Оценка бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 08:05, курсовая работа

Описание работы

Оценка бизнеса позволяет оценить рыночную стоимость собственного (уставного) капитала закрытых предприятий или открытых акционерных обществ с недостаточно ликвидными акциями. В соответствии с Федераль¬ным законом «Об акционерных обществах» в ряде случаев должна прово¬диться оценка рыночной стоимости акционерного капитала независимы¬ми оценщиками. Например, эта процедура предусмотрена при дополни¬тельной эмиссии, выкупе акций и т.д.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и сущность оценочной деятельности
2. Субъекты и объекты оценочной деятельности
3. Специфика бизнеса как объекта оценки
4. Цели оценки и виды стоимости
5. Факторы, влияющие на величину стоимости бизнеса
6. Принципы оценки бизнеса
7. Подходы и методы, используемые для оценки бизнеса
8. Процесс оценки
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Оценка бизнеса.doc

— 1.54 Мб (Скачать файл)

Результатом анализа  факторов стоимости и характеристик  бизнеса является выбор варианта наилучшего и наиболее эффективного использования собственности, который юридически и технически осуществим и обеспечивает собственнику максимальную стоимость оцениваемого имущества. В этом заключается суть принципа наилучшего и наиболее эффективного использования. Принцип необходим, если на его основе осуществляется оценка для реструктуризации компании. Если же цель оценки — расчет стоимости действующего предприятия без учета возможных изменений, то данный принцип не применяется.

 

 

7. Подходы и  методы, используемые для оценки бизнеса

Оценку бизнеса осуществляют с помощью трех подходов: доходного, сравнительного и затратного. Каждый подход позволяет подчеркнуть особые характеристики объекта.

При доходном подходе  во главу угла ставится доход как  основной фактор, определяющий величину стоимости объекта. Чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем больше величина его рыночной стоимости при прочих равных условиях. Здесь имеют значение продолжительность периода получения возможного дохода, степень и вид рисков, сопровождающих данный процесс. Доходный подход — это исчисление текущей стоимости будущих доходов, которые возникнут в результате использования собственности и возможной дальнейшей ее продажи. В данном случае применяется принцип ожидания.

Доходный подход, как  правило, является наиболее подходящей процедурой для оценки бизнеса, однако целесообразно бывает использовать также сравнительный и затратный подходы. В некоторых случаях затратный и сравнительный подходы могут быть более точными или более эффективными. Во многих случаях каждый из трех подходов может быть использован для проверки оценки стоимости, полученной при других подходах.

Сравнительный подход особенно эффективен, когда существует активный рынок сопоставимых объектов собственности. Точность оценки зависит от качества собранных данных, так как, применяя данный подход, оценщик должен собрать достоверную информацию о недавних продажах сопоставимых объектов. Эти данные включают: экономические характеристики, время продажи, местоположение, условия продажи и условия финансирования. Действенность такого подхода снижается, если: сделок было мало; момент их совершения и момент оценки разделяет продолжительный период времени; рынок находится в аномальном состоянии, потому что быстрые изменения на рынке приводят к искажению показателей. Сравнительный подход основан на применении принципа замещения. Для сравнения выбираются конкурирующие с оцениваемым бизнесом объекты. Обычно между ними существуют различия, поэтому необходимо провести соответствующую корректировку данных. В основу приведения поправок положен принцип вклада.

Затратный подход наиболее применим для оценки предприятий, имеющих разнородные активы, в том числе финансовые, а также когда бизнес не приносит устойчивый доход. Методы затратного подхода целесообразно использовать и при оценке специальных видов бизнеса, данные об уровне зарплаты, стоимости материалов, расходах на оборудование, о прибыли и накладных расходах строителей на местном рынке и т.д. Необходимая информация зависит от специфики оцениваемого объекта. Затратный подход сложно применять при оценке уникальных объектов, обладающих исторической ценностью, эстетическими характеристиками, или устаревших объектов.

Затратный подход основан  на принципах: замещения, наилучшего и  наиболее эффективного использования, сбалансированности, экономической величины, экономического разделения.

Три подхода связаны  между собой. Каждый из них предполагает использование различных видов информации, получаемой на рынке. Например, базовыми для затратного подхода являются данные о текущих рыночных ценах на материалы, рабочую силу и др.; для доходного подхода — ставки дисконтирования и коэффициентов капитализации, которые также рассчитываются по данным рынка.

При выборе подхода перед  оценщиком открываются различные  перспективы. Хотя эти подходы основываются на данных, собранных на одном и том же рынке, каждый из них связан с различным аспектом рынка. На совершенном рынке все подходы должны привести к одной и той же величине стоимости. Однако большинство рынков несовершенно, предложение и спрос не находятся в равновесии. Потенциальные пользователи могут быть неправильно информированы, производство может быть неэффективным. По этим, а также и по другим причинам при данных подходах могут быть получены различные показатели стоимости.

 

8. Процесс оценки

Процесс оценки бизнеса  может быть разделен на семь этапов.

