Общетеоретический аспект инфляции как формы нестабильности: содержание, виды и социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление причин, способствующих возникновению инфляции в Республике Беларусь, а также нахождение путей преодоления этого кризисного явления на современном этапе.
Задачами исследования являются:
•Рассмотрение общетеоретического аспекта инфляции, как формы нестабильности, содержания, видов и последствий инфляции.
•Изучение макроэкономическое регулирование инфляции с позиции фискального и денежно-кредитного методов.
•Исследование инфляции и динамики экономического роста в Республике Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИНФЛЯЦИИ КАК ФОРМЫ НЕСТАБИЛЬНОСТИ: СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ. 5
2.МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ
С ПОЗИЦИИ ФИСКАЛЬНОГО И ДЕНЕЖНО КРЕДИТНОГО
МЕТОДОВ. 16
3.ИНФЛЯЦИЯ И ДИНАМИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Инфляция!!!!.docx

— 412.91 Кб (Скачать файл)

                 

                     Рис. 1. Инфляция спроса [13, с. 402]

Сдвиг кривой совокупного  спроса вправо от AD1 к AD2 ведет к росту цен если экономика находится на промежуточном или классическом отрезке кривой совокупного предложения. Такой вид инфляции является наиболее изученным. Вычислить темп инфляции для данного года  можно следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего года из индекса последующего года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100.

Предотвратить инфляцию спроса можно  двумя путями: во-первых, путем  законодательного  замораживания  заработной платы; сокращения бюджетного дефицита, который может стать  важным источником дополнительного  спроса; ограничения массы денег  в обращении; во-вторых, путем насыщения  рынка товарами и услугами.

Причиной инфляции издержек является рост издержек производства, который может быть обусловлен как  внешними причинами (удорожание критического импорта), так и внутренними (рост материальных затрат). Покажем инфляцию издержек на графике (рис. 2):

                    

           Рис. 2. Инфляция издержек [13, с. 403]

Увеличение издержек производства приводит к смещению кривой предложения  влево. Это отражает увеличение издержек на единицу продукции, возрастают цены, и сокращается объем реального валового национального продукта. [13, с. 403]

Инфляцию спроса и, особенно, инфляцию издержек обычно инспирируют  инфляцией ожиданий. Испытывая последствия  инфляции, экономические субъекты ожидают  дальнейшего развития инфляционных процессов и соответствующим  образом планируют свое поведение  на рынке.

Инфляция в целом оказывает  дестабилизирующее влияние на экономику. Даже небольшие темпы ее роста  способны привести к существенным экономическим  и социальным последствиям.

Инфляция противоречиво  воздействует на экономический рост. Незначительная инфляция- до 4% в год- способна временно стимулировать экономическое развитие. Умеренный рост цен вызывает рост доходов и совокупного спроса, что создает для предпринимателей возможности расширения производства, вовлечения в производство незадействованных трудовых и материальных ресурсов. Слабая инфляция может быть средством активизации деловой жизни и сокращения безработицы.

Несоблюдение же этой меры приводит к далеко идущим негативным последствиям для экономики.

Во- первых, в ходе инфляции деформируется механизм рыночного ценообразования, обеспечивающий всех хозяйственных субъектов информацией о величине экономических издержек производства и реализации тех или иных товаров, а так же об изменении производства и реализации тех или иных товаров, а так же об изменении общественных потребностей в них. Всеобщий рост цен вызывает «бегство от денег» к доргим товарам независимо от действительной потребности в них, что искажает структуру потребительского спроса. Производитель утрачивает правильные ориентиры в развитии производства.

Во-вторых, инфляция сокращает  денежные накопления. Рост цен приводит к обесцениванию вкладов и  понижению доходности сбережений. Сбережения приносят все меньший реальный доход. На определенном этапе темпы роста  цен могут обогнать ставку процента и придать ей отрицательное значение. В этих условиях сбережения теряют экономический смысл. Накопления в обществе приобретают преимущественно товарно-материальную форму. Большая часть населения, не имеющая возможности такого использования своих сбережений, направляет их на расширение текущего потребления.

В-третьих, утрата стимулов к денежным накоплениям нарушает функционирование денежно-кредитной  системы. Предоставление средств в кредит становиться не выгодным для кредитора и выгодным для должника. Кредит, получаемый более полноценными деньгами, возвращается обесцененными. В этих условиях сокращается доля долго- и среднесрочного кредитования. Осуществление долгосрочных вложений становиться рискованным.

