Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 12:44, реферат
В последние десятилетия становится очевидным явная недостаточность претензии теории "сравнительного преимущества" на выявление хотя бы общих закономерностей мировой торговли. Подобная недостаточность наиболее отчетливо проявилась на фоне двух органично взаимосвязанных процессов, со все большей силой влияющих на формирование современного международного обмена. Первый процесс - все возрастающее влияние в мировой торговле ТНК, не только не вписывающихся в модель "совершенной конкуренции" и даже фритредерства, но подчас претендующих на надгосударственную роль.
1. Введение 3
2. Конкурентная стратегия 3
2.1 Позиция в отрасли 4
2.2 Источники конкурентного преимущества 4
3. Акцент на масштабе производства 5
3.1 Размер предприятия 5
3.2 Важность экономии на масштабе 6
3.3 Выгоды от экономии на масштабе производства 7
4. ТНК и ценообразование 8
4.1 Роль цен во внешнеторговой политике 8
4.2 Ценность внутрифирменного обмена 9
5. Заключение 11
Новые методы конкурентной борьбы на мировом рынке
1. Введение 3
2. Конкурентная стратегия 3
2.1 Позиция в отрасли 4
2.2 Источники
конкурентного преимущества
3. Акцент
на масштабе производства
3.1 Размер предприятия 5
3.2 Важность экономии на масштабе 6
3.3 Выгоды
от экономии на масштабе
4. ТНК и ценообразование 8
4.1 Роль
цен во внешнеторговой
4.2 Ценность внутрифирменного обмена 9
5. Заключение 11
Введение
В последние десятилетия
становится очевидным явная
Западная экономическая
мысль, разрабатывающая
Значительную известность в обосновании новейших концепций внешнеторговой политики, пытающихся объединить некоторые положения теорий "сравнительного преимущества" с внешнеторговой стратегией крупных фирм, получили работы американского экономиста М Портера. Особенностью этих работ является прагматический характер, опора на исследования материалов по внешней торговле значительного числа стран. Решающий вывод, сделанный Портером, носит внешне достаточно тривиальный характер международная конкурентоспособность страны определяется прежде всего комплексными конкурентными преимуществами ее ведущих фирм. Новизна же исследований Портера состоит в выявлении решающих условий, формирующих подобные конкурентные преимущества.
Конкурентная стратегия
На
международном рынке
Для понимания природы конкуренции основной единицей является отрасль (неважно, перерабатывающая или из сферы услуг), т.е. группа конкурентов, производящих товары или услуги и непосредственно соперничающих между собой. Стратегически значимая отрасль включает в себя продукты со сходными источниками конкурентного преимущества. Кроме того, могут быть родственные отрасли, у продукции которых – те же показатели, технология производства или каналы сбыта, но они предъявляют свои требования к конкурентному преимуществу. На практике границы всегда весьма расплывчаты.
Разрабатывая конкретную стратегию, фирмы стремятся найти и воплотить способ выгодно и долговременно конкурировать в своей отрасли. Универсальной конкурентной стратегии не существует; только стратегия, согласованная с условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает конкретная фирма, может принести успех.
Конкретная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса её изменения. В любой отрасли экономики – неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже,– суть конкуренции выражается пятью силами:
угрозой появления новых конкурентов;
угрозой появления товаров или услуг – заменителей;
способностью поставщиков комплектующих изделий и т.д. торговаться;
способностью покупателей торговаться;
соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.
Позиция в отрасли
Фирмы должны не только реагировать на изменения структуры отрасли и пытаться самим изменить её в свою пользу, но и выбрать позицию в пределах отрасли. Позиция в отрасли – это подход фирмы в целом к конкуренции, а не только её продукция или то, на кого она рассчитана.
Позицию в отрасли определяет конкурентное преимущество.
В конечном счёте
фирмы обходят своих
Дифференциация – это
способность обеспечить покупателя
уникальной и большей ценностью
в виде нового количества товара, особых
потребительских свойств или
послепродажного обслуживания. Дифференциация
позволяет фирме диктовать
Источники конкурентного преимущества
Избранная фирмой конкурентная стратегия определяет способ, которым фирма выполняет отдельные виды деятельности. Фирмы получают конкурентное преимущество, разрабатывая новые способы выполнения деятельности, внедряя новые технологии или исходные компоненты производства. Они выходят с ними на рынок, и тогда это – нововведения.
Нововведение ведёт к смене лидерства в конкуренции, если прочие конкуренты либо не распознали пока нового способа ведения дел, либо не могут или не желают изменить свой подход.
Вот наиболее типичные причины новаций, дающих конкурентное преимущество:
Новые технологии. Изменение технологии может создать новые возможности для разработки товара, новые способы маркетинга, производства или доставки и улучшение сервиса или услуг. Именно оно чаще всего предшествует стратегически важным нововведениям.
Новые или изменившиеся запросы покупателей.
Появление нового сегмента в отрасли.
Изменение стоимости или
наличия компонентов
Изменения правительственного регулирования. Изменение политики правительства в таких областях как стандарты, охрана окружающей среды, требования к новым отраслям и торговые ограничения.
Вышеуказанные вводные могут дать фирмам конкурентное преимущество, если фирмы вовремя поймут их значение и предпримут решительное наступление. В очень многих отраслях такие «ранние пташки» (early moves) десятилетиями удерживают лидерство. «Ранние пташки» получают преимущество, первыми используя эффект масштаба, снижая издержки за счёт интенсивного обучения персонала, создавая фирменный имидж и отношения с клиентами в то время, когда жёсткой конкуренции ещё нет, имея возможность выбирать каналы распределения или получая самое выгодное размещение заводов и самые выгодные источники сырья и других факторов производства.
