Общетеоретический аспект инфляции как формы нестабильности: содержание, виды и социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление причин, способствующих возникновению инфляции в Республике Беларусь, а также нахождение путей преодоления этого кризисного явления на современном этапе.
Задачами исследования являются:
•Рассмотрение общетеоретического аспекта инфляции, как формы нестабильности, содержания, видов и последствий инфляции.
•Изучение макроэкономическое регулирование инфляции с позиции фискального и денежно-кредитного методов.
•Исследование инфляции и динамики экономического роста в Республике Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИНФЛЯЦИИ КАК ФОРМЫ НЕСТАБИЛЬНОСТИ: СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ. 5
2.МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ
С ПОЗИЦИИ ФИСКАЛЬНОГО И ДЕНЕЖНО КРЕДИТНОГО
МЕТОДОВ. 16
3.ИНФЛЯЦИЯ И ДИНАМИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Инфляция!!!!.docx

— 412.91 Кб (Скачать файл)

Антиинфляционная политика проводятся по нескольким направлениям:

    • дефляционная политика;
    • политика доходов.

Дефляционная политика включает ряд методов ограничения совокупного  спроса через фискально-бюджетный  и денежно-кредитный механизмы  с целью снижения поступления  лишних денег в оборот. Дефляционная политика государства не может сводится к применению чисто монетарным инсрументарием.

Она должна носить комплексный  характер. Для уменьшения денежной массы в обороте необходимо сократить  расходы государственного бюджета, усилить налоговое давление на доходы, выпустить государственные займы.

Экономисты неоклассического направления на первое место ставят денежно-кредитное регулирование, которое  гибко влияет на экономическую систему. Эта политика проводится центральным  банком, который изменяет количество денег и ставку кредитного процента, влияя таким образом на совокупный спрос.

Важным инструментом дефляционной политики является кредитная рестрикция и прямое лимитирование (таргетування) выпуска наличных в оборот.

Политика при последовательном ее проведении может дать желанный результат, но усиливает социальное напряжение в обществе, вызывает угрозу экономических спадов и рост безработицы.

Политика доходов предусматривает  государственный контроль над заработной платой и ценами. Но это прямое вмешательство  государства в сферу рынка, что  может привести к деформации его  механизма и возникновения товарного  дефицита.

Для практики, с позиции  монетаристов, влияет тот вывод, что мерами жестокой монетарной политики можно сдержать инфляцию; с позиции кейнсианцев монетарная политика должна быть либеральной и обеспечить предложение денег на необходимом уровне, а для сдержания инфляции требуется определить ее первопричину. Представители кейнсианских взглядов оправдывают эмиссию денег для монетизации бюджетного дефицита и поддержки высокой занятости и роста производства.

Опыт антиинфляционных мер  в западных странах показывает, что  имеет сенс соотношение долгосрочной и краткосрочной антиинфляционной политики.

Долгосрочная политика имеет  за цель:

    • сдержать инфляционные ожидания, которые содействуют увеличению совокупного спроса, и таким образом завоевать доверие населения;
    • принять меры по уменьшению бюджетного дефицита за счет увеличения налогов и уменьшения государственных расходов;
    • установить жесткие лимиты на ежегодный прирост денежной массы, что позволит контролировать уровень инфляции;
    • уменьшить влияние внешних факторов в виде займов правительства для финансирования дефицита бюджета

Краткосрочная политика должна быть направлена на временное снижение темпов инфляции путем расширения совокупного  предложения без увеличения совокупного  спроса: льготы предприятиям, приватизация, рост импорта товаров, повышение  процентных ставок.

Особенной формой борьбы с  инфляцией является «шоковая терапия», которую использовали такие страны, как Польша и Израиль при галопирующей инфляции.

Сущность ее заключается  в свободном ценообразовании  и стимулировании рыночных отношений. Шоковая терапия приводит к снижению благополучия населения на своем  начальном этапе, но при правильном использовании оправдывает себя. «Шоковой терапией», или политикой  «холодного душа» является быстрое  уменьшение инфляции на 2% за 2 года, что  снизит ВНП на 10%. Более мягкая антиинфляционная политика будет снижать ВНП на 5% в течение 4-ех лет.

Вариантом шоковой терапии  выступает денежная реформа конфискационного типа- обмен старых денег на новые в определенном соотношении без изменения номинального уровня доходов и цен.

