Оценка эффективности системы образования: частное против государственного образования: что эффективнее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:46, реферат

Описание работы

Анализ основных показателей текущего состояния сферы образования города Москвы Основными характеристиками текущего состояния сферы образования города Москвы являются: доступность образовательных услуг для детей и молодежи города Москвы, включая состояние сети государственных образовательных учреждений и их ресурсное обеспечение; качество услуг, предоставляемых образовательными учреждениями различных уровней образования и форм собственности; кадровый состав педагогических работников (включая руководителей) и других работников сферы образования.

Файлы: 1 файл

Реферат образование Якунов.docx

— 48.31 Кб (Скачать файл)

экономических преобразований происходит плавное сокращение как числа

учебных заведений, готовящих специалистов соответствующей квалификации,

так и численности учащихся в них. За десятилетие, предшествующее 2001 году,

это сокращение превысило 10-ти процентный уровень 1

- с 4328 до 3872. На

начало 2004 г. действовало 3798 учреждения начального профессионального

образования с численностью обучающихся 1649 тыс. чел. Учебные заведения

повышенного типа (главным образом профессиональные лицеи),

осуществляющие подготовку высококвалифицированных рабочих кадров,

составляют 22% от общего числа учебных заведений этого уровня (28% от общей

численности обучающихся). Прием учащихся и выпуск квалифицированных

работников из учреждений начального профессионального образования

сократились к 2003 году на треть по сравнению с 1991 г.

 

Среднее профессиональное образование

Последние годы наблюдается рост числа  потребителей услуг среднего

специального образования.

К наиболее важным тенденциям развития сети средних специальных

учебных заведений необходимо отнести ее регионализацию, диверсификацию в направлении многопрофильности, многоуровневости и многофункциональности

учебных заведений, интеграцию образовательных учреждений различных

профилей и типов.

В 2003 голу около половины лиц, получающих среднее профессиональное

образование, осваивали программы повышенной сложности в колледжах,

которые, как правило, являются многофункциональными и многопрофильными

образовательными учреждениями.

Начиная с 1995 года, постоянно расширяется  платный сегмент среднего

специального образования, но негосударственными являются лишь 3% учебных

заведений, в которых учится немногим более 2% студентов, получающих

образование этого уровня. Вместе с тем данный сектор имеет положительную

динамику. Число студентов, обучающихся по платным программам среднего

профессионального образования с 1995/1996 до 2002/2003 гг. увеличилось в три

раза – с 12,3% до 35%.

Высшее профессиональное образование

Исследования, направленные на изучение образовательных планов

выпускников школ, свидетельствуют о том, что получение высшего образования

стало нормой - подавляющее большинство школьников и родителей считают это необходимостью4

. Среди рядовых россиян три  четверти опрошенных полагают,

что сегодня важно иметь высшее образование, и только 23% придерживаются

противоположной точки зрения. Причем молодежь убеждена в ценности

образования особенно твердо — среди респондентов моложе 35 лет первое

суждение разделяют 80%, а второе — лишь 18%5

. Столь высокий престиж высшего

образования обусловлен, прежде всего, тем, что большинство россиян видят в

нем важнейший ресурс, резко повышающий социальную мобильность гражданина

и его конкурентоспособность на рынке труда.

Необходимо отметить, что рост массовости высшего образования является

тенденцией, характерной для большинства развитых стран. В России этот

процесс идет ускоренными темпами. Число студентов на 10 тысяч населения

составило в 2003 г. 390 человек. В настоящее время прием в вузы превышает

выпуски из школ, хотя число выпускников достигло максимальных значений за

последние 15 лет (в 2003 г. число поступивших в российские вузы превысило

более чем на 250 тыс. человек число выпускников общеобразовательных

учреждений).

В мире рост массовости высшего образования  связан в первую очередь с

тенденцией перехода от индустриальной экономики к «экономике знаний». В

России к этому добавляется  фактор отсутствия у молодого поколения  широких

институциональных возможностей профессиональной самореализации.

Высшее образование благодаря  своей популярности и престижности в

общественном сознании расширяет платные виды образовательных услуг, а

также укрепляет свой негосударственный сектор. В 2003/2004 гг. в России

насчитывалось 1046 вузов, из которых государственных – 654, а

негосударственных – 392. (За десятилетний период с 1993 до 2003 года,

численность студентов увеличилось более чем в 2 раза, и составила в 2003/2004

гг. году 6455,7 тыс. чел.) Полностью оплачивают свое обучение 44,1%

сегодняшних студентов 6

, тогда как в 1992 г. возможностями  полностью или

частично платного обучения пользовались немногим более 250 тыс. человек7

.

