Общетеоретический аспект инфляции как формы нестабильности: содержание, виды и социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление причин, способствующих возникновению инфляции в Республике Беларусь, а также нахождение путей преодоления этого кризисного явления на современном этапе.
Задачами исследования являются:
•Рассмотрение общетеоретического аспекта инфляции, как формы нестабильности, содержания, видов и последствий инфляции.
•Изучение макроэкономическое регулирование инфляции с позиции фискального и денежно-кредитного методов.
•Исследование инфляции и динамики экономического роста в Республике Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИНФЛЯЦИИ КАК ФОРМЫ НЕСТАБИЛЬНОСТИ: СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ. 5
2.МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ
С ПОЗИЦИИ ФИСКАЛЬНОГО И ДЕНЕЖНО КРЕДИТНОГО
МЕТОДОВ. 16
3.ИНФЛЯЦИЯ И ДИНАМИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Инфляция!!!!.docx

— 412.91 Кб (Скачать файл)

Однако в настоящее  время темпы инфляции в стране сохраняются на недостаточно низком уровне, что может быть обусловлено  следующими факторами:

1. Рост цен на поставляемые  энергоносители;

2. Рост цен импорта;

3. Высокий темп роста  доходов населении, опережающий рост производительности труда;

4. Государственное регулирование  цен.

На современном этапе  в антиинфляционной политике белорусского государства важное место занимают административные мероприятия по ограничению роста цен. По сравнению с предыдущими периодами цены значительно либерализованы, отменена торговая надбавка на многие товары, однако определенное их регулирование по-прежнему существует.

Влияние правительства распространяется в первую очередь на предприятия, находящиеся в государственной  собственности, однако регулирование  цен частных фирм, прежде всего  в торговле, существует также. Данный инструмент, с одной стороны, затрудняет процессы рыночных приспособлений к  изменению экономической конъюнктуры, но с другой -- позволяет снизить темпы роста цен. Снижение основных индексов, характеризующих уровень инфляции в стране начиная с 2000 г. свидетельствует о том, что указанные меры белорусского правительства позволили значительно снизить уровень инфляции и позволили стабилизировать и взять под контроль инфляционные процессы в стране.

Особенно впечатляющими  выглядят успехи белорусского правительства  в области проведения антиинфляционного  регулирования на фоне стабильно снижающегося уровня безработицы и роста объема валового внутреннего продукта на протяжении последних лет (не учитывая кризисный 2009 г.) в национальной экономике.

 Макроэкономическая ситуация в январе-ноябре 2011 г. характеризовалась высоким ростом ВВП в начале года и постепенным замедлением темпа его прироста, начиная с мая рис. 7. Как на формирование структуры, так и на динамику ВВП определяющее влияние в текущем году оказывает внутренний рынок страны. В основе замедления лежат факторы сокращения элементов внутреннего спроса – объемов розничного товарооборота, доходов населения и инвестиций в основной капил.                     

                 Рис. 7  


 

 

 

 

 

 

 

Несмотря на выход темпа  роста ВВП за нижнюю границу годового прогноза, его значение в складывающихся условиях остается на приемлемом уровне.

Основной вклад в рост ВВП по-прежнему вносят промышленность и торговля, в то время как роль строительной отрасли снижается, что связано с сокращением жилищного строительства (на 16,4% к уровню 11 месяцев прошлого года).

 

                                                 Рис.8 
Наиболее острой проблемой экономики по итогам января-ноября остается высокий уровень инфляции. Индекс потребительских цен в ноябре 2011 г. (Рис. 8) составил 204% к декабрю прошлого года. В среднемесячном выражении он увеличился до 6,7% (в январе-октябре т.г. 6,6%).

    При этом индекс цен на продовольственные товары составил 220,9%, непродовольственные – 206,7%, услуги – 159,9%.

                     

                                                        Рис.  9 

Индекс потребительских  цен на товары и услуги в феврале 2011 г. по сравнению с январем текущего года составил 102,7%, с декабрем 2010 г. - 104,2%, в среднемесячном исчислении за период с начала года - 102,1% при  прогнозе на 2011 год - 100,6-100,7%. Рост цен  на продовольственные товары дал 1,1% прироста сводного индекса потребительских  цен, на непродовольственные товары - 0,1%, на платные услуги - 1,5%.

Индекс потребительских  цен в феврале 2011 г. по сравнению  с январем 2011 г. в Российской Федерации  составил 100,8%, с декабрем 2010 г. - 103,2%, в Украине - соответственно 100,9% и 101,9%, в Казахстане - 101,5% и 103,2%.

