Общие основы организации безналичных расчетов и их экономическое содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

После Октябрьского переворота 1917 г. в нашей стране происходили глубокие преобразования в экономической жизни общества. Была реформирована банковская система; серьезные изменения затронули денежно-кредитную систему в связи с гражданской войной, военной интервенцией и, позднее, переводом экономики на мирные рельсы. В этот период, несмотря на сужение сферы товарно-денежных отношений, все же применялись безналичные расчеты с использованием векселей, чеков, выполнялись банковские переводы. Однако единой унифицированной системы безналичных расчетов в стране не существовало.

Файлы: 1 файл

1227.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Такое разнообразие карт служит мотивацией для привлечения клиентов на обслуживание.

С точки зрения клиентов привлекательность карточек заключается  в следующем.

  • С одной стороны, снижение риска (можно не носить с собой большие суммы денег), с другой -  возможность моментально оплатить покупку.
  • Не нужно заботиться о конвертируемости валюты. Это сделает банк, причем так, что клиент выиграет на разнице между курсом обмена в магазине и курсом, по которому конвертацию осуществит банк.
  • Строже становятся контроль и планирование бюджета.
  • При потере карточки достаточно лишь сообщить в банк, чтобы все расчеты по ней были немедленно заблокированы.
  • На внесенные в банк денежные средства (как правило, на средний остаток выше какой-то оговоренной суммы) можно получать проценты.
  • Престижность (особенно в тех странах, где карточки пока не стали общеупотребительными), свидетельствующая к тому же об умении обращаться с современными техническими средствами, используемыми в финансовой сфере.

Минусы кредитных карточек для клиента связаны прежде всего с затратами, которые он вынужден нести.

    • За удобства, которые даст применение карточек, приходится платить.
    • Карточки принимают не во всех магазинах и иных организациях торговли и сферы обслуживания ( особенно в странах, которые только вступают на этот путь).

Банк заинтересован  работать с карточками, исходя из следующих  соображений.

    • Они позволяют увеличивать объемы привлеченных ресурсов. Имеются в виду, во первых, те суммы, которые владельцы карточек должны положить на свои спецсчета в банке. Во-вторых, это могут быть страховые депозиты, к которым банки (российские) прибегают для обеспечения большей надежности «карточных» операций.
    • За все операции с карточками (покупка, обналичивание, конвертирование) банк, как правило, взимает комиссионные. Кроме того. Клиент платит за получение самой карточки.
    • Повышается конкурентный потенциал банка с учетом общемировой тенденции вытеснения из платежного оборота не только наличных денег, но и чеков, растет авторитет банка как участника инновационных процессов.

1.6. Формы межбанковских  расчетов.

 

1.6.1. Расчеты через  расчетно-кассовые центры.

 

Действующая система  межбанковских расчетов (она предусмотрена  Положением об организации межбанковских  расчетов на территории Российской Федерации  от 9 июля 1992 г. с некоторыми последующими уточнениями) базируется на осуществлении платежей через корреспондентские счета (корсчета) коммерческих банков, открытые главным образом в учреждениях Центрального банка России - расчетно-кассовых центрах (РКЦ). По существу это - отделения Банка России, являющиеся посредниками в платежах и кредитах между коммерческими банками.

Основная функция РКЦ - проведение расчетов между учреждениями разных банков с необходимым ведением корсчетов. Вместе с тем РКЦ занимаются и эмиссионно-кассовыми, а также многими другими операциями: кредитованием коммерческих банков, кассовым исполнением бюджетов различных органов власти, финансированием государственных капитальных вложений за счет бюджетных ассигнований, операциями с ценными бумагами и операциями неторгового характера в иностранной валюте.

Большая часть операций РКЦ связана с обслуживанием  клиентов коммерческими банками.

Клиентам рекомендуется  представлять в банк расчетные документы  накануне наступления срока платежа. Если срок платежа на документе не проставлен, то сроком платежа считается дата принятия документа от клиента. Платежные документы оформляются  в соответствии установленными требованиями с обязательным указанием идентификационных номеров налогоплательщиков, а также банковских идентификационных кодов.

