Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 14:34, реферат
Государство и рынок. Бюрократия и анархия. Единство противоположностей,
соотношение которых во многом определяет сущность общественно – экономической
формации. Если рынок давлеет над государством, то это чистый капитализм, если
же наоборот, то коммунизм. В реальной жизни мы чаще сталкиваемся со
смешанными системами, в которых государство оказывает ощутимое влияние на
действие рыночного механизма. Оно не заменяет собой рынок, но и не отпускает
его на самотек. Примерами таких систем могут служить смешанный капитализм и
социализм
СОДЕРЖАНИЕ.....................................................................2
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3
I.НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ.
ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИАСКО
РЫНКА............................................................. 4
I.I.Внешние эффекты............................................................4
I.II.Общественные блага........................................................4
I.III.Недостаточная конкуренция................................................5
I.IV.Гиперинфляция.............................................................5
II.ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ...............6
II.I.ПОДДЕРЖАНИЕ И ОБЛЕГЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ............... 6
II.I.I.Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы......................6
II.I.II.Защита конкуренции.....................................................6
II.II.УСИЛЕНИЕ И МОДИФИКАЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ............... 7
II.II.I.Перераспределение дохода и богатства...................................7
II.II.II.Корректировка распределения ресурсов..................................7
II.II.III.Стабилизация экономики...............................................8
ЗАКЛЮЧЕHИЕ.....................................................................9
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................................10
покупатели – это хозяин, рынок – их агент, а предприятия их услуга. В случае
роста монополии число продавцов становится столь малым, что каждый продавец
уже в состоянии оказывать влияние на общий объем предложения, а поэтому и на
цену продаваемого продукта. В результате ресурсы распределяются таким
образом, что это отвечает интересам монополистических продавцов, добивающихся
высоких прибылей, а не целям удовлетворения общества в целом.
В отношении естественных монополий, то есть тех отраслей, где технологические
и экономические условия исключают возможность существования конкурентных
рынков, государство должно образовать комиссии для регулирования цен и
установить стандарты на предоставляемые услуги. Транспорт, связь,
производство и снабжение электроэнергией и другие предприятия общественного
пользования в той или иной степени должны подвергаться такому регулированию.
Однако на подавляющем большинстве рынков эффективное производство может быть
обеспечено при высокой степени развития конкуренции. В этом случае необходимо
принятие
антимонопольного законодательства и
неукоснительное его
II.II.УСИЛЕНИЕ И МОДИФИКАЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ.
II.II.I.Перераспределение
Рыночная система представляет собой обезличенный, беспристрастный механизм, а
возникающее на его основе распределение дохода может порождать большее
неравенство, чем обществу желательно. Государство призвано уменьшить это
неравенство с помощью программ, осуществляющих передачу доходов правительства
лицам, в силу определенных причин получающим незначительный доход, или вовсе
его не имеющим. К этим лицам относятся безработные, инвалиды, иждивенцы,
пенсионеры, престарелые, и другие категории. Также данное воздействие
возможно осуществить при помощи модификации рыночных цен и установление
прогрессивного налога на личные доходы.
II.II.II.Корректировка
Экономистам известны два случая резкого нарушения функционирования рынка, то
есть ситуаций, в которых конкурентная рыночная система либо производила
излишние количества определенных товаров и услуг (внешние эффекты), либо
оказывалось не в состоянии вообще выделить какие бы то ни было ресурсы на
производство некоторых товаров и услуг, выпуск которых экономически оправдан
(государственные, или общественные блага). О тех и других было сказано выше.
В первом случае государством осуществляется принятие законодательства,
запрещающего или ограничивающего данный вид деятельности, либо введение
особых налогов, равных или очень близких к величине внешнего эффекта. В
случае с
общественными благами
(средства, которые
можно потратить на
(средства, покрывающие убытки). Примерами могут служить субсидирование
высшего образования, программы массовых профилактических прививок,
государственные больницы и поликлинники, а также субвенции на
продовольственные товары для малообеспеченных семей.
II.II.III.Стабилизация
Уровень производства непосредственно зависит от общего, или совокупного,
объема расходов. А уровень расходов в частном секторе может быть слишком
низким для реализации полной занятости. Правительству надлежит увеличить
собственные расходы на общественные блага и услуги, а с другой стороны
сократить налоги с целью стимулирования расходов частного сектора. Другая
ситуация может возникнуть, если общество попытается расходовать больше, чем
позволяют производственные мощности экономики. Чрезмерный объем совокупных
расходов носит инфляционный характер. В этом случае государство обязано
ликвидировать чрезмерные расходы путем сокращения собственных расходов, а
также повышением налогов с целью сокращения расходов частного сектора.
Для того чтобы обеспечить рациональное расходование государственных средств, необходимо добиться "прозрачности" соответствующих финансовых потоков и экономической деятельности государственных и муниципальных некоммерческих организаций. Обеспечение "прозрачности" включает такую меру, как введение системы национальных счетов, обеспечивающей учет всех источников доходов соответствующих учреждений и направлений их использования.
Внедрение
СНС - это путь формализованного, количественного
описания экономики и социальной
сферы. Данная система способствует
не только "прозрачности", объективному
анализу, но и становиться основой
для стратегического
. Производство
общественных благ напрямую
В любой
стране динамика налоговой системы
сопоставляется с развитием экономики.
Несправедливые, неэффективные налоги
отменяются или реформируются. Так
в России "плоская" шкала подоходного
налога не дала ожидаемого эффекта ("выхода
из тени"). Можно отметить, что
в ведущих странах введены
прогрессивные шкалы
Финансовые преобразования
ГМСС
(государственные минимальные
Под
ГМСС понимается установленный законом
РФ минимально необходимый уровень
обеспечения социальных гарантий, выражаемых
в социальных нормах. Области применения
ГМСС. Рекомендуется применять в
следующих областях и сферах: доходов
населения, социальной поддержки граждан,
социального обслуживания граждан,
образования, здравоохранения, культуры,
жилищно-коммунальной сфере, юридической
помощи гражданам. Типы ГМСС. К основным
типам ГМСС целесообразно отнести
(в части общественных благ): минимальные
размеры массовых, социальных пособий
и выплат; номенклатуру, перечни
и наборы бесплатных и частично платных
услуг, оказываемых населению за
счет финансирования из бюджетной системы
РФ; перечни контингентов населения,
имеющих право на оказание социальной
помощи; стандарты содержания и технологий
предоставления социальных услуг; нормы
обеспечения населения
Между обществом и государством. ГМСС направлены на преодоление патерналистского принципа в отношениях между государством и обществом в обеспечении общественными благами, путем закрепления прав собственности и подушевого финансирования.
Бюджетные
противоречия. Эта система приобретает
решающее значение для развития местного
самоуправления и федерализма в
России, а также для совершенствования
межбюджетных отношений и обеспечения
государственной поддержки
Бюджетные противоречия в экономических отношениях по производству общественных благ
Первая
группа противоречий объединяет совокупность
противоречий "по горизонтали" (на
каждом из уровней бюджетов): федеральном,
региональном, местном. Общественные блага,
в этом случае, связанные друг с
другом функционально довольно слабо,
на уровне бюджета становятся системой
и конкурируют друг с другом за
выделение ассигнований. Такая конкуренция
осуществляется под влиянием мнения
избирателей-
потребностями
в локальных общественных благах
и территориальным
Общественные
блага возникали в различное
время, можно проследить и хронологию
их появления, при этом подтверждается
один факт - развитие общественных благ
шло одновременно с развитием
государства. Не случайно П. Самуэльсон
выделяет государственные или