Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:04, курсовая работа
Таким образом, цель данной курсовой работы состоит в изучении понятия конкурентоспособности продукции, а также методов ее определения.
При создании работы передо мной стояли следующие задачи:
- изучить сущность понятия «конкурентоспособность продукции»;
- осветить некоторые из методов определения конкурентоспособности;
- рассмотреть конкурентоспособность продукции российских товаропроизводителей (на примере одной из отраслей).
Введение ………………………………………………………………….3
Понятие и сущность конкурентоспособности продукции и её элементы…………………………………………………………………...4
Методы определения конкурентоспособности продукции……….14
Конкурентоспособность продукции российских предприятий: проблемы и перспективы ……………………………………………….25
Заключение ……………………………………………………………..33
Список литературы …………………………………………………….35
Качество промежуточного продукта в свою очередь формирует качество конечного продукта, а последний непосредственно выходит на качество жизни.
Всеобщий контроль качества, осуществляемый многими европейскими фирмами, предполагает три обязательных условия:
По мнению американского экономиста А. Фейгенбаума4), в условиях острой конкурентной борьбы (примерно 70% выпускаемой продукции США испытывают острую конкуренцию со стороны импортируемой продукции) фирмы смогут успешно развиваться, руководствуюсь следующими принципами:
Растущая требовательность к повышению качества изделий в настоящее время – одна из характерных черт мирового рынка.
Неправомерно отождествлять «
В то же время
между этими понятиями
Глобализация и обострение конкуренции расширяет не только угрозы, но и возможности для любого предприятия. Разрушается региональная изолированность, национальные барьеры, защищавшие неэффективные фирмы в первую очередь крупных стран. Глобализация конкуренции увеличила число соперников, активно вносящих собственные нововведения и изменения рынка, затрудняется выживание любого производителя или продавца, благосостояние которых зависит от методичных успехов на рынке, ставшем мировым. Следовательно, долгосрочная выживаемость любой организации стала зависимой от планомерного достижения мирового уровня конкурентоспособности. Международная конкуренция постоянно меняется, усложняется по форме и содержанию, требуя фундаментальной переоценки основ обеспечения конкурентоспособности, новой системности и методичности ее построения.
Расширение конкуренции на внутреннем рынке ускоряет достижение мирового уровня конкурентоспособности и «без этого стимула трудно достичь прогресса».
Конкуренция обязывает
фирмы создавать
Оценкой конкурентоспособности
товаров и услуг занимаются различные
субъекты рынка – предприятия-
Формирование конкурентоспособности — установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня конкурентоспособности продукции на всех этапах его создания и продвижения до потребителя. Так, для обеспечения необходимого качества продукции осуществляют воздействие на производственные факторы (сырье, конструкция, рецептура, технология), сбытовые факторы (условия транспортирования, хранения), сервисные факторы (дегустация товара и другая помощь в выборе товара, установка изделия на дому). Для обеспечения необходимого уровня цены товара воздействуют также на производственные, сбытовые (выбор транспортного средства, числа посреднических организаций), сервисные факторы (условия реализации и технического обслуживания). Выявляемые при оценке конкурентоспособности отклонения (в отрицательную сторону) от товаров-конкурентов побуждают изготовителя (продавца) осуществлять корректирующие действия, т.е. воздействовать на факторы с целью улучшения значений критериев.
Таким образом, мы видим, что существует огромное разнообразие в определении конкурентоспособности товара. В общем можно сказать, что это способность продукции отвечать требованиям конкретного рынка в рассматриваемый период. Конкурентоспособность продукции должна всегда оцениваться с позиции потребителя – основного «арбитра» в оценке достоинств и недостатков товара. Сегодня, в век мировой конкуренции, стало особенно важным верно оценить конкурентоспособность товара, ориентируясь именно на потребителя.
2. Методы определения конкурентоспособности продукции
Оценка конкурентоспособности продукции играет важную роль в определении и достижении предприятием заданного уровня прибыли. Объясняется это тем, что конкурентоспособность продукции является мерой прибыли, так как повышение конкурентоспособности обуславливает возрастание объема продаж.
Оценка конкурентоспособности продукции представляется собой совокупность операций по выбору критериев (показателей) конкурентоспособности, установлению действительных значений этих показателей для продукции конкурентов и сопоставлению значений показателей анализируемого товара, с товарами, принятыми в качестве базовых.