В-четвертых, инфляция негативно  сказывается на инвестициях. Сокращение сбережений в обществе и свертывание  долгосрочного кредитования производства ведет к сокращению капиталовложений. В условиях утраты стабильных источников финансовых ресурсов предприниматели  воздерживаются от осуществления крупных  инвестиционных проектов, особенно с  большими сроками окупаемости. Инфляция деформирует и структуры инвестиций. Происходит перелив капитала из сферы  производства в сферу торговли и  области спекулятивных финансовых операций. Свертывание инвестиций происходит к технико-технологической отрасли и росту издержек, что в свою очередь стимулирует инфляционные процессы в стране.

В-пятых, инфляция сказывается  на состоянии государственных финансов. С одной стороны, финансируя дефицит  бюджета путем увеличения денежной массы, государство облагает население  специфическим инфляционным налогом. Используя возросшую денежную массу  для оплаты приобретенных товаров  и услуг, правительство снижает  реальную покупательскую способность денег, находящихся на руках у людей. Это означает фактическое изъятие части их реального дохода в пользу государства. Кроме того,  инфляция помогает государству решать проблему внутреннего долга, позволяя ему погашать свои обязательства обесцененными деньгами.

С другой стороны, инфляция обесценивает налоговые поступления  в бюджет, которые оказываются  не в состоянии реально обеспечить растущие государственные расходы. Правительство вынуждено изыскивать для этого дополнительные средства, в том числе прибегать к  эмиссии денег. Это еще в большей  степени раскручивает инфляционную спираль и дестабилизирует финансовую систему страны.

В-шестых, негативные последствие  инфляции проявляются и в области  внешнеэкономических отношений. Инфляция отрицательно сказывается на состоянии  платежного баланса страны, ведет  к обесцениванию национальной валюты, создает проблемы погашения внешней задолженности. С ростом цен на национальном рынке происходит сокращение экспорта и рост импорта. Платежный баланс страны становиться отрицательным. Для покрытия дефицита платежного баланса государству приходиться использовать золотовалютные резервы, а затем, когда эти резервы исчерпаны, девальвировать национальную валюту.

В-седьмых, важным последствием инфляции является перераспределение  дохода. С ростом цен снижается  жизненный уровень основной массы  населения в результате сокращения их реальных доходов. Однако различные  социальные группы в разной степени  несут потери от инфляции. В первую очередь от роста цен страдают лица, получающие фиксированные доходы,- пенсионеры, студенты, безработные. Значительные потери несут почти все лица, занятые  в бюджетной сфере. Заработная плата, особенно работников образования, науки, культуры и т.д., всегда растет медленнее, чем цены. В результате сокращается  их мотивация к труду. Происходит перемещение рабочей силы из этих социально важных сфер в более  доходные сектора экономики.

Лица с нефиксированными доходами могут выиграть от инфляции, так как у этой категории увеличение номинального дохода может опережать рост цен. Помимо того, более обеспеченные слои общества обладают большими возможностями в деле сохранения своих сбережений и доходов путем приобретения недвижимости, иностранной валюты, предметов искусства,  ценных бумаг.

В целом высокая инфляция снижает реальные возможности эффективного функционирования национальной экономики, ухудшая условия жизни большей  части населения страны, углубляет  имущественное неравенство между  людьми и усиливает социальную напряженность  в обществе. [10, с. 126-131]

 

 

2. Макроэкономическое регулирование инфляции с позиции фискального и денежно кредитного методов

 

Инфляция является неизбежной и очень опасной в силу ее социально-экономических  последствий для экономики, что  порождает необходимость осуществления  программ государственных антиинфляционных мер, проведения антиинфляционной политики.

Антиинфляционная политика – система мер воздействия  на цены и занятость через установление ориентиров заработной платы и цен, контроля за ними, налоговую политику, регулирование денежной массы. Это государственное регулирование инфляции и поддержание ее на умеренном уровне, направленное на формирование условий наименее болезненного приспособления к ней населения, или на выработку системы мер, способных противодействовать инфляции. [3, с. 194-195]

К основным методам антиинфляционной политики принадлежат:

- рост производства и  насыщения рынка товарами;

- ограничение эмиссии  денег;

- преодоление дефицита  государственного бюджета;

- стимулирование накоплений  и инвестиций;

- проведение об грунтованной кредитной политики;

- сокращение ставок налогов;

- проведение приватизации  и стимулирования развития среднего  и малого бизнеса;

- увеличение безналогового  учета; 

- широкое внедрение электронной  системы расчетов;

- сокращение бартерных  операций;

- регулирование валютного  курса;

- развитие рынка ценных  бумаг;

- подавление инфляционных  ожиданий населения;

- проведение денежных  реформ конфискационного типа. [14, с. 98]

Инфляция возникает из-за деформации на товарном и денежном рынках, которые вызывают превышение совокупного спроса над совокупным предложением. Поэтому антиинфляционная политика государства должна включать два блока:

  • регулирование совокупного спроса;
  • регулирование совокупного предложения.

