Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 19:59, курсовая работа
После Октябрьского переворота 1917 г. в нашей стране происходили глубокие преобразования в экономической жизни общества. Была реформирована банковская система; серьезные изменения затронули денежно-кредитную систему в связи с гражданской войной, военной интервенцией и, позднее, переводом экономики на мирные рельсы. В этот период, несмотря на сужение сферы товарно-денежных отношений, все же применялись безналичные расчеты с использованием векселей, чеков, выполнялись банковские переводы. Однако единой унифицированной системы безналичных расчетов в стране не существовало.
Такое разнообразие карт служит мотивацией для привлечения клиентов на обслуживание.
С точки зрения клиентов привлекательность карточек заключается в следующем.
Минусы кредитных карточек для клиента связаны прежде всего с затратами, которые он вынужден нести.
Банк заинтересован работать с карточками, исходя из следующих соображений.
1.6.1. Расчеты через расчетно-кассовые центры.
Действующая система межбанковских расчетов (она предусмотрена Положением об организации межбанковских расчетов на территории Российской Федерации от 9 июля 1992 г. с некоторыми последующими уточнениями) базируется на осуществлении платежей через корреспондентские счета (корсчета) коммерческих банков, открытые главным образом в учреждениях Центрального банка России - расчетно-кассовых центрах (РКЦ). По существу это - отделения Банка России, являющиеся посредниками в платежах и кредитах между коммерческими банками.
Основная функция РКЦ - проведение расчетов между учреждениями разных банков с необходимым ведением корсчетов. Вместе с тем РКЦ занимаются и эмиссионно-кассовыми, а также многими другими операциями: кредитованием коммерческих банков, кассовым исполнением бюджетов различных органов власти, финансированием государственных капитальных вложений за счет бюджетных ассигнований, операциями с ценными бумагами и операциями неторгового характера в иностранной валюте.
Большая часть операций РКЦ связана с обслуживанием клиентов коммерческими банками.
Клиентам рекомендуется представлять в банк расчетные документы накануне наступления срока платежа. Если срок платежа на документе не проставлен, то сроком платежа считается дата принятия документа от клиента. Платежные документы оформляются в соответствии установленными требованиями с обязательным указанием идентификационных номеров налогоплательщиков, а также банковских идентификационных кодов.
После списания средств со счетов клиентов банк формирует расчетные документы по группам очередности платежей, а внутри группы – по срокам платежей. Для представления документов в РКЦ по каждой группе очередности и по сроку платежа банк составляет отдельное сводное платежное поручение, к которому прилагаются два экземпляра расчетных документов клиентов и опись расчетных документов.
Главный принцип осуществления платежей по корреспондентским счетам коммерческих банков - это осуществление их строго при наличии и в пределах остатка средств на этих счетах. При недостаточности средств на счете банка для производства платежей ЦБР может оплатить претензии к счету этого банка за счет своего кредита (овердрафта), но по высокой процентной ставке. Такой принцип организации межбанковских расчетов нацелен на активизацию депозитной политики коммерческих банков, рациональное возмещение ими ресурсов с соблюдением должного уровня ликвидности. Такая организация межбанковских расчетов предполагает высокую ответственность каждого коммерческого банка за бесперебойность расчетов с другими банками корреспондентами ЦБР. Посредничество в платежах между банками позволяет контролировать и регулировать денежный оборот в стране.
1.6.2. Расчеты через корреспондентские счета, открываемые в других банках.
В современных
условиях расчеты
В этом случае корсчета банков, их учреждений ведутся не в PKЦ главных территориальных управлений Банка России, а в других банках и их учреждениях. Порядок открытия и режим функционирования корсчета одного банка (учреждения) в другом банке (учреждении) определяется по соглашению между самими банками.
В соглашениях о корреспондентски
Преимущества расчетов
по межбанковским
Во-первых, это отвечает интересам клиентов, которые имеют устойчивые контрактные отношения с клиентами других банков. С самого начала корреспондентские отношения устанавливаются именно для предоставления услуг клиентам.
Во-вторых, и в тесной связи с первым, значительно ускоряются расчеты, так как они осуществляются напрямую, без промежуточных звеньев – РКЦ. Оперативности расчетов способствует использование в отношениях между корреспондентами системы электронных платежей или телексной связи.
В-третьих, при широких корреспондентских отношениях появляются условия для проведения клиринга. Проведение клиринга между банками-корреспондентами позволяет минимизировать остатки средств на корсчетах, а значит, высвободить часть их в расчетах и использовать для получения дохода.
