Обслуживание внешнего долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 07:56, контрольная работа

Описание работы

Активно государственные кредиты используются и в наши дни. Августовский кризис 1998 года вызвал неподдельный интерес финансистов к проблемам государственных заимствований и дефицита федерального бюджета. Причины этого очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной ситуации, сложившейся в отечественной экономике.
В большинстве аналитических работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора: высокая доля государственных расходов в структуре ВВП; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его занижению; высокая доходность государственных ценных бумаг.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3
1. Основные понятия теории внешнего долга.
1.1 Сущность внешнего долга и бюджетного дефицита……………………………..5
1.2 Классификация видов государственных внешних долгов……………………….8
1.3 Внешний долг России в настоящее время……………………………………….13
2. Управление внешним государственным долгом.
2.1 Стратегия управление внешним долгом…………………………………………18
2.2 Оценка влияния внешней задолженности на российскую экономику….……...21
3. Обслуживание внешнего долга.
3.1 Обслуживание и урегулирование внешнего долга: меры и способы…………..24
3.2 Основные направления политики правительства Российской Федерации в об- ласти внешнего долга………………………………………………………...…..26
3.3 Проблема обслуживания внешнего долга………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………………32
Список использованной литературы……………………………………………...33

Файлы: 1 файл

мэо.docx

— 41.15 Кб (Скачать файл)

В реальной жизни, естественно, возможно их сочетание в различных  пропорциях. Важнейшим критерием  для принятия решения об использовании  того или иного

средства платежа должно выступать соотношение их цен как в момент платежа, так и в прогнозируемой перспективе. Рациональная стратегия заключается в том, чтобы в качестве средств платежа использовать в первую очередь активы, более дорогие в данный момент, но дешевеющие в перспективе. Использование активов, дешевых в настоящее время и дорожающих в перспективе, целесообразно отложить до более позднего времени.

Стратегия управления долгом сформирована с учетом того, что  у России нет проблемы величины долга, а есть неэффективная его структура.

В рамках решения проблемы неэффективности государственного долга целесообразно было бы устранить  дисбаланс между внешним и  внутренним долгом. Объем долга, номинированный в ненациональной валюте, в шесть раз превышает долг в национальной валюте. В этой связи нужно принять меры по частичному рефинансированию внешнего долга за счет внутренних заимствований. Предполагаются также меры по выравниванию дисбаланса между рыночным долгом и нерыночным.

Стратегия также предполагает более строгий подход к работе с займами международных финансовых организаций. Эти кредиты весьма дорогие и зачастую неэффективные.

Возможны меры против применения стандартных схем нелегального вывоза капитала: занижения экспортных цен  и невозврата валютной выручки; заключения фиктивных импортных контрактов с авансовой оплатой и завышенными ценами; коррупции на таможне; расчетов через оффшоры. Наиболее доступные резервы на этом пути были использованы в 1994-1997 годов. Дальнейшие действия в данном направлении, в том числе основанные на международном опыте борьбы с подобными незаконными операциями, еще могут дать определенный эффект, правда, незначительный.

Поэтому в предстоящие  годы нужно сосредоточить усилия по реализации мер в рамках второго  направления, обеспечивающих восстановление доверия к российским рынкам. В  их числе: сбалансированность бюджета, совершенствование налоговой системы  и налогового администрирования  только на основе закона; обеспечение  надежной работы банковской системы, что  очень важно - защита прав кредиторов и инвесторов, так как привлечение  инвестиций в национальную экономику  уже давно объявлено приоритетным направлением деятельности российского Правительства, "прозрачность" финансовой отчетности всех предприятий и организаций; обеспечение заметных сдвигов в борьбе с преступностью и коррупцией, улучшение работы прокуратуры и судебной системы, для того чтоб инвестор чувствовал собственную защищенность в чужой стране и действовал на основании либеральных и защищающих его собственность законов. строгое соблюдение федеральных законов на всей территории страны, прекращение произвола со стороны региональных и местных властей и ограничение их привилегий.

 

3. Обслуживание  внешнего долга.

3.1 Обслуживание и урегулирование внешнего долга: меры и способы.

В процессе управления внешней  задолженностью перед Россией встаёт необходимость решения следующих  задач:  
1. Поддержание внешнего долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны.  
2. Контроль за графиком долговых выплат с тем, чтобы в нём отсутствовали периоды пиковых нагрузок, а основные выплаты приходились бы на моменты ожидаемого роста экономики.  
3. Минимизации стоимости долга за счёт удлинения срока заимствований и снижения доходности.  
4. Своевременное и полное выполнение обязательств с целью избежать начисления штрафов за просрочки и обеспечить стране репутацию первоклассного заёмщика.  
5. Обеспечение эффективного целевого использования привлечённых средств.  
6. Обеспечение предсказуемости и стабильности рынка долговых обязательств.

