Новая Экономическая Политика начало рыночного социализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 20:52, реферат

Описание работы

Цель данной работы:
1. Проследить историю возникновения новой экономической политики, причины, побудившие советское правительство принять ее;
2. Понять суть нэпа, основные методы ее проведения в жизнь;
3. Проанализировать рычаги воздействия государства в сфере экономических преобразований, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.

Содержание работы

Введение
На пути создания социализма
Новая экономическая политика (НЭП)
Денежная реформа
Идеи рыночного социализма
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

История реферат.docx

— 36.86 Кб (Скачать файл)

Реферат: «Новая Экономическая Политика начало рыночного социализма»

 

Содержание

Введение

На пути создания социализма

Новая экономическая политика (НЭП)

Денежная реформа

Идеи рыночного социализма

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

В настоящее время ведутся многочисленные дискуссии по поводу правильности выбора пути для развития нашей экономики, методов и принципов экономических преобразований, какие успешно-развивающиеся страны мы можем выбрать в качестве примера для устойчивого, динамичного роста всех сфер жизни государства и общества в целом.

При выборе пути развития страны мы должны опираться на наше историческое прошлое, чтобы не повторять ошибок тех лет, и все положительные уроки, связанные с тем периодом, мы должны учитывать и применять в сегодняшней практике.

Новая экономическая политика, проводимая советским правительством в 20-х гг. XX века, интересна нам тем, что она была принята в эпоху сложного периода, когда на карту была поставлена судьба социалистического государства. Выбранный путь преобразований, осуществляемых в рамках нэпа, способствовал уменьшению напряжения в стране, подъему экономики страны, улучшению уровня жизни народа. Но из-за идеологического противовеса со стороны большевистской партии экономическим реформам страна имела драматический ход истории: коллективизацию; репрессии в отношении всех слоев населения; однобокое развитие экономики (упор делался на развитие оборонных предприятий), отсюда повсеместный дефицит товаров народного потребления, очереди, недовольства, отсюда и развал когда-то мощной единой страны – СССР.

Цель данной работы:

1. Проследить историю возникновения  новой экономической политики, причины, побудившие советское правительство  принять ее;

2. Понять суть нэпа, основные  методы ее проведения в жизнь;

3. Проанализировать рычаги  воздействия государства в сфере  экономических преобразований, как  в промышленности, так и в сельском  хозяйстве.

4. Рассмотреть причины  и механизмы свертывания нэпа

5. Познакомиться с идеями  рыночного социализма, выдвигаемыми  видными российскими экономистами.

 

На пути создания социализма

С окончанием гражданской войны на первый план вышла задача восстановления народного хозяйства. Политика «военного коммунизма» не в состоянии была решить основную хозяйственную задачу – вывести страну из состояния разрухи, и тем более не могла быть использована для решения новой стратегической задачи – построения «материального фундамента социализма». Для создания фундамента социализма у Советского правительства и большевистской партии были командные высоты в экономике: земля, ее недра, банки, транспорт, фабрики и заводы, внешняя торговля, а в политике – власть диктатуры пролетариата в форме Советов, однако не было четкой концепции построения социализма.

В работе Ленина «Очередные задачи советской власти» обсуждался ряд аспектов рыночной экономики. Этот труд позже определили как предварительные наброски новой экономической политики. В работе была поставлена задача: овладеть на уровне государственного руководства стоимостными категориями товарного производства, такими как деньги и кредит. Многое говорилось о необходимости развития госкапиталистического сектора в экономике. В пользу модели развития рыночной экономике свидетельствуют теоретические постулаты ряда руководителей государства и партии о становлении кооперации в деревни.

Основаниями перехода к рыночной экономике в стране явились: накопленный Россией социально-экономический опыт в предоктябрьский период; существовавший совокупный мировой социально–экономический опыт; наличие в стране вплоть до начала 1930-х гг. пяти социально-экономических укладов – патриархального, мелкотоварного, капиталистического, госкапиталистического, социалистического.

Препятствовали использованною рыночных механизмов в экономике России того времени: положения марксисткой теории о развитии общественного производства после социалистической революции; «левая оппозиция»; начавшаяся в середине 1918 г. гражданская война.

Все большее применение получали идеи из «Очередных задач советской власти», которые можно объединить в группу антирыночных постулатов: учет и контроль – повсеместный, тотальный; всеобъемлющее государственное руководство хозяйством; идеи о разработке крупномасштабных планов развития народного хозяйства; о развитии соцсоревнования и т. д. Открыто антирыночная концепция стала проводиться в жизнь в условиях политики «военного коммунизма» с середины 1918 – начала 1919 г. Политика «военного коммунизма» («военно - коммунистическая» модель построения социализма) состояла в проведении трех основных групп мероприятий:

1. Для решения продовольственной  проблемы было организовано централизованное  снабжение населения. Торговля заменялась  принудительным государственно-организованным  распределением. В январе 1919 г. была  введена продовольственная разверстка;

2. Национализировались и  лишались хозяйственной самостоятельности  все промышленные предприятия;

3. вводилась всеобщая трудовая  повинность.

