Оценка кредитоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Вопросы кредитоспособности были достаточно актуальными и широко освещались еще в экономической литературе дореволюционного периода, а также в трудах экономистов 20-х годов. В целом под кредитоспособностью понимали: с точки зрения кредитополучателя – способность к совершению кредитной сделки, возможность своевременного возврата полученного кредита; с позиций банка – правильное определение размера допустимого кредита.
При определении кредитоспособности получателя денежных средств, как правило, принимают во внимание такие факторы: дее- и правоспособность кредитополучателя для совершения кредитной сделки; его моральный облик, репутация; наличие обеспечительного материала кредита; способность кредитополучателя получать доход.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические аспекты оценки кредитоспособности получателя денежных средств 6
1.1 Состояние кредитной задолженности белорусским банкам со стороны получателей денежных средств 6
1.2.Причины и проблемы кредитной задолженности ОАО АСБ "Беларусбанк". 8
1.3 Оценка кредитоспособности получателя денежных средств в системе управления кредитным риском 11
2 Оценка кредитоспособности получателя денежных средств АСБ "Беларусбанк" 17
2.1 Анализ кредитов физическим лицам на примере АСБ «Беларусбанк». 17
2.2 Оценка кредитоспособности физических лиц, АСБ "Беларусбанк" 21
2.3 Управление кредитным риском в исследуемом банке и оценка его эффективности 23
3 Оценка кредитования в условиях современности 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

оценка кредитоспособности курсовая.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

     Примечание – Источник: собственная разработка

 

           Удельный вес кредитов физическим лицам в общем объеме кредитов на 01.11.2011 составляет 37%, в 2010 году они составляли лишь 20%.

Если рассматривать структуру кредитного портфеля рисунок 3.1, то наибольший удельный вес занимают льготные кредиты 82%. Кредиты на потребительские нужды и на недвижимость значительно отличаются от льготных в общем объеме кредитного портфеля и составляют 10% и 8% соответственно. Это связано с поддержкой банком значительных государственных программ.

 

          

             

Рисунок 3.1- Портфель кредитов физическим лицам

Примечание – Источник [14]

 

За I полугодие 2011 года кредитный портфель физических лиц Беларусбанка увеличился на 3,1 трлн рублей и на 1 июля достиг 18,9 трлн рублей (в эквиваленте). Количество действующих кредитных договоров превысило 827 тысяч, а средний размер задолженности на одного кредитополучателя возрос с 19,3 млн.р. (на начало года) до 22,9 млн.р.

На финансирование государственной программы жилищного строительства в соответствии с Указами Президента Республики Беларусь Беларусбанком направлено 3,3 трлн рублей (55% годового объема), на условиях, определенных банком, - 129 млрд рублей (51%). В рамках системы строительных сбережений выдано 8,1 млрд рублей (за весь период действия системы - более 117 млрд рублей).

Удельный вес просроченной задолженности по-прежнему находится на низком уровне - 0,006%.

Доля кредитов, процентные выплаты по которым зависят от изменения ставки рефинансирования, в кредитном портфеле физических лиц незначительна и не превышает 1%.

На 1 июля 2011 года остаток задолженности по кредитам физических лиц (в эквиваленте всех валют) составил 18 936,5 млрд рублей, в том числе задолженность по кредитам, по которым процентная ставка изменяется одновременно с изменением ставки рефинансирования - 147,6 млрд рублей.

С начала года объем кредитной задолженности населения в ОАО «АСБ Беларусбанк» увеличился на 3 трлн рублей (или на 20%) и достиг 19 трлн рублей. В то же время просроченная задолженность по кредитам населению за шесть месяцев увеличилась только на 200 млн рублей и на 1 июля этого года составила 1,1 млрд рублей.

Вместе с тем, несмотря на значительный рост кредитного портфеля физических лиц, удельный вес проблемной задолженности в общей сумме кредитной задолженности населения за указанный период не изменился и составляет 0,01%.

Что касается кредитов, выплаты по которым зависят от размера ставки рефинансирования, то, несмотря на увеличение ставки, просроченная задолженность по таким кредитам составляет всего 26 млн рублей, а ее удельный вес в общем объеме просроченных кредитов населения, составляет 2%.

Банк постоянно проводит оценку процентного риска и изучает влияние изменения ставки рефинансирования на качество активов физических лиц.

Поскольку применение плавающих процентных ставок значительно увеличивает риск возникновения просроченной задолженности (при увеличении ставки рефинансирования на 1 п.п. размер ежемесячного платежа по кредиту увеличивается в среднем на 5%), банком устанавливаются фиксированные процентные ставки по кредитам населения.

