Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:04, курсовая работа
Таким образом, цель данной курсовой работы состоит в изучении понятия конкурентоспособности продукции, а также методов ее определения.
При создании работы передо мной стояли следующие задачи:
- изучить сущность понятия «конкурентоспособность продукции»;
- осветить некоторые из методов определения конкурентоспособности;
- рассмотреть конкурентоспособность продукции российских товаропроизводителей (на примере одной из отраслей).
Введение ………………………………………………………………….3
Понятие и сущность конкурентоспособности продукции и её элементы…………………………………………………………………...4
Методы определения конкурентоспособности продукции……….14
Конкурентоспособность продукции российских предприятий: проблемы и перспективы ……………………………………………….25
Заключение ……………………………………………………………..33
Список литературы …………………………………………………….35
Матричные методы рассмотрены на примере матрицы Нильсена. Метод предусматривает комплексную оценку конкурентоспособности продукта с использованием совокупности групповых критериев; градацию уровня коммерческого успеха; характеристику признаков по каждому единичному критерию анализируемого товара для отнесения к одной из групп.
Матрица имеет следующую форму (рассмотрим на примере телевизоров «Рубин» и «Sony»):9)
Критерии конкурентоспособности |
Коэффициент весомости группового критерия |
Принадлежность
товаров-конкурентов к категори | ||
«ниже среднего» (до 40 баллов вкл.) |
«среднее» (свыше 40 до 70 баллов вкл.) |
«выше среднего» (более 70 баллов) | ||
1. Качество 1.1 Комплексный потребительский показатель качества 1.2 Информативность 1.3 Потребительская новизна, имидж
|
0,6
0,1
0,1 |
-
«Рубин» (40)
«Рубин» (30) |
«Рубин» (43)
-
- |
«Sony» (91)
«Sony» (100)
«Sony» (100) |
2. Цена потребления 2.1 Продажная цена 2.2 Эксплуатационные расходы |
0,15
0,05 |
«Sony» (25)
«Рубин» (20) |
-
- |
«Рубин» (90)
«Sony» (100) |
По значениям групповых
«Sony»: 0,6×91 +0,1×100 + 0,1×100 +0,15×25 + 0,05×100 = 83,35
«Рубин»: 0,6×43 + 0,1×40 + 0,1×30 + 0,15×90 + 0,05×20 = 47,3
По уровню конкурентоспособности телевизор «Sony» превзошел телевизор «Рубин» в 1,76 раз.
Оценка способности товара конкурировать производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец – это аналогичный товар, имеющий максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта в будущем. Если за базу принимается потребность, то расчет единичного показателя конкурентоспособности можно проводить по формуле
, (1)
где gi - единичный параметрический
показатель конкурентоспособности по
i-му параметру; Пi
– величина i-го параметра для анализируемой
продукции; Пin – величина i-го параметра,
при котором потребность удовлетворяется
полностью; n – количество анализируемых
параметров. Например, если Пi –
мощность двигателя = 210 л. с., а Пin
= 350 л. с.
Если за базу принимается образец, то в знаменателе дроби следует поставить величину i-го параметра для изделия, принятого за образец 1).
Комплексный метод основывается на применении групповых, обобщенных показателей. Так, например, расчет группового показателя по техническим параметрам производится по формуле:
где Iг. п. – групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам; gi – единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру; αi – весомость i-го параметра в общем наборе технических параметров, характеризующих потребность; n – число параметров, участвующих в оценке1).
Для примера возьмем такие технические показатели, как мощность двигателя грузового автомобиля, его снаряженную массу, грузоподъемность и максимальную скорость. Подставив их соответственно в формулу (2), получим
Расчет группового показателя по экономическим параметрам проводится по формуле
где З, Зэ – полные затраты потребителя соответственно по сравниваемой продукции и эталону2). Для вычисления данного показателя необходимо сначала вычислить полные затраты потребителя, которые состоят из единовременных затрат на приобретение продукции (Зе) и средних суммарных затрат на эксплуатацию продукции
где Т – срок службы; i – год по порядку3). Вычислим данный показатель (в млн. руб.)