Индекс цен на продовольственные  товары в феврале 2011 г. по отношению  к январю 2011 г. составил 102,2%, к декабрю 2010 г. - 104,4%. Изменение цен на продовольственные  товары в феврале 2011 г. по сравнению  с предыдущим месяцем дало 1,1% прироста сводного индекса потребительских  цен.

Индекс цен на непродовольственные  товары в феврале 2011 г. по сравнению  с январем 2011 г. составил 100,3%, с декабрем 2010 г. - 100,6%. Изменение цен на непродовольственные  товары в феврале 2011 г. дало 0,1% прироста сводного индекса потребительских  цен по сравнению с предыдущим месяцем.

Базовый индекс потребительских  цен на товары и услуги в феврале 2011 г. по сравнению с январем 2011 г. составил 101,3%, с декабрем 2010 г. - 102,1%, на продовольственные товары - соответственно 102,3% и 103,5%, на непродовольственные товары - 100,4% и 100,7%, на платные услуги - 100,6% и 100,9%.

Правовые основы государственной  политики в области ценообразования, особенности регулирования и  формирования цен (тарифов) и контроль за их применением установлены Законом Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. «О ценообразовании».

В настоящее время на государственном  уровне осуществляется регулирование  цен на базовые, структурообразующие  виды сырья и продукции, которые  определяют затраты в других отраслях экономики, на товары (работы, услуги) субъектов  хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики и включенных в Государственный  реестр предприятий-монополистов, а  также на важнейшие социально  значимые товары и услуги, оказывающие  значительное влияние на жизненный  уровень населения.

С учетом значительного влияния  сумм платежей за жилищно-коммунальные услуги на уровень жизни населения  тарифы на них утверждаются ниже, чем  затраты организаций на их оказание. Убытки организаций от оказания населению  жилищно-коммунальных услуг возмещаются  за счет бюджетных дотаций, средств  целевого сбора на финансирование расходов по содержанию и ремонту жилищного  фонда, доходов от аренды и частично за счет перекрестного субсидирования.

Совершенствование системы  ценообразования заключается в  ее направленности на создание условий  для реализации приоритетов государственной  экономической политики и стабильного  роста жизненного уровня населения  страны, повышения конкурентоспособности  экономики, эффективного использования  всех видов ресурсов (трудовых, материальных, финансовых). Для реализации данной цели решаются следующие задачи:

- задействование возможных  системных подходов, заключающихся  в постепенном (по мере создания  соответствующих условий) снижении  уровня инфляции до целевых показателей проекта Концепции программы социально-экономического развития на 2011 -- 2015 гг.;

- создание механизмов, стимулирующих  снижение себестоимости товаров  (работ, услуг), особенно материальных  затрат, с целью повышения ценовой  конкурентоспособности белорусских  товаров;

- ликвидация отраслевых  и других перекосов цен, препятствующих  осуществлению эффективной воспроизводственной  деятельности;

- приведение антимонопольного  регулирования в соответствие  с международными нормами с  учетом открытости национальной  экономики;

- правовая защита национальных  производителей, в том числе от  демпинговой политики импортеров;

- увязка ценообразования  с денежно-кредитной, бюджетно-налоговой,  валютной политикой, политикой  доходов и социальной защиты  населения, с изменениями условий  функционирования на внутреннем  и внешнем рынках;

- совершенствование системы  органов государственного управления, отвечающих за вопросы ценообразования,  и уточнение их функций.

Совершенствование ценообразования  осуществляется путем его дальнейшей либерализации, придания данной системе  гибкости и прозрачности с акцентом на использовании преимущественно  свободных цен (тарифов). Проведение государственной ценовой политики должно основываться на использовании  сбалансированных административных и  экономических методов и инструментов. Важнейшим принципом ценового регулирования должно стать обеспечение действенного контроля со стороны государства за уровнем цен в монопольных отраслях; создание условий добросовестной конкуренции; обеспечение соотношения между изменением цен на потребительские товары и услуги и оплатой труда, межотраслевых ценовых пропорций.

На основании проведенного исследования рекомендуется следующий  комплекс общих мер по сдерживанию  роста цен и дальнейшего возрастания  инфляции. Для этих целей необходимо:

1. Восстановить доверие  к национальной валюте, как внутри  страны, так и за ее пределами  путем неограниченной, а затем  полной конвертации.