Так как кредиты физическим лицам предоставляются исходя из платежеспособности кредитополучателей, каждое изменение процентных ставок распространяется только на вновь заключаемые кредитные договоры, что позволяет минимизировать риск невозврата кредитов.

Практика работы подтверждает, что данный подход оправдан, и в случае повышения ставки рефинансирования у кредитополучателей ОАО «АСБ Беларусбанк» не возникает серьезных проблем с погашением кредитов.

Поскольку 99% кредитного портфеля физических лиц составляет задолженность с фиксированными процентными ставками, увеличение ставки рефинансирования не оказало негативного влияния на показатели деятельности банка и не привело к ухудшению качества активов.

На 1 октября 2011 года доля Беларусбанка в общем объеме кредитов, предоставленных физическим лицам, всей банковской системой страны составляет около 70%, увеличился на 2 % по сравнению с июлем. Его кредитополучателями являются 816 тысяч граждан. Всего с начала года на кредитование населения направлено более 6 трлн рублей, заключено почти 129 тысяч кредитных договоров. Удельный вес проблемной задолженности по кредитам физическим лицам остается на низком уровне и на 1 октября 2011 года составляет 0,006%.

 

 

 

Рисунок 3.2 Доля кредитов ОАО «Беларусбанка» среди всего банковского сектора

Примечание – Источник: собственная разработка

 

Беларусбанк активно кредитует население на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья на условиях, определенных банком. Так, в текущем году  на финансирование недвижимости направлено около 218 млрд.руб., заключено около 7 тысяч кредитных договоров.

За 9 месяцев текущего года задолженность по кредитам на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья увеличилась на 137 млрд.руб. и достигла 1,8 трлн.руб.

Задолженность по кредитам, предоставленным в рамках системы строительных сбережений, на 1 октября  2011 года  составила Br 95 млрд.руб. На жилищно-накопительных вкладах физических лиц аккумулировано около Br 26 млрд.руб.

Беларусбанк по-прежнему предоставляет населению кредиты на потребительские нужды. С начала года выдано 490 млрд.руб., кредитами воспользовались почти 58 тысяч граждан.

По состоянию на 1 октября 2011 года задолженность по кредитам на потребительские нужды  составила 1,2 трлн.руб.

 

 

 

 

 

 

2.2 Оценка кредитоспособности физических лиц, АСБ "Беларусбанк"

При подготовке заключения работник службы кредитования населения учреждения Банка оценивает кредитоспособность Кредитополучателя и его поручителей с целью оценки возможности своевременно и  полоном объеме возвратить кредит и уплатить проценты за пользование им.

Для оценки кредитоспособности изучаются его платежеспособность (доходы и расходы семьи, стоимость коммунальных услуг за пользование жилой площадью, телефоном, размер оплаты за содержание детей в детских учреждениях, размер по кредитам в том числе полученных в других банках, наличие просроченной задолженности при овердрафтом кредитовании с использованием дебетовой банковской пластиковой карточкой сроком свыше 30 дней, анализируются история Кредитополучателя в Банке,  информация о наличии у него денежных средств в банковских вкладах и другие данные, свидетельствующие о возможности погасить кредит.

Кредиты не выдаются физическим лицам, у которых выплаты по исполнительны листам в сумме составляют 50 и более процентов чистого дохода.

Банк не в праве принимать  обеспечение кредитов поручительство физических лиц, у которых размер удержаний из заработной платы равен или превышает 50% чистого дохода.

Размер кредита определяется исходя из платежеспособности Кредитополучателя.

В расчет размера кредита на строительство  и приобретение жилых помещений при недостаточной платежеспособности Кредитополучателя могут приниматься доходы его поручителей – членов семьи (супруг(а), трудоспособные родители (дети), родные братья и сестры с тем, что бы общий размер ежемесячных платежей по кредитам не превышал 50 % чистого совокупного дохода Кредитополучателя и поручителей.

Кредиты на финансирование недвижимости гражданам, достигшим общеустановленный пенсионный возраст, предоставляются только исходя из размера пенсии без включения в доход Кредитополучателя доходов поручителей, за исключением близких родственников (супруг (а), дети, внуки).

Коэффициент (Кд), определяющий долю ежемесячных платежей по кредиту и процентам за пользование кредитом в сумме среднемесячных доходов  за вычетом суммы среднемесячных расходов, рассчитывается:

Кд = П/ (Д-Р), где П – платежи в погашение кредита за пользование кредитом, включая платежи по ранее полученным кредитам;

Д – среднемесячных доход Кредитополучателя

Р – среднемесячные расходы.

