Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:00, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – выяснить какое вмешательство государства в образовательный процесс является оптимальным.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Показать структуру российского образования;
Ознакомить с образовательной политикой государства и ее приоритетами;
Выявить проблемы и тенденции современного образования в РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ……….5
1.1. Структура российской системы образования………………5
1.2. Роль образования в развитии российского общества………8
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВО И ОБРАЗОВАНИЕ………………..10
2.1. Образовательная политика: теоретические вопросы……..10
2.2. Приоритетные направления образовательной политики..11
2.3. Законодательная база образовательной системы…………19
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..26
БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
ЧИТИНСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра мировой экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«ЭКОНОМИКА РОССИИ»
на тему:
«Образование и государство»
Работу выполнила:
Дербина Ксения
Студентка 3 курса,
группы МЭ-10-1
Научный руководитель:
Доцент кафедры
«Мировая Экономика»,
к.г.н.
Будко Вера Викторовна
Чита, 2012 г
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ……….5
1.1. Структура
российской системы
1.2. Роль образования
в развитии российского
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВО И ОБРАЗОВАНИЕ………………..10
2.1. Образовательная политика: теоретические вопросы……..10
2.2. Приоритетные
направления образовательной
2.3. Законодательная
база образовательной системы……
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..26
ВВЕДЕНИЕ
Образование - это один из главных аспектов жизни любого человека.
Каждый человек учится чему-нибудь всю свою жизнь.
Чем образованнее человек, тем ему легче разобраться в окружающем его мире, решить проблемы, которые возникают у каждой отдельной личности в жизни.
Если у человека высокий уровень
образования, то он может применить
свои знания, умения и навыки на практике,
используя различные
В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Его роль постоянно растет вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран.
Важная роль образования
в экономическом и социальном
развитии современного общества, обеспечении
международной
Актуальность данной темы обуславливается тем, что сегодня образованию как социальному институту приходится иметь дело с колоссальными контингентами людей, которые являются будущим России и от которых напрямую зависит дальнейшая судьба государства.
Цель данной курсовой работы – выяснить какое вмешательство государства в образовательный процесс является оптимальным.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Работа объемом 26 страниц состоит из трех глав и подпунктов, в конце работы представлена использованная литература.
ГЛАВА I. РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Структура российской системы образования.
Образование согласно законодательству
РФ – целенаправленный процесс воспитания
и обучения в интересах человека,
общества, государства, сопровождающийся
констатацией достижения обучающимся
гражданином установленных
В Российской Федерации реализуются
следующие образовательные
1) общеобразовательные (основные
и дополнительные, в том числе
дополнительные
2) профессиональные (основные и дополнительные);
3) профессиональной подготовки.
2. Основные общеобразовательные
программы направлены на
3. К основным общеобразовательным относятся программы:
1) дошкольного образования;
2) начального общего образования;
3) основного общего образования;
4) среднего (полного) общего образования.
4. Основные профессиональные
образовательные программы
5. К основным профессиональным относятся программы:
1) начального профессионального образования;
2) среднего профессионального
образования, в том числе
3) высшего профессионального
образования (программы
4) послевузовского
С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.
Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
2. Образовательное учреждение
является юридическим лицом,
3. Образовательные учреждения
могут быть государственными, муниципальными,
негосударственными (частными учреждениями,
в том числе учреждениями
Государственным является образовательное
учреждение, созданное Российской Федерацией
(далее - федеральное государственное
образовательное учреждение) или
субъектом Российской Федерации (далее
- государственное
Муниципальным является образовательное учреждение, созданное муниципальным образованием.
Негосударственным является
образовательное учреждение, созданное
в соответствии с настоящим Федеральным
законом собственником (гражданином
(гражданами) и (или) юридическим лицом
(юридическими лицами), за исключением
Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации и муниципальных
Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
4. К образовательным относятся учреждения следующих типов:
1) дошкольные;
2) общеобразовательные (
3) учреждения начального
профессионального, среднего
4) специальные (коррекционные)
5) учреждения для детей-сирот
и детей, оставшихся без
6) учреждения дополнительного образования детей;
7) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Содержание образования
является одним из факторов экономического
и социального прогресса
Содержание образования должно обеспечивать:
Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.
Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений. [2,10-28]
1.2. Роль образования
в развитии российского
Роль
образования на современном
В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.
На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства. Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой.
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВО И ОБРАЗОВАНИЕ
2.1. Образовательная политика: теоретические вопросы
Главная задача
российской образовательной политики
- обеспечение современного качества образования
на основе сохранения его фундаментальности
и соответствия актуальным и перспективным
потребностям личности, общества и государства.
Модернизация образования
- это политическая и общенациональная
задача, она не должна и не может осуществляться
как ведомственный проект. Интересы общества
и государства в области образования не
всегда совпадают с отраслевыми интересами
самой системы образования, а потому определение
направлений модернизации и развития
образования не может замыкаться в рамках
образовательного сообщества и образовательного
ведомства.
Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.
Для достижения указанной цели необходимо решить в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:
- обеспечение государственных
гарантий доступности и равных
возможностей получения
- достижение нового
- формирование в системе
- повышение социального статуса
и профессионализма работников
образования, усиление их