Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2015 в 01:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ обеспечения экономической безопасности предприятий производства машин и оборудования, а также обоснование и разработка рекомендаций по развитию механизмов обеспечения экономической безопасности отрасли.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
• исследовать теоретические основы экономической безопасности на предприятиях производства машин и оборудования;
• выявить и систематизировать основные угрозы экономической безопасности на предприятиях производства машин и оборудования;
• дать оценку состояния предприятий производства машин и оборудования;
• разработать предложения по совершенствованию механизмов обеспечения экономической безопасности на предприятиях производства машин и оборудования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические аспекты экономической безопасности отрасли
1.1 Сущность экономики производства машин и оборудования…………………6
1.2 Методика оценки обеспечения экономической безопасности отрасли…....12
Глава 2. Современное состояние экономической безопасности предприятий производства машин и оборудования.
2.1 Основные угрозы экономической безопасности в производстве машин и оборудования и их оценка………………………………………………………….18
2.2 SWOT-анализ производства машин и оборудования………………………...25
Глава 3. Перспектива развития обеспечения экономической безопасности в отрасли………………………………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………39
Список литературы
Уровень инновационной активности на промышленных предприятиях остается низким после падения в несколько раз в кризисный период, неэффективно работают механизмы продвижения в производство перспективных разработок. Это вызывает особую обеспокоенность в связи с тем, что производство машин и оборудования является базой инновационного развития всей экономики, ее технического перевооружения и реконструкции.
Результатом снижения инновационной активности явилась утрата имеющихся конкурентных преимуществ перед зарубежными производителями в области ресурсоемкости, производительности, качества продукции, а некоторые виды продукции вообще перестали выпускаться. При этом ситуация является кризисной не только в вопросе технических и технологических инноваций, но и в сфере управления. По мнению многих ученых, одной из проблем развития машиностроительной отрасли, является отсутствие адекватной современным условиям системы управления предприятием.
Системы управления производства машин и оборудования, как показывают результаты различных исследований, далеко не совершенны и мало соответствуют задачам, которые необходимо решать в рыночной экономике.
Причины такого несоответствия выражаются в нарушении иерархии подчинения менеджеров и персонала; нечетком закреплении функций за руководителями; зачастую низкой квалификации руководителей; отсутствии системы внутреннего аудита и т.п. Практически все перечисленные причины, в большей или меньшей степени, оказывают негативное воздействие на организацию производства машин и оборудования.
Произошедший в годы реформ разрыв между производством и наукой сказался также на возникновении серьезных кадровых проблем, который выразился в нехватке квалифицированного персонала. Численность занятых в отрасли неуклонно падает (с 8 млн. чел в 1991 г. до 4 млн. чел в 2011 г.). Например, удельный вес занятых в обрабатывающих отраслях в 2013 г. составил - 14,75%7 (2000 г. - 19,06%, 2005 г. -17,23%, 2010 г. - 15,23%, 2012 г. -14,96% соответственно) [11].
Средний возраст работников по отрасли превысил 50 лет. Молодое поколение не выбирает эти профессии из-за низкого «имиджевого» рейтинга специальностей машиностроительного профиля и низкой оплаты труда.
Также можно выделить организационно-правовые проблемы производства машин и оборудования. Они обусловлены, прежде всего, отсутствием государственной поддержки, нацеленной на стимулирование развития отрасли. Один из существенных тормозящих факторов развития отрасли - несовершенство российского законодательства в промышленной сфере.
Решение проблем в отрасли производства машин и оборудования требует основательного и взвешенного подхода, что обусловлено целым рядом факторов:
• машиностроительный комплекс, выступая в качестве катализатора научно-технического прогресса в различных отраслях народного хозяйства, является по сути одной из немногих отраслей обрабатывающей промышленности, развитие которой оказывает самое непосредственное влияние на техническую оснащенность всех секторов экономики, насыщая их основными фондами высокого технического уровня;
• производство машин и оборудования принято считать самой сложной отраслью промышленности, производящей широко дифференцированную продукцию: от наиболее активной части основных фондов (орудий труда) до привычных всем бытовых приборов и автомобилей;
• многие предприятия работают на оборонный комплекс, поэтому развитие данной отрасли определяет обороноспособность страны;
В России на сегодняшний день имеются предпосылки для эффективного развития предприятий производства машин и оборудования, а именно:
• наличие собственной сырьевой базы и собственных энергоносителей;
• развитая сеть транспортных и энергетических коммуникаций;
• высокий потенциал фундаментальной и прикладной науки;
• запасы интеллектуальной собственности;
• необходимый образовательный уровень населения;
• производственный потенциал и традиции.
