Обзор и анализ деятельности организаций инфраструктуры рынка труда по содействию в трудоустройстве граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать проблемы рынка труда проанализировать деятельность организации инфраструктуры рынка труда по содействию в трудоустройстве граждан в Ханты-Мансийском автономном округе.
Основными задачами является следующие:
Изучить понятие и особенности рынка труда;
Исследовать состояния рынка труда в Ханты-Мансийском автономном округе

Содержание работы

Введение 3
1. СОВРЕМЕННАЯ ИНФРОСТРУКТУРА РЫНКА ТРУДА 5
1.1 Понятие рынка труда 5
1.2 Особенности рынка труда 7
1.3 Инфраструктура рынка труда 10
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА ТРУДА ХАНТЫ- МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ 19
2.1 Анализ социально-экономической и демографической ситуации 19
2.2 Анализ общей ситуации на рынке труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2009 году 23
2.3 Негосударственные организации, которые способствуют трудоустройству в ХМАО 31
3. ПРОГНОЗ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА ХАНТЫ- МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ 34
Заключение 38
Список использованной литературы: 41

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 579.00 Кб (Скачать файл)

 Под влиянием демографических  процессов и структурных изменений  в экономике наибольший рост доли занятых планируется в секторе сервиса и услуг, социальной инфраструктуре. Незначительное снижение доли занятых произойдет в строительстве, добыче полезных ископаемых. Целью развития рынка труда автономного округа является формирование кадрового потенциала, необходимого для эффективного социально - экономического развития автономного округа. Увеличение трудового потенциала в автономном округе будет обусловлено в основном вступлением в эту группу молодежи, родившейся в 80–е годы, когда в России был отмечен рост рождаемости. На баланс рынка труда значительно влияет  численность лиц пенсионного возраста продолжающих трудиться. Сложившаяся половозрастная структура населения автономного округа обеспечит стабильность численности лиц трудоспособного возраста до 2010 года. В последующем,  при условии отсутствия внешних воздействий, сократится пополнение  рынка труда, так как в трудоспособный возраст будет вступать поколение, появившееся на свет в 1990-е годы, характеризующиеся низким уровнем рождаемости, и начнется выход на пенсию более многочисленных групп старших возрастов.

Миграционная компонента обеспечит замену части выбывающего населения - при обязательном увеличении среди прибывающих доли квалифицированных кадров. Для этого планируются меры дифференцированного регулирования миграции в зависимости от возраста и квалификации мигрантов; меры, направленные на усиление приживаемости квалифицированных кадров и снижение социальных издержек для региона внешней вахтовой миграции на рынке труда. Произойдет переток высвобождаемых работников базового сектора в другие сектора, где давление требовательности и конкуренции будет менее острым. Но и там будет осуществляться приток внешних работников, который усилит конкуренцию и на этом сегменте рынка.  Окружной рынок труда будет более конкурентоспособным, чем сегодня, не только за счет повышения его внутренней интегрированности, но и за счет конкуренции работников прибывших из-за пределов автономного округа на создаваемые новые рабочие места. Предельный рост численности безработных граждан, рассчитанной по методологии Международной организации труда в 2009 году составит 72,4 тыс. человек, что на 4,9% больше аналогичного показателя предшествующего периода. В 2010 году по сравнению с 2008 годом  планируется увеличение данного показателя с 69,0 до 71,3 тыс. человек, что составит 7,4% от экономически активного населения, планируется рост данного показателя до 69,8 тыс.человек, что составит 7,2% от экономически активного населения. В 2012 году данный показатель к уровню 2008 года  останется неизменным,  сократится на 2,6% и составит 67,2 тыс. человек. Среднегодовая численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости в 2009 году, составит 19,0 тыс. человек, что на 8,8 тыс. человек больше по сравнению с 2008 годом. К 2012 году данный показатель  составит 16,5 тыс. человек,  15,1 тыс. человек, по третьему на 14,0 тыс. человек, что на 13,2%, 20,5% и 26,3% меньше прогнозируемой численности безработных в 2009 году. В 2009 году прогнозируется увеличение уровня зарегистрированной безработицы до 1,98%, что обуславливается процессом высвобождения работников предприятий. К 2012 году планируется сокращение данного показателя  до 1,7%,  до 1,5% и по третьему до 1,4%.

 

Заключение

 

Рынок труда – это  система отношений и социально-экономический  механизм взаимодействия работодателей, наемных работников и социальных партнеров по согласованию условий воспроизводства, найма, распределения и обмена рабочей силы на жизненные средства.

