Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 21:01, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление причин, способствующих возникновению инфляции в Республике Беларусь, а также нахождение путей преодоления этого кризисного явления на современном этапе.
Задачами исследования являются:
•Рассмотрение общетеоретического аспекта инфляции, как формы нестабильности, содержания, видов и последствий инфляции.
•Изучение макроэкономическое регулирование инфляции с позиции фискального и денежно-кредитного методов.
•Исследование инфляции и динамики экономического роста в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИНФЛЯЦИИ КАК ФОРМЫ НЕСТАБИЛЬНОСТИ: СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ. 5
2.МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ
С ПОЗИЦИИ ФИСКАЛЬНОГО И ДЕНЕЖНО КРЕДИТНОГО
МЕТОДОВ. 16
3.ИНФЛЯЦИЯ И ДИНАМИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
Антиинфляционная политика проводятся по нескольким направлениям:
Дефляционная политика включает
ряд методов ограничения
Она должна носить комплексный
характер. Для уменьшения денежной
массы в обороте необходимо сократить
расходы государственного бюджета,
усилить налоговое давление на доходы,
выпустить государственные
Экономисты неоклассического
направления на первое место ставят
денежно-кредитное
Важным инструментом дефляционной политики является кредитная рестрикция и прямое лимитирование (таргетування) выпуска наличных в оборот.
Политика при последовательном ее проведении может дать желанный результат, но усиливает социальное напряжение в обществе, вызывает угрозу экономических спадов и рост безработицы.
Политика доходов
Для практики, с позиции монетаристов, влияет тот вывод, что мерами жестокой монетарной политики можно сдержать инфляцию; с позиции кейнсианцев монетарная политика должна быть либеральной и обеспечить предложение денег на необходимом уровне, а для сдержания инфляции требуется определить ее первопричину. Представители кейнсианских взглядов оправдывают эмиссию денег для монетизации бюджетного дефицита и поддержки высокой занятости и роста производства.
Опыт антиинфляционных мер в западных странах показывает, что имеет сенс соотношение долгосрочной и краткосрочной антиинфляционной политики.
Долгосрочная политика имеет за цель:
Краткосрочная политика должна быть направлена на временное снижение темпов инфляции путем расширения совокупного предложения без увеличения совокупного спроса: льготы предприятиям, приватизация, рост импорта товаров, повышение процентных ставок.
Особенной формой борьбы с инфляцией является «шоковая терапия», которую использовали такие страны, как Польша и Израиль при галопирующей инфляции.
Сущность ее заключается
в свободном ценообразовании
и стимулировании рыночных отношений.
Шоковая терапия приводит к снижению
благополучия населения на своем
начальном этапе, но при правильном
использовании оправдывает
Вариантом шоковой терапии выступает денежная реформа конфискационного типа- обмен старых денег на новые в определенном соотношении без изменения номинального уровня доходов и цен.
Рис. 4. Шоковая терапия
Поскольку предлагаемые меры тяжело переносятся населением, то инфляционная политика должна дать эффект за сравнительно короткое время.
Другим методом
Однако политика постепенного
снижения темпов роста денежной массы
нередко порождает инфляционную
инерцию- прошлая инфляция порождает будущую,
которая вызывается, в частности, индексацией
денежного дохода. Индексация- это механизм,
посредством которого заработанная плата
может быть частично или полностью защищена
от роста общего уровня цен. Считается,
что политика градуирования успешна в
том случае, когда рос денежной массы и
уровня цен не выше 20-30% в год.
Рис. 5. Постепенное снижение инфляции
Инфляцию, развивающуюся в масштабах, подрывающих законы товарно-денежного обращения, можно считать одной из закономерностей переходного периода. Очевидно, что стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения и развития.
Системной причиной инфляции
стала попытка форсировано
Антиинфляционная тактика
должна быть направлена на увеличение
предложения товаров без
Таким образом, можно сделать следующий вывод: последствия инфляции регулируются с помощью определенной антиинфляционной политики, представляющей собой несколько отдельно существующих, но взаимосвязанных части – адаптивная политика, стабилизационные программы, антиинфляционная стратегия и антиинфляционная тактика.
3.Инфляция и динамика экономического роста в Республике Беларусь
Высокий темп роста цен в Беларуси начинался с расширения самостоятельности предприятий. Предприятия получили беспрецедентные экономические свободы по законам о либерализации внешнеэкономических связей, об отмене директивного планирования о коммерциализации банков, о кооперативах, акционерных обществах и т.п. Поскольку экономические свободы предоставлялись без создания адекватных эффективному рынку институтов регулирования, они привели к расширению инфляционных явлений, препятствующих развитию экономики.