Необходима разработка эффективной многоуровневой политики в отрасли, которая должна соответствовать общественным потребностям и носить ярко выраженный инновационный характер развития. Это задача довольно сложная и требующая, прежде всего, определения приоритетов развития отрасли. Исследование этого вопроса показало, что расстановка приоритетов должна основываться на усилении роли государства в развитии производства машин и оборудования. Государство должно создавать равные условия для развития всех предприятий, благоприятную конкурентную среду и ликвидировать множество бюрократических барьеров.
На сегодняшний день уже сделаны определенные шаги в формировании стратегии развития производства машин и оборудования. Разработаны за последние годы две концепции (станко-инструментальной и автомобильной отраслей) а так же некоторые стратегии развития (авиационной промышленности, нефтегазового, строительно-дорожного и коммунального, энергетического, тракторного и сельскохозяйственного, транспортного машиностроения, машиностроения для легкой промышленности). Но принятые документы по причине недостаточной согласованности (между собой и с перспективными общегосударственными задачами), не в полной мере отвечают требованиям системности.
По нашему мнению, промышленная политика России применительно к производству машин и оборудования должна быть ориентирована на формирование эффективного частно-государственного партнерства направленного на достижение адекватного позиционирования российского производства машин и оборудования в условиях рыночной экономики и интеграцию российского машиностроения в мировое экономическое сообщество, как ведущего производителя наукоемкой, высокотехнологичной продукции. Одновременно необходимо обеспечивать совершенствования банковской и страховой системы, стимулирование крупномасштабных долгосрочных инвестиций в технологическое перевооружение и развитие отрасли с целью кардинального повышения эффективности промышленного производства.
Заключение
Для того чтобы продукция отечественной промышленности была конкурентоспособной на глобальных рынках, необходимо иметь в своем арсенале самые современные машины и оборудование, производство которых является функцией машиностроительной отрасли.
В ходе исследования были поставлены и решены следующие задачи:
• исследовали теоретические основы экономической безопасности на предприятиях производства машин и оборудования;
• выявили и систематизировали основные угрозы экономической безопасности на предприятиях производства машин и оборудования;
• дали оценку состояния предприятий производства машин и оборудования;
• разработали предложения по совершенствованию механизмов обеспечения экономической безопасности на предприятиях производства.
Сейчас российская промышленность стоит у своего рода «развилки»: либо отечественное машиностроение решит задачи модернизации и станет по всем параметрам конкурентоспособным, либо пойдет процесс вытеснения отечественных производителей зарубежными.
Таким образом, создание эффективной системы обеспечения экономической безопасности в производстве машин и оборудования предполагает разработку комплексного механизма использования государственных методов воздействия на машиностроительную деятельность.
Отсутствие государственной стратегии оказывает негативное влияние на отрасль в стране, тормозит эффективность управления экономическими процессами, поэтому преодоление существующих тенденций в экономике и формирование инновационного типа развития промышленности возможно только на основе активного вмешательства государства в производство машин и оборудования.
На сегодняшний день технологическое отставание России является одной из серьезных угроз экономической безопасности страны. Поэтому преодоление технологической отсталости является приоритетным направлением при совершенствовании механизмов обеспечения экономической безопасности страны.
Важнейшим элементом обеспечения экономической безопасности предприятий производства машин и оборудования является стратегическое планирование и прогнозирование его экономической безопасности, которое должно быть органической частью стратегического планирования бизнеса и деятельности предприятий.
Список литературы