Оценка эффективности системы образования: частное против государственного образования: что эффективнее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:46, реферат

Описание работы

Анализ основных показателей текущего состояния сферы образования города Москвы Основными характеристиками текущего состояния сферы образования города Москвы являются: доступность образовательных услуг для детей и молодежи города Москвы, включая состояние сети государственных образовательных учреждений и их ресурсное обеспечение; качество услуг, предоставляемых образовательными учреждениями различных уровней образования и форм собственности; кадровый состав педагогических работников (включая руководителей) и других работников сферы образования.

Файлы: 1 файл

Реферат образование Якунов.docx

— 48.31 Кб (Скачать файл)


 

 

Министерство  Российской Федерации 

по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий стихийных бедствий

 

 

«Академия государственной противопожарной службы»

 

 

 

Дисциплина: Экономика общественного сектора.

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

                             

Тема: «Оценка эффективности системы образования: частное против государственного образования: что эффективнее?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

слушатель 1-го курса ФРК

капитан внутренней службы                                                            Якунов А.С.

 

 

                                                         

 

 

Москва 2013.

Анализ основных показателей текущего состояния сферы образования города Москвы

Основными характеристиками текущего состояния сферы образования города Москвы являются:

доступность образовательных услуг для детей и молодежи города Москвы, включая состояние сети государственных образовательных учреждений и их ресурсное обеспечение;

качество услуг, предоставляемых образовательными учреждениями

различных уровней образования и форм собственности;

кадровый состав педагогических работников (включая руководителей)

и других работников сферы образования.

Доступность образовательных услуг  и сеть государственных образовательных учреждений

Всего на территории города Москвы действуют  более 5 800

государственных образовательных учреждений различных уровней

образования и подведомственности, в том числе 4 008 – подведомственных

Департаменту образования города Москвы.

В деятельность по социализации детей  и молодежи включены городские

и федеральные учреждения культуры, спорта, социальной защиты,

молодежной политики. Так, около четверти обучающихся

общеобразовательных учреждений посещают музыкальные или

художественные школы, театральные кружки, спортивные секции. Однако

эффективному взаимодействию учреждений различных ведомств мешают

недостаточно развитые механизмы координации. Огромный потенциал сфер

культуры, спорта, науки и высшего профессионального образования города

Москвы используется далеко не в  полной мере.

Услуги дошкольного образования  получают более 363 тысяч детей.

Очередь в государственные дошкольные образовательные учреждения,

составлявшую в ноябре 2010 года свыше 30 тысяч человек, удалось снизить в

мае 2011 г. до 700 чел. за счет создания дополнительных мест в

действующих государственных дошкольных образовательных учреждениях и

мер по перепрофилированию неэффективно используемых помещений. В

настоящее время эти резервы практически исчерпаны.

В 1515 государственных и в 146 негосударственных

общеобразовательных учреждениях и организациях обучаются свыше 770

тысяч обучающихся общеобразовательных учреждений. Имеющееся

количество мест в общеобразовательных учреждениях и организациях

обеспечивает потребность вплоть до 2013 года. В 98% государственных

общеобразовательных учреждениях обучение ведется в одну смену. Однако

серьезной проблемой является неравномерное распределение

государственных образовательных учреждений повышенного уровня 12

(гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением предметов) по районам

города Москвы. Это приводит к тому, что около 20% обучающихся в таких

общеобразовательных учреждений отдельных административных округов

города Москвы проживают в других районах города Москвы и до четверти –

в других административных округах города Москвы.

Более 500 государственных образовательных  учреждений

дополнительного образования детей, в том числе 155 учреждений

Департамента образования города Москвы, работают с более чем 340 тыс.

обучающимися. По данным отчетности более 600 тыс. обучающихся

занимаются по программам дополнительного образования в государственных

общеобразовательных учреждениях. Однако, согласно данным

мониторингов, более 50% обучающихся не посещают кружки и секции,

другие виды дополнительных занятий. Обучающиеся старших классов, как

правило, прерывают траектории дополнительного образования,

переключаясь на подготовку к поступлению в образовательные учреждения

высшего профессионального образования (далее так же – ВУЗ, высшее

учебное заведение). Сеть государственных учреждений дополнительного

образования неравномерно распределена по территории города Москвы – в

44 районах отсутствуют учреждения  данного типа (показатель варьируется

от 1 в Центральном административном округе города Москвы до 11 в

Восточном административном округе города Москвы).

Город Москва – лидер регионов Российской Федерации по масштабу

системы начального и среднего профессионального образования. В 145

государственных образовательных учреждениях начального и среднего

профессионального образования, в том числе в 90 колледжах Департамента

образования города Москвы, обучаются более 110 тыс. человек. Укрепление

материально-технической базы, модернизация инфраструктуры и кадрового

состава государственных образовательных учреждений среднего

профессионального образования позволило в условиях сокращения числа

выпускников 9-х и 11-х классов обеспечить стабильную численность

выпускников общеобразовательных учреждений, продолжающих обучение в

государственных образовательных учреждениях среднего

профессионального образования (более 80 тыс. чел.).

