Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 16:58, курсовая работа
Вопросы кредитоспособности были достаточно актуальными и широко освещались еще в экономической литературе дореволюционного периода, а также в трудах экономистов 20-х годов. В целом под кредитоспособностью понимали: с точки зрения кредитополучателя – способность к совершению кредитной сделки, возможность своевременного возврата полученного кредита; с позиций банка – правильное определение размера допустимого кредита.
При определении кредитоспособности получателя денежных средств, как правило, принимают во внимание такие факторы: дее- и правоспособность кредитополучателя для совершения кредитной сделки; его моральный облик, репутация; наличие обеспечительного материала кредита; способность кредитополучателя получать доход.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические аспекты оценки кредитоспособности получателя денежных средств 6
1.1 Состояние кредитной задолженности белорусским банкам со стороны получателей денежных средств 6
1.2.Причины и проблемы кредитной задолженности ОАО АСБ "Беларусбанк". 8
1.3 Оценка кредитоспособности получателя денежных средств в системе управления кредитным риском 11
2 Оценка кредитоспособности получателя денежных средств АСБ "Беларусбанк" 17
2.1 Анализ кредитов физическим лицам на примере АСБ «Беларусбанк». 17
2.2 Оценка кредитоспособности физических лиц, АСБ "Беларусбанк" 21
2.3 Управление кредитным риском в исследуемом банке и оценка его эффективности 23
3 Оценка кредитования в условиях современности 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Виды кредитов. Кредитная политика должна описывать виды кредитов и других кредитных инструментов, которые банк намеревается предоставлять клиентам, и содержать директивы по специальным кредитам. Выбор видов кредитных инструментов должен основываться на опыте служащих кредитного отдела, структуре депозитов банка и ожидаемом кредитном спросе. Определенные виды кредитов, использование которых ранее привело к непредвиденным убыткам, должны контролироваться старшими менеджерами или не использоваться вообще.
Сроки кредитов. Кредитная политика должна устанавливать максимальный срок для каждого вида кредитов, а кредиты должны выдаваться с реальным графиком погашения. Планирование сроков погашения должно зависеть от ожидаемого источника погашения, от назначения кредита и от полезного срока службы залога.
Кредитное ценообразование. Процентные ставки по различным видам кредитов должны быть достаточными для того, чтобы покрывать издержки банка на привлечение ресурсов, кредитный надзор, администрирование (включая общие накладные расходы) и возможные убытки. В то же время они должны обеспечивать приемлемую маржу прибыли. Ставки должны периодически пересматриваться и меняться в соответствии с изменениями величины издержек или конкурентных факторов. Дифференцирование процентных ставок может сознательно использоваться для того, чтобы "отпугнуть" или, наоборот, привлечь определенные категории кредитополучателей. Директивы по другим существенным процедурам, таким как определение комиссии за обязательство или установление штрафных процентных ставок, также являются элементами ценовой политики.
Кредитное администрирование часто определяется размером банка. В небольших банках оно обычно централизованно. Во избежание задержек в кредитном процессе большие банки стремятся децентрализовать управление кредитами в соответствии с географическим местоположением, кредитными продуктами и/или видами клиентов. Кредитная политика должна устанавливать лимиты для всех служащих, занимающихся предоставлением кредитов. Индивидуальные ограничения могут быть более жесткими, чем обычно, в зависимости от опыта служащего и срока его службы в банке. Кредитные лимиты могут быть также основаны на групповых полномочиях, крупные кредиты могут потребовать согласия комитета. Должны быть оговорены отчетные процедуры и частота заседаний комитета.
Процесс оценки. Кредитная политика должна описывать распределение ответственности за принимаемые оценочные решения и содержать официальные, стандартные процедуры оценки, включая процедуры по переоценке, связанные с возобновлениями или пролонгациями кредита. Допустимые виды переоценок и лимиты по ним должны быть оговорены для каждого вида кредитных инструментов. Также должны быть определены обстоятельства, при которых необходимо участие квалифицированных независимых оценщиков. Должны быть детально описаны допустимые соотношения суммы кредита к оценочной стоимости как проекта, так и залога, а также методы оценки по различным видам кредитных инструментов. Кредитная политика также должна содержать требования к авансовым платежам, где это возможно.