                

                            Рис. 4. Шоковая терапия

Поскольку предлагаемые меры тяжело переносятся населением, то инфляционная политика должна дать эффект за сравнительно короткое время.

Другим методом монетаристского  направления антиинфляционной политики является метод постепенного снижения темпов инфляции рис 5. Этот метод предполагает постепенно сбивать темпы роста  денежной массы посредством многократного, но незначительного снижения. Этот метод позволяет избегать глубокого  спада, снижая инфляцию постепенно.  

Однако политика постепенного снижения темпов роста денежной массы  нередко порождает инфляционную инерцию- прошлая инфляция порождает будущую, которая вызывается, в частности, индексацией денежного дохода. Индексация- это механизм, посредством которого заработанная плата может быть частично или полностью защищена от роста общего уровня цен. Считается, что политика градуирования успешна в том случае, когда рос денежной массы и уровня цен не выше 20-30% в год.                            

       

              Рис. 5. Постепенное снижение инфляции

Инфляцию, развивающуюся  в масштабах, подрывающих законы товарно-денежного обращения, можно  считать одной из закономерностей  переходного периода. Очевидно, что  стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения  и развития.

Системной причиной инфляции стала попытка форсировано внедрить форму свободного рынка в условиях неадекватной социально-экономической  среды. Либерализация цен в отсутствие инфраструктуры рынка, когда ценовые  и иные рыночные сигналы слабо, а  то и не адекватно, воспринимаются субъектами хозяйствования и домашними хозяйствами, привела к разрыву формально  свободных цен и реального  движения воспроизводственных процессов.

Антиинфляционная тактика  должна быть направлена на увеличение предложения товаров без повышения  спроса или на снижение спроса без  падения предложения. Важную роль здесь может сыграть повышение степени товарности народного хозяйства. Этому содействует льготное налогообложение предприятий, продающих побочные продукты производства, услуги, информацию, формирующие новые рынки. Мощным фактором снижения инфляции является приватизация государственной собственности, реализация государственных стратегических запасов, материальных ресурсов предприятий, массированный потребительский импорт. Регулирование спроса предусматривает повышение норм сбережений, и уменьшение уровня их ликвидности. Для этого значительно повышаются процентные ставки по вкладам, по государственным облигациям, форсируется приватизация. Иногда даже вводится временное замораживание вкладов. Когда полностью исчерпаны все способы противодействия инфляции, может быть проведена денежная реформа конфискационного типа.

Таким образом, можно сделать  следующий вывод: последствия инфляции регулируются с помощью определенной антиинфляционной политики, представляющей собой несколько отдельно существующих, но взаимосвязанных части – адаптивная политика, стабилизационные программы, антиинфляционная стратегия и антиинфляционная тактика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Инфляция и динамика экономического роста в Республике Беларусь

Высокий темп роста цен  в Беларуси начинался с расширения самостоятельности предприятий. Предприятия  получили беспрецедентные экономические  свободы по законам о либерализации  внешнеэкономических связей, об отмене директивного планирования о коммерциализации банков, о кооперативах, акционерных  обществах и т.п. Поскольку экономические свободы предоставлялись без создания адекватных эффективному рынку институтов регулирования, они привели к расширению инфляционных явлений, препятствующих развитию экономики.

Прежде всего, инфляцию провоцировали  следующие факторы, которые имеют  свои последствия до настоящего времени:

- спекуляции на рынке  ресурсов, получаемых по фиксированным  ценам и реализуемых по свободным  ценам;

- растрата накоплений  путем расходования прибыли и  амортизации на непроизводственные  нужды;

- деградация кредитно-денежной  системы в результате перевода  безналичного оборота в наличный.

С обретением в начале 90-х гг. XX в. независимости Республика Беларусь получила возможность проведения собственной макроэкономической политики. В то время экономика нуждалась в реструктуризации, реформировании отношений экономических субъектов между собой и государством, как внутри страны, так и с зарубежными партнерами. Наблюдалась ярко выраженная стагфляция -- высокие темпы роста уровня цен сопровождались спадом реального объема производства и увеличением безработицы.

