Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 11:23, курсовая работа
Проблема формирования и развития информационной экономики, а также рынка информационных услуг и его важнейших элементов является относительно новой для отечественной экономической науки. В то же время зарубежные специалисты уже более 30 лет занимаются проработкой указанных вопросов и практическим применением выработанных концепций и теорий.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
1. Объективные предпосылки возникновения информационной экономики………………………………………………………………………...5
1.1.Теоретические и методологические предпосылки возникновения информационной экономики……………………………………………………..5
1.2.Сущность и основные признаки информатизации экономики….…11
1.3.Рынок информационного общества………………………………….13
1.4.Интернет-экономика: ее сущностные характеристики и возможности…………………………………………………………………...…15
2.Инновационная экономика России. Финансово-экономические предпосылки и условия формирования……………………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………...………………27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...…29
Третий этап — это этап бурных дискуссий и обсуждений, приходящийся на начало и середину 70-х годов. В это время пред- принимаются попытки найти общий язык между представителями разных направлений информационной экономики и привести к общему знаменателю полученные в этой области результаты. В частности, в 1973-1974 годах журналом "Вопросы экономики" была организована дискуссия, в ходе которой обозначились основные позиции по ключевым проблемам информационной экономики (соотношение товарного и нетоварного характера научно-технической информации, объективной основы цены информационных продуктов, особенности общественной формы научного труда), современная постановка и решение которых содержатся в более поздних работах.
Четвертый этап, продолжавшийся с конца 70-х годов по середину 80-х, отмечен процессами углубления высказанных ранее идей, обращения к традициям, связанным с концептуальными позициями различных течений экономической мысли, и формирования научных школ. Некоторое обособление взглядов и подходов, оформившееся в этот период, выразилось в публикации монографий и сборников, посвященных отдельным направлениям информационной экономики. В этот период произошло усиление подходов к производству научно-технической информации как к самостоятельной отрасли хозяйства, поэтому особое место заняли работы, посвященные исследованию экономической эффективности производства ин-
формации.
Пятый этап, завершившийся в начале 90-х годов,
ознаменовался новым оживлением дискуссий
и активизацией научных споров по различным
направлениям экономики информационного
производства. При этом в центре внимания
исследователей оказались в первую очередь
вопросы прикладного характера: ценообразование
научно-технической информации, ее
практическое применение в производственных
процессах и связанная с ним инновационная
деятельность предприятий, государственное
регулирование информационного производства.
Возродился интерес к проблемам технологического
менеджмента, где наряду с классическим
направлением, берущим начало в работах
Б.Санто, Б.Твисса, П.Уайта, Р.Фостера,
бурно развиваются нетрадиционные подходы
(Дж.Грейсон, Й.Пиннингс, П.А.Страссман
и др.). В этот период и в отечественной,
и в зарубежной литературе широко распространился
организационно-
В данный период усилился также интерес к цикличности экономической динамики, связанной с характером и темпами обновления применяемой в производстве научно-технической информации, к моделированию технико-экономических систем. Это направление, в центре внимания которого оказались технико-экономические проблемы, связано прежде всего с именами Т.Вашко, С.Ю.Глазьева, А.Грублера, Я. ван Дейна, Г.Доси, С.В.Казанцева, А.Клайнкнехта, Д.С.Львова, Э.Манделя, Ч.Маркетти, Г.Менша, С.М.Меньшикова, Н.Накиценовича, И.Николова, Ш.Перес, Ж.Пиатье, Л.Сутэ, Г.Г.Фетисова, К.Фримена, Г.Шмуклера, Ю.В.Яковца.