Заявленная сумма кредита предоставляется, если коэффициент Кд не превышает 0,5.

При выдаче кредитов на строительство или приобретение жилых помещений размер Кд, не должен быть ниже 0,2 и не должен превышать 0,5.

Срок пользования кредитом на строительство или приобретение жилых помещений устанавливается в зависимости от Кд, определяющих долю ежемесячных платежей по кредиту и процентами за пользование кредитом.

Анализируется кредитоспособность поручителей, при этом расчет позволяет определить их необходимое количество.

Если количество поручителей более одного, то расчет платежеспособность поручителей производятся исходя из совокупного дохода поручителей, с тем, чтобы Кд не более 0,5.

По решению кредитного комитета учреждениями Банка на выборочной основе проверяется кредитоспособность Кредитополучателя по ранее выданным кредитным договорам путем анализа движения средств по счетам, открытым Кредитополучателям  в учреждении Банка, либо справкам о доходах за три последних месяца, предоставленным Кредитополучателями

 


2.3 Управление кредитным риском в исследуемом банке и оценка его эффективности

 

Кредитный риск, т.е. опасность, что дебитор не сможет осуществить процентные платежи или выплатить основную сумму кредита в соответствии с условиями, указанными в кредитном соглашении, является неотъемлемой частью банковской деятельности. Кредитный риск означает, что платежи могут быть задержаны или вообще не выплачены, что, в свою очередь, может привести к проблемам в движении денежных средств и неблагоприятно отразиться на ликвидности банка. Несмотря на инновации в секторе финансовых услуг, кредитный риск до сих пор остается основной причиной банковских проблем. Существуют три основных вида кредитного риска:

личный или потребительский риск;

корпоративный риск или риск компании;

суверенный или страновой риск.

Из-за потенциально опасных последствий кредитного риска важно провести всесторонний анализ банковских возможностей по оценке, администрированию, наблюдению, контролю, осуществлению и возврату кредитов, авансов, гарантий и прочих кредитных инструментов. Общий обзор управления кредитными рисками включает в себя анализ политики и практики банка. Данный анализ должен также определить адекватность финансовой информации, полученной от кредитополучателя, которая была использована банком при принятии решения о предоставлении кредита. Риски по каждому кредиту должны периодически переоцениваться, так как им свойственно изменяться.

Обзор функции по управлению кредитными рисками производится по следующему плану:

управление кредитным портфелем;

кредитная функция и операции;

качество кредитного портфеля;

неработающий кредитный портфель;

политика управления кредитными рисками;

политика по ограничению кредитных рисков;

классификация активов;

политика по резервированию кредитных потерь.

В качестве основы для надежной кредитной политики должны рассматриваться следующие факторы.

Лимит на общую сумму выданных кредитов. Лимит на общий кредитный портфель обычно выражается как отношение суммы кредитного портфеля к сумме депозитов, капитала или общей сумме активов. При установлении данного лимита должны рассматриваться такие факторы, как спрос на кредиты, колебания депозитов и кредитные риски.

Географические лимиты обычно являются сложной проблемой. Если банк недостаточно хорошо ориентируется на своих рынках и/или управление банком недостаточно профессионально, географическая разбросанность может стать причиной появления просроченных кредитов. С другой стороны, установление жестких географических лимитов также может создать проблемы, особенно если банк работает в регионе с узконаправленной экономикой. В любом случае рынок деятельности банка должен быть четко определен и соответствовать профессионализму управляющих и служащих. Банковские служащие должны быть в полной мере осведомлены о географических ограничениях в отношении кредитования. Данное положение наиболее важно для вновь созданных банков.

Концентрация кредитов. Кредитная политика должна стимулировать диверсификацию кредитного портфеля и способствовать нахождению баланса между максимальным доходом и минимальным риском. Ограничение по концентрации обычно относится к максимальному размеру кредитов, выдаваемых одному клиенту, связанной группе и/или сектору экономической деятельности (например, сельскому хозяйству, сталелитейной или текстильной промышленности). Данный вид лимитов особенно важен для небольших региональных или специализированных банков. Кредитная политика также должна требовать, чтобы лимиты по концентрации часто пересматривались и по ним предоставлялись отчеты.

Распределение по категориям. Ограничения по процентному соотношению кредитов, выдаваемых коммерческому сектору, сектору недвижимости, физическим лицам или другим кредитным категориям, являются общепринятой практикой. Политика в отношении данных ограничений должна разрешать некоторые отклонения от установленных нормативов, если их одобряет руководство.

Информация о работе Оценка кредитоспособности