В-четвертых, расширяются возможности для активной работы на рынке и применения целого набора финансовых инструментов. С одной стороны, крупный банк может привлечь в качестве остатков по корсчетам значительные средства и использовать их на разнообразные операции. Большая корреспондентская сеть позволяет крупному банку развивать вексельное обращение. С другой стороны, банки-клиенты могут, имея в качестве обеспечения на корсчетах остатки, получать кредиты под операции, которые осуществляет основной банк.
Клиринг - осуществление платежей путем взаимозачета платежных обязательств и требований банка.
Клиринговое учреждение - небанковская кредитная организация, осуществляющая на основании специальной лицензии Банка России:
Под чистой позицией понимается итоговое сальдо банка-участника, образовавшееся в результате обмена требований и обязательств банков-участников. Прием и передача платежных документов может осуществляться клиринговым учреждением в электронной форме в соответствии с действующим законодательством и договором с банками-участниками, определяющим процедуры использования электронной цифровой подписи.
В зависимости от сферы применения клиринг может быть: локальным - между банками какого-либо региона, либо между банками определенной банковской группы, и (или) между филиалами одного банка; общегосударственным – в пределах всей страны.
В свою очередь специфика указанных видов межбанковского клиринга проявляется в способах их проведения. Исходя из последнего критерия можно выделить совершаемые клиринги: 1) через учреждения центрального банка и крупнейшие коммерческие банки; 2) через специальные межбанковские организации – расчетные (клиринговые) палаты; 3) через клиринговый отдел (расчетный центр) головного банка – при расчетах между его филиалами.
Основы межбанковского клиринга заключаются в следующем.
Базу для его проведения составляют корсчета банков, которые могут открываться друг у друга или в специальном клиринговом центре. Количество банков участников определяет эффективность клиринга: чем больше объем операций, тем полнее происходит урегулирование взаимных требований.
В России приняты две базовые модели клиринга. По первой модели клиринг проводится без предварительного депонирования средств на счетах участников клирингового учреждения. По второй клиринг проводится с предварительным депонированием средств на счетах участников расчетов в клиринговом учреждении. Рассмотренные выше клиринговые учреждения развиваются от валовой системы осуществления платежей между банками к, собственно, клирингу. Дальнейшее совершенствование состоит в создании на базе каждого клирингового центра, так называемого «банка банков».
Последний, как свидетельствует мировая практика, является исторически более высокой степенью развития по сравнению с клиринговыми палатами, поскольку представляет собой высокотехнологичную и гибкую банковскую структуру, которой другие банки передают некоторые платежные полномочия. Совмещая в своей операционной среде тесно связанные между собой информационный, дилинговый и расчетный сегменты, она освобождает банки от больших финансовых затрат на разработку некоторых новейших банковских технологий, доступ к которым происходит через «банк банков». Черты «банка банков» ярко проявляются уже сейчас в деятельности Центральной расчетной палаты, Межбанковского финансового дома. Учитывая сложность, масштабность, капиталоемкость этой работы, ведущая роль в совершенствовании платежной системы России принадлежит Банку России.
1.7 Банковские риски
и ответственность банков
при осуществлении
Деятельность коммерческих банков, в процессе их функционирования на рынке финансовых услуг, сопровождается различного рода рисками.
Рискованность банковских операций может привести к потерям, что в конечном итоге отразится на финансовых результатах банка. Это заставляет банки очень оперативно реагировать на все события, давать оценку рискам, определять их границы и размеры.
Практически все банковские операции связаны с рисками. В ходе осуществления безналичных расчетов могут возникнуть технологические риски и риски связанные с персоналом. При недостаточной материально – технической оснащенности банка, возникает технологический риск, который может привести к потерям базы данных. Последствия этого риска влекут за собой значительные потери для банков.
Кроме этого, могут возникнуть так называемые риски персонала. Их содержание зависит от качества профессионального уровня и черт характера сотрудников. Риски персонала также влекут за собой финансовые потери для банка. Чтобы избежать эти риски важно сделать правильную расстановку кадров и четкое распределение обязанностей.
Выше названные риски могут привести к ответственности банков.
Российское законодательство регламентирует ответственность банков за ненадлежащее выполнение операций по счету, с помощью Гражданского Кодекса РФ, Налогового Кодекса РФ.
Так, в соответствии с Гражданским Кодексом РФ [1.ст.856], при несвоевременном зачисления на счет средств, либо необоснованном списания со счета, а также не выполнении указаний клиента о перечислении денежных средств, банк обязан уплатить на эту сумму проценты, в размере учетной ставки на день исполнения денежных обязательств за каждый день просрочки.
Информация о работе Общие основы организации безналичных расчетов и их экономическое содержание