Сформировано два направления  антиинфляционной политики: кейнсианское и монетаристское.

Идею «контролируемой» инфляции путем вмешательства в плато способный спрос впервые выдвинули представители кейнсианской школы. Кейнс и его последователи считали, что разными экономическими рычагами, в том числе денежной массы в обороте, государство может влиять на расширение совокупного спроса, который приведет к росту предложения без повышения цен.

Эффективный спрос должен стать для предпринимателей внешней  стимулирующей силой. Эффективный  спрос правительство создает  благодаря предоставлению предпринимателям государственного заказа на товары и  услуги. Это сопровождается увеличением  бюджетного дефицита, который не должен покрываться эмиссией денег. Для  его покрытия Кейнс считал должным использовать государственные займы. Вторым рычагом увеличения предложения товаров и услуг должны быть дополнительные инвестиции благодаря дешевому кредиту.

Таким образом, при Кейнсианском подходе в антиинфляционной политике предусматривается активная бюджетная  политика – манипулирование государственными расходами с целью влияния  на совокупный спрос. [3, с. 194-195]

 

Между макроэкономическими  переменными – ростом ВВП, безработицей и инфляцией – существует взаимозависимость. Государство может манипулировать совокупным спросом для выбора определенной комбинации между безработицей и  инфляцией.

Для этого необходимо определить соотношение расходов и результатов  для борьбы с инфляцией. Считается, что для снижения инфляции на 1% необходимо пожертвовать 5% годового ВНП.

Соотношение расходов и результатов  можно также выразить через безработицу  в соответствии с законом Оукена: смена безработицы на 1% приводит к смене ВВП на 2%. Откуда, снижение инфляции на 1% приводит к увеличению безработицы на 2,5%.

Политика контролируемой инфляции потерпела крах и изменилась новой идеей регулирования инфляции, которая получила название антиинфляционной политики. Антиинфляционная политика, которую провозглашают приверженцы  теории денежной инфляции (монетаристы), заключается в том, чтобы снизить количество денежной массы в обороте.

Основатель монетаризма  Мильтон Фридмен был советником Рейгана при проведении стабилизационной программы. Реализация этой программы позволила стране за 6 месяцев не только выйти из кризиса, а и совершить подъем, который продолжался 11 лет. Заслуги М. Фридмена дали ему Нобелевскую премию.

М. Фридмен считал, что инфляция является чисто денежным явлением и провоцируется неграмотным вмешательством государства в ход экономических процессов. В отличии от кейнсианцев, монетаристы акцентировали внимание на стимулировании совокупного предложения, но не за счет увеличения дефицита бюджета и дополнительных инвестиций. С этой целью они предлагали малый и средний бизнес, приток капитала, разумную приватизацию. Самым сильным давлением на инфляцию монетаристы считают ограничения совокупного спроса – уменьшения денег у населения, замараживание зарплат и цен, введение дорого кредита, проведение конфискационных реформ.

Монетаристские рецепты  были использованы в США (рейганомика), в Великобритании (тетчеризм) и в других странах. Но успехи этих рецептов стабилизации потребовали больших жертв. Углублялся спад и увеличивалась безработица, инфляция переходила в подавленную форму. Негативные последствия инфляции приводят к необходимости проводить определенную политику – ликвидировать инфляцию путем радикальных методов или приспособляться к ней.

    • Антиинфляционная политика имеет два вида:
    • адаптированная политика (политика градулирования);
    • активная политика (шоковая терапия).

Градулизм – экономическая политика, направленная на последовательное снижение инфляции за счет управления совокупным спросом без смены занятости. Политика градулизма является последовательной в методах устранения инфляции и предусматривает уменьшение производства до 2% в продолжении десятилетия.

Информация о работе Общетеоретический аспект инфляции как формы нестабильности: содержание, виды и социально-экономические последствия