Оценка бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 08:05, курсовая работа

Описание работы

Оценка бизнеса позволяет оценить рыночную стоимость собственного (уставного) капитала закрытых предприятий или открытых акционерных обществ с недостаточно ликвидными акциями. В соответствии с Федераль¬ным законом «Об акционерных обществах» в ряде случаев должна прово¬диться оценка рыночной стоимости акционерного капитала независимы¬ми оценщиками. Например, эта процедура предусмотрена при дополни¬тельной эмиссии, выкупе акций и т.д.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и сущность оценочной деятельности
2. Субъекты и объекты оценочной деятельности
3. Специфика бизнеса как объекта оценки
4. Цели оценки и виды стоимости
5. Факторы, влияющие на величину стоимости бизнеса
6. Принципы оценки бизнеса
7. Подходы и методы, используемые для оценки бизнеса
8. Процесс оценки
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Оценка бизнеса.doc

— 1.54 Мб (Скачать файл)

Владелец бизнеса имеет  право продать его, заложить, застраховать, завещать. Бизнес становится объектом сделки, товаром со всеми присущими ему свойствами.

Как всякий товар, бизнес обладает полезностью для покупателя. Прежде всего он должен соответствовать потребности в получении доходов. Как и у любого другого товара, полезность бизнеса проявляется в использовании. Следовательно, если бизнес не приносит дохода собственнику, то теряет для него свою полезность и подлежит продаже. Если кто-то другой видит новые способы использования бизнеса, иные возможности получения дохода, то возникает спрос на бизнес, и последний становится товаром.

В то же время получение дохода, воспроизводство или формирование другого бизнеса, нового предприятия сопровождаются определенными затратами.

Полезность и затраты  в совокупности составляют величину, являющуюся основой рыночной стоимости, рассчитываемой оценщиком. Бизнес как определенный вид деятельности и предприятие (организация) как его организационная форма в рыночной экономике удовлетворяют потребности собственника в доходах, для получения которых затрачиваются соответствующего ресурсы.

Бизнес обладает всеми признаками товара и может быть объектом купли-продажи. Однако он — товар особого рода, особенности которого обусловливают принципы, подходы и методы его оценки.

Бизнес как товар  имеет ряд особенностей.

Во-первых, это товар инвестиционный, т. е. товар, вложения в который осуществляются с целью отдачи в будущем. Затраты и получение доходов разъединены во времени. Причем размер ожидаемой прибыли не известен, имеет вероятностный характер, поэтому инвестору приходится учитывать риск возможной неудачи. Если будущие доходы с учетом времени их получения оказываются меньше издержек на приобретение инвестиционного товара, он теряет свою инвестиционную привлекательность. Текущая же стоимость будущих доходов, которые может получить собственник от данного бизнеса, представляет собой его рыночную стоимость.

Во-вторых, бизнес является системой, но продаваться может как система в целом, так и отдельные ее подсистемы и даже элементы. Фактически товаром становится не сам бизнес, а отдельные его составляющие, и оценщик определяет рыночную стоимость отдельных активов.

В-третьих, потребность в бизнесе как товаре зависит от процессов, происходящих внутри бизнеса и во внешней среде. Причем, с одной стороны, нестабильность в экономике приводит бизнес к неустойчивости, с другой стороны, его неустойчивость ведет к дальнейшему нарастанию нестабильности в экономике в целом. Из этого вытекает еще одна особенность бизнеса как товара — потребность в регулировании бизнеса и процесса его оценки, а также необходимость учитывать при оценке качество управления бизнесом.

В-четвертых, учитывая особое значение устойчивости бизнеса для сохранения стабильности в обществе, необходимо участие государства в регулировании не только оценки бизнеса, его купли-продажи, но и формирования рыночных цен на бизнес, особенно если речь идет о предприятии с долей государства в капитале.

 

 

4. Цели оценки и виды стоимости

Профессиональный оценщик  в своей деятельности всегда руководствуется конкретной целью. Четкая, грамотная формулировка цели позволяет правильно определить вид рассчитываемой стоимости, выбрать метод оценки.

