Общественные блага Провалы рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 14:34, реферат

Описание работы

Государство и рынок. Бюрократия и анархия. Единство противоположностей,
соотношение которых во многом определяет сущность общественно – экономической
формации. Если рынок давлеет над государством, то это чистый капитализм, если
же наоборот, то коммунизм. В реальной жизни мы чаще сталкиваемся со
смешанными системами, в которых государство оказывает ощутимое влияние на
действие рыночного механизма. Оно не заменяет собой рынок, но и не отпускает
его на самотек. Примерами таких систем могут служить смешанный капитализм и
социализм

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ.....................................................................2
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3
I.НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ.
ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИАСКО
РЫНКА............................................................. 4
I.I.Внешние эффекты............................................................4
I.II.Общественные блага........................................................4
I.III.Недостаточная конкуренция................................................5
I.IV.Гиперинфляция.............................................................5
II.ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ...............6
II.I.ПОДДЕРЖАНИЕ И ОБЛЕГЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ............... 6
II.I.I.Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы......................6
II.I.II.Защита конкуренции.....................................................6
II.II.УСИЛЕНИЕ И МОДИФИКАЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ............... 7
II.II.I.Перераспределение дохода и богатства...................................7
II.II.II.Корректировка распределения ресурсов..................................7
II.II.III.Стабилизация экономики...............................................8
ЗАКЛЮЧЕHИЕ.....................................................................9
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................................10

Файлы: 1 файл

Реферат по теме Общественные блага Провалы рынка.docx

— 46.98 Кб (Скачать файл)

покупатели  – это хозяин, рынок – их агент, а предприятия их услуга. В случае

роста монополии  число продавцов становится столь  малым, что каждый продавец

уже в состоянии  оказывать влияние на общий объем  предложения, а поэтому и на

цену продаваемого продукта. В результате ресурсы распределяются таким

образом, что  это отвечает интересам монополистических  продавцов, добивающихся

высоких прибылей, а не целям удовлетворения общества в целом.

В отношении  естественных монополий, то есть тех  отраслей, где технологические

и экономические  условия исключают возможность  существования конкурентных

рынков, государство  должно образовать комиссии для регулирования  цен и

установить  стандарты на предоставляемые услуги. Транспорт, связь,

производство  и снабжение электроэнергией  и другие предприятия общественного

пользования в той или иной степени должны подвергаться такому регулированию.

Однако на подавляющем большинстве рынков эффективное производство может  быть

обеспечено  при высокой степени развития конкуренции. В этом случае необходимо

принятие  антимонопольного законодательства и  неукоснительное его исполнение.

     II.II.УСИЛЕНИЕ И МОДИФИКАЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ.  

 

II.II.I.Перераспределение дохода  и богатства.

 

Рыночная  система представляет собой обезличенный, беспристрастный механизм, а

возникающее на его основе распределение дохода может порождать большее

неравенство, чем обществу желательно. Государство  призвано уменьшить это

неравенство с помощью программ, осуществляющих передачу доходов правительства

лицам, в  силу определенных причин получающим незначительный доход, или вовсе

его не имеющим. К этим лицам относятся безработные, инвалиды, иждивенцы,

пенсионеры, престарелые, и другие категории. Также  данное воздействие

возможно  осуществить при помощи модификации  рыночных цен и установление

прогрессивного  налога на личные доходы.

    

II.II.II.Корректировка распределения  ресурсов.

 

Экономистам известны два случая резкого нарушения  функционирования рынка, то

есть ситуаций, в которых конкурентная рыночная система либо производила

излишние  количества определенных товаров и  услуг (внешние эффекты), либо

оказывалось не в состоянии вообще выделить какие  бы то ни было ресурсы на

производство  некоторых товаров и услуг, выпуск которых экономически оправдан

(государственные,  или общественные блага). О тех  и других было сказано выше.