После списания средств  со счетов клиентов банк формирует  расчетные документы по группам  очередности платежей, а внутри группы – по срокам платежей. Для представления  документов в РКЦ по каждой группе очередности и по сроку платежа банк составляет отдельное сводное платежное поручение, к которому прилагаются два экземпляра расчетных документов клиентов и опись расчетных документов.

Главный принцип осуществления  платежей по корреспондентским счетам коммерческих банков - это осуществление их строго при наличии и в пределах остатка средств на этих счетах. При недостаточности средств на счете банка для производства платежей ЦБР может оплатить претензии к счету этого банка за счет своего кредита (овердрафта), но по высокой процентной ставке. Такой принцип организации межбанковских расчетов нацелен на активизацию депозитной политики коммерческих банков, рациональное возмещение ими ресурсов с соблюдением должного уровня ликвидности. Такая организация межбанковских расчетов предполагает высокую ответственность каждого коммерческого банка за бесперебойность расчетов с другими банками корреспондентами ЦБР. Посредничество в платежах между банками позволяет контролировать и регулировать денежный оборот в стране.

 

1.6.2. Расчеты через  корреспондентские счета, открываемые в других банках.

 

     В современных  условиях расчеты отечественных  банков с использованием корсчетов,  открываемых в других банках, практикуются достаточно часто. 

В этом случае корсчета банков, их учреждений ведутся не в PKЦ главных территориальных управлений Банка России, а в других банках и их учреждениях. Порядок открытия и режим функционирования корсчета одного банка (учреждения) в другом банке (учреждении) определяется по соглашению между самими банками.

В соглашениях о корреспондентских отношениях, в частности предусматриваются:

  • круг организаций, которым зачисляются средства с корреспондентского субсчета;
  • круг организаций, которые будут зачислять свои платежи на корреспондентский субсчет;
  • круг организаций, которым будут зачисляться средства с корреспондентского счета;
  • круг организаций в учреждении банка, где открыт корреспондентский счет, которые будут зачислять на него средства;
  • круг операций, совершаемых по корреспондентскому счету и корреспондентскому субсчету;
  • документы, по которым должны совершаться операции по этим видам счетов;
  • условия платежа;
  • контрольные функции учреждений банков - корреспондентов; порядок обмена ими информацией о совершенных операциях по корреспондентскому счету и корреспондентскому субсчету;
  • другие вопросы по усмотрению сторон - учреждений банков.

 

Преимущества расчетов по межбанковским корреспондентским  счетам заключается в следующем:

Во-первых, это отвечает интересам клиентов, которые имеют  устойчивые контрактные отношения  с клиентами других банков. С самого начала корреспондентские отношения устанавливаются именно для предоставления услуг клиентам.

Во-вторых, и в тесной связи с первым, значительно ускоряются расчеты, так как они осуществляются напрямую, без промежуточных звеньев  – РКЦ. Оперативности расчетов способствует использование в отношениях между корреспондентами системы электронных платежей или телексной связи.

В-третьих, при широких  корреспондентских отношениях появляются условия для проведения клиринга. Проведение клиринга между банками-корреспондентами позволяет минимизировать остатки средств на корсчетах, а значит, высвободить часть их в расчетах и использовать для получения дохода.

В-четвертых, расширяются  возможности для активной работы на рынке и применения целого набора финансовых инструментов. С одной стороны, крупный банк может привлечь в качестве остатков по корсчетам значительные средства и использовать их на разнообразные операции. Большая корреспондентская сеть позволяет крупному банку развивать вексельное обращение. С другой стороны, банки-клиенты могут, имея в качестве обеспечения на корсчетах остатки, получать кредиты под операции, которые осуществляет основной банк.

1.6.3 Клиринговые  расчеты

 

Клиринг - осуществление  платежей путем взаимозачета платежных  обязательств и требований банка.

Клиринговое учреждение - небанковская кредитная организация, осуществляющая на основании специальной  лицензии Банка России:

  • обмен платежными документами между банками-участниками
  • расчет чистых позиций банков-участников (итоговое сальдо банка-участника, образовавшееся в результате обмена требований и обязательств банков-участников).

Под чистой позицией понимается итоговое сальдо банка-участника, образовавшееся в результате обмена требований и  обязательств банков-участников. Прием  и передача платежных документов может осуществляться клиринговым учреждением в электронной форме в соответствии с действующим законодательством и договором с банками-участниками, определяющим процедуры использования электронной цифровой подписи.