Максимальное соотношение суммы кредита и рыночной стоимости заложенных ценных бумаг. Кредитная политика должна устанавливать дополнительные резервные обязательства для всех видов ценных бумаг, которые принимаются как залог. Эти обязательства должны быть соотнесены с возможностью реализации ценных бумаг. Назначаются ответственные и устанавливается график периодических переоценок залога.
Регистрация в учетных записях. Банк должен регистрировать кредит, выданный им либо приобретенный, в своем балансе. Это должно происходить, как только банк принимает контрактные условия кредита. Первоначально кредит заносится в баланс по своей себестоимости.
Ослабление. Банк должен определять и признавать ослабление кредита или коллективно оцененной группы кредитов. Это происходит в тех случаях, когда имеется вероятность того, что банк не сможет получить определенные суммы в соответствии с контрактными условиями кредитного соглашения. Ослабление может учитываться через снижение балансовой стоимости кредита до стоимости его реализации (по результатам оценки) путем частичного списания либо путем внесения соответствующих расходов в отчет о прибылях и убытках за период, в который ослабление произошло.
Кредитная политика должна определять неуплаченные обязательства всех видов и описывать, какие отчеты представляются правлению по этим неуплатам. Данные отчеты должны содержать достаточно информации для того, чтобы определить фактор риска, потенциальные убытки и альтернативные пути действий. Финансовая информация. Безопасное предоставление кредита зависит от полноты и точности информации по каждому аспекту финансового положения кредитополучателя. Исключение может быть сделано только в том случае, когда кредит изначально выдавался на условии, что ликвидный залог будет использоваться в качестве источника выплат. Кредитная политика должна определять требования к финансовой отчетности организаций и частных лиц - кредитополучателей всех категорий. Необходимы директивы по финансовой отчетности, имеющей аудиторское заключение, не имеющей аудиторского заключения, промежуточной финансовой отчетности, по отчету о движении денежных средств и прочим отчетным документам. Политика должна устанавливать процедуры анализа кредитов внешними проверяющими для периодической корректировки данных. Если срок погашения кредита больше года, нужно предписывать подготовку банковскими служащими финансовых прогнозов на этот срок, чтобы удостовериться, что кредит может быть погашен кредитополучателем. Возможные допущения при таком прогнозировании должны быть точно оговорены. Все требования необходимо описать так, чтобы любая негативная информация, не соответствующая кредитной политике банка, была сформулирована явным образом.
Наконец, кредитная политика должна дополняться директивами и в отношении других отделов банка. Письменные директивы и процедуры, которые утверждены и введены в действие в различных отделах банка, нужно упомянуть в общей кредитной политике банка. Отсутствие письменных директив, методик и процедур является большим недостатком и говорит о том, что руководство не выполняет должным образом свои обязанности.
Конкретные меры по управлению кредитными рисками обычно включают три вида директив. Первый вид - это директивы, направленные на ограничение или уменьшение кредитных рисков, например определяющие концентрацию и размер кредитов, кредитование связанных с банком лиц или превышение лимитов. Второй вид включает директивы по классификации активов сюда входит анализ вероятности погашения портфеля кредитов и прочих кредитных инструментов, включая начисленные и невыплаченные проценты, которые подвергают банк кредитному риску. Третий вид включает директивы по кредитному резервированию - не только по портфелю кредитов, но также по всем другим активам, которые могут привести к убыткам.
3 Оценка кредитования в условиях современности
Чем выше поднимает ставку рефинансирования Национальный банк и чем больше становятся ставки по банковским кредитам, тем больше возникает сомнений в способности заемщиков рассчитаться по своим долгам.
Заместитель председателя Национально банка РБ Сергей Дубков 11 ноября даже предложил банкам подумать над вопросом о целесообразности розничного кредитования в белорусских рублях по существующим ставкам.
Причины для беспокойства имеются. Сумма проблемных кредитов, выданных белорусскими банками физическим лицам, в октябре выросла почти в полтора раза - на 87,5 млрд. р. и достигла на 1 ноября 2011 года 295,9 млрд. р. Просроченная задолженность физических лиц превысила ее уровень на начало года в 3 раза, а уровень на 1 ноября 2010 года - в 2,8 раза.
