Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 21:01, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление причин, способствующих возникновению инфляции в Республике Беларусь, а также нахождение путей преодоления этого кризисного явления на современном этапе.
Задачами исследования являются:
•Рассмотрение общетеоретического аспекта инфляции, как формы нестабильности, содержания, видов и последствий инфляции.
•Изучение макроэкономическое регулирование инфляции с позиции фискального и денежно-кредитного методов.
•Исследование инфляции и динамики экономического роста в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИНФЛЯЦИИ КАК ФОРМЫ НЕСТАБИЛЬНОСТИ: СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ. 5
2.МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ
С ПОЗИЦИИ ФИСКАЛЬНОГО И ДЕНЕЖНО КРЕДИТНОГО
МЕТОДОВ. 16
3.ИНФЛЯЦИЯ И ДИНАМИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
Однако в настоящее время темпы инфляции в стране сохраняются на недостаточно низком уровне, что может быть обусловлено следующими факторами:
1. Рост цен на поставляемые энергоносители;
2. Рост цен импорта;
3. Высокий темп роста доходов населении, опережающий рост производительности труда;
4. Государственное регулирование цен.
На современном этапе в антиинфляционной политике белорусского государства важное место занимают административные мероприятия по ограничению роста цен. По сравнению с предыдущими периодами цены значительно либерализованы, отменена торговая надбавка на многие товары, однако определенное их регулирование по-прежнему существует.
Влияние правительства распространяется
в первую очередь на предприятия,
находящиеся в государственной
собственности, однако регулирование
цен частных фирм, прежде всего
в торговле, существует также. Данный
инструмент, с одной стороны, затрудняет
процессы рыночных приспособлений к
изменению экономической
Особенно впечатляющими выглядят успехи белорусского правительства в области проведения антиинфляционного регулирования на фоне стабильно снижающегося уровня безработицы и роста объема валового внутреннего продукта на протяжении последних лет (не учитывая кризисный 2009 г.) в национальной экономике.
Макроэкономическая ситуация в январе-ноябре 2011 г. характеризовалась высоким ростом ВВП в начале года и постепенным замедлением темпа его прироста, начиная с мая рис. 7. Как на формирование структуры, так и на динамику ВВП определяющее влияние в текущем году оказывает внутренний рынок страны. В основе замедления лежат факторы сокращения элементов внутреннего спроса – объемов розничного товарооборота, доходов населения и инвестиций в основной капил.
Рис. 7
Несмотря на выход темпа роста ВВП за нижнюю границу годового прогноза, его значение в складывающихся условиях остается на приемлемом уровне.
Основной вклад в рост ВВП по-прежнему вносят промышленность и торговля, в то время как роль строительной отрасли снижается, что связано с сокращением жилищного строительства (на 16,4% к уровню 11 месяцев прошлого года).
Наиболее острой проблемой экономики
по итогам января-ноября остается высокий
уровень инфляции. Индекс потребительских
цен в ноябре 2011 г. (Рис. 8) составил 204% к
декабрю прошлого года. В среднемесячном
выражении он увеличился до 6,7% (в январе-октябре
т.г. 6,6%).
При этом индекс цен на продовольственные товары составил 220,9%, непродовольственные – 206,7%, услуги – 159,9%.
Индекс потребительских цен на товары и услуги в феврале 2011 г. по сравнению с январем текущего года составил 102,7%, с декабрем 2010 г. - 104,2%, в среднемесячном исчислении за период с начала года - 102,1% при прогнозе на 2011 год - 100,6-100,7%. Рост цен на продовольственные товары дал 1,1% прироста сводного индекса потребительских цен, на непродовольственные товары - 0,1%, на платные услуги - 1,5%.
Индекс потребительских цен в феврале 2011 г. по сравнению с январем 2011 г. в Российской Федерации составил 100,8%, с декабрем 2010 г. - 103,2%, в Украине - соответственно 100,9% и 101,9%, в Казахстане - 101,5% и 103,2%.
Индекс цен на продовольственные товары в феврале 2011 г. по отношению к январю 2011 г. составил 102,2%, к декабрю 2010 г. - 104,4%. Изменение цен на продовольственные товары в феврале 2011 г. по сравнению с предыдущим месяцем дало 1,1% прироста сводного индекса потребительских цен.
