Оценка бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 08:05, курсовая работа

Описание работы

Оценка бизнеса позволяет оценить рыночную стоимость собственного (уставного) капитала закрытых предприятий или открытых акционерных обществ с недостаточно ликвидными акциями. В соответствии с Федераль¬ным законом «Об акционерных обществах» в ряде случаев должна прово¬диться оценка рыночной стоимости акционерного капитала независимы¬ми оценщиками. Например, эта процедура предусмотрена при дополни¬тельной эмиссии, выкупе акций и т.д.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и сущность оценочной деятельности
2. Субъекты и объекты оценочной деятельности
3. Специфика бизнеса как объекта оценки
4. Цели оценки и виды стоимости
5. Факторы, влияющие на величину стоимости бизнеса
6. Принципы оценки бизнеса
7. Подходы и методы, используемые для оценки бизнеса
8. Процесс оценки
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Оценка бизнеса.doc

— 1.54 Мб (Скачать файл)

Заказывая оценку профессиональному  оценщику, инвестор заключает с ним  договор, в котором устанавливаются  права и обязанности сторон. Оценщик несет определенную ответственность за качество выполненных работ, а значит, риск неправильной оценки «ложится на плечи» эксперта, а не заказчика.

И наконец, оценка стоимости  в макроэкономическом аспекте является одним из рычагов управления и  регулирования экономики со стороны  государства, особое значение оценка имеет при управлении государственной и муниципальной собственностью.

 

 

2. Субъекты и объекты оценочной деятельности

Субъектами оценочной  деятельности выступают физические и юридические лица, органы государственной власти и саморегулируемые организации оценщиков, т.е. все те, кто заказывает оценку, проводит ее, регулирует и контролирует, а также является потребителем оценочных услуг. К субъектам оценочной деятельности можно отнести:

  • органы исполнительной власти Российской Федерации (РФ), субъектов Федерации, муниципальных образований;
  • оценщиков — индивидуальных предпринимателей или юридических лиц;
  • профессиональные объединения оценщиков;
  • заказчиков оценщиков — юридических и^физических лиц, по инициативе которых на основании заключенного между ними и оценщиком в письменной форме договора проводится оценка того или иного объекта;
  • потребителей оценочных услуг — юридических или физических лиц, 
    органов исполнительной власти, использующих информацию, содержащуюся в отчете об оценке.

Вместе с тем действующим  Законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (1998 г.) регулируются взаимоотношения только между непосредственными участниками оценки: тем, кто оценивает, и тем, кто заказывает оценку. Оценивать объекты могут физические лица — оценщики, которые являются либо индивидуальными предпринимателями, либо работниками оценочных компаний. В последнем случае именно оценочная компания заключает с заказчиком договор на оценку объекта оценки . В Законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (ст. 4) субъектами оценочной деятельности «признаются, с одной стороны, юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется настоящим федеральным законом (оценщики), а с другой — потребители их услуг (заказчики). Таким образом, оценщики и заказчики — это субъекты оценки «первого уровня», всех остальных можно отнести к субъектам «второго уровня».

Органы власти участвуют  в формировании порядка и определении  требований и условий для проведения оценки посредством разработки, принятия нормативных правовых актов и их реализации исполнительными органами власти, осуществляющими и контроль за деятельностью оценщиков.

Во избежание зарегулированности оценочной деятельности и в целях  более точного отражения существующих реалий экономической жизни в  нормативных правовых актах органов власти предполагается целесообразным активное участие в процессе нормотворчества самих оценщиков.

Что касается потребителей результатов оценки, то ими необязательно  являются заказчики. Потребителем результатов  оценки может быть любой участник оценочной деятельности, в том числе и органы власти (выступающие в роли собственника государственного или муниципального имущества, например, при приватизации последнего). Интересы заказчика оценки и потребителя результатов оценки могут в таком случае не совпадать. Так, если независимым оценщиком проводится оценка объекта для определения стоимости для целей налогообложения, то здесь потребителем услуг независимого оценщика будут налоговые органы, использующие информацию, содержащуюся в отчете об оценке объекта, для контроля правильности исчисления налогооблагаемой базы и амортизационных отчислений на этот вид имущества, заказчиком будет выступать налогоплательщик, и интересы этих двух сторон будут противоположны. Ответственность за точность полученных в процессе оценки результатов (стоимости) полностью лежит на оценщике. Однако заказчик должен нести ответственность за достоверность и полноту предоставляемых оценщику сведений об объекте оценки, а если возможно, то и за прямой доступ оценщика к объекту.