Оценка конкурентоспособности товара производится при осуществлении следующих мероприятий:
Наиболее часто необходимость в оценке конкурентоспособности возникает еще до появления новой продукции, т.е. на этапе ее проектирования и разработки. Дело в том, что уровень затрат в период потребления или эксплуатации, являющийся одним из наиболее часто используемых показателей конкурентоспособности, более чем на 80% зависит от характеристик изделия, закладываемых на ранних стадиях его разработки.6)
Используемые при оценке характеристики могут быть качественными (соответствие товара моде, отсутствие или наличие дефекта и др.) и количественными (производительность мясорубки, потребляемая мощность холодильника и др.). Следовательно, критерий конкурентоспособности – это качественная и (или) количественная характеристика продукции, служащая основанием для оценки ее конкурентоспособности.
Единичный критерий конкурентоспособности относится к одной из простых характеристик, определяющих конкурентоспособность. Параметрами является продажная цена, степень автоматизации прибора.
Комплексный критерий конкурентоспособности относится к совокупности характеристик, определяющих конкурентоспособность. Разновидностями комплексного критерия являются групповой и обобщенный критерии.
Групповой критерий конкурентоспособности – это комплексный критерий, который относится к группе характеристик, определяющих конкурентоспособность товара с той или иной стороны (уровень качества, имидж, уровень новизны, цена потребления, информативность товара).
В модели премии Правительства РФ в области качества «удовлетворенность потребителей качеством продукции» как комплексный критерий включает 31 единичный критерий, а в условиях получения Знака качества «III тысячелетие» этот критерий представлен как единичный.
Достаточно сильно агрегированным является потребительский показатель качества, так как входящие в него, например, показатели надежности занимают три ступени в системе классификации (см. табл. 1). Чрезвычайно агрегированным является критерий конкурентоспособности страны: по данным для определения рейтинга в мировых табелях о рангах учитывается 381 единичный критерий.
Таблица 1
Критерии конкурентоспособности 7)
Критерий конкурентоспособности |
Групповой критерий 1-го уровня |
Групповой критерий 2-го уровня |
Единичный критерий |
Потребительский показатель качества |
Показатель надежности |
Показатель долговечности |
Средний срок службы |
Обобщенный критерий конкурентоспособности — это комплексный критерий конкурентоспособности, по которому принимают решение о результатах оценки конкурентоспособности продукции. Примером являются уровень конкурентоспособности продукции, рейтинг товара.
Фактор
конкурентоспособности—
В экономической литературе имеются предложения об определении конкурентоспособности товара путем сопоставления выручки от экспорта и затрат внутри страны по его производству и реализации па внешнем рынке. Высказывается также мнение о возможности расчета конкурентоспособности путем отнесения полезного эффекта изделия к его продажной цене.
Но для товара, впервые выходящего на рынок, оценка конкурентоспособности при таком методе практически невозможна, так как его продажная цена отсутствует, а есть только цена предложения, которая в процессе рыночного отбора может существенно измениться. Поскольку при расчете цены предложения необходимо знать размер затрат по эксплуатации товара как один из основных факторов его конкурентоспособности, не имеет смысла, однажды определив эти затраты, исключать их из расчета в дальнейшем.
Требование основывать расчеты конкурентоспособности товара не только на продажной цене, а на цене потребления связан с задачей управления. В частности, повышение конкурентоспособности товара только с помощью одной продажной цены имеет ограниченные возможности и в ряде случаев не может дать ожидаемого эффекта, поскольку ее влияние на размер общих расходов часто несущественно.
Для оценки конкурентоспособности
продукции производственно-
1) после выбора изделия, для которого проводится оценка, на основе изучения рынка и требований покупателей определяется перечень технических и экономических параметров, подлежащий исследованию;
2) сравнение по каждой из групп параметров.
Суть такого сравнения — выяснить, насколько
каждый параметр товара близок к параметру
потребности. Инструментом сравнения
здесь является
единичный показатель — отношение
величины параметра анализируемого товара к величине параметра,
требуемой покупателем;
3) на основе единичных проводится подсчет
групповых показателей, которые в
количественной форме выражают различие
между
анализируемым товаром и потребностью,
т. е. позволяют судить о
степени ее удовлетворения;
4) в расчет интегрального показателя, представляющего
собой
численную характеристику конкурентоспособности
анализируемого товара по всем группам
параметров.
Существуют следующие методы оценки конкурентоспособности:
Прямые – методы, основанные на номенклатуре критериев, включающей интегральный показатель качества – отношение качество/цена.
Косвенные – методы, основанные на номенклатуре, включающей только характеристики качества. Отсутствие в номенклатуре продажной цены позволяет только косвенно судить о конкурентоспособности товаров. Поэтому применение метода оправдано только тогда, когда товары имеют близкие значения розничной цены.