Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 20:28, статья
Важным шагом в данном направлении является отмена лицензирования отдельных видов деятельности, оценочной в том числе. В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2005 г. N 200-ФЗ "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" с 1 июля 2006 года прекращено лицензирование оценочной деятельности. Этот факт изменил всю систему принципов и механизмов регулирования деятельности оценщиков и сместил вектор с государственного регулирования предпринимательской деятельности на регулирование профессиональной деятельности в сфере независимой оценки.
Ведущая: Следующий вопрос у нас от Михаила Викторовича из Архангельска. Может ли специалист-оценщик, работающий по трудовому договору, нести ответственность перед заказчиком оценки и (или) иными третьими лицами за ненадлежащее проведение данной оценки, если он вообще не является стороной по договору о проведении оценки?
Скрипичников Д. В.: Именно в этом специфика оценочной деятельности и норм законодательства, которое устанавливает конкретные субъекты ответственности. В соответствии со статьей 4 Федерального закона об оценочной деятельности субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями данного закона. Таким образом, независимо от наличия или отсутствия в трудовом договоре обязательств оценщика по отношению к заказчикам оценки, такая ответственность налагается на оценщика законом. Также на основании положения норм закона об оценки ответственность обеспечивается страхованием и компенсационным фондом саморегулируемой организации, членом которой является оценщик. Что касается судебной практики, то я думаю, что в ближайшее время мы увидим первые решения, которые прояснят для всех и оценщиков, и заказчиков систему привлечения к ответственности субъектов профессиональной оценочной деятельности, которые выполняли работу по оценке.
Также не стоит забывать
о праве регресса в
Ведущая: Следующий блок вопросов
касается саморегулирования оценочной
деятельности. Первый вопрос этого
блока пришел от Румянцевой Ольги
из Брянска. В связи с упразднением
лицензирования оценочной деятельности
существенно расширены
Скрипичников Д. В.: Они достаточно подробно прописаны в Законе об оценочной деятельности. Я лишь подчеркну, что таких основных направлений несколько — это, прежде всего, контроль за осуществлением оценщиками оценочной деятельности — и это первая функция СРО. Вторая — это стандартизация деятельности в рамках самой саморегулируемой организации, а также в рамках Национального совета СРО, который сейчас сформирован. Что касается дополнительных функций — это и раскрытие информации, и обеспечение информационной прозрачности, а также другие функции и права, установленные, в том числе, ст. 6 Федерального закона от 01.12.2007 г. N315-ФЗ "О саморегулируемых организациях". Все подробно прописано в указанных законах, в статьях, которые регламентируют деятельность СРО. Поэтому я лишь подчеркнул, самые главные направления: контроль и стандартизация, плюс информационное обеспечение, которое призвано обеспечить прозрачность оценочной деятельности.
Ведущая: Следующий вопрос
у нас от Игоря Владимировича
из Москвы. Как будет решаться проблема
различия стандартов и систем контроля,
различных СРО при выполнении
единой по своей сути и результату
оценки, выполняемой группой
Скрипичников Д. В.: Мы неоднократно отвечали на такой вопрос, что мы не видим системы, при которой стандарты разных СРО противоречат друг другу. Поэтому они могут иметь специфику, но в целом оценщики должны соблюдать стандарты своих саморегулируемых организаций, которые выполняют те оценщики, которые подписывают отчет. Случаев, когда бы стандарты предусматривали различные требования такие, которые были бы диаметрально противоположны, мы не видим, их не должно быть в силу достаточности требований, предъявляемых федеральным законодательством к стандартам СРО, а также положений, установленных Федеральными стандартами оценки. При подготовке отчета группой специалистов, соответственно, должны быть соблюдены требования всех СРО, которые установили, более детализированные требования на уровне требований к подготовке отчета.
Ведущая: Следующий вопрос задает Андрей Валерьевич из Твери. По каким основаниям осуществляются выплаты из компенсационного фонда СРО?
Скрипичников Д. В.: В соответствии со статьей 24.8 Федерального закона об оценке основанием для обращения взыскания на компенсационный фонд считается установленный решением арбитражного суда или признанный страховщиком факт наступления страхового случая по договору обязательного страхования ответственности.
Выплаты из компенсационного фонда осуществляются только в случае совпадения следующих условий:
для возмещения ущерба,
причиненного оценщиком,
оценщик отказался
удовлетворить требование
Ведущая: Следующий вопрос задает Мисовец Василий из Алтайского края, г. Бийск. Оценочные СРО, согласно ст. 22.3 ФЗ-135, должны на своих сайтах раскрывать разнообразную информацию о своей деятельности. Не секрет, что с момента перехода на саморегулирование с января 2008 года и до сих пор ни одна СРО не выполняет данную статью закона. Фактически, СРО грубо не выполняют закон, на основании которого они созданы. Тем не менее, органы надзора за деятельность СРО не принимают никаких мер. Прошу прокомментировать данную ситуацию?
