Оценка эффективности системы образования: частное против государственного образования: что эффективнее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:46, реферат

Описание работы

Анализ основных показателей текущего состояния сферы образования города Москвы Основными характеристиками текущего состояния сферы образования города Москвы являются: доступность образовательных услуг для детей и молодежи города Москвы, включая состояние сети государственных образовательных учреждений и их ресурсное обеспечение; качество услуг, предоставляемых образовательными учреждениями различных уровней образования и форм собственности; кадровый состав педагогических работников (включая руководителей) и других работников сферы образования.

Файлы: 1 файл

Реферат образование Якунов.docx

— 48.31 Кб (Скачать файл)

участвующие в вопросах стратегического управления, финансово-

хозяйственной деятельности образовательного учреждения, контроля

качества образования предоставляемого образовательным учреждением,

действуют менее чем в 15% государственных образовательных учреждений.

Качество столичного образования

По ряду показателей город Москва находится среди лидеров

российского образования: по среднему баллу единого государственного

экзамена (далее так же – ЕГЭ), количеству победителей олимпиад, наличию

общеобразовательных учреждений с высокой репутацией. Здесь

расположены ведущие ВУЗы Российской Федерации (в том числе больше

трети национальных исследовательских ВУЗов). Однако отсутствие

эффективной системы объективной оценки качества образования не дает

возможности более точно и детально оценить ситуацию на разных уровнях

образования.

Наличие группы государственных образовательных  учреждений с

низким качеством образования (около 10% общеобразовательных

учреждений), наряду с отсутствием прозрачных механизмов отбора в 15

общеобразовательные учреждения с высоким качеством образования ведет к

дифференциации общеобразовательных учреждений по качеству

образования.

Эта тенденция обостряется в  условиях притока в систему образования

детей из семей мигрантов, которые испытывают серьезные трудности в

освоении образовательных программ, в социализации в городском обществе.

Они концентрируются в определенных общеобразовательных учреждениях,

что усугубляет дифференциацию. Подобное положение дел несет в себе

риски для социальной стабильности и культурной идентичности города

Москвы.

В городе Москве по данным независимых  репрезентативных опросов

населения значение показателя неудовлетворенности населения качеством

образования выше, чем в среднем по Российской Федерации (43% против

30% в среднем по Российской  Федерации). В определенной мере  это

отражает повышенный уровень требований населения города Москвы к

образованию, но также свидетельствует об отставании содержания и

технологий образования от ожиданий обучающихся и их родителей

(законных представителей). Не во всех районах города Москвы обеспечена

возможность индивидуализации через выбор программ профильного

обучения: большинство общеобразовательных учреждений являются

монопрофильными и только 12% - многопрофильными. Доля обучающихся

общеобразовательных учреждений, осваивающих образовательные

программы для одарѐнных и талантливых детей и получающих консультации

в очно-заочной и дистанционной форме с использованием возможностей

ведущих ВУЗов и научных организаций, составляет менее 4%, что заведомо

ниже возможностей образовательного комплекса города Москвы.

В системе начального и среднего профессионального образования

обеспечивается достаточно высокий уровень подготовки выпускников.

Большая часть выпускников трудоустраивается  по специальности, 37%

выпускников поступают в государственные образовательные учреждения

высшего и непрерывного профессионального образования. Вместе с тем,

потребности рынка труда города Москвы системой профессионального

образования в полной мере не обеспечиваются.

Несмотря на наличие в городе Москве государственных

образовательных учреждений высшего и непрерывного профессионального

образования с мировым именем, имеющих высокие показатели качества

подготовки студентов, в городе Москве ощущается переизбыток

специалистов, получивших высшее образование, но обладающих

недостаточно высокой квалификацией для успешного трудоустройства по

специальности (особенно по таким специальностям, как «юрист»

«экономист», «менеджер», а также по ряду технологических

специальностей). Наряду с этим больше трети московских организаций

заявляют о дефиците квалифицированных инженеров, а 15-20% -

квалифицированных экономистов и юристов. О проблемах с качеством

высшего образования в городе Москве свидетельствуют и низкие средние 16

показатели участия преподавателей и студентов в научной и инновационной

деятельности.

Большинство государственных образовательных  учреждений высшего и

непрерывного профессионального образования города Москвы практически

не ведет серьезных исследований и разработок по заказу компаний и

организаций, расположенных в городе Москве. Невысокие показатели

привлечения внебюджетных средств в систему среднего профессионального

образования свидетельствуют о недостаточной ее связи с рынком труда.

Беспокойство вызывают проблемы со здоровьем обучающихся.

 

 

Исследования выявляют тенденцию  к росту заболеваемости на 2-4% в  год и

показывают, что образование может выступить как фактором ухудшения

здоровья обучающихся за счет нерациональной нагрузки, гиподинамии,

неполноценного питания, так и инструментом формирования ресурса

здоровья обучающихся. Для этого необходимы индивидуализация

образовательного процесса, реализация программ формирования здорового

образа жизни обучающихся, занятия физической культурой и спортом.