В первом случае государством осуществляется принятие законодательства,

запрещающего  или ограничивающего данный вид  деятельности, либо введение

особых налогов, равных или очень близких к  величине внешнего эффекта. В

случае с  общественными благами государство  должно использовать субвенции

(средства, которые  можно потратить на определенные  нужды), и субсидии

(средства, покрывающие  убытки). Примерами могут служить  субсидирование

высшего образования, программы массовых профилактических прививок,

государственные больницы и поликлинники, а также  субвенции на

продовольственные товары для малообеспеченных семей.

    

II.II.III.Стабилизация экономики.

 

Уровень производства непосредственно зависит от общего, или совокупного,

объема расходов. А уровень расходов в частном  секторе может быть слишком

низким для  реализации полной занятости. Правительству  надлежит увеличить

собственные расходы на общественные блага и  услуги, а с другой стороны

сократить налоги с целью стимулирования расходов частного сектора. Другая

ситуация  может возникнуть, если общество попытается расходовать больше, чем

позволяют производственные мощности экономики. Чрезмерный объем  совокупных

расходов  носит инфляционный характер. В этом случае государство обязано

ликвидировать чрезмерные расходы путем сокращения собственных расходов, а

также повышением налогов с целью сокращения расходов частного сектора.

    

     Для того чтобы обеспечить рациональное расходование государственных средств, необходимо добиться "прозрачности" соответствующих финансовых потоков и экономической деятельности государственных и муниципальных некоммерческих организаций. Обеспечение "прозрачности" включает такую меру, как введение системы национальных счетов, обеспечивающей учет всех источников доходов соответствующих учреждений и направлений их использования.

Внедрение СНС - это путь формализованного, количественного  описания экономики и социальной сферы. Данная система способствует не только "прозрачности", объективному анализу, но и становиться основой  для стратегического планирования динамики производства общественных благ. Практически все экономически развитые страны мирового сообщества перешли  или приступили к внедрению базового международного стандарта для описания экономики и социальной сферы - СНС 93. Его необходимо гармонизировать  с реформируемой в настоящее  время государственной статистической системой, прежде всего в части  используемых классификаций.

. Производство  общественных благ напрямую зависит  от эффективности налоговой системы  страны. Налоговая система всегда  являлась объектом особого внимания  со стороны руководителей страны, так как ее функционирование  концентрирует реакцию всех граждан.  Так 29 мая 1985 г. президент Рейган  в своем послании конгрессу  писал: "Мы находимся перед  лицом вызова, который нам бросила  история: превратить нашу налоговую  систему в образец справедливости, простоты, эффективности и благородства, убрать препятствия на пути  экономического роста и открыть  дверь в будущее беспримерных  инноваций и достижений. Слишком  долго наше налоговое законодательство  было источником насмешек и  негодования, попирая самые фундаментальные  принципы нашей нации - справедливости  и честной игры".

В любой  стране динамика налоговой системы  сопоставляется с развитием экономики. Несправедливые, неэффективные налоги отменяются или реформируются. Так  в России "плоская" шкала подоходного  налога не дала ожидаемого эффекта ("выхода из тени"). Можно отметить, что  в ведущих странах введены  прогрессивные шкалы подоходного  налога.

Финансовые  преобразования

ГМСС (государственные минимальные социальные стандарты) - нормативное закрепление  обязательств государства. В первую очередь необходимо четко определить обязательства государства по предоставлению бесплатных благ, прежде всего, в сфере  медицинской помощи, образования  и сбалансировать эти обязательства  с реальными финансовыми потоками. Обязательства должны быть специфицированы  в нормативах и стандартах, определяющих перечни и объемы услуг, предоставляемых  населению бесплатно, и размеры  затрат на них, гарантируемые государством. Необходимой правовой базой для  реализации этого положения является принятие закона "О государственных  минимальных социальных стандартах". Разрабатываемый закон устанавливает  единую правовую основу определения  и общего порядка применения ГМСС, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией социальных гарантий. Поскольку  подходы к формированию ГМСС в  настоящее время не сложились  и практически не урегулированы  в законодательном порядке, в  законопроекте сформулированы задачи, основные понятия и принципы социальной стандартизации. Определены области  и сферы ГМСС, их типы и нормативы  финансового обеспечения, общий  порядок установления и применения.