В начале 90-х годов начался шестой этап развития информационной экономики. Поток публикаций в этой области, характерный для пятого этапа, несколько уменьшился, и наступило время вдумчивого осмысления пройденного пути, углубления постановок уже известных проблем и тщательного анализа возможных вариантов их решения. Значительный вклад в разработку методологических основ теории информационной экономики и ее практических приложений в этот период внесли отечественные ученые, исследовавшие отдельные аспекты воспроизводства научно-технической информации в современных экономических системах: Е.Н.Блиоков, С.В.Валдайцев, Г.Г.Воробьев, А.А.Дынкин, С.А.Дятлов, В.Л.Иноземцев, В.И. Маевский, Т.П.Николаева, В.П.Рассохин, Л.С.Рожнева, А.И.Субетто, Р.И.Цвылев, В.В.Чекмарев и другие.
Несмотря на то, что информационная экономика как наука находится еще в стадии становления, реальности развития современного всемирного хозяйства, выдвигающие на передний план процессы производства и потребления научно-технической информации, вселяют уверенность в том, что в ближайшее десятилетие произойдет окончательное обособление информационной экономики от других экономических наук, ясно обозначатся очертания предмета этой науки, определятся основные черты ее метода и появится ряд монографических исследований, которые по праву смогут претендовать на комплексное осмысление проблем информационной экономики.
Тем самым будут решены важнейшие задачи седьмого этапа развития данной области экономической науки, начавшегося в конце 90-х годов.
Экономика информационного производства, несмотря на ее достаточно бурное развитие, находится лишь в самом начале своего пути к общественному признанию, к умам и сердцам представителей экономической науки и практики. Этот путь обещает быть трудным и увлекательным, и каждый, кто пожелает проследить за ним, будет вознагражден обилием неожиданных выводов, парадоксов и проблем, которыми полна эта удивительная наука — информационная экономика.
Информатизация экономики - превращение
информации в экономический ресурс
первостепенного значения. Происходит
это на базе компьютеризации и
телекоммуникации, обеспечивающих принципиально
новые возможности
Первоосновой информатизаций экономики
являются достижения фундаментальных
и прикладных наук, которые воплощаются
в новых информационных технологиях
и средствах производства, что
в свою очередь стимулирует очередной
виток научно-технических
Помимо достижений науки и техники в состав информационных ресурсов входят и рассеянные в обществе знания , неотделимые от личностей конкретных людей: специалистов различного профиля , рабочих, обладающих профессиональными, опытом, умениями. Информационные ресурсы взаимодействуя с техническими средствами обработки информации, породили новую отрасль экономики - индустрию информатики и оказывают революционизирующее воздействие на традиционные отрасли производства - промышленность, транспорт, связь, торговлю, финансово-кредитную систему.
Постепенное увеличение доли информационной деятельности переходит в новое качество и возникает информационное общество.
Для информационного общества характерны следующие черты:
- Высокий удельный вес знаний в информации в приросте ВВП. В экономической науке традиционно считалось, что рост экономики зависит от трех основных факторов: земли и других природных ресурсов, капитала, включающего в качестве основной составляющей средства производства и труда. В современных условиях к ним добавился новый четвертый фактор - информационный. В том смысле как труд и капитал составляли центральные переменные величины в индустриальном обществе, так информация и знания становятся решающими переменными величинами в постиндустриальном и информационном обществе. Рост экономики сейчас в решающей степени зависит от использования знаний и информации, определяющих инновационное развитие и научно-технический прогресс. Чем более развита страна, тем сильнее используется в ее развитии информационный фактор, и наоборот. Большинство государств осознало важность информационных ресурсов как для экономических, так и для политических целей . Поэтому все более или менее развитые страны прилагают значительные усилия для создания собственных, часто закрытых, электронных хранилищ информации.
- Высокий удельный вес доходов от информационной деятельности в общих доходах населения страны. К информационной деятельности относится работа в сфере управления, финансов, СМИ, НИОКР, культуры и т. д. Обращение финансов - это во многом обращение определенной формы информации. Это стало особенно очевидно с появлением электронных денег. Деньги и ценные бумаги постепенно отрываясь от своих материальных носителей, все более проявляют свою информационную сущность.
- Ключевая роль информации в экономических и социальных процессах. В условиях информационного общества информация начинает играть роль, которая по своей значимости и масштабам превосходит материальную продукцию, энергию и услуги.