Основные элементы этого  социально-экономического механизма: спрос на рабочую силу и ее предложение, конкуренция, конъюнктура, цена рабочей  силы, мобильный резерв незанятого населения.

Рынок труда как социально-экономический  механизм занимает ключевое место в рыночной экономике и существенно отличается от рынков товаров, финансов, жилья и др. Главное отличие – в возможности и устойчивости равновесия на рынке труда.

Рынок труда представляет собой сложную подсистему рыночной экономики, без которой она не может нормально существовать и развиваться. Следовательно, регулировать рынок труда – значит, прежде всего, поддерживать общественные условия, при которых купля-продажа труда становится необходимой, несмотря на то, что рынок труда является саморегулирующимся, он тем не менее поддается регулированию с помощью механизма управления занятостью, основную роль в котором играет государственная политика.

Политика на рынке  труда – это политика, направленная на улучшение функционирования рынка труда с целью сокращения времени поиска работы и заполнения вакантных рабочих мест через воздействие на внутренние факторы функционирования рынка труда.

Основная цель регулирования  рынка труда – содействие эффективному распределению и перераспределению рабочей силы по территориям, отраслям и профессиям, оказание помощи населению, прежде всего из числа неконкурентоспособных, в трудоустройстве, социальной поддержке и адаптации к рыночным условиям.

Государственное регулирование  национального рынка труда и  трудовой миграции является одним из условий формирования рыночной среды в транзитных экономиках. Причём это относится ко всем его срезам – региональному, профессиональному, квалификационному, отраслевому, демографическому.

Основой государственного регулирования рынком труда должны стать:

обеспечение занятости  населения, направленной на повышение  гибкости рынка труда, развитие эффективной занятости, создание условий для снижения уровня безработицы и социальную поддержку безработных граждан;

устранение межрегиональных  диспропорций на рынке труда;

повышение конкурентоспособности рабочей силы;

поддержка малого предпринимательства;

регулирование трудовой миграции;

создание условий для  профессиональной подготовки впервые вступающих в трудовую деятельность и развитие профориентации;

введение трудовых стандартов (разработка общероссийского классификатора профессий, профессиональных стандартов).

Выделение именно этих направлений  государственного регулирования диктуется особенностями отечественного рынка труда: неблагоприятной демографической ситуацией; низким качеством национальной рабочей силы; слабой мобильностью рабочей силы; неэффективной занятостью населения; существованием значительного неформального сектора экономики; незначительной долей занятых в малом бизнесе; ситуацией в сельской местности.

Анализ региональной политики в сфере занятости показал, что приоритетными задачами государственного регулирования на рынке труда Ханты-Мансийского автономного округа являются: использование профессионального потенциала безработных и вовлечение их в трудовые отношения по востребованным профессиям и специальностям; проведение активной и целенаправленной профессиональной ориентации с широким участием работодателей; организация профессиональной подготовки и переподготовки, повышение квалификации кадров в соответствии с потребностями рынка труда; усиление роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения; повышение социальной и профессиональной мобильности населения региона; регулирование притока иностранной рабочей силы на территории Ханты-Мансийского автономного округа с учетом потребностей рынка труда; улучшение условий и охраны труда работающих.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Закон Р.Ф. от 19.04.1991  «О занятости населения в Российской Федерации» в ред. от 23.07.2008 N 160-ФЗ
  2. В.А. Павленков Рынок труда. М., 2008г.
  3. А.С.Булатов «Экономическая  теория» Экономист, Москва,2007г.
  4. И.П. Заславский К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики. Вопросы экономики, №2, 2008г., стр.76-91.;
  5. Завельский М.Г. «Экономика и социология труда»  курс  лекций. Москва:ЛОГОС,2008г.
  6. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. «Экономика труда»  учебное пособие Москва: ИНФРА-М 2008 г.
  7. Малева  Т.М. Государственная  и  корпоративная  политика    занятости – Москва.:  Инфра-М  2005 г.
  8. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. М., 2000.
  9. М.С. Абрютина, А.В. Грачев «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие».– 2-е издание, испр., -М.: изд-во «Дело и сервис», 2006г. – 256 с.
  10. М.И. Баканов, А.Д. Шеремет «Теория экономического анализа». – М.: изд-во «Финансы и статистика», 2009г. – 438с.
  11. А.Б. Борисов «Большой экономический словарь». – М.: изд-во «Книжный мир», 2007г. – 895 с.
  12. Е.В. Быкова «Показатели денежного потока в оценке финансовой устойчивости предприятия» // Финансы, №2 – 2000г., стр. 159
  13. А.И. Егоров, Е.А. Егорова, Н.Т. Савруков «Экономика (теоретическая и прикладная)», с-П.: изд-во «Политехника», 1999г. – 310 с.
  14. В.В. Журавлев, Н.Т. Савруков «Экономика и социология труда. Конспект лекций». – ЧИЭМ СП6ГТУ, Чебоксары, 2009г – 135
  15. Н.Л. Зайцев «Экономика промышленного предприятия. Практикум: учебное пособие». – М.: изд-во «ИНФРА-М», 2008г – 192 с.
  16. В.В. Ковалев «Введение в финансовый менеджмент». - М.: изд-во «Финансы и статистика», 1999г. – 758 с.: ил.
  17. В.В. Ковалев «Финансовый анализ». – М.: изд-во  «Финансы и статистика», 2008г. - 654 с.
  18. Э.А. Козловская, В.А. Козловский, Н.Т. Савруков «Финансовое обеспечение по предпринимательской деятельности», С-П.: изд-во «Политехника», 20007г. – 120 с.