Скрипичников Д. В.: Во-первых, информация о том, что не принимается Федеральной регистрационной службой никаких мер, не соответствует действительности.
Подведомственная
Так, за прошедший период 2008 года, Федеральная регистрационная служба по результатам текущего надзора за исполнением саморегулируемыми организациями оценщиков требований, установленных статьей 22.3 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" неоднократно, в частности, в феврале, июне и августе, направляла в некоторые саморегулируемые организации оценщиков предупреждения о необходимости приведения официальных сайтов организаций в сети "Интернет" в соответствие с требованиями указанного закона.
В результате предпринятых
Федеральной регистрационной
об управляющих компаниях
и специализированных депозитариях,
что связано с незавершенной
на настоящий момент работой по выбору
саморегулируемыми
об отчетах членов саморегулируемых организаций оценщиков, так как согласно положениям о раскрытии информации указанные сведения представляются по завершению отчетного года, т.е. будут представлены в начале 2009 года,
о результатах проверок деятельности членов саморегулируемых организаций оценщиков.
В целях исполнения саморегулируемыми
организациями оценщиков
Кроме того, в ближайшее
время по плану Федеральной
регистрационной службы
Ведущая: Следующий вопрос от Антона Борисовича из Ульяновска. Какие требования к осуществлению оценочной деятельности, порядку вступления в члены саморегулируемой организации оценщиков, а также перечню оснований для отказа в принятии в члены саморегулируемой организации закреплены законодательством Российской Федерации?
Скрипичников Д. В.: Эти требования закреплены в законе. Как я уже говорил, на основании ст. 4 Федерального закона об оценочной деятельности физические лица, являющиеся членами одной из саморегурируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии со ст. 24.6 и ст. 24.7 данного закона, могут осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям ст. 15.1 Закона "Об оценочной деятельности".
Согласно ст. 24 Закона
"Об оценочной деятельности"
для вступления в члены
документ об образовании,
подтверждающий получение
справку об отсутствии
неснятой или непогашенной
СРО оценщиков при
приеме физических лиц в свои
члены вправе предъявлять иные
связанные с осуществлением
Решение о принятии
в члены СРО оценщиков
Сведения о лице, в
отношении которого принято
Такому лицу в течение
десяти дней со дня внесения
сведений о нем в реестр
членов саморегулируемой
Основанием для отказа
в принятии лица в члены
саморегулируемой организации
несоответствие лица требованиям ст. 24 Закона "Об оценочной деятельности";
несоответствие лица
требованиям, утвержденным
исключение лица из
членов иной саморегулируемой
организации оценщиков за
Следует отметить, что членство оценщика в СРО оценщиков прекращается решением коллегиального органа управления этой СРО на основании заявления оценщика о выходе из состава её членов или утверждения коллегиальным органом управления СРО оценщиков решения об исключении оценщика из числа её членов в связи с нарушением им требований Закона "Об оценочной деятельности", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики.
При этом СРО оценщиков обязана разместить такое решение на своем официальном сайте, а также направить копии такого решения оценщику, юридическому лицу, с которым оценщик заключил трудовой договор, всем другим СРО оценщиков, в случае решения об исключении оценщика из членов СРО оценщиков в связи с нарушением им требований законодательства, а также федеральных стандартов оценки и Национальному совету.
Ведущая: Следующий вопрос
от Левина Андрея из Москвы. Как вы вообще
оцениваете возможность применения
мер ответственности
Скрипичников Д. В.: Во-первых: СРО обязаны контролировать деятельность своих членов. А контроль не возможен без механизмов привлечения к ответственности. Поэтому в каждом СРО должен быть сформирован дисциплинарный комитет, на котором должны рассматриваться обращения лиц, которые считают, что их права или интересы нарушены действиями оценщиков. По результатам этих рассмотрений СРО могут вынести предписание. Дальнейшее направление развития в сфере применения СРО механизмов ответственности видится возможным в делегировании СРО возможностей по наложению штрафов на своих членов. На сегодняшний день находится в стадии проработки вопрос делегирования определенных полномочий в рамках Кодекса об административных правонарушениях самих СРО - например, наделения СРО правами по применению мер ответственности, предусмотренным Кодексом об административных правонарушениях, связанных со штрафными санкциями. Так же предлагается распространить и на самих лиц, работников СРО, те меры ответственности, которые предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях за не соблюдение законодательства.