Политику Республики Беларусь на внутреннем рынке в этот период можно было охарактеризовать как  стимулирующую. В течение последних  лет наблюдался дефицит государственного бюджета страны, т.е. превышение государственных  расходов над доходами государственного бюджета. Этими мерами правительство  стимулировало совокупный спрос. Валютная политика на определенном этапе экономического развития страны состояла в завышении  курса белорусского рубля, что имело целью поддерживать покупательную способность населения. В сфере денежно-кредитной политики государство прилагало усилия по снижению ставки банковского процента и увеличению объема кредитования экономики. Хотя номинальные процентные ставки были высоки, реальные ставки (с учетом темпов инфляции) в течение второй половины 1990-х гг. были отрицательными.

Данное обстоятельство снижало  стимулы населения к хранению своих средств на банковских депозитах, однако повышало заинтересованность в  получении кредитов от предприятий. Использование льготного государственного кредитования белорусских предприятий, многие из которых кредиты не возвращали, также являлось стимулирующим инструментом денежно-кредитной политики белорусского правительства. Последняя также обеспечила значительные темпы прироста валового внутреннего продукта во второй половине 1990-х гг., однако имела своим последствием достаточно высокую инфляцию.

В конце 1990-начале 2000-х гг. антиинфляционная политика правительства  Республики Беларусь и Национального  банка стала более жесткой. Об эффективности антиинфляционной политики свидетельствует то, что реальные процентные ставки по кредитам и депозитам стали положительными, что привело к росту банковских вкладов субъектов экономики, прежде всего физических лиц. Дефицит государственного бюджета также несколько уменьшился. Все это позволило снизить темпы инфляции, не изменяя при этом темпы экономического роста. Благоприятная конъюнктура внешних рынков, прежде всего российского, дает возможность поддерживать стабильный рост объемов производства и обеспечивать занятость.

Беларусь  по темпам роста потребительских  цен в 2011 году возвращается в девяностые. Инфляция за январь-август побила рекорд последнего десятилетия. Впрочем, пугает не только это. История суверенной Беларуси показывает, что ценовой бум, если уж он начинается у нас в стране, то длится не один год.

С начала года (за январь-август) инфляция достигла 53,6%.  Это самый высокий рост потребительских цен за последнее десятилетие, с 2001 года Беларусь не знала столь высоких темпов Рис 6. 

Изначально ничего не предвещало, что в 2011 году страна пойдет на инфляционный рекорд. В первом квартале инфляция была сравнительно высокой (за январь-март - 6,1%), но говорить о грядущем инфляционном буме оснований  не было.

По оценкам Министерства экономики, множественность курсов белорусского рубля, возникшая во втором квартале, стала одним из катализаторов  высоких инфляционных процессов. Как  результат, инфляция к сентябрю достигла 53,6%. И если за июль рост цен составил 3,5%, то за август - уже 8,9%.

В политике занятости белорусского государства также следует выделить аспект ограничения заработной платы.

                      
            
                  *Данные за 2011 год приведены за январь-август.

            Рис. 6 Инфляция в Беларуси: 2001-2011 годы

Влияние профсоюзов на рост оплаты труда, присущее многим развитым странам и не в последнюю очередь  приводящее к росту безработицы  и повышению инфляции, в Беларуси весьма слабо. Результатом является позиционирование в качестве одного из факторов экономического роста наличия  квалифицированной и относительно дешевой рабочей силы. Это позволяет  предприятиям иметь более низкие производственные издержки и наращивать объемы производства, что в свою очередь ведет к росту предложения.

Недостатком такой политики является ограничение совокупного спроса. Кроме того, сдерживание роста заработной платы вступает в противоречие с политикой повышения благосостояния граждан. Дешевизна рабочей силы является распространенным в мировой практике стимулом экономического роста, но имеет ограничения по времени. Так, данный фактор нельзя использовать очень долго, поскольку в перспективе необходимо стремиться к росту доходов населения, в том числе и оплаты труда, компенсируя повышение издержек производства ростом производительности труда. Именно такие процессы характерны для многих отраслей белорусской экономики в последние годы.

На эффективное подавление высоких темпов инфляции в стране повлияло то, что важнейшей особенностью государственной антиинфляционной политики Республики Беларусь является использование не только макро-, но и микроэкономических инструментов. Не следует забывать о том, что белорусская экономика является трансформационной, в ней по-прежнему происходят значительные процессы реформирования и реструктуризации. Приватизация, прочие институциональные преобразования зачастую приводят к более значительному влиянию на макроэкономическое равновесие, нежели собственно макроэкономическая политика.

Информация о работе Общетеоретический аспект инфляции как формы нестабильности: содержание, виды и социально-экономические последствия