Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 10:20, курсовая работа
Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: провести исследование категорий экономического равновесия экономической системы и путей увеличения экономического благосостояния Республики Беларусь.
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
– рассмотрение условий и факторов, определяющих общее экономическое равновесие в экономической системе государства;
– раскрытие сущности и значения общественного благосостояния и факторов, его определяющих;
– раскрытие механизма обеспечения экономической стабильности и устойчивого экономического развития Республики Беларусь.
Введение
1. Общее экономическое равновесие
1.1 Совокупный спрос и факторы, его определяющие
1.2 Совокупное предложение
1.3 Экономическое равновесие как результат взаимодействия спроса и предложения
2. Национальное богатство: понятие, структура и способы измерения
2.1 Основные макроэкономические показатели
2.2 Экономический рост как важнейший фактор увеличения общественного благосостояния
2.3 Проблемы оценки благосостояния нации
3. Экономический рост в Республике Беларусь
3.1 Основные макроэкономические показатели социально-экономического развития Республики Беларусь
3.2 Социальная защита населения и эффективность социальной политики в Республике Беларусь
3.3 Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на современном этапе
Заключение
Список использованных источников
Как видно из приведенных данных табл. 4, в Республике Беларусь отмечается устойчивая положительная динамика роста ВВП. При этом в 2003 г. в республике был достигнут и превышен уровень ВВП 1990 г., который длительное время оставался базой для сравнения.
Также увеличиваются расходы на конечное потребление и отмечается рост индексов конечного потребления: в 2006 г. рост данного показателя составил 250% к уровню 1995 г.
В Республике Беларусь увеличивается валовое накопление – в 2006 г. индекс валового накопления составил 310% к уровню 1990 г. и 126% к уровню 2005 г.
Важной группой показателей, позволяющих оценить уровень общественного благосостояния и его динамику, являются социально-экономические показатели в расчете на душу населения (табл. 5). Показатели за 1995–1999 гг. приведены без учета деноминации 2000 г. [11, с. 46–47].
Таблица 5. Основные социально-экономические показатели Республики Беларусь в 1995–2006 гг. на душу населения
Показатель |
Годы | |||||||||||
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | |
Денежные доходы населения, тыс. руб. |
6188 |
10758 |
21519 |
47059 |
181317 |
557 |
1154 |
1722 |
2309 |
3009 |
3951 |
4874 |
Валовой внутренний продукт |
11909 |
18883 |
36257 |
69714 |
301545 |
913 |
1722 |
2634 |
3703 |
5088 |
6656 |
8142 |
Объем промышленной продукции, тыс. руб. |
12888 |
20417 |
44000 |
82678 |
367132 |
1050 |
1867 |
2510 |
3381 |
4940 |
6398 |
7683 |
Производство потребительских товаров, тыс. руб. |
4372 |
7488 |
16081 |
32949 |
145568 |
420 |
721 |
806 |
1046 |
1389 |
1653 |
1983 |
Инвестиции в основной капитал, тыс. руб. |
2196 |
2937 |
6743 |
15740 |
62169 |
181 |
306 |
452 |
722 |
1098 |
1544 |
1975 |
Как видно из данных табл. 5, в республике за рассматриваемый период отмечается положительная динамика увеличения основных социально-экономических показателей на душу населения: денежные доходы населения увеличились с 557 тыс. руб. в 2000 г. до 4874 тыс. руб. в 2006 г., объем ВВП на душу населения – с 11,909 тыс. руб. в 1995 г. с учетом деноминации до 8142 тыс. руб. в 2006 г. в расчете на душу населения. Аналогичный рост наблюдается также и по таким показателям, как объем промышленной продукции, производство потребительских товаров и объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения.
Поскольку основным источником благосостояния населения являются его доходы, рассмотрим динамику доходов населения (табл. 6). Абсолютные показатели за 1995–1999 г. в табл. 6. приведены без учета деноминации [11, с. 30–31].
Таблица 6. Доходы населения в Республике Беларусь в 1995–2006 г.
