Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 22:42, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Основные структурные изменения профессионально-отраслевой занятости населения в экономически развитых и развивающихся странах определяются направленностью инновационных технологий - информационными и телекоммуникационными; технологиями в медицине и здравоохранении; в области защиты окружающей среды и др. России, как части мировой экономической системы, присущи все основные тенденции и закономерности этого аспекта развития. Как известно, каждому этапу экономического развития общества соответствует определенная структура занятости.
Введение 3
1.Характеристика современных инновационных структур 5
2. Стимулы к инновационным технологиям 8
3. Новые технологии и их роль в современной экономике 16
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Оглавление
Введение 3
1.Характеристика
современных инновационных
2. Стимулы к инновационным технологиям 8
3. Новые технологии и их роль в современной экономике 16
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Актуальность темы исследования.
Основные структурные изменения
профессионально-отраслевой занятости
населения в экономически развитых
и развивающихся странах
При этом, мировой опыт развития
экономики показывает: чем выше сбалансированность
между структурой занятости и
структурой рабочих мест, тем выше
экономическая эффективность
При этом необходимо учитывать особенности, присущие этому аспекту российской экономики: она отстает от развитых стран по уровню использования трудового потенциала; характеризуется несбалансированностью спроса на рабочую силу и ее предложения на рынке труда; перераспределением квалифицированных кадров, происходящим не в пользу инновационной экономики. Другими словами, на российском рынке труда сложились серьезные диспропорции между потребностями экономики и распределением трудовых ресурсов, которые снижают конкурентоспособность всей экономической системы, обостряют проблему занятости, усиливая социальную напряженность в обществе, и в целом препятствуют инновационному развитию экономики страны. Поэтому перед Россией стоит более трудная задача по сравнению с развитыми странами: формирование такой структуры занятости, которая бы способствовала инновационному прорыву в развитии экономики. Одной из важнейших предпосылок решения этой задачи является прогнозирование профессионально-отраслевой структуры занятости, и первым шагом к такому прогнозированию может стать анализ и обоснование структурных сдвигов в профессионально-отраслевой занятости населения под влиянием социально-экономических факторов.
Таким образом, исследование профессионально-отраслевой структуры занятости ведущих стран мира, а также комплексное изучение и учѐт факторов, оказывающих воздействие на формирование современной профессионально-отраслевой структуры занятости России, необходимы, по нашему мнению, для того, чтобы представить, какой должна быть структура занятости, отражающая инновационный путь развития, и для разработки мероприятий по совершенствованию существующей структуры. Все изложенное свидетельствует о том, что выбранная тема диссертации представляет большой научный и практический интерес и является актуальной. Степень разработанности проблемы. Тема диссертационной работы сложная, охватывающая многие стороны жизни современного общества.
В курсовой рассматриваются задачи инновационной политики в России, эволюция теоретических взглядов и некоторые практические аспекты стимулирования инноваций западных исследователей, которые неоднозначно оценивают роль монополии и конкуренции, крупных и мелких фирм, государственных и частных ассигнований в инновационную сферу, а также некоторые выводы о научно-технической политике в России.
Формирование в России рыночной экономики ставит перед исследователями задачи адекватной оценки и переосмысления тех выводов, которые были достигнуты западной экономической наукой, применительно к особенностям современной российской экономики. И одной из главных задач становится проблема стимулирования научно-технического прогресса во всех отраслях национальной экономики России.
Инновация представляет собой процесс нововведений на основе научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок нового продукта посредством трансформации идей в опытные образцы и последующего его внедрения в повседневную жизнь производителей и потребителей. В более узком смысле инновация – это применение изобретения для создания нового или улучшения старого товара или процесса. Инновации в экономическом анализе делятся на главные, решающие – те, которые принципиальным образом изменяют характер производственного процесса или предоставляют возможность выпустить ранее не известный на рынке продукт, и второстепенные, которые видоизменяют только форму продукта или процесса.