      В зависимости от сферы применения клиринг может быть: локальным -  между банками какого-либо региона, либо между банками определенной банковской группы, и (или)  между филиалами одного банка; общегосударственным – в пределах всей страны.

В свою очередь специфика  указанных видов межбанковского клиринга проявляется в способах их проведения. Исходя из последнего критерия можно выделить совершаемые клиринги: 1) через учреждения центрального банка и крупнейшие коммерческие банки; 2) через специальные межбанковские организации – расчетные (клиринговые) палаты; 3) через клиринговый отдел (расчетный центр) головного банка – при расчетах между его филиалами.

Основы межбанковского клиринга заключаются в следующем.

Базу для его проведения составляют корсчета банков, которые  могут открываться друг у друга или в специальном клиринговом центре. Количество банков участников определяет эффективность клиринга: чем больше объем операций, тем полнее происходит урегулирование взаимных требований.

В России приняты две  базовые модели клиринга. По первой модели клиринг проводится без предварительного депонирования средств на счетах участников клирингового учреждения. По второй клиринг проводится с предварительным депонированием средств на счетах участников расчетов в клиринговом учреждении. Рассмотренные выше клиринговые учреждения развиваются от валовой системы осуществления платежей между банками к, собственно, клирингу. Дальнейшее совершенствование состоит в создании на базе каждого клирингового центра, так называемого «банка банков».

Последний, как свидетельствует мировая практика, является исторически более высокой степенью развития по сравнению с клиринговыми палатами, поскольку представляет собой высокотехнологичную и гибкую банковскую структуру, которой другие банки передают некоторые платежные полномочия. Совмещая в своей операционной среде тесно связанные между собой информационный, дилинговый и расчетный сегменты, она освобождает банки от больших финансовых затрат на разработку некоторых новейших банковских технологий, доступ к которым происходит через «банк банков». Черты «банка банков» ярко проявляются уже сейчас в деятельности Центральной расчетной палаты, Межбанковского финансового дома. Учитывая сложность, масштабность, капиталоемкость этой работы, ведущая роль в совершенствовании платежной системы России принадлежит Банку России.

   

1.7 Банковские  риски    и    ответственность  банков  при  осуществлении  безналичных  расчетов.

 

      Деятельность  коммерческих  банков,  в  процессе  их  функционирования  на  рынке  финансовых  услуг,  сопровождается  различного  рода  рисками.

Рискованность  банковских  операций  может  привести  к  потерям,  что  в  конечном  итоге  отразится  на  финансовых  результатах  банка.  Это  заставляет  банки  очень  оперативно  реагировать  на  все  события,  давать  оценку  рискам,  определять  их  границы и размеры.

Практически  все  банковские  операции  связаны  с  рисками. В ходе осуществления безналичных  расчетов  могут  возникнуть  технологические  риски  и  риски  связанные  с  персоналом.  При недостаточной материально – технической оснащенности   банка,  возникает технологический риск,  который может привести  к потерям базы  данных.  Последствия этого риска влекут  за  собой значительные  потери  для  банков.

Кроме  этого,   могут возникнуть  так называемые  риски персонала.  Их  содержание  зависит от  качества  профессионального уровня  и черт  характера сотрудников.  Риски персонала также влекут  за  собой финансовые  потери  для банка.  Чтобы избежать  эти риски важно сделать правильную  расстановку кадров  и четкое  распределение обязанностей.

Выше  названные  риски  могут  привести  к  ответственности  банков.   

Российское  законодательство  регламентирует  ответственность  банков  за  ненадлежащее  выполнение  операций  по  счету,  с  помощью  Гражданского  Кодекса   РФ,  Налогового  Кодекса   РФ.

Так, в  соответствии  с  Гражданским  Кодексом  РФ [1.ст.856],  при   несвоевременном  зачисления  на  счет    средств,  либо  необоснованном   списания  со  счета,  а  также  не  выполнении   указаний  клиента  о  перечислении  денежных  средств,  банк  обязан  уплатить  на  эту  сумму  проценты,  в  размере  учетной  ставки    на  день  исполнения  денежных  обязательств  за  каждый  день  просрочки.

Информация о работе Общие основы организации безналичных расчетов и их экономическое содержание