  1. Определение задачи.
  2. Составление плана оценки.
  3. Сбор и проверка информации.
  4. Выбор подходов и методов оценки.
  5. Согласование промежуточных результатов и подготовка итогового 
    заключения.
  6. Составление отчета о результатах оценки стоимости.
  7. Представление и защита отчета.

Основанием для оценки бизнеса является договор между  оценщиком и заказчиком. Оценка предприятия, в том числе повторная, может  быть проведена оценщиком на основании определения суда.

В российской экономике  существует спрос на стоимостную оценку при осуществлении таких видов деятельности, как кредитование под залог, купля-продажа акций, дополнительная эмиссия, страхование имущества и пр. Кроме того, заказчики оценки испытывают потребность в проведении независимой экспертизы по многим направлениям, а именно:

Таким образом, оценка стоимости  является неотъемлемым элементом системы  антикризисного управления. Поэтому  антикризисным управляющим необходимо разбираться в основных методах и подходах к оценке стоимости предприятия, знать законодательную базу в области оценочной деятельности для эффективного руководства предприятием в условиях кризисной экономики.

 

 

Заключение

Подводя итог, можно сделать  вывод, что развитие рыночной экономики, возрождение частной собственности обусловливают необходимость и возможность оценки собственности.

Оценка — это расчет стоимости объекта собственности  в конкретных уровнях рынка в  определенный момент времени. В зависимости  от цели проводимой оценки различают виды стоимости: рыночную; объекта оценки с ограниченным рынком; инвестиционную; стоимость для целей налогообложения; утилизационную; ликвидационную; воспроизводства; замещения; объекта оценки при существующем использовании; специальную стоимость объекта оценки. Любой вид стоимости, рассчитываемый оценщиком, представляет собой не исторический фактор, а оценку ценности конкретного объекта собственности в данный момент времени в соответствии с выбранной целью. Любой вид оценочной стоимости выражает выгоду, которую имеет на рынке собственник данного объекта или покупатель на момент оценки. Основой стоимости любого объекта собственности является его полезность.

Бизнес — конкретная деятельность, организованная в рамках определенной структуры, главной целью которой выступает получение прибыли.

Как всякий товар, бизнес обладает полезностью для покупателя, и это делает возможным определение стоимости бизнеса как особого товара. На величину стоимости бизнеса влияют многочисленные факторы. Они включают мотивации покупателей и продавцов, производительность бизнеса, состояние окружающей финансово-экономической среды. Кроме того, на стоимости бизнеса отражаются физические, финансово-экономические, социальные и политико-правовые факторы.

Процесс оценки базируется на определенных принципах и стандартах. К основным принципам оценки относятся: принцип полезности, или доходности, принцип замещения, ожидания или предвидения, принцип эффективного вклада, остаточной продуктивности, предельной производительности, соответствия требованиям рынка.

Оценщик работает по заказам государственных органов, предприятий, банков, инвестиционных, страховых институтов, налоговых инспекций, а также граждан. В своей деятельности он руководствуется определенными правовыми, профессиональными и этическими нормами.

Оценочная деятельность представляет собой важнейшую составляющую при создании развитой инфраструктуры, которая необходима для дальнейших экономических преобразований в нашей стране. Сегодня оценка стоимости заняла достойное место в рыночной системе хозяйствования. Уже 10 лет результаты оценки стоимости различных объектов собственности служат основой для принятия большинства решений в частном и в государственном секторах. Оценка стоимости стала неотъемлемым инструментом в арсенале современного российского бизнесмена, финансиста, менеджера. Без представлений об оценочной деятельности трудно обойтись в условиях рыночной экономики и простому гражданину, и государственному чиновнику, и политику, и предпринимателю.

 

Литература

 

  1. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управления стоимостью предприятия: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  2. Верхозина А.В. Правовое регулирование оценочной деятельности. - М.: РОО, 2003.
  3. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика: Учебно-практическое пособие. - М.: Дело, 2001.
  4. Десмос Г.М., Келли Р.Э. Руководство по оценке бизнеса. — М.: РОО, 2006.
  5. Есипов В., Маховикова Г., Терехова В. Оценка бизнеса. — СПб.: Питер, 2004.
  6. Организация и методы оценки предприятия (бизнеса): Учебник / Под ред. В.И. Кошкина. — М., 2002.
  7. Оценка предприятия: теория и практика: Учеб. пособие/Под ред. В.В.Григорьева, М.А. Федотовой. — М.: Инфра-М, 1996.
  8. Оценка в Российской Федерации / Под ред. И.И. Бобровой. — М., 2002.
  9. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). / Грязнова А.Г., Федотова М.А., Эс-киндаров М.А., Тазихина Т.В., Иванова Е.И., Щербакова О.Н. — М.: Интерреклама, 2003.
  10. Риголъ-Сарагоси Ф.Б. Основы оценочной деятельности: Учеб. пособие. — М.: «Издательство ПРИОР», 2001.
  11. Якубова Д.Н. Оценка стоимости нематериальных активов интеллектуальной собственности: Учебно-методическое пособие. — М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2005.

Информация о работе Оценка бизнеса