г., когда Минтруд России  утвердил постановлением от 27.11.1996 г. N 11 квалификационную характеристику "оценщик (эксперт по оценке  имущества)".

 В период 1997-1998 гг. действовало  более 200 законодательных и ведомственных  нормативных актов, затрагивающих  такие вопросы как установление  стоимости, условия проведения  обязательной оценки, осуществление  оценочной деятельности. Такая ситуация  определялась наличием самого  широкого спектра правоотношений, в регулировании которых использовались  или могли быть использованы  результаты оценки.

 Таким образом, существовавшее  до принятия Федерального закона  об оценке регулирование оценочной  деятельности, было весьма противоречивым, отсутствовало единое представление  о роли и месте оценки в  правовом регулировании, о правовом  статусе оценщика, о понятии "рыночной  стоимости". Поэтому при принятии  Федерального закона об оценке  законодателем была поставлена  цель создать универсальный закон для регулирования всех элементов деятельности по установлению стоимости объектов оценки.

 Государственная Дума  проголосовала за закон 10 июня 1998 г., и субъекты Российской Федерации  стали принимать меры по приведению  своих нормативных актов в  соответствие с федеральным законодательством. 

 До 2004 года функции  по регулированию оценочной деятельности  в Российской Федерации осуществлялись  Министерством имущественных отношений  Российской Федерации, правопреемником  которого по данному вопросу  стало Минэкономразвития России, осуществляющее регулирование оценочной  деятельности и в настоящее  время.

 В качестве инструмента  государственного контроля и  надзора Федеральным законом  об оценке было введено лицензирование  оценочной деятельности, которое  послужило существенным фактором, определившим становление рынка  оценочных услуг в период с  2001 до 2005 года.

 В 2006 году Минэкономразвития  России совместно с представителями  оценочного сообщества разработало  предложения, направленные на  отказ от системы лицензирования  в сфере оценочной деятельности  с последующим переходом к  саморегулированию.

 Таким образом, в  2006 году в Российской Федерации  по инициативе Минэкономразвития  России была сформирована основанная  на ведущем мировом опыте система  саморегулирования оценочной деятельности.

 Несмотря на появления  института саморегулирования и  снижение государственного контроля  оценочной деятельности, Минэкономразвития  России остается уполномоченным  федеральным органом исполнительной  власти, осуществляющим государственное  регулирование оценочной деятельности  и деятельности саморегулируемых  организаций оценщиков в части  надзора и нормативно-правового  регулирования.

 Мы готовимся осенью  этого года провести ряд мероприятий,  посвященных 15-летию оценочной  деятельности. Например, запланирован  выпуск Федерального справочника  "Оценочная деятельность в  Российской Федерации", посвященного  этому событию. В Справочнике  мы хотим рассмотреть как итоги  развития оценки за 15 лет, так  и перспективы в этом направлении  и, хочется верить, что он станет  во многом полезен не только  самим оценщикам, но и потребителям  их услуг. Он должен будет  максимально полно охватить и  текущую ситуацию на рынке  оценки. Для этого мы обратились  с предложением выступить на  страницах Справочника к представителям  заинтересованных органов власти, общественным организациям и  объединением, образовательным учреждениям,  международным организациям и  ведущим экспертам оценочного  сообщества.

 Могу сказать, что  оценка становится все более  и более востребованной, особенно  профессиональная оценка. Во многих  сферах деятельности экономических  субъектов оценка становится  неотъемлемым элементом. Приведу  в качестве примера Закон "Об  исполнительном производстве", где  вместо оценки, проводимой некими  экспертами, ввели требования об  осуществлении оценки оценщиками. Такие изменения происходят и  в других сферах. Привлечение  профессиональных оценщиков, прежде  всего, повышает защиту прав  собственников в Российской Федерации.  Думаем, что профессионализм в  сфере оценки повышается и будет повышаться и дальше. И именно этим обусловлен отказ государства от регулирования и переход контроля за оценочной деятельностью к саморегулируемым организациям, то есть профессиональному сообществу, что означает публичное признание развития этой профессии. Сейчас мы ожидаем первых результатов формирования и использования механизмов ответственности. Я думаю, что это будет еще одним толчком в повышении ответственности лиц, осуществляющих оценочную деятельность.