Тогда групповой показатель будет равен
Смешанный метод позволяет выразить способность товара конкурировать в определенных условиях рынка через комплексный показатель – коэффициент конкурентоспособности
где i = 1, …, n – число параметров продукции, участвующих в оценке; j = 1, …, n – виды продукции; αi – коэффициент весомости для покупателя i-го параметра по сравнению с остальными существенными параметрами продукции; Пij – конкурентное значение i-го параметра для j-ой продукции; Пin – желаемое значение i-го параметра, которое позволяет полностью удовлетворить потребности покупателя; βi = +1, если увеличение параметра Пij способствует увеличению конкурентоспособности продукции (например, надежности, производительности изделия и т.д.); βi = -1, если увеличение параметра Пij приводит к снижению конкурентоспособности продукции (например, вес, габарит, цена и др.) 1)
Для вычисления коэффициента конкурентоспособности возьмем следующие показатели (для грузовых автомобилей): цена, мощность двигателя грузового автомобиля, его снаряженную массу, грузоподъемность, максимальную скорость и контрольный расход топлива при 60 км/ч. Получим
Учитывая, что сумма «удельных весов» каждого из рассматриваемых показателей в общем объеме по каждому виду продукции не может превышать единицы, или 100%, необходимым условием для коэффициента значимости αi является1)
Это можно проверить на предыдущем примере
Коэффициент конкурентоспособности
учитывает лишь ту группу свойств
товара, которая служит базой для
сравнения. Тем не менее при его
расчете рассматривается
Показатель
Для оценки качества и конкурентоспособности изделий, по мнению специалистов, возможно применение балльной оценки, в соответствии с которой каждому качественному параметру изделия выставляется балл с учетом значимости этого параметра для изделия в целом и избранной для оценки шкалы – 5 – 10 – 100 – балльной. После этого определяется средний балл изделия, характеризующий уровень качества в баллах. Стоимость одного среднего балла определяется путем деления цены изделия на средний балл
где Р – цена изделия; - средний балл изделия с учетом параметров качества. Так, например, невозможно оценить количественно такой показатель, как эстетичность, поэтому применяется балльная система. Пусть эстетические качества грузовика оценены 8 баллами по 10-балльной шкале (цена дана в млн. руб.)
Подобный расчет рекомендуется проводить при сравнительном анализе изделия для решения вопроса об их запуске в производство или эффективности предлагаемых качественных усовершенствований 1).
Представляет интерес
Итак, можно с уверенностью сказать, что существует огромное количество методов оценки конкурентоспособности, но я рассмотрела лишь некоторые из них. При этом я привела расчеты по некоторым из методов, чтобы они были наглядней. У каждого из рассмотренных мною методов есть свои преимущества и недостатки, но для применения на практике необходима их комбинация, индивидуальная для каждого конкретного случая.
На современном этапе развития проблема конкурентоспособности товаров и услуг и в целом экономики России выходит на первый план. В.Путин в своем выступлении накануне президентских выборов перед доверенными лицами выразил мнение, что в достижении конкурентоспособности и заключается так называемая национальная идея 1).
В современной рыночной экономике качество товара или услуги становится не менее важным фактором в конкурентной борьбе, чем их цена. Под давлением жесткой конкуренции в поисках рынка сбыта производители вынуждены все в большей мере ориентироваться на повышение качества товаров и услуг.
Конкурентоспособность продуктов и производств на внутреннем и международном рынках не исчерпывается понятием «технологическое содержание», поскольку она отражает результаты сложного взаимодействия характеристик предлагаемого продукта и рыночных параметров. Иными словами, высокое технологическое содержание является необходимым, но не достаточным условием высокой конкурентоспособности продукции в современном мире.
К сожалению, и это условие остается невыполнимым для России.
Низка и продолжает снижаться доля инновационной продукции в отгруженной инновационно активными предприятиями, невысок средний уровень наукоемкости 2).
Вообще конкурентоспособность можно разделить на внешнюю и внутреннюю. Внешняя конкурентоспособность – это способность продавать товары и услуги на мировых рынках, наличие в структуре экспорта достаточного количества товаров и услуг, обеспечивающих устойчивость платежного баланса страны.
Внутренняя
Состояние российской экономики с точки зрения внешней конкурентоспособности, если судить по платежному балансу, можно признать благополучным. В 2002 г. внешнеторговый баланс сведен с положительным сальдо – $37,2 млрд. В 2003 г. ситуация была еще лучше. Но из всей номенклатуры российского экспорта, как известно, на внешних рынках конкурентоспособно небольшое число товаров – энергоносители, сырье, металлы и другие продукты первичной переработки. Традиционные рынки СНГ, фактически приравниваемые к внутреннему рынку, поглощают около 15% экспорта. Доля готовых изделий здесь выше – 28,5% российского экспорта на эти рынки составляют машины и оборудование, около 40% - текстиль, одежда, обувь 1).
Как ни странно, анализ внутренней конкурентоспособности оказался гораздо более сложным, чем внешней: данных, предлагаемых отечественной статистикой, еще меньше.
Но в данной главе я бы хотела проанализировать конкурентоспособность российской продукции на примере отечественных автомобилей.
Автомобильная промышленность – ведущая отрасль машиностроения, значительно влияющая на решение экономических, социальных, экологических и научно-технических проблем в любой индустриально развитой стране. Особую роль играет автопром в кризисных ситуациях, когда отрасль выступает «локомотивом», вытягивающим всю экономику страны из кризиса. Это обусловлено особенностями автомобилестроительного производства с его масштабностью, массовостью, высоким уровнем кооперации с другими отраслями промышленности. При этом во всем комплексе финансово-экономических, организационно-технических, технологических задач, стоящим перед автомобилестроением, главной, обобщающей задачей является повышение качества, а значит, конкурентоспособности выпускаемых автомобилей.
Автомобилестроение и в
Принятие Федерального закона «О техническом регулировании» вносит серьезные изменения в нормативно-правовые механизмы повышения качества и конкурентоспособности продукции. Он впервые ориентирует субъекты управления не на повышения качества продукции, а на повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг (ст. 2, 11, 18 Федерального закона 2)). Методологически неправомерно целое опускать на нижний уровень и пытаться управлять бессистемным набором частей (качеством, ценой и т.д.)3).