Важным компонентом
Анализ современного процесса развития инновационного рынка предполагает как следствие оценку состояния технического прогресса. Поэтому целесообразно предоставить информацию относительно современного состояния дел в сфере НТП.
Прежде всего уровень технологического развития страны оценивается по объему расходов, выделяемых для исследований и разработок (табл. 1, рассчитано по [1]).
В развитых странах (см. табл. 1) существенная доля совокупного дохода расходуется на развитие новых продуктов и новых технологий. При этом выделяются Германия, США и Япония, где расходы на инновационную деятельность достигают почти 3% ВВП. Немного отстают в этой области Франция и Великобритания. В России в 1994 г. расходы на НИОКР составили 0,84% ВВП страны, в 1997 г. –1,26%, в 2000 г. – 2,7% (рассчитано по [2]). Эти показатели для современной России находятся на уровне показателей развитых стран 80-х годов.
Немалую роль в финансировании инновационной активности в развитых странах играют государственные расходы на НИОКР (табл. 2) [3].
По данным доля государственного финансирования НИОКР значительна практически во всех развитых странах, хотя и существенно варьирует от страны к стране. Лидерство – половина общих инновационных расходов – остается за Францией. На последнем месте находится Япония с ее сравнительно низкой долей государственных расходов на НИОКР – около 1/5 совокупных затрат. Динамика России негативна с этой точки зрения: в 1994 г. государственные расходы на НИОКР составляли 28,1%, 1995 г. – 26, 1996 г. – 25,9, в 1997 г. их доля сократилась до 24%, в 2000 г. – до 25% [2].
Эффективность инновационной деятельности может быть оценена также по скорости распространения изобретения в экономике. Исследования 80-х годов показывают такую картину сравнительного распространения инноваций по развитым странам [4, p. 81].
Данные показывают значительный разброс скорости распространения инноваций по отраслям. В одних отраслях и странах 100% изобретений получают национальное или международное распространение, в других – инновации практически не внедряются. Все это говорит о том, что технический прогресс может развиваться крайне неравномерно как в страновом, так и в отраслевом разрезе.
В России, наряду с низким уровнем финансирования инноваций, отмечается и низкая инновационная активность предприятий промышленности. Показатели числа инновационно-активных предприятий и объема отгруженной инновационной продукции в большинстве отраслей промышленности весьма низки [2].
Хотя удельный вес инновационно-активных предприятий в отраслях экономики России невелик – 1-2%, эти предприятия отличаются высокой производительностью, поскольку их доля в объеме отгруженной продукции, согласно данным, превышает их долю в числе предприятий отрасли в 5-10 раз.
Проблема стимулирования технического прогресса в отрасли чрезвычайно сложна. Патенты, предоставляющие производителю нового продукта эксклюзивные права на его продажу, приводят в равной степени к желаемым и нежелаемым последствиям. Главный положительный эффект патента – возможность получить монопольную прибыль – стимулирует более интенсивную деятельность в области нововведений. Главным отрицательным последствием становится легальная возможность назначать монопольные цены на новый продукт.
Расходы на НИОКР являются альтернативным (по отношению к расходам на рекламу и прочим методам стимулирования сбыта) способом дифференциации продукта и увеличения издержек для конкурентов. Они могут выступать в качестве стратегического барьера входа на рынок.
Разные рыночные структуры в свою очередь по-разному оказывают воздействие на стимулы фирм к инновационной деятельности. Чем сильнее конкуренция в отрасли, тем в большей степени проявляется эффект дублирования усилий и расходов на НИОКР, что может в целом снижать результативность инноваций для общества. В то же время небольшая ожидаемая отдача от инноваций может оказаться недостаточной для того, чтобы выбор фирмы-монополиста между рисковой инновационной деятельностью и относительно стабильным производством ォстарогоサ монопольного товара совершился в пользу первой.