 

Ведущая: Переходим к заключительному  блоку вопросов, которые касаются различных проблем оценочной  деятельности. В свое время при  Министерстве экономического развития и торговли РФ был создан экспертно-консультативный  совет по оценочной деятельности. Каковы результаты его деятельности на данный момент? Продолжает ли он свою деятельность сейчас, каков его состав и каковы основные приоритеты в его  деятельности?

 

Скрипичников Д. В.: Экспертный совет был и продолжает свою деятельность. Круг его вопросов достаточно широк.

 В рамках деятельности Экспертно-консультативного совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России была сформирована Постоянная рабочая группа по совершенствованию законодательства и Постоянная Комиссия по вопросам экспертизы, методологии и осуществления оценочной деятельности, а также временные рабочие группы по разработке проектов федеральных стандартов оценки для отдельных видов имущества и специальных целей, хотя последняя функция Совет сейчас в большей степени перейдет к Национальному совету. За Экспертно-консультативным советом и, собственно говоря, Министерством так или иначе остаются вопросы реализации госполитики, вопросы законодательных инициатив в области оценочной деятельности, разрешения конкретных практических ситуаций, связанных как с регулированием, контрольным надзором, так и с некими конкретными проблемами в сфере оценки.

 В рамках деятельности Совета велась активная работа по совершенствованию норм налогового законодательства, в части, касающейся источников формирования доходов саморегулируемой организации оценщиков, учитываемых для целей налогообложения прибыли, взносов, уплачиваемых членами саморегулируемой организации оценщиков, в Компенсационный фонд саморегулируемой организации оценщиков, а также положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части административной ответственности должностных лиц саморегулируемых организаций и их членов и совершенствования порядка административного судопроизводства по административным правонарушениям в области саморегулирования.

 Таким образом, и  с момента регистрации Национального  совета по оценочной Экспертно-консультативный  совет по оценочной деятельности, созданный при Минэкономразвития  России будет выступать, в первую  очередь, таким экспертным местом, где мы можем обсудить свои  инициативы и видение проблематики.

 Следует сказать, что  в состав Совета входят наиболее  признанные оценщики — руководители  и представители СРО оценщиков,  представители потребителей оценочных  услуг и научно-педагогической  общественности. В этом кругу  и осуществляется обсуждение  наиболее актуальных и болезненных  вопросов, по которым требуется  профессиональное суждение со  стороны сообщества.

 

Ведущая: Алексей Иванович из Ростова-на-Дону спрашивает: существуют ли на данный момент какие-либо критерии для отбора оценщиков при проведении тендеров, конкурсов, аккредитаций по отбору оценочных компаний? И если такие критерии существуют, то каковы они?

 

Скрипичников Д. В.: Специальных критериев не существует. В настоящий момент не существует нормативных правовых актов, которые бы регулировали порядок отбора оценщика, кроме требований, установленных Федеральным законом N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

 

Ведущая: А как вы считаете, следует ли какие-то определенные требования законодательно закрепить?

 

Скрипичников Д. В.: Вопрос законодательства о госзакупках, на самом деле, более системный, его нельзя рассматривать только в преломлении к оценщикам, можно и нужно и дальше развивать это законодательство, но здесь важно избежать крайностей. Отдельно отмечу, что в июне этого года Президиум ВАС РФ в своем постановлении признал в ряде случаев распространенный на рынке механизм аккредитации оценщиков противоречащим федеральному антимонопольному законодательству и некоторым статьям ГК РФ. Это касается уже не госзакупок, а привлечения к работам по оценке юридических лиц, имеющих право осуществлять такую деятельность в рамках существовавшей практики аккредитации отдельных оценочных организаций и выбора оценщиков организациями-заказчиками оценки только из пула аккредитованных оценщиков.

 

Ведущая: Андрей Викторович из Москвы спрашивает: расскажите, пожалуйста, как обстоят дела с функционированием  Национального совета по оценочной  деятельности в Российской Федерации? И каковы основные приоритеты в его  деятельности сейчас?

 

Скрипичников Д. В.: С удовлетворением мы констатируем, что 4 августа 2008 года Федеральной налоговой службой внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации Национального совета по оценочной деятельности.

Информация о работе Нормативно-правовое регулирование оценочной деятельности: проблемы и перспективы развития