Привлечение финансовых средств потребителей образовательных услуг

обусловливает успешность функционирования этой подсистемы образования до тех пор, пока ее деятельность не вступит в противоречие с ситуацией на рынке

 

Дополнительное профессиональное образование

Важным позитивным моментом развития системы профессионального

образования является существенное расширение спектра дополнительных услуг

и ориентация на образование для взрослых. Она включает образовательные

программы и услуги, реализуемые в организациях общего и профессионального

образования за пределами их основных образовательных программ и в

специализированных организациях дополнительного образования, таких как

учреждения повышения квалификации, курсы, центры профессиональной

ориентации и т д. В настоящее время в Российской Федерации реализуют

программы дополнительного профессионального образования 1.2 тыс.

образовательных учреждений и структурных подразделений. В 2002/2003

учебном году в системе дополнительного профессионального образования

прошли обучение 1223,7 тыс. человек, что почти вдвое больше чем 6 лет назад.

Именно в дополнительном образовании  в виде углубленной

специализации, дополнительной квалификации или второго высшего

образования большинство современных студентов видит выход из сложившейся

ситуации несоответствия специальности, получаемой в вузе, потребностям рынка

труда. 94% опрошенных считает, что современному работодателю крайне

выгодно привлечение специалистов, способных работать не только по основной

специальности, но и обладающих знаниями, умениями и навыками из областей, с

которыми основная специальность взаимодействует в своей практической

деятельности. Поэтому более 41% респондентов намерены после окончания

университета получить второе высшее образование, около 39% предполагают

обдумать это решение. Весьма примечательно, что около 80% опрошенных

считают, что шансы на трудоустройство увеличивает получение за период

обучения в университете углубленной специализации, дополнительной

квалификации или еще одной специальности, причем 79% респондентов готовы

участвовать в той или иной форме своего дополнительного образования.

Особое значение имеет расширение возможностей для работающей части

населения удовлетворять свои потребности в получении высшего (в том числе

второго) и среднего профессионального образования. В последние годы

произошло резкое увеличение объемов подготовки, переподготовки и повышения

квалификации взрослого и незанятого населения за счет средств работодателей,

органов по труду и занятости населения, а также собственных средств. В 2003 г.

этими услугами было охвачено 416 тыс. чел., из которых 20% обучались за счет

средств работодателей, 18% – за счет органов по труду и занятости, 62% – за счет

собственных средств. Численность специалистов, прошедших обучение по

приоритетным направлениям рыночной экономики, науки и техники, в 2002/2003

учебном году составила чуть более половины всего контингента слушателей

учреждений и подразделений системы дополнительного профессионального

образования. Так, каждый пятый из числа повысивших квалификацию

совершенствовался в вопросах менеджмента и каждый пятый из числа

прошедших стажировку изучал вопросы, связанные с информационно-

телекоммуникационными технологиями.

Образовательные учреждения и структурные  подразделения системы

дополнительного профессионального образования осуществляют свою

деятельность в условиях постоянно изменяющихся и возрастающих требований к

профессионализму и компетентности специалистов всех уровней, переобучению

и переквалификации высвобождаемых работников, оказания содействия

трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений

профессионального образования и др. В связи с этим особую значимость в8

системе дополнительного профессионального образования приобретает

реализация принципа непрерывности обучения, обеспечивающего

удовлетворение потребности в повышении квалификации и переподготовке

различных социальных групп и категорий работников

 

 

Оценка системы высшего образования  работодателя… (информация  из сети Интернет)

