Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:00, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – выяснить какое вмешательство государства в образовательный процесс является оптимальным.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Показать структуру российского образования;
Ознакомить с образовательной политикой государства и ее приоритетами;
Выявить проблемы и тенденции современного образования в РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ……….5
1.1. Структура российской системы образования………………5
1.2. Роль образования в развитии российского общества………8
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВО И ОБРАЗОВАНИЕ………………..10
2.1. Образовательная политика: теоретические вопросы……..10
2.2. Приоритетные направления образовательной политики..11
2.3. Законодательная база образовательной системы…………19
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..26
- развитие образования как
Основой современной образовательной
политики государства является социальная
адресность и сбалансированность социальных
интересов. Стратегические цели модернизации
образования могут быть достигнуты только
в процессе постоянного взаимодействия
образовательной системы с представителями
национальной экономики, науки, культуры,
здравоохранения, всех заинтересованных
ведомств и общественных организаций,
с родителями и работодателями.
Суть изменений в образовании,
их цели, направления, методы должны регулярно
разъясняться населению, а результаты
общественного мнения должны пристально
изучаться органами управления образованием
и руководителями образовательных учреждений
и учитываться при проведении модернизации
образования.
2.2. Приоритетные направления образовательной политики
Конституция Российской Федерации гарантирует права граждан на образование. Однако в условиях сложной социально-экономической ситуации эти гарантии не всегда обеспечивались в полной мере. Правительство Российской Федерации осуществит меры по их реализации, создав правовые и экономические условия для: полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и образования других уровней в пределах, установленных законодательством Российской Федерации;
- равного доступа всех
граждан России к образованию
разных уровней вне
- получения образования
в соответствии с
Доступность качественного образования означает также государственные гарантии:
- обучения на учебно-
- обучения в условиях,
гарантирующих защиту прав
- социально-педагогической
и психолого-педагогической
- бесплатного пользования
учащимися и студентами
Обучающиеся должны иметь информацию о состоянии и реальных потребностях рынков труда, о величине затрат, осуществляемых государством и обществом на их образование, о качественном уровне получаемого образования и его соответствии государственным образовательным стандартам.
Для повышения объективности
итоговой аттестации выпускников
Одновременно будет
- разграничение полномочий
и ответственности между
- передача оплаты труда
и обеспечения учебного
- введение адресных целевых
выплат для малообеспеченных
учащихся и создание на
Это обеспечит им доступность дополнительных образовательных услуг и возможность обучения в учреждениях образования, реализующих программы повышенного уровня; создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования для расширения возможностей детям из малообеспеченных семей получать среднее и высшее профессиональное образование, предусмотрев различные формы погашения кредита, субсидии; необходимо также использовать возможности государственного образовательного кредитования и субсидирования для подготовки студентов по специальностям, имеющим особо важное значение для экономического и социального развития государства; нормативно-правовое регулирование условий привлечения в сферу образования внебюджетных средств и их использования, обеспечение защиты прав потребителей платных образовательных услуг; последовательное увеличение суммарной величины академической и социальной стипендии и доведение ее до уровня прожиточного минимума; стимулирование создания для обучающихся фондов рабочих мест с неполным рабочим днем. Для обеспечения гражданам равных условий получения на конкурсной основе среднего и высшего профессионального образования будут в установленном законом порядке рассмотрены предложения о предоставлении на определенных условиях отсрочки призыва в Вооруженные Силы выпускникам средней (полной) общеобразовательной школы и выпускникам образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования для реализации ими права на поступление в учебные заведения соответственно среднего или высшего профессионального образования.
Важной организационно-
Для обеспечения сельским школьникам равных возможностей в получении качественного общего образования будут осуществлены специальные меры по поддержке сельской школы, а также ее реструктуризации.
Дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства, а при наличии соответствующих медицинских показаний - в специальных школах и школах-интернатах. Дети с проблемами асоциального характера должны быть обеспечены обязательным индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением.
Правительство Российской Федерации
планирует осуществить
- создание сети учебно-
- казачьих школ, летных, мореходных, речных, промышленных,
- сельскохозяйственных и других училищ;
- создание специализированных
консультативных подростковых
- рационализация порядка
и процедур усыновления детей,
развитие системы приемных
- расширение подготовки специальных кадров - социальных педагогов и психологов - по профилактике социального сиротства и для работы с детьми группы риска;
- подготовка и переподготовка
педагогических кадров, а также
проведение родительского
- введение на федеральном
и региональном уровнях
Одна из причин, вызывающих рост асоциального поведения подростков и молодежи, нерациональная организация досуговой деятельности и каникулярного времени, подлинной проблемой которого становится детская безнадзорность. Органами государственной власти всех уровней и местного самоуправления, органами управления образованием и образовательными учреждениями с привлечением общественности будут приняты меры по усилению педагогического влияния на детей и подростков в период летних каникул и повышению их занятости.
Создание условий для повышения качества общего образования
Базовое звено образования - общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Опираясь на богатейший опыт
российской и советской школы, следует
сохранить лучшие традиции отечественного
естественно-математического, гуманитарного
и художественного образования.
Воспитание как первостепенный приоритет
в образовании должно стать органичной
составляющей педагогической деятельности,
интегрированной в общий
Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В решении этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье. В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования планируется:
- итогам проводимого
- провести оптимизацию
учебной, психологической и
- обеспечить дифференциацию
и индивидуализацию
- более полно использовать
нравственный потенциал
- отработать и ввести
гибкую систему профилей
- усилить роль дисциплин,
обеспечивающих успешную
- обеспечить знания
- предусмотреть введение
обязательного экзамена по
- создать в системе
профессиональной ориентации
- разработать нормативно-
- обеспечить государственную поддержку школ для одаренных детей;
- создать эффективную
государственно-общественную
- создать независимую
от органов управления
2.3. Законодательная база образовательной системы
К основным правовым источникам образовательной системы в основном относят Конституцию РФ, Закон РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ», принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные НПА РФ, в частности ФГОСы.