Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:00, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – выяснить какое вмешательство государства в образовательный процесс является оптимальным.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Показать структуру российского образования;
Ознакомить с образовательной политикой государства и ее приоритетами;
Выявить проблемы и тенденции современного образования в РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ……….5
1.1. Структура российской системы образования………………5
1.2. Роль образования в развитии российского общества………8
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВО И ОБРАЗОВАНИЕ………………..10
2.1. Образовательная политика: теоретические вопросы……..10
2.2. Приоритетные направления образовательной политики..11
2.3. Законодательная база образовательной системы…………19
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..26
В Конституции РФ закреплены права граждан на получение образования. Это статья 43:
1. Каждый имеет право на
2. Гарантируются общедоступность
и бесплатность дошкольного,
3. Каждый вправе на конкурсной
основе бесплатно получить
4. Основное общее образование
обязательно. Родители или
5. Российская Федерация
В Законе «Об образовании»
представлены наиболее
Федеральные Государственные
Это основные документы, обеспечивающие
нормативную базу образовательной
системы и образовательной
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Система образования органически связана с фундаментальными основами общественного устройства, его социально-экономической и политической организацией, с характером и доминирующей направленностью общественной жизни. Проблемы в этой сфере общества напрямую отражаются на всех остальных сферах и деятельности государства в целом.
В области образования существуют несколько наиболее важных, на мой взгляд, проблем. Это проблема финансирования, проблема личного отношения граждан к образованию и проблема нехватки квалифицированных кадров.
Молодые люди, обучающиеся в школах, техникумах, вузах и других учебных заведениях, перестали интересоваться учебой как таковой. Целью стало получение не объективных знаний, а «корочек». «Имея диплом о высшем образовании, человеку гарантировано устройство в этом мире», «без высшего образования никуда» - подобные заявления часто можно услышать в нашем обществе. К сожалению, рынок только стимулирует подобное стремление. Сейчас, чтобы устроиться простым продавцом в киоск, требуется иметь диплом о высшем образовании. Интересно на фоне подобных заявлений узнать статистические цифры. Опираясь на различные опросы, аналитики выявили, что «трудоустройство после вуза – трудная задача». Вот вывод, который можно сделать, из проведенного исследования: «Каждый второй россиянин (50%) уверен: найти работу выпускнику вуза удается лишь с большим трудом». Среди респондентов, уверенных, что трудоустроиться после учебы практически невозможно, высока доля самих студентов – 25%. Еще 24% составляют люди, в чьей семье есть студенты. Так почему же зная о том, что устроиться людям с «вышкой» трудно, родители продолжают посылать своих детей в вузы? Это один из парадоксов современной России. Скорее всего, срабатывает русское народное «авось». Таков менталитет.
Люди стремятся повысить себе статус
получением высшего образование. Вот
только когда высшее образование
становится полностью доступным
для всех без разбору, когда студентов
тянут до последнего, высшее образование
перестает быть высшим. Быть может,
именно поэтому за границей российские
дипломы ничего не значат?
Что же делать?
Необходимо, всеми методами стимулировать
людей не в получении «корочек», а в получении
знаний. Для этого людям необходимо понять,
что сейчас рынок труда нуждается не только
в знаниях, но и в умении работника мыслить
не стереотипно и применять полученные
знания в разных ситуациях. Это, на мой
взгляд, самая трудная для решения проблема,
так как здесь необходимо повлиять на
само отношение человека к образованию,
что сделать очень трудно.
Проблема
финансирования образования является
очень актуальной. Современное состояние образования в
России обычно характеризуется в первую
очередь с позиций недостаточности бюджетных
средств, выделяемых государством для
обеспечения функционирования данной
сферы деятельности. В соответствии с Федеральным
законом «Об образовании» государство
гарантирует ежегодное выделение финансовых
средств на нужды образования в размере
не менее 10% национального дохода, а также
защищенность соответствующих расходов
федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Закон предусматривает
единые принципы формирования бюджетных
средств на образование на всей территории
РФ на основе государственных экономических
нормативов на единицу контингента обучаемых,
которые ежегодно должны утверждаться
федеральным законом одновременно с законом
о бюджете. Предусмотрена ежеквартальная
индексация выделяемых средств в соответствии
с темпами инфляции. Таковы требования
законодательства, но реальная практика
формирования бюджетов свидетельствует
о том, что эти положения не выполняются.
Следует выделить две группы задач (или
действий), решение которых необходимо
для достижения поставленных целей модернизации
образования. Требуется, с одной стороны,
выделение дополнительных бюджетных ресурсов
на повышение оплаты труда и усиление
действенности стимулирования работников
этой сферы, с другой стороны - осуществление
институциональных и структурных реформ.
Две названные группы задач неотделимы
друг от друга. Было вы политически опасно
и экономически неэффективно решать одну
задачу при игнорировании другой. Однако
вероятность такого развития событий
весьма высока: в последние годы наблюдается
заметный рост финансовых вливаний при дефиците институциональных реформ.
Увеличение финансирования без институциональных
реформ может привести к отрицательным
результатам. Высокая зарплата будет способствовать
не обновлению персонала, а консервации
кадров, сохранению тех преподавателей,
которые потеряли квалификацию и не смогут
лучше учить. Увеличение расходов на оборудование
может обернуться тем, что закупаться
оно будет по завышенным ценам и далеко
не то, которое действительно необходимо
для учебных классов и лабораторий.