По охвату высшим и непрерывным  профессиональным образованием

город Москва – один из мировых лидеров. Около 1,3 миллиона студентов

(что составляет больше 10% от населения города Москвы и 20% от числа

занятых в городе Москве) обучается в 119 государственных образовательных

учреждениях высшего и непрерывного профессионального образования, в

том числе, в 10 ВУЗах, учрежденных Правительством города Москвы, и в

179 негосударственных ВУЗах. В  городе Москве более 300 тыс.

обучающихся из других регионов Российской Федерации, в том числе более

40% из них - из Московской области.  При этом 48% студентов московских

ВУЗов обучаются по очной форме  обучения. Практически 75% выпускников

общеобразовательных учреждений города Москвы поступают в

государственные образовательные учреждения высшего и непрерывного 13

профессионального образования (с учетом поступающих после основной

ступени – почти 90%).

Город Москва достиг значительных результатов  в создании условий для

образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В

специальных (коррекционных) государственных образовательных

учреждениях - 11,7 тысяч обучающихся. В государственных

образовательных учреждениях разного типа созданы места для 50 тысяч

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Количество

государственных образовательных учреждений, реализующих программы

инклюзивного образования, за последние три года увеличилось в три раза,

однако потребность в таких программах в полной мере не удовлетворена.

Особенно высок спрос на такие  программы в сфере начального и среднего

профессионального образования (на сегодняшний день около 4 тысяч

обучающихся, при потребности более 40 тысяч). Сохраняется высокая доля

зданий общеобразовательных учреждений (59%), в которых не обеспечена

безбарьерная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Материально-техническая база и  финансовые ресурсы государственных

образовательных учреждений города Москвы в целом позволяют создать

необходимые условия для обучения. Общеобразовательные учреждения

города Москвы существенно лучше обеспечены учебными и иными

площадями, чем школы в среднем по Российской Федерации: в расчете на 1

обучающегося общеобразовательного учреждения в городе Москве

приходится чуть более 12 кв. метров (среднее по Российской Федерации - 7

кв. метров).

Однако только 40% обучающихся общеобразовательных  учреждений

обучается в государственных образовательных учреждениях, в которых

обеспечено от 80 до 100% всех основных видов современных условий,

требования к которым определены в Национальной образовательной

инициативе «Наша новая школа». Около 7% зданий нуждаются в

капитальном ремонте и реконструкции, а почти в трети

общеобразовательных учреждений требуется серьезный текущий ремонт.

Подробная информация о количественных показателях создания новых

мест в образовательных учреждениях города Москвы в рамках нового

строительства за счет бюджетных средств представлена в приложении 8.

Расходы в расчете на 1 обучающегося в государственных

образовательных учреждениях общего образования и дошкольного

образования в городе Москве больше средних по Российской Федерации

соответственно в 2 и 2,3 раза. Доля расходов на образование в 2010 году

составила 15% бюджета города Москвы.

Часть системы образования финансируется  из федерального бюджета

(федеральные государственные образовательные учреждения высшего и

непрерывного профессионального образования), средств частного бизнеса и

физических лиц (негосударственные ВУЗы, колледжи, дошкольные и

общеобразовательные организации, организации дополнительного

образования взрослых).

14 Сбалансированность и эффективность исторически сложившейся сети

государственных образовательных учреждений уже не в полной мере

отвечает новым параметрам расселения и изменившимся потребностям

населения, что создает дополнительную нагрузку на транспортную систему и

не обеспечивает равенство доступа к образованию. До 10%

общеобразовательных учреждений города Москвы (преимущественно в

центральной части города Москвы) – малокомплектные. Многие районы

массовой жилой застройки имеют дефицит дошкольных образовательных

учреждений, а также школ с углубленным изучением отдельных предметов,

программами инклюзивного образования.

Недостаточно развиты механизмы  взаимодействия государственных

образовательных учреждений, расположенных в непосредственной близости

или решающих аналогичные задачи (особенно принадлежащих разным

ведомствам), в том числе по использованию социальной инфраструктуры

(спортивные, культурные объекты, общежития).

Поэтому в Программе рассматривается  как объект развития вся

фактическая сеть образовательных учреждений и организаций,

расположенных в городе Москве, независимо от ведомственной

принадлежности и формы собственности.

Важным фактором, влияющим на обеспечение  доступности

образования, является информационная прозрачность. Инструменты

информирования, которые позволили бы потребителям делать обоснованный

выбор образовательного учреждения и образовательных программ, развиты

сегодня недостаточно. Так, только 65% государственных

общеобразовательных учреждений представляют общественности

публичный доклад в сети Интернет.

Не в полной мере используется потенциал  влияния общества на

управление образовательными учреждениями: органы самоуправления,

Информация о работе Оценка эффективности системы образования: частное против государственного образования: что эффективнее