Цель оценки состоит, как правило, в определении какого-либо вида оценочной стоимости, необходимой клиенту для принятия инвестиционного решения, для заключения сделки, для внесения изменений в финансовую отчетность и т.п. В проведении оценочных работ заинтересованы различные стороны, от государственных структур до частных лиц: контрольно-ревизионные органы, управленческие структуры, кредитные организации, страховые компании, налоговые фирмы и другие организации, частные владельцы бизнеса, инвесторы и т.п.

Стороны, участвующие в проведении оценочных работ, стремясь действовать в своих экономических интересах, определяют цели оценки.

Оценка бизнеса осуществляется для:

  • повышения эффективности текущего управления предприятием, фирмой;
  • купли-продажи акций, облигаций предприятий на фондовом рынке;
  • принятия обоснованного инвестиционного решения;
  • купли-продажи предприятия его владельцем целиком или по частям;
  • установления доли совладельцев в случае подписания (расторжения) 
    договора или смерти одного из партнеров;
  • реструктуризации предприятия. Ликвидация предприятия, слияние, 
    поглощение либо выделение самостоятельных предприятий из состава холдинга предполагают проведение его рыночной оценки, так как надо рассчитать цену покупки или выкупа акций, цену конверсии или величину премии, выплачиваемой акционерам поглощаемой фирмы;
  • разработки плана развития предприятия. В процессе стратегического планирования важно оценить будущие доходы фирмы, степень ее устойчивости и ценность имиджа;
  • определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании. В данном случае оценка требуется в силу того, что величина стоимости активов по бухгалтерской отчетности может резко отличаться от их рыночной стоимости;
  • страхования, в процессе которого возникает необходимость вычисления стоимости активов в преддверии потерь;
  • налогообложения. При определении налогооблагаемой базы нужно провести объективную оценку дохода предприятия, его имущества;
  • принятия обоснованных управленческих решений. Инфляция искажает финансовую отчетность предприятия, поэтому периодическая переоценка имущества независимыми оценщиками позволяет повысить реалистичность финансовой отчетности, являющейся базой для принятия финансовых решений;
  • инвестиционного проектирования развития бизнеса. В этом случае для его обоснования необходимо знать исходную стоимость предприятия 
    в целом, его собственного капитала, активов, бизнеса.

Если же объектом сделки является какой-либо элемент имущества предприятия, а также если определяется налог на имущество и т.п., то отдельно оценивается необходимый объект, например недвижимость, машины и оборудование, нематериальные активы.

Оценка стоимости отдельных элементов имущества предприятия проводится в случаях:

  • продажи какой-либо части недвижимости, например, чтобы: избавиться от неиспользуемых земельных участков, зданий, сооружений; расплатиться с кредиторами; расплатиться с партнерами при нанесении им ущерба согласно решению суда и т.д.;
  • получения кредита под залог части недвижимости;
  • страхования недвижимого имущества и определения в связи с этим стоимости страхуемого имущества;
  • передачи недвижимости в аренду;
  • определения налоговой базы для исчисления налога на имущество;
  • оформления части недвижимости в качестве вклада в уставный капитал другого создаваемого предприятия;
  • оценки при разработке бизнес-плана по реализации какого-либо инвестиционного проекта;
  • оценки недвижимого имущества как промежуточного этапа в общей 
    оценке стоимости предприятия при использовании затратного подхода.

Оценка стоимости оборудования необходима при:

  • продаже некоторых единиц оборудования, приборов и оснастки поряду причин: чтобы избавиться от ненужного, физически или морально устаревшего оборудования; расплатиться с кредиторами при неплатежеспособности; заменить оборудование более прогрессивным по экономическим и экологическим критериям;
  • оформлении залога под какую-то часть движимого имущества для обеспечения сделок и кредита;
  • страховании движимого имущества;
  • передаче машин и оборудования в аренду;
  • организации лизинга машин и оборудования;
  • определении налоговой базы для основных средств при исчислении 
    налога на имущество;
  • оформлении машин и оборудования в качестве вклада в уставный капитал другого предприятия;
  • оценке стоимости машин и оборудования при реализации инвестиционного проекта.