Исходя из всего вышесказанного,
вытекает следующая проблема – проблема
нехватки квалифицированных кадров. Одной
из ключевых причин, тормозящих развитие
образования в России, является проблема
квалифицированности преподавательского
состава. Ужасная тенденция, наметившаяся
в современной России, есть неуклонное
снижение качества выпускников педагогических
вузов. Многие из них совершенно не заинтересованы
в преподавании. Их цель – получение заработной
платы за свой труд и все. Нынешнюю систему
образования спасает «старая гвардия»
и небольшое, буквально мизерное, число
молодых преподавателей-альтруистов.
И это плохо. К сожалению, заработная плата
в сфере образования оставляет желать
много лучшего. Пожалуй, именно низкий
уровень оплаты труда и есть самая большая
проблема современной системы образования.
Так, уже было подсчитано, что для приведения
средней заработной платы в сфере образования
к уровню 25-30 тысяч рублей в месяц понадобиться
ежегодно тратить 100 млрд. рублей. У государства
подобных средств, само собой, нет. Пока
государство не доведет уровень оплаты
труда в этой сфере до приемлемого уровня,
ни о каком возрождении качественного
образования в России не может быть и речи.
У педагогов полностью отсутствуют стимулы
к преподаванию. Преподаватель может запросто
уйти в совершенно другую сферу деятельности,
где сможет заработать больше. Поэтому,
как бы это ни звучало резко для слуха,
учителями хотят стать либо энтузиасты
(таких немного), либо люди, которым податься
уже просто некуда (их большинство).
Таким образом, встает вопрос
об укомплектовании школ профессиональным
преподавательским составом либо, на крайний
случай, предоставлении уже имеющимся
учителям качественной методической литературы,
о чем уже говорилось выше. Пока не налажена
подготовка педагогов-экономистов, заметную
роль в школьном экономическом образовании
могут (и должны) играть вузы. Ведь именно
вузы должны быть заинтересованы в подготовленных
и обучаемых абитуриентах! Путем заключения
контрактов на обучение, вузы смогли бы
предлагать свои услуги профильным классам
в школах, что, безусловно, способствовало
бы интеграции высшей и средней школы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оценивая современную образовательную
систему и ее регулирование государством,
можно сделать следующие выводы:
Во-первых, образование играет
важную роль в жизни, как отдельного человека,
так и в жизни общества в целом. От уровня
грамотности зависит экономическое, политическое
и социальное развитие государства, но
необходимо помнить, что грамотность должна
измеряться не количеством выпускников
и красных дипломов, а качеством полученных
ими знаний и умения применять их в различных
ситуациях.
Во-вторых, проблем в отечественном
образовании достаточно и они требуют
пристального наблюдения и быстрого решения.
Все проблемы взаимосвязаны друг с другом
и решение одной не даст практических
результатов, необходим целостный подход
к этому трудоемкому процессу. И решать
необходимо не на словах, проектируя новый
законопроект продолжительное время,
а действовать решительными методами,
только тогда мы добьемся каких-либо положительных
результатов. Однако решение этих проблем
не должно происходить только лишь по
инициативе государства, как мы уже поняли,
некоторые проблемы находятся именно
в нас и в нашем отношении, хотелось бы
изменить стереотипы людей, но начинать
нужно с самого себя. Это все относится
к проблеме представления людей об образовании
в настоящее время.
Что же касается финансирования
образовательного процесса, то здесь приоритетную
роль играет государство и государственная
политика, которая должна быть направлена
на совершенствование всей системы образования.
Судя по всему, государство пытается модернизировать
образование, но пока не очень успешно.
Открытым остается вопрос – в чем же кроются
причины неуспеха? В недостатке средств
и полномочий или в отсутствии надлежащего
желания….
Список использованной литературы.
1 Закон РФ «Об образовании» (по состоянию
на 1 апреля 2009 года). – Новосибирск: Сиб.
унив. Изд-во, 2009. – 64 с. – (Кодексы. Законы.
Нормы).
2. Конституция Российской Федерации>
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
(с учетом поправок, внесенных Законами
РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008
N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
3. Атаян А.Т. Перспективы: вопросы образования. [Текст] / А.Т. Атаян – Париж: ЮНЕСКО, в ред. 2010 г, 217 с.
4. Бордовская Н.В. Педагогика. [Текст] / Н.В. Бордовская, А.А. Реан – СПб: «Питер», 2004
5. Жуков А.Д. Образование в России: Проблемы и решения. [Текст] / А.Д. Жуков, Н.М. Канаев – Москва, ЭКМОС, 2000
6. Лиферов А.П. Интеграция мирового образования – реальность третьего тысячелетия. [Текст] / А.П. Лиферов – М., 2007
7. Невежина М.М. Педагогика. [Текст] / М.М.Невежина, Н.В. Пушкарёва, Е.В. Шарохина – М., «Риор», 2005
8. Н.А. Савченко, Инновации в образовании:
основания и смысл [Электронный ресурс]
// http://www.humanities.edu.ru/
9. Н.А. Савченко, Инновации в образовании:
сущность и социальные механизмы [Электронный
ресурс] // http://www.humanities.edu.ru/