В целях защиты интересов  потребителей услуг оценщиков Министерством имущественных отношений РФ (Минимуществом России) принято Распоряжение «О Совете потребителей оценочных услуг» от 2 сентября 2002 г. № 3062-р. В соответствии с Распоряжением Минимуществом России ведется работа по созданию Совета потребителей оценочных услуг, в который будут входить представители крупнейших организаций, пользующихся данными услугами.

В случае, когда основанием для проведения оценки является договор  об оценке, на отношения сторон в полной мере распространяются требования гражданского законодательства, в частности Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (1998 г.).

Согласно Закону в  договоре об оценке заказчиком, равно  как и оценщиком, могут выступать физические лица и юридические, причем заказчиком в отличие от оценщика может быть физическое лицо, не имеющее статуса индивидуального предпринимателя. Отношения между этими двумя сторонами оформляются в договоре об оценке конкретного объекта, ряда объектов оценки либо долговременного обслуживания заказчика по его заявлениям.

труда и социального  развития РФ2 от 21 августа 1998 г. № 37.

Таким образом, осуществлять оценочную деятельность могут индивидуальные предприниматели, юридические лица, обладающие общей правоспособностью, и юридические лица, обладающие специальной правоспособностью, при соответствии этой деятельности их уставным целям и получении лицензии на выполнение оценочной деятельности с учетом соблюдения его условий.

В нашей стране для осуществления оценочной деятельности необходимо было иметь лицензию Минимущества России. Количество действующих лицензий на 1 апреля 2003 г. составило 5219, из них в Москве — 775, в Московской области — 211, в Санкт-Петербурге — 207, в Ленинградской области — 312.



Рынок услуг оценочных  фирм и индивидуальных предпринимателей в России сейчас достаточно сбалансирован (рис.1).

Рис. 1. Рынок оценочных услуг (%)

 

Более 1/3 оценщиков выполняют  свою деятельность в Центральном  федеральном округе, каждый пятый участник рынка действует в Приволжском федеральном округе, примерно каждый десятый — в Южном, Сибирском, Северо-Западном и Уральском федеральных округах, более 4% лицензированных оценщиков — в Дальневосточном федеральном округе.

К объектам оценочной деятельности в соответствии со ст. 5 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» относятся:

  • отдельные материальные объекты (вещи);
  • совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);
  • право собственности и иные вещные права на имущество или отдель 
    ные вещи из состава имущества;
  • права требования, обязательства (долги);
  • работа, услуги, информация;
  • иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодатель 
    ством России установлена возможность их участия в гражданском обороте.

В зависимости от объекта  оценки, учитывая особенности методики и технологии, можно выделить несколько  направлений специализации или  видов оценочных работ, например: оценка станков, машин, оборудования, транспортных средств; оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности; оценка недвижимости и земли; оценка предприятия (бизнеса).

Распределение оценочных  услуг по четырем основным специализациям приведено на рис. 2 (%).

Из рис. 2 видно равномерное  представление оценки стоимости  различных видов собственности как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации, а именно: услуги по оценке стоимости предприятия (бизнеса) и оценке стоимости недвижимого имущества по количеству примерно одинаковы, занимают лидирующее — первое место и составляют немногим менее 1/3 рынка; на втором месте — услуги по оценке стоимости машин, оборудования и транспортных средств, они охватывают почти 1/4; третье место - - оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности составляет 1/5 рынка.