Под ГМСС понимается установленный законом  РФ минимально необходимый уровень  обеспечения социальных гарантий, выражаемых в социальных нормах. Области применения ГМСС. Рекомендуется применять в  следующих областях и сферах: доходов  населения, социальной поддержки граждан, социального обслуживания граждан, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунальной сфере, юридической  помощи гражданам. Типы ГМСС. К основным типам ГМСС целесообразно отнести (в части общественных благ): минимальные  размеры массовых, социальных пособий  и выплат; номенклатуру, перечни  и наборы бесплатных и частично платных  услуг, оказываемых населению за счет финансирования из бюджетной системы  РФ; перечни контингентов населения, имеющих право на оказание социальной помощи; стандарты содержания и технологий предоставления социальных услуг; нормы  обеспечения населения социальными  услугами; нормы кадрового и материального  обеспечения при оказании социальных услуг. Особое значение приобретает  включение в систему ГМСС стандартов медицинских технологий, устанавливающих  гарантированный объем диагностических, лечебных и профилактических процедур, а также требований к результатам, качеству лечения и профилактики заболеваний, травм, состояний. Только на этой базе может быть основана защита пациентов. Такая практика уже получила распространение в зарубежных странах, например, в виде медицинских протоколов в Германии. ГМСС - это социальные стандарты федерального уровня. Использование  слова "минимальные" указывает  на возможность государственного финансового  обеспечения социальных гарантий на минимально необходимом уровне, Кроме  того, использование слова "минимальные" в термине ГМСС подчеркивает, что  в субъектах РФ и муниципальных  образованиях могут быть установлены региональные и местные социальные стандарты, превышающие и дополняющие ГМСС, при условии их обеспечения за счет собственных финансовых и других ресурсов. Формирование системы ГМСС должно осуществляться на договорной основе и выражать согласованные интересы и возможности личности, общества и государства в лице органов власти Федерации и ее субъектов, а также местного самоуправления. Один из важнейших принципов создания системы ГМСС - изменение структуры закрепления доходов и расходов на социальные нужды по бюджетам всех уровней и государственным внебюджетным фондам при разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти и местного самоуправления. Таким образом, система ГМСС оптимизирует производство и распределение общественных благ, разрешая следующие противоречия:

Между обществом и государством. ГМСС направлены на преодоление патерналистского принципа в отношениях между государством и обществом в обеспечении  общественными благами, путем закрепления  прав собственности и подушевого финансирования.

Бюджетные противоречия. Эта система приобретает  решающее значение для развития местного самоуправления и федерализма в  России, а также для совершенствования  межбюджетных отношений и обеспечения  государственной поддержки местных  бюджетов.

Бюджетные противоречия в экономических  отношениях по производству общественных благ

 

