Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 19:19, курсовая работа
Цель работы – проанализировать проблемы рынка труда проанализировать деятельность организации инфраструктуры рынка труда по содействию в трудоустройстве граждан в Ханты-Мансийском автономном округе.
Основными задачами является следующие:
Изучить понятие и особенности рынка труда;
Исследовать состояния рынка труда в Ханты-Мансийском автономном округе
Введение 3
1. СОВРЕМЕННАЯ ИНФРОСТРУКТУРА РЫНКА ТРУДА 5
1.1 Понятие рынка труда 5
1.2 Особенности рынка труда 7
1.3 Инфраструктура рынка труда 10
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА ТРУДА ХАНТЫ- МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ 19
2.1 Анализ социально-экономической и демографической ситуации 19
2.2 Анализ общей ситуации на рынке труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2009 году 23
2.3 Негосударственные организации, которые способствуют трудоустройству в ХМАО 31
3. ПРОГНОЗ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА ХАНТЫ- МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ 34
Заключение 38
Список использованной литературы: 41
Под влиянием демографических
процессов и структурных
Миграционная компонента обеспечит замену части выбывающего населения - при обязательном увеличении среди прибывающих доли квалифицированных кадров. Для этого планируются меры дифференцированного регулирования миграции в зависимости от возраста и квалификации мигрантов; меры, направленные на усиление приживаемости квалифицированных кадров и снижение социальных издержек для региона внешней вахтовой миграции на рынке труда. Произойдет переток высвобождаемых работников базового сектора в другие сектора, где давление требовательности и конкуренции будет менее острым. Но и там будет осуществляться приток внешних работников, который усилит конкуренцию и на этом сегменте рынка. Окружной рынок труда будет более конкурентоспособным, чем сегодня, не только за счет повышения его внутренней интегрированности, но и за счет конкуренции работников прибывших из-за пределов автономного округа на создаваемые новые рабочие места. Предельный рост численности безработных граждан, рассчитанной по методологии Международной организации труда в 2009 году составит 72,4 тыс. человек, что на 4,9% больше аналогичного показателя предшествующего периода. В 2010 году по сравнению с 2008 годом планируется увеличение данного показателя с 69,0 до 71,3 тыс. человек, что составит 7,4% от экономически активного населения, планируется рост данного показателя до 69,8 тыс.человек, что составит 7,2% от экономически активного населения. В 2012 году данный показатель к уровню 2008 года останется неизменным, сократится на 2,6% и составит 67,2 тыс. человек. Среднегодовая численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости в 2009 году, составит 19,0 тыс. человек, что на 8,8 тыс. человек больше по сравнению с 2008 годом. К 2012 году данный показатель составит 16,5 тыс. человек, 15,1 тыс. человек, по третьему на 14,0 тыс. человек, что на 13,2%, 20,5% и 26,3% меньше прогнозируемой численности безработных в 2009 году. В 2009 году прогнозируется увеличение уровня зарегистрированной безработицы до 1,98%, что обуславливается процессом высвобождения работников предприятий. К 2012 году планируется сокращение данного показателя до 1,7%, до 1,5% и по третьему до 1,4%.
Рынок труда – это
система отношений и социально-
Основные элементы этого социально-экономического механизма: спрос на рабочую силу и ее предложение, конкуренция, конъюнктура, цена рабочей силы, мобильный резерв незанятого населения.
Рынок труда как социально-
Рынок труда представляет собой сложную подсистему рыночной экономики, без которой она не может нормально существовать и развиваться. Следовательно, регулировать рынок труда – значит, прежде всего, поддерживать общественные условия, при которых купля-продажа труда становится необходимой, несмотря на то, что рынок труда является саморегулирующимся, он тем не менее поддается регулированию с помощью механизма управления занятостью, основную роль в котором играет государственная политика.
Политика на рынке труда – это политика, направленная на улучшение функционирования рынка труда с целью сокращения времени поиска работы и заполнения вакантных рабочих мест через воздействие на внутренние факторы функционирования рынка труда.
Основная цель регулирования рынка труда – содействие эффективному распределению и перераспределению рабочей силы по территориям, отраслям и профессиям, оказание помощи населению, прежде всего из числа неконкурентоспособных, в трудоустройстве, социальной поддержке и адаптации к рыночным условиям.
Государственное регулирование национального рынка труда и трудовой миграции является одним из условий формирования рыночной среды в транзитных экономиках. Причём это относится ко всем его срезам – региональному, профессиональному, квалификационному, отраслевому, демографическому.
Основой государственного регулирования рынком труда должны стать:
обеспечение занятости населения, направленной на повышение гибкости рынка труда, развитие эффективной занятости, создание условий для снижения уровня безработицы и социальную поддержку безработных граждан;
устранение межрегиональных диспропорций на рынке труда;
повышение конкурентоспособности рабочей силы;
поддержка малого предпринимательства;
регулирование трудовой миграции;
создание условий для профессиональной подготовки впервые вступающих в трудовую деятельность и развитие профориентации;
введение трудовых стандартов (разработка общероссийского классификатора профессий, профессиональных стандартов).
Выделение именно этих направлений государственного регулирования диктуется особенностями отечественного рынка труда: неблагоприятной демографической ситуацией; низким качеством национальной рабочей силы; слабой мобильностью рабочей силы; неэффективной занятостью населения; существованием значительного неформального сектора экономики; незначительной долей занятых в малом бизнесе; ситуацией в сельской местности.
