Образование и государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – выяснить какое вмешательство государства в образовательный процесс является оптимальным.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Показать структуру российского образования;
Ознакомить с образовательной политикой государства и ее приоритетами;
Выявить проблемы и тенденции современного образования в РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ……….5
1.1. Структура российской системы образования………………5
1.2. Роль образования в развитии российского общества………8
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВО И ОБРАЗОВАНИЕ………………..10
2.1. Образовательная политика: теоретические вопросы……..10
2.2. Приоритетные направления образовательной политики..11
2.3. Законодательная база образовательной системы…………19
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..26

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ.docx

— 49.72 Кб (Скачать файл)

БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА 
ЧИТИНСКИЙ ИНСТИТУТ 
Кафедра мировой экономики

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«ЭКОНОМИКА РОССИИ»

на тему:

«Образование и государство»

 

 

                                                                                       

Работу выполнила: 
Дербина Ксения 
Студентка 3 курса, группы МЭ-10-1

Научный руководитель: 
Доцент кафедры  
«Мировая Экономика»,  к.г.н. 
Будко Вера Викторовна

 

Чита, 2012 г

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….. 3

ГЛАВА I. РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ……….5

1.1.  Структура  российской системы образования………………5

1.2. Роль образования  в развитии российского общества………8

ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВО И ОБРАЗОВАНИЕ………………..10

2.1. Образовательная  политика: теоретические вопросы……..10

2.2. Приоритетные  направления образовательной политики..11

2.3. Законодательная  база образовательной системы…………19

ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ………………..21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Образование - это один из главных  аспектов жизни любого человека.

Каждый человек учится чему-нибудь всю свою жизнь.

Чем образованнее человек, тем ему  легче разобраться в окружающем его мире, решить проблемы, которые  возникают у каждой отдельной  личности в жизни.

Если у человека высокий уровень  образования, то он может применить  свои знания, умения и навыки на практике, используя различные информационные ресурсы. 

В современном мире увеличивается  значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Его роль постоянно растет вместе с ростом влияния человеческого  капитала. Российская система образования  способна конкурировать с системами  образования передовых стран. 

Важная роль образования  в экономическом и социальном развитии современного общества, обеспечении  международной конкурентоспособности  национальных экономик предопределяет постоянный интерес политических, научных, деловых и общественных кругов к  проблемам государственной образовательной  политики. Общепринято понимание, что "будущее принадлежит тем странам, которые имеют наиболее эффективные  школы, способные создать интеллектуальный потенциал как важную объективную  основу для развития способностей большинства  граждан и для обеспечения  их благополучия.

Актуальность данной темы обуславливается  тем, что сегодня образованию как социальному институту приходится иметь дело с колоссальными контингентами людей, которые являются будущим России и от которых напрямую зависит дальнейшая судьба государства.

Цель данной курсовой работы – выяснить какое вмешательство  государства в образовательный  процесс является оптимальным.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Показать структуру российского образования;
  2. Ознакомить с образовательной политикой  государства и ее приоритетами;
  3. Выявить проблемы и тенденции современного образования в РФ.

Работа объемом 26 страниц состоит из трех глав и подпунктов, в конце работы представлена использованная литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Структура российской системы образования.

Образование согласно законодательству РФ – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся  гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных  цензов). Уровень общего и специального образования обусловливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

В Российской Федерации реализуются  следующие образовательные программы:

1) общеобразовательные (основные  и дополнительные, в том числе  дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств);

2) профессиональные (основные  и дополнительные);

3) профессиональной подготовки.

2. Основные общеобразовательные  программы направлены на решение  задач формирования общей культуры  личности, адаптации личности к  жизни в обществе, на создание  основы для осознанного выбора  и освоения профессиональных  образовательных программ.

3. К основным общеобразовательным относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего  образования.

4. Основные профессиональные  образовательные программы направлены  на решение задач последовательного  повышения профессионального и  общеобразовательного уровней, подготовку  специалистов соответствующей квалификации.

5. К основным профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального  образования;

2) среднего профессионального  образования, в том числе интегрированные  образовательные программы среднего  профессионального образования  в области искусств;

3) высшего профессионального  образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры);

4) послевузовского профессионального  образования.

   С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

2. Образовательное учреждение  является юридическим лицом, создается  и регистрируется в соответствии  с законодательством Российской Федерации.

3. Образовательные учреждения  могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных  объединений и религиозных организаций).

Государственным является образовательное  учреждение, созданное Российской Федерацией (далее - федеральное государственное  образовательное учреждение) или  субъектом Российской Федерации (далее - государственное образовательное  учреждение, находящееся в ведении  субъекта Российской Федерации).

Муниципальным является образовательное  учреждение, созданное муниципальным  образованием.

Негосударственным является образовательное учреждение, созданное  в соответствии с настоящим Федеральным  законом собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами), за исключением  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Действие законодательства Российской Федерации в области  образования распространяется на все  образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

4. К образовательным относятся учреждения следующих типов:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального  общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального  профессионального, среднего профессионального,  высшего профессионального и  послевузовского профессионального  образования;

                  4) специальные (коррекционные) для  обучающихся, воспитанников с  ограниченными возможностями здоровья;

5) учреждения для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей (законных представителей);

6) учреждения дополнительного  образования детей;

7) другие учреждения, осуществляющие  образовательный процесс.

Содержание образования  является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

    • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
    • развитие общества;
    • укрепление и совершенствование правового государства.

 Содержание образования  должно обеспечивать:

    • адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
    • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
    • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
    • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
    • формирование духовно-нравственной личности;
    • воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

    Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.

    Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений. [2,10-28]

 

1.2. Роль образования  в развитии российского общества

    Роль  образования на современном этапе  развития России определяется  задачами ее перехода к демократическому  и правовому государству, к  рыночной экономике, необходимостью  преодоления опасности отставания  страны от мировых тенденций  экономического и общественного  развития. 

    В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. 

      На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства. Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВО И ОБРАЗОВАНИЕ

2.1. Образовательная  политика: теоретические вопросы

   Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.  
   Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. 

Цель модернизации образования  состоит в создании механизма  устойчивого развития системы образования.

  Для достижения указанной цели необходимо решить в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:

- обеспечение государственных  гарантий доступности и равных  возможностей получения полноценного  образования;

- достижение нового современного  качества дошкольного, общего  и профессионального образования;

- формирование в системе образования  нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

- повышение социального статуса  и профессионализма работников  образования, усиление их государственной  и общественной поддержки;

Информация о работе Образование и государство