Кто-то может быть скажет, что из вузов  выпускаются профессионалы? Хотя бы специалисты? Хотя  бы молодые специалисты, которые имеют знания, но пока не имеют опыта? И злые бизнесмены, несмотря на то, что выпускники такие няшечные, не хотят их брать на работу?Все знают, что лучше взять человека со средне-специальным образованием, но с 2 годами опыта работы, чем выпускника вуза, без опыта работы.Почему? Потому, что  человек, который ничего не учил, но работал, РЕАЛЬНО И ОБЪЕКТИВНО знает и умеет гоооораздо больше того, кто 5 лет платно обучался в вузе на эту же специальность. Это проверенно. Вам любой работодатель об этом скажет, который имел возможность брать на работу наших выпускников В  чем смысл такого образования?Все знают, от выпускника средней школы до ректора какого-нибудь хорошего московского университета, что студент учится только для а) для того, чтобы была корочка, б) для отсрочки от армии, если еще не закосил.Корочка – превратилась в некий фетиш. Объект преклонения. Все же знают, что в нашей стране она не нужна, но все хотят ее получить. Зачем? Потому что «без высшго образования сейчас никуда»…Кому нужна эта корочка? Мне как работодателю? Мне она нафиг не нужна. Придет ко мне человек, я даже не спрошу у него, есть ли у него высшее образование. Почему? Да потому, что оно абсолютно бесполезное. Люди приходят из вузов стерильные, как уродцы в банках в Питерской Кунсткамере, извиняюсь за сравнение.Они реально ничего не знают.Открой их приложение к диплому, спроси их по предметам…  А даже не с этого начал. Открой приложение к диплому, пробегись взглядом по предметам, они имеют какое-то отношение к специальности человека?БОльшая часть предметов никогда, ни разу, ни в какой ситуации не пригодится человеку. Еще раз: никогда, ни разу, ни в какой ситуации.Так для кого эта вся система высшего образования? Только сама для себя? Чтобы существовать, обеспечивать взрослых людей работой, а молодых корочками, которые потом лежат на антрисолях?Подразумевается, что оно существует для того, чтобы целая прослойка общества получала различные специальности. Получает ли человек специальность? Нет. Вообще нет. Разве что, если он остается в аспирантуре, чтобы пополнить ряды этой системы. Системы глобальной фикции.Система существует, чтобы существовать. Как говорил один мой знакомый: я есть, чтобы есть.                                                                                                                  Есть только 2 направления в которых готовят специалистов:

  1. Военные вузы
  2. Медицинские вузы

Остальные неэффективны. Вообще никак.Вот возьмем пример. У нас в компании два программиста. Вернее, один из них технический директор (один из учредителей), другой, его друг – программист. Обоим по 22 года.Они на днях защитили дипломы. У них с курса на преддипломной защите отчислили пять человек.Т.е. в конце пятого курса выяснилось, что эти пять человек ничего не знают. Они проучились пять лет, и ничего не знают.Не чувствуете подвоха? Выяснилось через пять лет. Вопрос – а как они доучились до пятого курса? Они что до этого что-то знали? Знали и забыли?Нет, конечно, они ничего не знали. Так же как и 95% студентов их курса. Просто эти не стали врать. Они были честными перед самими собой и преподавателями, а если быть более точным, то денег не хватило купить готовый диплом. Поэтому их и отчислили.Я спрашиваю Арсена (тех. директора), есть ли среди выпускников их курса программисты, которые могли бы работать у нас в компании? У нас требования невысокие, не соц. сеть нужно с нуля написать.Арсен говорит, что нет никого. Пять лет они проучились на программистов, и никого нет. Ни одного!Что они там делали?Я могу понять, если 20% выпускников ничего не знают, или 50%. Тогда эту вину можно переложить на них самих. Но чтобы все, за исключением двух человек?!!! Это уже слишком.И такая же ситуация во всех специальностях. Выпускники ничего не знают. Поэтому их никто не хочет брать на работу. Потому что взять выпускника вуза, тоже самое, что взять выпускника 11 класса. Разница только в возрасте.Почему так?Да потому, что у нас устаревшая, изжившая, потерявшая свою эффективность система образования.Она была эффективна когда-то давно. Сейчас она превратилась в фикцию. И держится на одном лишь трудовом кодексе и консервативных взглядах старшего поколения. Что не позволяет разогнать к чертовой матери весь этот бред, и сделать действительно эффективную систему.В чем главный минус нашей системы образования?Первый и самый важный – это оторванность ее от практической части. Программа обучения основана только на теории. На голой теории, которую невозможно понять без практики.Невозможно стать инженером по ремонту оборудования, если ты это оборудование ни разу не видел.Невозможно стать хорошим финансистом, не понимая, как работает организация.Невозможно стать программистом, не выполняя практические задачи по программированию.И так далее.Именно поэтому только военное и медицинское образование у нас более-менее эффективно.В военных вузах курсанты одновременно и учатся и служат. Они обучаются теоретически и каждый день на практике они в армии.В медицинских вузах много практики. Гораздо больше, чем везде. Поэтому они тоже более-менее эффективны.В остальных одна теория. И ничего кроме теории.

Информация о работе Оценка эффективности системы образования: частное против государственного образования: что эффективнее