Акцент на масштабе производства
Наличие подобных конкурентных
преимуществ у тех или иных
фирм заставляет последних в условиях
узости внутреннего рынка и острой
конкуренции на нем предпринимать
активные поиски внешних рынков для
своей продукции. Фирма начинает
ориентироваться на глобализацию
своей внешнеторговой деятельности
проявляющуюся в
Серьезное внимание в современной западной литературе обращается на взаимосвязь внешнеторговой стратегии фирм со стимулирующей ролью экономии на масштабе производства. Вообще проблема экономии на масштабе производства не нова и разрабатывалась в послевоенные годы на Западе применительно к внутренним и внешним рынкам, но в последние десятилетия в этой проблематике сформировались новые моменты, прямо относящиеся к внешнеторговой стратегии крупных компании.
Первоначально идеи об экономии на масштабе производства возникли в качестве органичной части учения о так называемом оптимальном размере предприятия в условиях рыночной среды. Общеизвестно, что XX в (примерно до 1960-х годов) характеризуется концентрацией производства, проявляющейся в росте размеров и мощностей предприятий и сосредоточением на наиболее крупных из них значительной или даже преобладающей части рабочей силы и производства той или иной отрасли. Подобный процесс экономически обусловливается тем, что с увеличением размера производства в рамках предприятия достигается экономия на масштабах производства, выражающаяся в повышении производительности труда и снижении издержек на единицу производимой продукции.
Размер предприятия
Процесс экономии на масштабе производства заметно различается по отдельным промышленным (и прочим) отраслям. Во первых, размер предприятия, с которого начинает проявляться указанный процесс, весьма мал в одних отраслях (чаще всего в легкой и пищевой промышленности, не говоря уже о сельском хозяйстве, торговле услугах) и, наоборот, начинает проявляться только на уровне достаточно крупных предприятии в других отраслях (прежде всего в отраслях тяжелой промышленности и машиностроения). Во вторых весьма различна по отраслям и верхняя граница исчерпания экономии на масштабе производства. Повсюду отмечено, что при достижении определенного объема производства дальнейший рост мощностей предприятия ведет к замедлению указанного процесса (например, в результате резкого превышения производства над спросом на его продукцию, заметного увеличения расходов по ее транспортировке, возрастающих трудностей по эффективному управлению гигантским производственным организмом и др.). Но отраслевые различия в замедлении экономии на масштабе производства весьма велики они проявляются и в абсолютных размерах мощностей, с которого начинается большее или меньшее снижение этой экономии, и в самой интенсивности такого падения. В одних отраслях замедление процесса экономии на масштабе производства проявляется на уровне средних, а иногда и мелких предприятии, в других оно возникает только на уровне сравнительно крупных предприятии. Есть отрасли, где снижение экономии происходит относительно медленно и охватывает большой круг предприятии различных размеров имеются и такие производства, в которых замедление проявляется столь резко, что можно говорить о полном прекращении экономии на масштабе производства (поскольку дальнейший рост мощностей предприятия либо не ведет к росту производительности труда и уменьшению издержек производства на единицу продукции либо обусловливает возрастание подобных издержек).
Важность экономии на масштабе
По мере складывания теории оптимального предприятия его ключевая идея об экономии на масштабе производства начинает привлекаться для формирования внешнеэкономической стратегии крупных и крупнейших компании. Применительно к этой сфере соответствующие разработки приобретают более объемный и комплексный характер, однако с рядом противоречивых моментов или просто "белых пятен".
Подобное обращение к
идее об экономии на масштабе производства
объясняется тем, что в системе
динамичного развития современных
мирохозяйственных связей все более
проявляются процессы, никак не укладывающиеся
не только в гибкие рамки теории
"сравнительного преимущества", но
и в простейшие ссылки на роль ТНК
(вроде, например, бурного роста не
только внешнеторгового потока продукции
обрабатывающей промышленности, но и
перекрестных инвестиций между индустриально
развитыми странами, межстрановой филиальной
сети ТНК и др.). Эти процессы для
своего теоретического объяснения требовали
подхода, опирающегося на нетривиальные
решения, которые и были в первую
очередь найдены в
Можно прежде всего указать
на три важных отличительных момента,
выявляющихся при сопоставлении
идеи экономии на масштабе производства
применительно к крупным
Во первых, все положения
по экономии на масштабе производства,
относящиеся к отдельным
Во вторых, многозаводской
характер подобных крупных компании
раскрывает перед ними новые источники
экономии на масштабе производства за
счет лучшего использования
В третьих, увеличение размеров компании (как и увеличение размеров предприятии) ведет к усилению экономии на масштабах производства, однако при этом не возникают даже относительные критерии по выявлению верхней границы экономии на масштабах производства, более того вообще остается под вопросом существование подобной границы и соответственно формирование какой либо теории оптимального размера компании.
Объективной основой увеличения
размеров компании (роста концентрации
капитала) является расширение рынка
данной продукции, вызванное как
ростом ее внутреннего потребления,
так и увеличением объема экспорта
в связи с развитием внешней
торговли. Вызываемая этим экономия на
масштабах производства компании стимулирует
рост ТНК, в том числе и за счет
развертывания широкой
Информация о работе Новые методы конкурентной борьбы на мировом рынке