Несмотря на сегодняшнюю  положительную ситуацию в сфере  долговых выплат для снижения угрозы внешней задолженности национальной экономики России требуется реализация ряда дополнительных мер:

  • отказ от привлечения международных кредитов на государственном уровне; 
  • разработка комплексной и ясной нормативной базы по вопросам внешних заимствований; 
  • создание единой системы управления внешним долгом для координации мер по снижению уровня задолженности и обеспечения более эффективного контроля за привлечением и использованием средств из-за рубежа; 
  • согласование политики по обслуживанию внешнего долга с финансовой и экономической политикой в целом, в особенности с денежно-кредитной и валютной.

Основополагающее влияние  на эффективность государственной  политики по обслуживанию внешнего долга  оказывает, как известно, доверие  к властям. Если такое доверие  есть, гораздо шире выбор возможных  долговых инструментов, выше гибкость долговой политики, а цена ошибки минимальна. Чем ниже уровень доверия к  властям, тем большая ответственность  ложится на правительство при  формировании политики по погашению  внешней задолженности и более  велика «цена ошибки». В России эта  цена непомерно высока.

Свою точку зрения на проблему внешней задолженности высказал доктор технических наук, профессор, академик РАЕН Константин Лазарь. По его  словам, «проблема с выплатой внешнего долга может быть относительно безболезненно решена при ежегодном росте экономики на 7-10 процентов. Но рост экономики прекратился. Выход один — реструктурировать долги, часть их списать. Наверное, нет смысла напоминать, что, если будут сохранены нынешние условия обслуживания внешнего долга, страна лишится перспектив экономического роста. В целом в управлении долгом и контроле за ним порядка нет. Взять и просто отдать долги — ума много не надо. А надо основательно проработать высказанную Владимиром Путиным идею: "Мы будем платить по долгам, но было бы целесообразным, если бы эти платежи направлялись назад в качестве инвестиций в российскую экономику". Особая тема - должники России. Больше всех нам должна Куба - $28 млрд. (Кубинский долг вместе с монгольским и вьетнамским составляет более 40 процентов всего долга.) Помимо них должны еще 54 страны, примерно $150 млрд. Но официально на сегодняшний день задолженность составляет около $35 млрд., поскольку при вступлении в Парижский клуб в качестве страны-кредитора мы согласились со списанием от 70 до 90 % задолженности своих должников.

На сегодняшний день в  мировой практике не существует прецедента радикального решения проблемы внешней  задолженности.

 
3.2Основные направления  политики правительства РФ в  области внешнего долга. 

Внешний долг Российской Федерации  формировался в неблагоприятных  экономических и политических условиях, а также в значительной степени  унаследован от бывшего СССР.

Специфика формирования внешнего долга России обусловливает особенности  его структуры. Прежде всего, речь идет о преобладании в структуре долга  нерыночных долговых инструментов и  обязательств. Более 42% внешних обязательств приходится на соглашения по долгу бывшего СССР со странами – членами Парижского клуба, другими странами – официальными кредиторами. Кроме того, порядка 6 млрд. долларов (около 5%) представляют собой неурегулированные обязательства по долгу бывшего СССР. Только 37% внешнего долга выражено в рыночных инструментах (еврооблигации и облигации государственного внутреннего валютного займа - ОВГВЗ). Управление таким долгом на основе стандартных подходов, используемых долговыми агентствами развитых стран (регулярное рефинансирование с использованием преимуществ текущей ситуации на финансовых рынках, проведение процентных и валютных свопов и т. д.), весьма затруднительно.

  • Основными целями политики в области государственного внешнего долга на среднесрочную перспективу являются:
  • обеспечение стабильного доступа Российской Федерации на рынки внешних заимствований на выгодных условиях;
  • расширение объемов внешних заимствований на цели рефинансирования
  • внешнего долга;
  • активное управление внешней задолженностью с целью сокращения стоимости ее обслуживания, а также сглаживания имеющихся "пиков платежей" по государственному внешнему долгу в 2005 и 2008 годах;  
       существенное сокращение долга бывшего СССР, задолженности Российской Федерации перед правительствами иностранных государств и международными финансовыми организациями;
  • наращивание рыночной составляющей внешнего долга Российской Федерации;
  • проведение сбалансированной политики в области внешних заимствований с целью сохранения и дальнейшего улучшения платежной репутации России и получения ею инвестиционного рейтинга к 2005 году.