 

 

Рис. 2. Основные виды оценочных услуг в России (по специализации)

 

Сравнительный анализ распределения основных четырех видов оценочных услуг также показывает примерную сбалансированность их предоставления заказчикам в разрезе каждого федерального округа. Так, удельный вес услуг по оценке стоимости предприятия (бизнеса) колеблется от 26% в Центральном федеральном округе до 31% в Приволжском федеральном округе, количество услуг по оценке стоимости недвижимого имущества - от 27% в трех до 29% в четырех округах, по оценке стоимости машин, оборудования и транспортных средств — от 22 до 24%, а оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности - от 20 до 22%. Распределение оценочных услуг по специализациям в федеральных округах России представлено в табл. 1.

 

 

 

Таблица 1.

Распределение оценочных  услуг по специализациям

Федеральный

округ

 

Оценка стоимости, %

предприятия (бизнеса)

недвижимого имущества

машин, оборудования и транспортных средств

нематериальных активов и интеллектуальной собственности

Центральный

26

29

23

22

Северо-Западный

28

29

22

21

Южный

29

27

24

20

Приволжский

3 1

27

22

20

Уральский

27

29

23

21

Дальневосточный

29

27

22

22

По России

28

28

23

21

Источник. Оценка в Российской Федерации. — С. 24.


 

 

 

3. Специфика  бизнеса как объекта оценки

Особое место среди  объектов оценки занимает бизнес (предприятие, организация, компания). При оценке бизнеса объектом выступает деятельность, направленная на получение прибыли и осуществляемая на основе функционирования имущественного комплекса предприятия. Предприятие (организация) является объектом гражданских прав (ст. 132 Гражданского кодекса РФ — ГК РФ), вступает в хозяйственный оборот, участвует в хозяйственных операциях. В результате возникает потребность в оценке его стоимости.

В состав имущественного комплекса предприятия входят все  виды имущества, предназначенного для достижения его целей, для осуществления хозяйственной деятельности, для получения прибыли, в том числе недвижимость (земельные участки, здания, сооружения), машины, оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье, продукция, а также имущественные обязательства, ценные бумаги, нематериальные активы и объекты интеллектуальной собственности, в том числе фирменные наименования, знаки обслуживания, патенты, лицензии, ноу-хау, товарные знаки. Поэтому при оценке бизнеса оценщик оценивает предприятие в целом, определяя стоимость как его собственного капитала, так и отдельных частей имущественного комплекса (активов и обязательств). Предприятие как объект оценки должно иметь четко определенные границы, будучи сложной системой, оцениваемый бизнес включает разнообразные составные части. В структуру предприятия могут входить цеха, участки, обслуживающие хозяйства, специальные подразделения, конторские строения, средства связи и коммуникации, которые могут располагаться на разных площадях и даже в разных регионах. Большое значение имеет организационно-правовая форма существования предприятия. Объектом оценки могут быть объединения, холдинги, финансово-промышленные группы. В этом случае в рамках одного бизнеса объединяется несколько дочерних компаний, отделений, филиалов. Для правильной оценки нужно проследить формирование денежных потоков и направление их движения, а также права и роль каждого подразделения. Необходимо также выяснить, входят ли в состав объекта оценки подразделения социально-культурной сферы, имеются ли объекты общенационального значения.

При оценке бизнеса надо учитывать то, что предприятие, будучи юридическим лицом, одновременно является и хозяйствующим субъектом (ст. 48 ГК РФ), поэтому при расчете его стоимости нужно учитывать наличие определенных юридических прав. Это представляет собой одну из основных особенностей бизнеса как объекта оценки. Другая особенность заключается в том, что, оценивая бизнес, оценщик должен определить стоимость имущественного комплекса (его материально-вещественную составляющую) и эффективность создания и прироста стоимости в рамках оцениваемого объекта.

Основу любого бизнеса  составляет капитал, который функционирует  в рамках определенных организационных  структур-предприятий (организаций). Поэтому, оценивая бизнес, оценщик определяет стоимость собственного капитала и как фактора производства, и как квинтэссенцию бизнеса с учетом его организационно-правовой формы, отраслевых особенностей и нематериальных активов, включая гудвилл (§ооё\уШ). Например, при оценке бизнеса — открытого акционерного общества определяется рыночная стоимость 100%-ного пакета обыкновенных голосующих акций, составляющих капитал общества.

Информация о работе Оценка бизнеса