2. Стабилизировать белорусский  рубль посредством: 

- полной и быстрой либерализации  цен на все факторы производства  товаров и услуг;

- снятия административных  ценовых ограничений на товарных  рынках, рынках труда и капитала  на основе антимонопольной государственной  политики и конкуренции, а также  либерализации внешнего рынка.

- проведения жесткого  контроля за процессом эмиссии со стороны Национального банка, что возможно только при его независимой политике, как этого требует закон.

3. Законодально запретить использование кредитно-денежной эмиссии для финансирования дефицита бюджета, скупки иностранной валюты, ценных бумаг, краткосрочного и особенно долгосрочного кредитования народного хозяйства;

4. Проводить политику "дорогих  денег" путем активизации рынка  ценных бумаг, включения купли-продажи  земли и осуществления других  мер в целях замедления скорости  обращения рубля;

5.Либерализировать денежно-кредитный  и валютный рынок, отказавшись  от системы множественности валютных  курсов, а также практики изъятия  части валютной выручки у предприятий  по фиксированному официальному  курсу;

6. Применять процедуры  санации и банкротства предприятий  для оздоровления экономики и  повышения уровня их конкурентоспособности; 

7. Разработать систему мер, гарантирующих внутренним и внешним инвесторам сохранность их вкладов и возможность беспрепятственного получения и вывоза прибыли из Беларуси (имеется ввиду установления доверия к правительству.

С 2000 по 2006 год темпы инфляции в Белоруссии снижались. В 2007—2008 годах  произошёл их рост, в 2009 году — снова снижение, в 2011 году — резкий рост рис. 10.

 

 

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Уровень инфляции.

107,5%

46,1%

34,8%

25,4%

14,4%

8,0%

6,6%

12,1%

13,3%

10,1%

9,9%

108,7%


                  Рис. 10  Инфляция в Беларуси  по годам с 2000 г. :

По прогнозам Нацбанка на 2012 год, (октябрь 2011) — 20%

На краткосрочную перспективу  рекомендуются следующие антиинфляционные мероприятия.

1. Повышение ставки процента  по вкладам, если правительство  намерено повлиять на поведение  владельцев денежного дохода, побудить  их к увеличению сбережений  за счет текущего спроса. Процент  по вкладам должен быть не  меньше суммы текущего роста  цен и уровня адаптивных инфляционных  ожиданий. В противном случае  едва ли удастся привлечь сбережения, ибо вкладчики, передавая свои  деньги банку, вправе рассчитывать, что не понесут потерь. Однако  возможности такого антиинфляционного  маневра ограниченны, так как  повышение процента по вкладам  может привести к удорожанию  кредита, что может отрицательно  сказаться на размерах инвестиций.

2. Повышение процента  по государственным облигациям, распространение акционерной формы  собственности, приватизация, продажа  земли могут привлечь значительные  сбережения. Подобные меры дают  реальный антиинфляционный эффект  и позволяют приостановить разрушительный  процесс гиперинфляции.

3. Для понижения уровня  ликвидности сбережений практикуется  повышение нормы процента по  срочным вкладам и иные приемы, рассчитанные на то, чтобы подольше  удержать депозиты в банковской  системе. Иногда вводится временное  замораживание вкладов до востребования.

4. В качестве краткосрочного  антиинфляционного средства может  использоваться повышение курса  белорусского рубля. Если внутренние  рынки достаточно конкурентны, и отсутствуют разного рода внешнеторговые ограничения, эта мера вызывает тенденцию к снижению цен на товары и услуги, ввозимые из-за рубежа, и, следовательно, подталкивает вниз и общий уровень цен в экономике. Нельзя не указать на изрядную противоречивость такого регулирования. Когда валютный курс идет вверх, дорожает экспорт, которому становится все труднее пробиваться на внешние рынки. Поэтому ухудшается торговый, а вслед за ним и платежный баланс. Чересчур высокий курс валюты отпугивает иностранных инвесторов, негативно сказывается на зарубежных капиталовложениях в национальную экономику.

На долгосрочную перспективу  необходимы следующие мероприятия.

1. Государственная поддержка  повышения товарности экономики.  Имеется в виду льготное налогообложение  предприятий, реализующих побочные  продукты производства и услуг,  банков, обрабатывающих коммерческую  информацию и торгующих ею. Такая  деятельность не требует значительных  дополнительных затрат, в том  числе на заработную плату,  но способствует приросту предложения  товаров и помогает временному  выправлению инфляционных перекосов.  Однако уровень товарности экономики  можно повышать лишь до определенного  предела.

Информация о работе Общетеоретический аспект инфляции как формы нестабильности: содержание, виды и социально-экономические последствия