Политика управления задолженностью Российской Федерации перед правительствами  иностранных государств и международными финансовыми организациями, в том  числе осуществления заимствований  у правительств иностранных государств и международных организаций, нуждается  в существенной корректировке. В  настоящее время Россия продолжает ежегодно привлекать значительные средства (примерно по 650 млн. долларов) кредитов международных банков развития (МБР), в основном Всемирного банка и  ЕБРР, и так называемых "связанных" кредитов стран-

Наибольшее значение для  долговой политики будут играть следующие  обстоятельства:  

1. Продолжение налоговой  реформы, предполагающей дальнейшее  сокращение налогового бремени  и выпадающие доходы бюджетной  системы; 
       2. Реформирование межбюджетных отношений, предполагающее передачу на субфедеральный уровень части полномочий и бюджетных доходов;  
           3. Создание стабилизационного фонда, формирующегося за счет части доходов федерального бюджета;

            4. Проведение широкого спектра структурных реформ, вызывающих дополнительную нагрузку на бюджетные расходы.

В этой связи основными  факторами, влияющими на реализацию политики в области государственного долга, будут являться:  

1. Снижение в ближайшие  годы значения профицита бюджета в качестве основного источника погашения государственного долга;    

2. Выполнение обязательств  по погашению и обслуживанию  долга в соответствии с оригинальными  графиками в пределах "регулярного"  бюджета, рассчитанного на основе  базовой цены на нефть;    

3. Неопределенность внешнеэкономической  конъюнктуры, в том числе динамики  цен на энергоносители;    

4. Возможность возникновения  внешних факторов, ограничивающих  способность Российской Федерации  осуществлять внешние заимствования  в объемах, необходимых для рефинансирования долга.

В связи с тем, что экономическая  и финансовая политика государства  будут ориентированы на ускорение  темпов экономического роста, основной целью долговой стратегии должно являться обеспечение благоприятных  условий для проведения гибкой политики в финансовой, налоговой, бюджетной  сфере, предполагающих увеличение значения государственных заимствований  в качестве основного источника  рефинансирования государственного долга.

Реализация этой цели предполагает увеличение внешних и внутренних заимствований в ближайшие годы и, соответственно, проведение активной государственной заемной политики. Вместе с тем при увеличении государственных  заимствований следует учитывать  риски, связанные с возможностью обеспечения устойчивого рефинансирования государственного долга.

3.3Проблема обслуживания  внешнего долга.

Пока существует государственная  задолженность, проблема внешнего долга  будет волновать государство  и население страны. А если брать  во внимание нестабильность экономики, как в России, так и во всем мире, то государственный долг будет  существовать неопределенно долгое время.

Беря кредиты, мы стараемся  покрыть дефицит федерального бюджета, что в свою очередь должно послужить  к улучшению социально-экономического уровня жизни населения страны. Но раз мы берем, то должны это отдать, а отдаем мы деньги опять же населения страны, деньги налогоплательщиков - получается замкнутый круг.

В любой ситуации, чтобы  избавиться от какой-либо проблемы необходимо в первую очередь избавиться от ее причины. В случае с госдолгом  это бюджетный дефицит. Если в  государстве профицит бюджета, то это позволяет, во-первых, прекратить внешние заимствования, что в свою очередь остановит рост госдолга; во-вторых, позволит выплатить часть внешнего долга, что приведет к его уменьшению; в-третьих, позволит направить средства на установление социально-экономического состояния населения.

Сложность в том, что в  условиях экономического кризиса невозможно добиться профицита бюджета, в особенности, когда экономики стран так сильно зависят друг от друга и от экономики США в особенности. Поэтому это не решение в данной ситуации.

Перейдем к анализу  статистики государственного внешнего долга.

Первое, что следует отметить, что в перечне стран по размерам госдолга по состоянию на 1 января 2010г. Россия занимает 22 место после таких  стран как США, являющегося лидером; Великобритании; Германии; Франции; Италии; Японии и др. Однако они используют внешние заимствования таким образом, что они приводят к увеличению общего объема финансовых ресурсов государства, которые они в свою очередь направляют на собственные производства, изготавливая товары и предоставляя услуги, в том числе и своим кредиторам, на чем и зарабатывают, ведь готовая продукция в любом случае дороже сырья.

Второе.  В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2010 года по данным Международного валютного фонда составил 37,6 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны. По состоянию на апрель 2010 года объем внешнего долга снизился, составив $31,1 млрд, или 2,5% ВВП. Однако в сентябре 2010г. он уже составлял 41,5 млрд., после чего опять начал снижаться и на 1 ноября 2010г. составлял 40,8 млрд. долларов. Это в свою очередь говорит о стабилизации государственной политики по выплате внешнего госдолга. Для сравнения, наихудшее положение было после кризиса 1998 года, внешний долг России составлял 100,0 % от ВВП, а на начало 1999 года внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП.

Информация о работе Обслуживание внешнего долга