Показатель |
Годы | ||||||||||||||
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | ||||
Денежные доходы населения, млрд. руб. |
63077 |
109295 |
217720 |
473980 |
1819556 |
5577 |
11506 |
17087 |
22795 |
29565 |
38622 |
47433 | |||
Денежные расходы и сбережения населения, млрд. руб. |
60298 |
107117 |
212230 |
466593 |
1789667 |
5501 |
11369 |
17018 |
22657 |
29358 |
38284 |
47032 | |||
Реальные денежные доходы населения | |||||||||||||||
1990 г. = 100% |
51,3 |
58,2 |
70,8 |
89,1 |
86,9 |
99,2 |
127,1 |
132,3 |
137,5 |
151 |
178,8 | ||||
1995 г. = 100% |
100 |
113,5 |
138 |
173,6 |
169,3 |
193,2 |
247,5 |
257,6 |
267,6 |
293,8 |
347,9 | ||||
в% к предыдущему году |
66,4 |
113,5 |
121,6 |
125,8 |
97,5 |
114,1 |
128,1 |
104,1 |
103,9 |
109,8 |
118,4 | ||||
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников, тыс. руб. |
755,1 |
1212,2 |
2270,1 |
4635,2 |
19580,8 |
58,9 |
123,0 |
189,2 |
250,7 |
347,5 |
463,7 | ||||
Индексы реальной начисленной среднемесячной заработной платы работников | |||||||||||||||
1990 г. = 100% |
56 |
59 |
67 |
79 |
85 |
95 |
123 |
133 |
137 |
161 |
195 | ||||
1995 г. = 100% |
100 |
105 |
120 |
142 |
152 |
170 |
221 |
238 |
246 |
289 |
349 | ||||
в % к предыдущему году |
95 |
105 |
114 |
118 |
107 |
112 |
130 |
108 |
103 |
117 |
121 |
Из данных табл. 6. прослеживается увеличение денежных доходов населения в Республике Беларусь за период 1995–2006 гг. с 63,077 млрд. руб. до 47433 млрд. руб. соответственно. Это в свою очередь привело к увеличению сбережений населения. При этом уровень реальных денежных доходов населения в 2000 г. превысил уровень 1990 г., а в 2006 г. составил 209,7% к уровню 1990 г. и 408,1% к уровню 1995 г. Постоянный рост реальных денежных доходов по отношению к предыдущему году отмечается в Республике Беларусь с 2000 г.
Особенности стабилизационной политики Республики Беларусь. Важным условием снижения темпов инфляции стала стабилизация курса белорусского рубля, что рассматривается как значительный успех политики Национального Банка Республики Беларусь в условиях открытой экономики. Для поддержания необходимого уровня занятости, наряду с совершенствованием рынка труда и системы профессиональной переподготовки, правительство широко использует вмешательство в деятельность государственных предприятий. Применяются и административные меры и для регулирования цен на основные потребительские товары. В целом, характерным для стабилизационной политики в Республике Беларусь является активное сочетание экономических и административных институтов.
Проблема стабилизации занятости и снижения инфляции сохраняет актуальность и для Республики Беларусь. В последние годы в деле решения этой проблемы достигнуты значительные результаты: уровень безработицы снизился со 131 тыс. чел. в 1995 г. до 95,8 тыс. чел. в 2000 г. и 52 тыс. чел. в 2006 г. [2. с. 202].
На основании динамики приведенных данных можно сделать вывод, что в настоящее время экономическая ситуация Беларуси характеризуется экономическим ростом, под воздействием которого наблюдается увеличение основных макроэкономических показателей, таких как ВВП на душу населения, объем производства промышленной продукции и товаров народного потребления, величины инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения. Кроме этого прослеживается устойчивая положительная динамика роста реальных денежных доходов населения, что позволяет говорить о повышении благосостояния белорусского общества в целом.
3.2 Социальная защита населения и эффективность социальной политики в Республике Беларусь
В Республике Беларусь важнейшим видом государственных минимальных социальных стандартов служит бюджет прожиточного минимума (БПМ) – граница доходов, ниже которой не может быть обеспечено простое воспроизводство и социально приемлемый образ жизни граждан данного общества. БПМ – величина непостоянная. Порядок формирования, а также направления использования минимального потребительского бюджета определяются законами государства, которые опираются на его экономическое состояние и возможности. Например, с 1 июля 2007 г. минимальная заработная плата составляет 179 050 руб., размер часовой минимальной заработной платы составляет 1060 руб.