Оценка стоимости фирменного знака или других средств индивидуализации предприятия и его продукции (услуг) проводится при:

  • их перекупке, приобретении другой фирмой;
  • предоставлении франшизы новым компаньонам, когда расширяется 
    рынок сбыта и увеличивается объем продаж;
  • определении ущерба, нанесенного деловой репутации предприятия 
    незаконными действиями со стороны других предприятий;
  • использовании их в качестве вклада в уставный капитал;
  • определении стоимости нематериальных активов, гудвилла для общей оценки стоимости предприятия.

Обоснованность и достоверность  оценки во многом зависят от того, насколько правильно определена область использования оценки: купля-продажа, получение кредита, страхование, налогообложение, реструктуризация и т. д.

Кроме ситуаций, в которых  оценка является реализацией права  государства, субъектов Федерации, муниципальных образований или физических и юридических лиц на проведение оценки принадлежащих им объектов оценки, есть случаи, требующие обязательной оценки. Обязательность проведения оценки установлена в Законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (ст. 8). К таким случаям согласно Закону относятся сделки с объектами оценки, принадлежащими полностью или частично России, субъектам Федерации либо муниципальным образованиям .

В зависимости от цели проводимой оценки и от количества и подбора учитываемых факторов оценщик рассчитывает либо рыночную стоимость, либо вид стоимости, отличной от рыночной. В стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности России, определено 10 видов стоимости, в том числе:

  • рыночная стоимость;
  • стоимость объекта оценки с ограниченным рынком;
  • стоимость замещения объекта оценки;
  • стоимость воспроизведения объекта оценки;
  • стоимость объекта оценки при существующем использовании;
  • инвестиционная стоимость;
  • стоимость объекта для целей налогообложения;
  • ликвидационная стоимость;
  • утилизационная стоимость;
  • специальная стоимость.

Кроме того, в международной  практике оценки применяются и другие виды стоимости.

Рассчитываемые оценщиком  виды стоимости можно классифицировать по различным критериям.

I. По степени рыночности различают рыночную стоимость и нормативно рассчитанную стоимость.

II. В зависимости от методологии оценки, от учитываемых факторов стоимости выделяют стоимость замещения и стоимость воспроизводства объекта.

III. В зависимости от предполагаемого состояния объекта после оценки различают стоимость при существующем использовании, ликвидационную стоимость.

IV.В зависимости от конкретных целей и ситуаций выделяют инвестиционную стоимость, стоимость для целей налогообложения, утилизационную стоимость, специальную стоимость.

Существует ряд причин, по которым инвестиционная оценка может отличаться от рыночной. Основными причинами, несомненно, могут быть: различия в оценке будущей прибыльности; различия в представлениях о степени риска; разная налоговая ситуация; сочетаемость с другими объектами, принадлежащими владельцу или контролируемыми им.

Стоимость для целей  налогообложения — стоимость объекта оценки, определяемая для исчисления налоговой базы и рассчитываемая в соответствии с положениями нормативных правовых актов.

 Утилизационная стоимость — стоимость объекта оценки, равная рыночной стоимости материалов, которые он включает, с учетом затрат на утилизацию объекта оценки. Утилизируемые материальные активы — это активы, которые достигли предельного состояния вследствие полного износа или чрезвычайного события и потеряли свою первоначальную полезность. Тесно связана с утилизационной стоимостью скраповая стоимость, представляющая собой вторичную стоимость массы материалов, из которых состоит оцениваемый объект.

Специальная стоимость — стоимость объекта оценки, для определения которой в договоре об оценке или нормативном правовом акте оговариваются условия, не включенные в понятие рыночной или иной стоимости, указанной в Стандартах оценки. Например, разновидностями специальной стоимости являются страховая, таможенная и т.п.

При оценке стоимости  предприятия можно использовать и такое понятие, как эффективная стоимость — это стоимость активов, равная большей из двух величин: инвестиционной стоимости активов для данного владельца или стоимости их реализации.

Любой вид стоимости, рассчитанный оценщиком, служит не историческим фактом, а оценкой ценностей конкретного объекта собственности в данный момент в соответствии с выбранной целью.

Экономическое понятие  стоимости выражает реальный взгляд на выгоду, которую имеет собственник данного объекта или покупатель на момент оценки. Основой стоимости любого объекта собственности, в том числе бизнеса, выступает его полезность.

Информация о работе Оценка бизнеса