Интерес к инновациям, разработкам и исследованиям возник со времени создания современной промышленной корпорации. Особым вниманием у исследователей всегда пользовались проблемы технологии, технологического прорыва, науч-но-технического прогресса. Если в 50-60-е годы проблемы НТП рассматривались главным образом на макроуровне, в качестве мероприятий, способствующих или препятствующих экономическому росту стран, то начиная с 70-х годов проблемы технологического развития постепенно включаются и в задачи микроэкономики.
Наконец, в 90-х годах признано, что инновационная деятельность может являться стратегическим фактором рынка, частью общей стратегии фирмы, направленной на завоевание или поддержание своей монопольной позиции в отрасли.
Таким образом, Й. Шумпетер считает, что монополия лучше подходит для стимулирования вложений в исследования и инновации, чем конкуренция. Поскольку монополист, с одной стороны, располагает необходимыми средствами для проведения крупномасштабных НИОКР, а с другой – получает ренту от внедрения инноваций, у него есть стимулы наращивать объемы научно-исследовательских работ.
Конкурент, по Шумпетеру, не имеет ни необходимых средств, ни достаточных стимулов для проведения инновационных работ и внедрения результатов технического прогресса на практике.
Кто же прав в давнем споре о эффективности конкуренции или монополии применительно к инновационной деятельности?
Рассмотрим простейшую модель стимулов к вложениям в НИОКР в условиях разных рыночных структур – модель Эрроу [7]. Предположим линейный спрос и постоянство средних издержек выпуска товара. Пусть инновация ведет к сокращению средних издержек. Тогда если средние издержки выпуска до инновации – С1, то после инновации – С2, так что С1 > C2.
В условиях монополии фирма будет выпускать такой объем, при котором ее выручка от продажи дополнительной единицы продукции окажется равной ее издержкам, связанным с производством этой дополнительной единицы продукции. Посмотрим, каким образом инновация может оказать влияние на поведение монополиста.
Пусть до инновации монополист получает прибыль в размере:
П1 = (Р1 – С1)Q1
а после инновации
П2 = (Р2 – С2)Q2.
Прирост прибыли монополиста, вызванный инновацией, составит:
ΔПМ = (Р2 – С2)Q2 – (Р1 – С1)Q1
или
ΔПМ = Р2ΔQ + Q1ΔР – С2ΔQ – Q1ΔС,
где [Р2ΔQ + Q1ΔР] – выручка от продажи дополнительного объема ΔQ выпуска;
С2ΔQ – экономия, вызванная сокращением издержек в результате инновации, на каждой дополнительной единице выпуска; Q1ΔС – экономия издержек при производстве первоначального объема товара. Таким образом, для монополиста дополнительная прибыль от инновации складывается из суммы дополнительной выручки за вычетом предельных издержек и экономии на издержках.
В условиях конкурентного рынка до инновации рыночная цена равна средним издержкам: Р1 = С1. Предположим, конкурентная фирма изобрела новую технологию, которая позволяет ей снизить издержки до уровня С2. Если фирма-инноватор попытается назначить монопольную цену Р2, она не сможет продать ни одной единицы товара, поскольку прочие фирмы будут предлагать товар по цене Р1<Р2 при использовании старой технологии. Поэтому фирма-инноватор будет предлагать товар по цене Р2 = Р1 = С1. Соответственно выпуск фирмы после инновации окажется равным доинновационному уровню: Q2 = Q1.
Фирма-инноватор может продать другой фирме патент на право использования своей технологии по цене (С1 – С2), при этом окончательный результат будет тем же: рыночная цена и выпуск на доинновационном уровне.
Совокупная прибыль инноватора будет равна:
ПК = (С1 – С2)Q1 = (-ΔC)Q1 > 0,
так как
С1ΔQ > P2ΔQ + Q1ΔP.
Также правомерен вывод, что дополнительная прибыль от инновации в условиях монополии ниже, чем прибыль, получаемая от инновации конкурентом:
Информация о работе Новые технологии и их роль в современной экномике