Первая  группа противоречий объединяет совокупность противоречий "по горизонтали" (на каждом из уровней бюджетов): федеральном, региональном, местном. Общественные блага, в этом случае, связанные друг с  другом функционально довольно слабо, на уровне бюджета становятся системой и конкурируют друг с другом за выделение ассигнований. Такая конкуренция  осуществляется под влиянием мнения избирателей-налогоплательщиков, законодателей, представляющих мнение избирателей  и групп специальных интересов. Особым конкурентом общественных благ в бюджете является обслуживание внешнего долга. Он во многом не подвержен  влиянию вышеуказанных субъектов  и групп. Как отмечает В. Горегляд; "Экономическая структура расходов консолидированного бюджета ежегодно формируется в условиях хронического недостатка денежных средств, и государство  целенаправленно минимизирует расходы  практически по всем статьям расходной  части федерального бюджета за исключением  государственного долга. Это означает растущую неспособность государства  предоставлять населению минимально необходимый объем базовых социальных услуг". Вторая группа противоречий объединяет совокупность противоречий "по вертикали" (или межбюджетные противоречия). Дело в том, что ранее государство, как производитель общественных благ, нами рассматривалось как единый субъект, пользующийся монополией на законное принуждение. Однако государство - это скорее совокупность субъектов, каждый из которых располагает собственными ресурсами. Таким образом, бюджетные противоречия демонстрируют столкновения интересов различных уровней. С одной стороны для каждого общественного блага желательно как можно точнее определить круг его пользователей, с тем, чтобы именно эти люди решали, в каких масштабах и каким образом данное благо производить, и брали на себя финансирование его поставки. В этом случае целесообразно использовать преимущества бюджетной децентрализации в ее не только управленческом, но также в экономическом и политическом смысле. С другой стороны в силу общенациональных эффектов и политики государства в производстве общественных благ часть выгод от рациональной политики территориальных властей передается жителям других территорий. Это снижает заинтересованность в достижении соответствия между

потребностями в локальных общественных благах и территориальным налогообложением. Для России это обостряется наследием  плановой экономики: неравномерным  распределением налогового потенциала, утратой связи между налоговой  базой территории и условиями  жизни на ней.

Общественные  блага возникали в различное  время, можно проследить и хронологию их появления, при этом подтверждается один факт - развитие общественных благ шло одновременно с развитием  государства. Не случайно П. Самуэльсон выделяет государственные или общественные блага, выражая тем самым их тождественность. В данную совокупность он включает товары и услуги, которые "мы (представители  общества, граждане) потребляем коллективно, с помощью государства". Общественные блага - это блага, отражающие объективные  экономические интересы и обладающие свойствами неисключаемостии конкурентности в силу закрепления данных свойств  формальными институтами. Общественные блага удовлетворяют объективные  потребности субъектов различных  масштабов, поскольку общество - это "не масса независимых атомов, абсолютно не связанных органически  друг с другом". Поэтому в отличие  от производства частных благ, которые  удовлетворяют частные потребности, производство общественных благ - это  реализация общественных интересов  разных уровней. У большинства авторов  в роли классификационного признака системы общественных благ выступает  территориальный охват полезного  действия блага. На наш взгляд в этом случае явно недостаточно отражается межуровневая взаимосвязь интересов  при производстве общественных благ и проявление индивидуального интереса на каждом уровне. В нашей классификации  интерес отдельного индивида становится основой производства, направленного  на удовлетворение потребностей конкретного  человека. Глобальные общественные блага  в связи с процессами глобализации, усиливающейся всеобщей взаимосвязи  отражают планетарный межгосударственный уровень интересов. Мобилизация  экономических средств требуется  на производство таких благ, как: борьба с мировым терроризмом; защита окружающей среды обитания человека (в планетарном масштабе это, например, защита озонового слоя, борьба с планетарным потеплением, защита от падения на Землю космических тел (метеоритов) и др.); разработка методов лечения СПИДа. Такие проблемы можно решить только на данном уровне. Он характеризуется низким уровнем проявления индивидуального интереса, высокой неоднородностью интересов и низкой вероятностью прямого воздействия внешнего положительного эффекта при производстве данных благ. Вероятность прямого воздействия внешнего положительного эффекта зависит от того, насколько отдельный индивид считает производство данного блага целесообразным, выгодным для себя (пострадал он от терроризма или нет, болен он СПИДом или нет, и.т.д.); а также от вероятности реализации антиблага (такие данные можно получить в смежных науках). Потери же для человечества оказываются не просто огромными, а подчас невосполнимыми. Институционализация производства данных благ (правовое обеспечение и организации, управляющие производством) представлена международным правом, межправительственными и международными организациями. Вышесказанное определяет и уровень финансирования.

Информация о работе Общественные блага Провалы рынка