- Беспрецедентное усиление взаимосвязи науки с реальными производственными процессами. Одной из важнейших особенностей информационного общества и НТР является превращение науки в непосредственную производственную силу.
- Автоматизация производственных процессов и информатизация человеческой деятельности. Одно из основных отличий формирующегося информационного общества состоит в том, что процесс промышленного производства - от добычи сырья до заготовок, вплоть до конечной продукции и распределения товаров - все более передается машинам и автоматам, роботам. Сам же человек во все большей степени переключается на иные виды деятельности, связанные с информацией, такие, как планирование, управление и контроль.
- Превращение профессий умственного труда из редких в массовые. Прогрессирующая тенденция перемещения работников умственного труда в различные сферы экономики обусловливает распространение на них закономерностей функционирования рыночной экономики.
- Новые перспективы для производства и потребления. Новые информационные технологии дают возможность регулирования крупных экономических, экологических и социальных проблем с меньшими издержками. Они позволяют перейти к разнообразному мелкосерийному производству товаров по низкой себестоимости, вытеснить из тех или иных отраслей крупносерийное и единообразное производство.
1.3. Рынок информационного общества
Этот рынок обнаруживает черты, отличающие от рынка индустриального общества. Рынок как коммуникативная система получает в информационном обществе адекватную его сущности техническую базу - электронные средства обработки и передачи информации, благодаря которой рыночный механизм становится более гибким, быстродействующим, способным переработать огромный объем экономической информации. В информационном обществе меняется само представление о рынке: Рынок раньше представлял собой определенное место, где можно что-то продать или купить. Теперь же рынок - это просто компьютеризированная сеть коммуникаций, так как с помощью телетекста или телефакса можно купить что угодно, где угодно, когда угодна, не сходя с места. Изменяются не только пространственные, но и временные границы рынка. Феномен информационного поля позволят в любое время суток получить информацию из любой точки планеты, такое понятие как бизнес вне времени и границ становится реальностью.
Как известно, собственность на информацию является основной монопольной власти, поскольку владение патентами и лицензиями служит барьером для проникновение в отрасль. Существует и другой важный аспект, связанный с передачей информации - условия продажи технологии. В них могут включаться ограничения, заранее устраняющие проявление каких-либо конкурентных преимуществ, например, касающиеся рынков сбытов готовой продукции. В таком случае нарушается механизм конкуренции. В то же время информатизация экономики придает данному механизму новые качества. Так, высокая насыщенность рынка товарами и услугами заставляет фирмы постоянно следить за техническими достижениями в своей отрасли, отыскивать на рынке ниши для новых товаров и услуг.
Информатизация дала рынку электронные коммуникации, электронные средства обращения и учета - кредитные карточки, электронные акции, штриховой код, которые значительно ускоряют и упрощают расчеты. Цена, являясь самым важным сигналом в коммуникативной сети рынка, становится известной всем участникам рыночных отношений в считанные минуты. Свободное циркулирование и доступ к коммерческой информации обеспечивают целостность рынка, способствуют образованию равновесных цен на товары и услуги. Так же в информационном обществе уменьшается возможность кризисов - как для отдельных фирм, так экономики в целом. Некоторыми авторами отмечается изменение механизма экономического цикла вследствие информатизации. Невозможность общего кризиса в экономике информационного общества обосновывается большой обозримостью рынка для отдельных фирм и исключением внезапности изменения рыночной ситуации в условиях быстрого распространения коммерческой информации на основе электронных сетей.
Совершенно очевидно, что с помощью
традиционных стоимостных методов
анализа экономической
Когда накопленные результаты фундаментальных,
поисковых и прикладных исследований
превращаются в непосредственную производительную
силу, игнорирование информационного
фактора производства неизбежно
приводит к грубым ошибкам. Так, например,
анализ состояния дел той или
иной фирмы традиционно
1.4. Интернет-экономика: ее сущностные характеристики и возможности
Информация о работе Объективные предпосылки возникновения информационной экономики