В сложившейся обстановке ускорился процесс вызревания идеи о немедленном построении бестоварного социализма путем замены торговли планомерным, организованным в общегосударственном масштабе распределением продуктов. Поэтому в конце 1920 г. – начале 1921 г. целенаправленно проводились «военно-коммунистические» мероприятия. На их реализацию были направлены Декреты Совнаркома 1920 г. «О бесплатном отпуске населению продовольственных продуктов», «О бесплатном отпуске населению предметов широкого потребления», об отмене платы за всякого рода топливо». Уже предлагались проекты отмены денег: вместо них С. Струмилин и Е. Варга предлагали использование учетных и трудовых или энергетических единиц - «тредов» и «энедов», что означало бы курс на свертывание товарно-денежных отношений. Однако кризисное состояние экономики свидетельствовало о неэффективности применяемых мер: валовая продукция крупной промышленности к концу 1920 г. составляла лишь 14,6% от уровня 1913 г. И совсем ничтожны были цифры по производству чугуна за эти годы – на уровне 2%, а продукции металлообработки – 7%.

Планирование экономики только начало внедряться, но план не занял место рынка как регулятора воспроизведенных процессов. Отсутствовал почти до принятия пятилетнего плана единый хозяйственный план РСФСР. Это давало возможность даже крупным предприятиям производить продукцию на «черный рынок», т.е. псевдо плановость позволила сохраниться в «подполье» товарно-денежным отношениям. В итоге, товарно-денежные отношения существовали, причем бесконтрольно.

Система распределения «сверху» всех жизненно важных ресурсов вела не только к бюрократизации хозяйственной жизни и госаппарата, но и к неэффективной работе предприятий, отсутствию материальной заинтересованности в труде и безответственности работников. В формирующейся командно – административной системе таилась угроза саморазрушения.

Стало очевидным, что «коммунизм» как идеальная модель и его реальное воплощение – суть разные вещи. Поэтому возникла необходимость изменения политики государственного хозяйствования.

Новая экономическая политика (НЭП)

Военизированная система управления, милитаризация труда, бюрократизация аппарата, недовольство продразверсткой вызвали внутриполитический кризис. Он проявился в восстаниях 1920-1921 гг., вспыхнувших на Дону, Кубани, Украине, в Поволжье и Сибири, в Тамбовской губернии, а также в Кронштадте (март 1921 г.), и забастовках на предприятиях Петрограда, Москвы, Иваново-Вознесенска и Тулы.

Вследствие неблагоприятной экономической и политической обстановки, страна стояла перед выбором: отказаться от завоеваний революции или сменить экономическую политику. Ленинский доклад «О продналоге» на X съезде РКП (б) в марте 1921 г. означал выбор второго пути: экономическая политика круто повернулась в сторону оживления капиталистических элементов в городе и в деревне.

Реформирование экономики в стране началось с введением уже весной 1921 г. вместо продразверстки продовольственного налога. Отличительными его чертами были: продналог взимался в размере на 30 – 50% меньше, чем продразверстка, при этом принималась во внимание площадь посевов отдельных хозяйств; размеры продналога объявлялись заранее; был разрешен товарообмен в пределах местного хозяйственного оборота. Меры эти были призваны успокоить крестьян, побудить их провести в срок полевые работы и снизить в целом социальную напряженность в стране. Но нельзя было успешно поднять сельское хозяйство, не развив предпринимательскую инициативу. Многие семьи во время войны лишились мужчин и не могли обрабатывать свои участки в полном объеме. Другим семьям, наоборот, не хватало земли. Поэтому в декабре 1922 г. был принят Земельный кодекс РСФСР. Кодексом разрешалась трудовая аренда земли и наем работников при условии заключения с ними трудовых соглашений.

10 мая 1923 г. был введен единый  сельскохозяйственный налог. Учитывая, что часть его собиралась натуральными  продуктами, к концу 1925 г. по новому  «Положению о налоге» он взимался  только в денежной форме, что  способствовало развитию товарно-денежных  отношений.

Таким образом, нэп, как система регулируемой государством рыночной экономики начал складываться в агросфере. И это было оправданным: крестьянство по-прежнему составляло большинство населения страны; вооруженные выступления против политики «военного коммунизма» в основном проходили среди крестьян; нужно было накормить огромную страну; из аграрного сектора должно было поступить сырье для подъема промышленности.