Сегодня в образовательной практике государственных дошкольных и

общеобразовательных учреждений города Москвы используются

разнообразные здоровьесберегающие педагогические технологии. Вместе с

тем, до настоящего времени в деятельности государственных

образовательных учреждений по охране и укреплению здоровья отсутствуют

единые стандарты качества, включающие в себя регламенты взаимодействия

ведомств и конкретных специалистов, отсутствует единая система

мониторинга и единой базы данных о состояния здоровья обучающихся. В

системе общего и профессионального образования актуальной является

задача формирования здорового стиля поведения, профилактики курения,

употребления алкоголя и наркотиков

 

 

 

 

 

Анализ состояния  рынка образования (включая платное) и 

спроса на образовательные услуги

Конкурентный рынок образования  должен обеспечивать выбор для 

обучающихся и их семей (с учетом высокой дифференциации их

образовательных потребностей) и качество образовательных программ

(соответствие формируемых компетенций образовательным стандартам и

перспективным потребностям общества и экономики). Город Москва имеет в

настоящее время самый развитый в Российской Федерации образовательный

рынок. Высок платежеспособный спрос на образование, однако предложение 18

образовательных услуг негосударственного сектора растет медленно. В

настоящее время в сфере дошкольного и общего образования более 96 % всех

услуг оказывается государственным сектором. При этом определенное

развитие получил сектор негосударственного дошкольного образования,

представленный гувернерскими услугами, детскими игровыми комнатами в

торговых центрах, детскими клубами.

Надежные данные об услугах дополнительного  образования в 

негосударственном секторе отсутствуют. При этом по результатам

социологических обследований не менее 30% обучающихся

общеобразовательных учреждений посещают художественные, музыкальные

и иные подобные общеобразовательные учреждения, примерно столько же

посещает спортивные секции, занимается фитнесом; почти каждый пятый

обучающийся общеобразовательного учреждения посещает курсы изучения

иностранных языков. Около половины старшеклассников занимается на

платных курсах или с репетиторами, что говорит о значительных масштабах

этого рынка услуг.

Высокая стоимость услуг действующих  негосударственных 

организаций говорит о низкой конкуренции и слабой удовлетворенности

спроса на эти услуги. В частности, как показывают социологические опросы,

иностранные специалисты, работающие в городе Москве, считают

недостаточным выбор и доступность услуг негосударственных

образовательных организаций для этой категории потребителей.

Аккредитованные негосударственные общеобразовательные

организации города Москвы получают бюджетное финансирование на

уровне нормативов, установленных для государственных

общеобразовательных учреждений города Москвы. Однако не решен вопрос

равного доступа к бюджетным ресурсам негосударственных организаций,

оказывающих услуги в сфере дошкольного образования.

В профессиональном образовании за последние годы в городе Москве

возникло значительное число независимых учебных центров, обучающих

конкретным профессиональным квалификациям и работающих на рыночной

основе, в первую очередь – в сфере обслуживания, информационных

технологий и транспорта. При этом в отличие от зарубежных стран, в

которых широко используются инструменты обеспечения равного доступа к

платным образовательным услугам (например, ваучеры для безработных), в

городе Москве они используются в недостаточной мере.

Ограниченным является использование  производственного и 

инновационного потенциала государственных образовательных учреждений

среднего профессионального образования для повышения квалификации

взрослого населения. Потребителям труднодоступна информация о карьере и

уровне доходов выпускников различных программ начального и среднего

профессионального образования, что потенциально снижает

привлекательность этих программ. Существуют значительные резервы

государственно-частного партнерства колледжей и организаций города

Москвы в сфере производственной деятельности.19

В городе Москве сосредоточено 179 аккредитованных 

негосударственных организаций высшего и дополнительного

профессионального образования. В государственных ВУЗах обучается 53%

студентов. Значительная часть государственных образовательных

учреждений и организаций высшего и дополнительного профессионального

образования – как государственных, так и негосударственных – предлагает

платные программы по экономико-управленческой и гуманитарной группам

направлений, а также по информационным технологиям, не имея кадровой

базы для качественной реализации таких программ.

В то же время, выпускники государственных  образовательных 

учреждений высшего профессионального образования инженерного и

технологического профиля испытывают сложности с трудоустройством по

специальности в организациях города Москвы.

Сравнение с ведущими мегаполисами показывает, что город Москва

имеет существенные резервы развития информационной инфраструктуры

рынка образовательных услуг, обеспечивающей его прозрачность для

потребителей (как для абитуриентов и их семей, так и работодателей города

Москвы)

 

Современное состояние системы  образования 

Начальное профессиональное образование

По данным статистики, начальное  профессиональное образование

характеризуется наименьшей востребованностью среди населения по сравнению

со средним специальным и высшим. В течение всего периода социально-

Информация о работе Оценка эффективности системы образования: частное против государственного образования: что эффективнее