Объективной базой минимума заработной платы должен служить минимальный потребительский бюджет, поэтому минимум заработной платы пересматривается при изменении БПМ в соответствии с ним.
Важной составляющей статистического изучения уровня жизни являются выборочные обследования домашних хозяйств, результаты которых используются для оценки благосостояния населения и степени его экономической дифференциации, а также для разработки социальной политики государства и первоочередных направлений социальной поддержки наиболее уязвимых групп населения.
В республике ежегодно обследуется около 6 тысяч домашних хозяйств, в том числе в городах и поселках городского типа – 67%, из них – в г. Минске – 16%, больших городах – 28%, малых городах – 23%; сельских населенных пунктах – 33% домашних хозяйств [11, с. 102].
Домашнее хозяйство – одно лицо или группа лиц, для которых общими являются бюджет и место проживания. При этом родственные связи не являются обязательными.
Располагаемые ресурсы домашних хозяйств – это денежные средства домашних хозяйств, стоимость потребленных продуктов питания, произведенных в личном подсобном хозяйстве, за вычетом материальных затрат на их производство, а также стоимость предоставленных в натуральном выражении льгот и дотаций.
Оценка стоимости потребленных продуктов, полученных из личного подсобного хозяйства, осуществляется по средним ценам покупки продуктов питания населением.
Стоимость предоставленных в натуральном выражении льгот и дотаций – оценка в денежном эквиваленте полученных членами обследуемых домашних хозяйств различных льгот и дотаций на покупку товаров и оплату услуг в виде полного или частичного погашения их фактической стоимости. Оценка льгот и дотаций производится со слов опрашиваемых.
Минимальный потребительский бюджет представляет собой стоимость набора материальных благ и услуг, которые необходимы да удовлетворения минимальных физиологических и социальных потребностей человека определенного пола и возраста.
Прожиточный минимум – минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.
Бюджет прожиточного минимума – стоимостная величин» прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы.
Потребительские расходы домашних хозяйств – это денежные расходы на питание, покупку непродовольственных товаров и алкогольных напитков, а также на оплату услуг [11, с. 102].
Данные о минимальном прожиточном бюджете и бюджете прожиточного минимума приведены в табл. 7. Бюджет прожиточного минимума в расчете на душу населения в месяц составил:
– в 1995 г. – 424,1 тыс. руб.;
– в 2000 г. – 30,1 тыс. руб.;
– в 2005 г. – 145,7 тыс. руб.;
– в 2006 г. – 166,2 тыс. руб. [11, с. 104].
Таблица 7. Минимальный прожиточный бюджет и бюджет прожиточного минимума
Показатель |
Годы | |||
1995* |
2000 |
2005 |
2006 | |
Минимальный потребительский бюджет (в расчете на душу населения в месяц), тыс. руб. |
706,9 |
46,7 |
229,3 |
256,6 |
Бюджет прожиточного минимума (в расчете на душу населения в месяц), тыс. руб. |
424,1 |
30,1 |
145,7 |
166,2 |
Численность населения с уровнем располагаемых ресурсов ниже минимального потребительского бюджета, тыс. чел. |
8195,8 |
7683,8 |
4087,4 |
3443,5 |
в% от общей численности населения |
80,4 |
76,8 |
42,6 |
36,1 |
Численность населения с уровнем располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума, тыс. чел. |
3914,4 |
4192,1 |
1216,8 |
1055,3 |
в% от общей численности населения |
38,4 |
41,9 |
12,7 |
11,1 |
Соотношение среднедушевых располагаемых ресурсов и минимального потребительского бюджета, % |
77 |
80,9 |
120,4 |
131,4 |
Соотношение среднедушевых располагаемых ресурсов и бюджета прожиточного минимума, % |
128,1 |
125,6 |
189,5 |
202,9 |
* – без учета деноминации
Как видно из данных табл. 7, в республике отмечается рост минимального прожиточного бюджета и бюджета прожиточного минимума. В первую очередь это вызвано инфляционными процессами. При этом замедление темпов инфляции в период 2000–2006 гг. повлекло за собой изменение темпов роста минимального прожиточного бюджета.