Одной из составных частей нэпа было развитие кооперации всех форм и видов. Более половины крестьянских хозяйств во второй половине 20-х гг. были охвачены простейшими формами кооперации – сбытовой, снабженческой или объединенной снабженческо-сбытовой, а также кредитной. Производственные кооперативы, как высшей формы кооперативы в виде колхозов, почти не создавались. В Зауралье, Западной Сибири, ряде других мест появились переходные к ним объединения – маслодельные артели, машинные товарищества. К Концу 1929 г. всеми формами кооперации в стране было охвачено 28 млн. сельчан. Производственные кооперативы (колхозы) в 1927 г. давали лишь 2% всей сельхозпродукции. Наибольшее развитие среди них получили ТОЗы – товарищества по совместной обработке земли. Еще мало было сельскохозяйственных артелей и еще меньше осталось коммун, так популярных в период «военного коммунизма».

В 1924 г. появился «Декрет о потребительской кооперации», был создан Центральный сельскохозяйственный банк. Возросли сроки аренды земли и найма труда в деревне, был отменен ряд существовавших ограничений в торговле продуктами сельского хозяйства. Но в целом положение в сельском хозяйстве оставалось не простым. На экономическом положении в деревне отрицательно сказалась социально направленная политика правительства. Льготные кредиты предоставлялись чаще бедняцким хозяйствам, которые полученные семена и рабочий скот нередко использовали не в производственных целях, а как дополнительное продовольствие. Среди зажиточных хозяйств проводились часто уравнительные переделы земли, что подрывало их мощь, им запрещали создавать хуторские хозяйства. После 1925-1926 гг. усилился налоговый гнет, эти хозяйства ограничивались в праве на аренду земли. Все это вело к снижению товарности хозяйств и соответственно их ориентации на рынок. Неудивительно, что в 1926/27 и 1927/28 хозяйственных годах в стране начались большие сложности с хлебозаготовками. Хлебозаготовительный кризис стал последним в ряду хозяйственных кризисов в период нэпа, он явился предлогом к отмене новой экономической политики. Нэп начался и закончился в деревне.

Более отчетливо рыночные отношения проявились в промышленности. Реформирование в этой отрасли началось с изменения системы управления и организации производства, были упразднены главки (отделы вертикальных отраслевых управлений ВСНХ). ВСНХ превратился в координационный центр с сильно сокращенным аппаратом служащих. В промышленности, на транспорте и в строительстве была восстановлена денежная оплата труда с введением тарифной ставки. Заработки были поставлены в зависимость от роста выработки, т. е. впервые после 1917 г. начал реализовываться принцип материальной заинтересованности в труде. Были ликвидированы Трудовые армии и отменена обязательная трудовая повинность.

Появился в стране рынок труда, были открыты биржи труда.

К коренным изменениям в промышленности относится денационализация или разгосударствление 30% предприятий. Речь шла об убыточных предприятиях. Некоторые из них передавались в аренду частным владельцам, другие – кооперативам. К середине 20-х гг. выросла сеть денационализированных предприятий.

Металлургическая, топливная и энергетическая промышленность, частично и транспорт оставались на государственном снабжении. Объяснялось это тем, что потеря государственных позиций в данных отраслях грозила подрывом экономической базы диктатуры пролетариата.

Поскольку государственная промышленность не могла обеспечить достаточного товарного фонда, а государственных средств не хватало на восстановление, следующим необходимым шагом стала децентрализация промышленности на основе трестов с переводом предприятий на хозяйственный (коммерческий) расчет. Объединялись в тресты предприятия, имевшие государственное значение и не требовавшие значительных капитальных вложений. Остальные подлежали консервации, сдавались в аренду частным лицам или в концессию иностранцам.

Тресты, объединив однородные или взаимосвязанные в хозяйственном отношении предприятия, стали основной формой организации и управления производством в государственном секторе, охватив до 90% госпредприятий. Уже к началу 1923 г. образовался 421 трест, в том числе 40% из них подчинялись центру, а 60% - местным органам власти.

Одновременно с образованием системы трестов стали возникать синдикаты, т.е. добровольные объединения нескольких трестов для оптового сбыта их продукции, закупок сырья, кредитования, регулирования торговых операций на внутреннем и внешнем рынке. В конце 1922 г. 80% трестированной промышленности было охвачено синдикатами. К 1928 г. в стране насчитывалось 23 синдиката, действовавших почти во всех отраслях государственного сектора промышленности и сосредоточивших в своих руках в основном оптовую торговлю.

Именно через трест и синдикат осуществлялась связь между промышленным предприятием и рынком. Входившие в них предприятия представляли на рынке единое целое. Оборотный капитал, имевшийся в распоряжении треста, использовался всеми входившими в него предприятиями. Поэтому достигалась большая экономия на торговых и иных издержках, усиливалось техническое оснащение производства, его специализация.

Информация о работе Новая Экономическая Политика начало рыночного социализма