Анализ региональной политики в сфере занятости показал, что приоритетными задачами государственного регулирования на рынке труда Ханты-Мансийского автономного округа являются: использование профессионального потенциала безработных и вовлечение их в трудовые отношения по востребованным профессиям и специальностям; проведение активной и целенаправленной профессиональной ориентации с широким участием работодателей; организация профессиональной подготовки и переподготовки, повышение квалификации кадров в соответствии с потребностями рынка труда; усиление роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения; повышение социальной и профессиональной мобильности населения региона; регулирование притока иностранной рабочей силы на территории Ханты-Мансийского автономного округа с учетом потребностей рынка труда; улучшение условий и охраны труда работающих.
Приложение 1
Информация о движении
граждан, обратившихся в органы службы
занятости населения Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры, по состоянию на 31 декабря
2009 года
Таблица 1
На 1 января 2009 году |
За январь-декабрь 2009 году |
На 31 декабря 2009 году | ||||||||||
Численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы |
из них числен-ность безра-ботных граждан |
Численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы |
из них признано безработ- |
Нашли работу (доходное занятие) |
Безработные граждане, пристувшие к профес-сиональному обучению по направлению органов службы занятости |
Назначена трудовая пенсия безработным гражданам досрочно по предложе-нию органов службы занятости |
Численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, всего |
из них числен-ность безра-ботных граждан |
Прирост (снижение) численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, % (гр.9/гр.1) |
Прирост (снижение) численности безработных % (гр.10/гр.2) | ||
Всего |
из них безработ-ные граждане | |||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 | |
СУРГУТ |
679 |
504 |
6 233 |
3 361 |
2 020 |
886 |
196 |
7 |
1 636 |
1 163 |
140,9 |
130,8 |
НИЖНЕВАРТОВСК |
692 |
591 |
6 979 |
3 099 |
1 988 |
988 |
352 |
10 |
2 202 |
865 |
218,2 |
46,4 |
НЕФТЕЮГАНСК |
455 |
400 |
4 071 |
1 686 |
1 820 |
659 |
158 |
11 |
589 |
501 |
29,5 |
25,3 |
ХАНТЫ-МАНСИЙСК |
416 |
130 |
2 060 |
1 148 |
697 |
353 |
120 |
5 |
623 |
417 |
49,8 |
220,8 |
УРАЙ |
452 |
390 |
2 610 |
1 779 |
670 |
353 |
128 |
3 |
683 |
608 |
51,1 |
55,9 |
МЕГИОН |
443 |
443 |
3 569 |
1 841 |
1 725 |
447 |
199 |
5 |
1 010 |
824 |
128,0 |
86,0 |
ЛАНГЕПАС |
480 |
462 |
2 862 |
1 667 |
1 404 |
645 |
138 |
3 |
523 |
454 |
9,0 |
-1,7 |
НЯГАНЬ |
965 |
920 |
5 106 |
3 655 |
1 747 |
1 060 |
199 |
13 |
1 711 |
1 563 |
77,3 |
69,9 |
КОГАЛЫМ |
444 |
427 |
3 867 |
1 573 |
1 652 |
605 |
146 |
0 |
740 |
477 |
66,7 |
11,7 |
РАДУЖНЫЙ |
1 023 |
1 012 |
5 125 |
3 878 |
1 392 |
1 019 |
219 |
5 |
1 741 |
1 622 |
70,2 |
60,3 |
БЕЛОЯРСКИЙ |
542 |
516 |
2 132 |
1 198 |
1 339 |
741 |
75 |
4 |
378 |
321 |
-30,3 |
-37,8 |
ПЫТЬ-ЯХ |
348 |
342 |
2 039 |
1 161 |
1 100 |
417 |
108 |
7 |
417 |
365 |
19,8 |
6,7 |
ПОКАЧИ |
264 |
264 |
1 017 |
687 |
541 |
304 |
32 |
0 |
323 |
297 |
22,3 |
12,5 |
ЮГОРСК |
267 |
267 |
1 841 |
1 245 |
753 |
431 |
116 |
9 |
463 |
451 |
73,4 |
68,9 |
ИТОГО по городам |
7 470 |
6 668 |
49 511 |
27 978 |
18 848 |
8 908 |
2 186 |
82 |
13 039 |
9 928 |
74,6 |
48,9 |
СОВЕТСКИЙ р-н |
757 |
643 |
5 421 |
3 710 |
2 005 |
1 336 |
240 |
34 |
1 437 |
1 217 |
89,8 |
89,3 |
БЕРЕЗОВСКИЙ р-н |
974 |
951 |
2 847 |
1 737 |
2 046 |
1 297 |
80 |
23 |
651 |
565 |
-33,2 |
-40,6 |
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ р-н |
909 |
795 |
2 083 |
1 428 |
1 047 |
516 |
82 |
2 |
950 |
892 |
4,5 |
12,2 |
СУРГУТСКИЙ р-н |
1 073 |
961 |
5 309 |
2 563 |
3 122 |
846 |
105 |
3 |
1 224 |
1 083 |
14,1 |
12,7 |
НИЖНЕВАРТОВСКИЙ Р-н |
452 |
442 |
2 680 |
1 493 |
1 392 |
477 |
64 |
1 |
632 |
492 |
39,8 |
11,3 |
НЕФТЕЮГАНСКИЙ р-н |
295 |
264 |
<span class="dash041e_0431_044b_ |