 

 

Приложение 1

Информация о движении граждан, обратившихся в органы службы занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, по состоянию на 31 декабря 2009 года                                                                

Таблица 1

 

На 1 января 2009 году

За январь-декабрь 2009 году

На 31 декабря 2009 году

Численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы

из них числен-ность  безра-ботных граждан

Численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы

из них признано безработ- 
ными

Нашли работу (доходное занятие)

Безработные граждане, пристувшие к профес-сиональному обучению по направлению органов службы занятости

Назначена трудовая пенсия безработным гражданам досрочно по предложе-нию органов службы занятости

Численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, всего

из них числен-ность  безра-ботных граждан

Прирост (снижение) численности  граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, % (гр.9/гр.1)

Прирост (снижение) численности  безработных % (гр.10/гр.2)

Всего

из них безработ-ные  граждане

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

СУРГУТ

679

504

6 233

3 361

2 020

886

196

7

1 636

1 163

140,9

130,8

НИЖНЕВАРТОВСК

692

591

6 979

3 099

1 988

988

352

10

2 202

865

218,2

46,4

НЕФТЕЮГАНСК

455

400

4 071

1 686

1 820

659

158

11

589

501

29,5

25,3

ХАНТЫ-МАНСИЙСК

416

130

2 060

1 148

697

353

120

5

623

417

49,8

220,8

УРАЙ

452

390

2 610

1 779

670

353

128

3

683

608

51,1

55,9

МЕГИОН

443

443

3 569

1 841

1 725

447

199

5

1 010

824

128,0

86,0

ЛАНГЕПАС

480

462

2 862

1 667

1 404

645

138

3

523

454

9,0

-1,7

НЯГАНЬ

965

920

5 106

3 655

1 747

1 060

199

13

1 711

1 563

77,3

69,9

КОГАЛЫМ

444

427

3 867

1 573

1 652

605

146

0

740

477

66,7

11,7

РАДУЖНЫЙ

1 023

1 012

5 125

3 878

1 392

1 019

219

5

1 741

1 622

70,2

60,3

БЕЛОЯРСКИЙ

542

516

2 132

1 198

1 339

741

75

4

378

321

-30,3

-37,8

ПЫТЬ-ЯХ

348

342

2 039

1 161

1 100

417

108

7

417

365

19,8

6,7

ПОКАЧИ

264

264

1 017

687

541

304

32

0

323

297

22,3

12,5

ЮГОРСК

267

267

1 841

1 245

753

431

116

9

463

451

73,4

68,9

ИТОГО по городам

7 470

6 668

49 511

27 978

18 848

8 908

2 186

82

13 039

9 928

74,6

48,9

СОВЕТСКИЙ р-н

757

643

5 421

3 710

2 005

1 336

240

34

1 437

1 217

89,8

89,3

БЕРЕЗОВСКИЙ р-н

974

951

2 847

1 737

2 046

1 297

80

23

651

565

-33,2

-40,6

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ р-н

909

795

2 083

1 428

1 047

516

82

2

950

892

4,5

12,2

СУРГУТСКИЙ р-н

1 073

961

5 309

2 563

3 122

846

105

3

1 224

1 083

14,1

12,7

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ Р-н

452

442

2 680

1 493

1 392

477

64

1

632

492

39,8

11,3

НЕФТЕЮГАНСКИЙ р-н

295

264

<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size: 10pt; text-decoration



Информация о работе Обзор и анализ деятельности организаций инфраструктуры рынка труда по содействию в трудоустройстве граждан