Индекс цен на непродовольственные товары в феврале 2011 г. по сравнению с январем 2011 г. составил 100,3%, с декабрем 2010 г. - 100,6%. Изменение цен на непродовольственные товары в феврале 2011 г. дало 0,1% прироста сводного индекса потребительских цен по сравнению с предыдущим месяцем.
Базовый индекс потребительских цен на товары и услуги в феврале 2011 г. по сравнению с январем 2011 г. составил 101,3%, с декабрем 2010 г. - 102,1%, на продовольственные товары - соответственно 102,3% и 103,5%, на непродовольственные товары - 100,4% и 100,7%, на платные услуги - 100,6% и 100,9%.
Правовые основы государственной политики в области ценообразования, особенности регулирования и формирования цен (тарифов) и контроль за их применением установлены Законом Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. «О ценообразовании».
В настоящее время на государственном уровне осуществляется регулирование цен на базовые, структурообразующие виды сырья и продукции, которые определяют затраты в других отраслях экономики, на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики и включенных в Государственный реестр предприятий-монополистов, а также на важнейшие социально значимые товары и услуги, оказывающие значительное влияние на жизненный уровень населения.
С учетом значительного влияния сумм платежей за жилищно-коммунальные услуги на уровень жизни населения тарифы на них утверждаются ниже, чем затраты организаций на их оказание. Убытки организаций от оказания населению жилищно-коммунальных услуг возмещаются за счет бюджетных дотаций, средств целевого сбора на финансирование расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда, доходов от аренды и частично за счет перекрестного субсидирования.
Совершенствование системы
ценообразования заключается в
ее направленности на создание условий
для реализации приоритетов государственной
экономической политики и стабильного
роста жизненного уровня населения
страны, повышения
- задействование возможных
системных подходов, заключающихся
в постепенном (по мере
- создание механизмов, стимулирующих
снижение себестоимости
- ликвидация отраслевых
и других перекосов цен,
- приведение антимонопольного
регулирования в соответствие
с международными нормами с
учетом открытости
- правовая защита национальных
производителей, в том числе от
демпинговой политики
- увязка ценообразования
с денежно-кредитной, бюджетно-
- совершенствование системы
органов государственного
Совершенствование ценообразования
осуществляется путем его дальнейшей
либерализации, придания данной системе
гибкости и прозрачности с акцентом
на использовании преимущественно
свободных цен (тарифов). Проведение
государственной ценовой
На основании проведенного
исследования рекомендуется следующий
комплекс общих мер по сдерживанию
роста цен и дальнейшего
1. Восстановить доверие к национальной валюте, как внутри страны, так и за ее пределами путем неограниченной, а затем полной конвертации.
2. Стабилизировать белорусский рубль посредством:
- полной и быстрой
- снятия административных
ценовых ограничений на
- проведения жесткого контроля за процессом эмиссии со стороны Национального банка, что возможно только при его независимой политике, как этого требует закон.
3. Законодально запретить использование кредитно-денежной эмиссии для финансирования дефицита бюджета, скупки иностранной валюты, ценных бумаг, краткосрочного и особенно долгосрочного кредитования народного хозяйства;
4. Проводить политику "дорогих
денег" путем активизации
5.Либерализировать денежно-
6. Применять процедуры
санации и банкротства
7. Разработать систему мер, гарантирующих внутренним и внешним инвесторам сохранность их вкладов и возможность беспрепятственного получения и вывоза прибыли из Беларуси (имеется ввиду установления доверия к правительству.
С 2000 по 2006 год темпы инфляции в Белоруссии снижались. В 2007—2008 годах произошёл их рост, в 2009 году — снова снижение, в 2011 году — резкий рост рис. 10.
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Уровень инфляции. |
107,5% |
46,1% |
34,8% |
25,4% |
14,4% |
8,0% |
6,6% |
12,1% |
13,3% |
10,1% |
9,9% |
108,7% |
Рис. 10 Инфляция в Беларуси по годам с 2000 г. :
По прогнозам Нацбанка на 2012 год, (октябрь 2011) — 20%
На краткосрочную перспективу
рекомендуются следующие
1. Повышение ставки процента
по вкладам, если
2. Повышение процента
по государственным облигациям,
распространение акционерной
3. Для понижения уровня
ликвидности сбережений
4. В качестве краткосрочного
антиинфляционного средства
На долгосрочную перспективу необходимы следующие мероприятия.
1. Государственная поддержка
повышения товарности