Прежде всего, инфляцию провоцировали следующие факторы, которые имеют свои последствия до настоящего времени:
- спекуляции на рынке
ресурсов, получаемых по фиксированным
ценам и реализуемых по
- растрата накоплений
путем расходования прибыли и
амортизации на
- деградация кредитно-денежной
системы в результате перевода
безналичного оборота в
С обретением в начале 90-х гг. XX в. независимости Республика Беларусь получила возможность проведения собственной макроэкономической политики. В то время экономика нуждалась в реструктуризации, реформировании отношений экономических субъектов между собой и государством, как внутри страны, так и с зарубежными партнерами. Наблюдалась ярко выраженная стагфляция -- высокие темпы роста уровня цен сопровождались спадом реального объема производства и увеличением безработицы.
Политику Республики Беларусь на внутреннем рынке в этот период можно было охарактеризовать как стимулирующую. В течение последних лет наблюдался дефицит государственного бюджета страны, т.е. превышение государственных расходов над доходами государственного бюджета. Этими мерами правительство стимулировало совокупный спрос. Валютная политика на определенном этапе экономического развития страны состояла в завышении курса белорусского рубля, что имело целью поддерживать покупательную способность населения. В сфере денежно-кредитной политики государство прилагало усилия по снижению ставки банковского процента и увеличению объема кредитования экономики. Хотя номинальные процентные ставки были высоки, реальные ставки (с учетом темпов инфляции) в течение второй половины 1990-х гг. были отрицательными.
Данное обстоятельство снижало
стимулы населения к хранению
своих средств на банковских депозитах,
однако повышало заинтересованность в
получении кредитов от предприятий.
Использование льготного
В конце 1990-начале 2000-х гг. антиинфляционная политика правительства Республики Беларусь и Национального банка стала более жесткой. Об эффективности антиинфляционной политики свидетельствует то, что реальные процентные ставки по кредитам и депозитам стали положительными, что привело к росту банковских вкладов субъектов экономики, прежде всего физических лиц. Дефицит государственного бюджета также несколько уменьшился. Все это позволило снизить темпы инфляции, не изменяя при этом темпы экономического роста. Благоприятная конъюнктура внешних рынков, прежде всего российского, дает возможность поддерживать стабильный рост объемов производства и обеспечивать занятость.
Беларусь по темпам роста потребительских цен в 2011 году возвращается в девяностые. Инфляция за январь-август побила рекорд последнего десятилетия. Впрочем, пугает не только это. История суверенной Беларуси показывает, что ценовой бум, если уж он начинается у нас в стране, то длится не один год.
С начала года (за январь-август) инфляция достигла 53,6%. Это самый высокий рост потребительских цен за последнее десятилетие, с 2001 года Беларусь не знала столь высоких темпов Рис 6.
Изначально ничего не предвещало, что в 2011 году страна пойдет на инфляционный рекорд. В первом квартале инфляция была сравнительно высокой (за январь-март - 6,1%), но говорить о грядущем инфляционном буме оснований не было.
По оценкам Министерства экономики, множественность курсов белорусского рубля, возникшая во втором квартале, стала одним из катализаторов высоких инфляционных процессов. Как результат, инфляция к сентябрю достигла 53,6%. И если за июль рост цен составил 3,5%, то за август - уже 8,9%.
В политике занятости белорусского
государства также следует
*Данные за 2011 год приведены за январь-август.
Рис. 6 Инфляция в Беларуси: 2001-2011 годы
Влияние профсоюзов на рост
оплаты труда, присущее многим развитым
странам и не в последнюю очередь
приводящее к росту безработицы
и повышению инфляции, в Беларуси
весьма слабо. Результатом является
позиционирование в качестве одного
из факторов экономического роста наличия
квалифицированной и
Недостатком такой политики является ограничение совокупного спроса. Кроме того, сдерживание роста заработной платы вступает в противоречие с политикой повышения благосостояния граждан. Дешевизна рабочей силы является распространенным в мировой практике стимулом экономического роста, но имеет ограничения по времени. Так, данный фактор нельзя использовать очень долго, поскольку в перспективе необходимо стремиться к росту доходов населения, в том числе и оплаты труда, компенсируя повышение издержек производства ростом производительности труда. Именно такие процессы характерны для многих отраслей белорусской экономики в последние годы.
На эффективное подавление высоких темпов инфляции в стране повлияло то, что важнейшей особенностью государственной антиинфляционной политики Республики Беларусь является использование не только макро-, но и микроэкономических инструментов. Не следует забывать о том, что белорусская экономика является трансформационной, в ней по-прежнему происходят значительные процессы реформирования и реструктуризации. Приватизация, прочие институциональные преобразования зачастую приводят к более значительному влиянию на макроэкономическое равновесие, нежели собственно макроэкономическая политика.