В росте сыграла свою роль девальвация белорусского рубля, то есть увеличение задолженности объясняется в большей степени переоценкой ее валютной части.
Доля проблемной рублевой задолженности в общем ее объеме, составившем на 1 ноября 2011 года 28,5 трлн. Р., вообще мизерная - 0,4%. На начало года она равнялась 0,2%.
Таким образом, проблемы с кредитами физических лиц у банков действительно есть, но она невелика: доля проблемных кредитов пока находится на уровне немногим выше 1% от общей суммы кредитов.
Но по мере роста ставки рефинансирования проблема может стать значительнее. К тому же надо иметь в виду, что, следуя рекомендациям Национального банка, многие коммерческие банки осуществляют реструктуризацию кредитов, что переводит потенциальные проблемные кредиты в разряд нормальных, но грозит неприятностями в перспективе.
То есть имеющееся беспокойство некоторых банков и Национального банка связано, похоже, не с текущими проблемами, а с возможным их обострением в будущем, и носит превентивный характер.
Основная часть кредитной задолженности физических лиц - это кредиты, процентные ставки за пользование которыми остаются неизменными на протяжении всего срока пользования кредитом.
Кредиты со ставками, изменяющимися одновременно со ставкой рефинансирования, предоставлены в рамках реализации отдельных государственных программ и их доля в кредитном портфеле незначительна.
Вместе с тем, ОАО «АСБ Беларусбанк» следует рекомендациям Национального банка Республики Беларусь и предпринимает меры по недопущению чрезмерной нагрузки на физических лиц по погашению имеющейся у них кредитной задолженности.
Кредитополучателям предоставлена возможность реструктуризировать задолженность по кредиту путем предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате основного долга, а также продления срока погашения кредита. При этом банк учитывает, чтобы размер месячного платежа по погашению кредита и процентов за пользование им, не превышал 50 % совокупного дохода семьи кредитополучателя.
Учитывая сложившуюся ситуацию на валютном рынке, принят ряд мер, позволяющих существенно снизить кредитную нагрузку на граждан, получивших кредиты в иностранной валюте. Банком принято решение о снижении до 10 % годовых ставок по валютным кредитам на финансирование недвижимости и потребительские нужды, ранее выданным под 11 - 14 % годовых. Одновременно кредитополучателям предоставлена возможность увеличить срок пользования кредитом, что позволяет сохранить размер ежемесячного платежа на уровне, сложившемся до изменения курса валют.
Также кредитополучателям предоставлена возможность осуществлять погашение текущих платежей по валютным кредитам путем безналичной покупки валюты за белорусские рубли.
Деятельность Беларусбанк в целом, и кредитная политика в отношении физических лиц в частности, ориентированы на индивидуальный подход к каждому клиенту.
Реализуя кредитную политику, Беларусбанк также учитывает уровень доходов граждан. В частности, кредиты на финансирование недвижимости и потребительские нужды жителям сельских населенных пунктов предоставляются под более низкую процентную ставку, так как доходы жителей села меньше, чем в городе.
Для банка важно, прежде всего, сохранить качество кредитного портфеля и сделать кредитные продукты максимально доступными для широкого круга населения.
Сохранится программа льготного кредитования жилищного строительства в Беларуси, однако критерии по определению права граждан на получение льготных кредитов на жилищное строительство изменятся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проведя анализ кредитов физическим лицами оценку кредитоспособности получателя денежных средств, можно сделать следующие выводы:
1.При определении кредитоспособностью кредитополучателя, как правило, принимают во внимание такие факторы: дее- и правоспособность кредитополучателя для совершения кредитной сделки; его моральный облик, репутация; наличие обеспечительного материала кредита; способность кредитополучателя получать доход.
2.Банками предлагаются различные кредитные продукты: потребительские кредиты (автокредиты, кредиты с использованием банковских пластиковых карточек, экспресс–кредиты), кредиты на приобретение (реконструкцию) недвижимости, овердрафтное кредитование с использованием банковских пластиковых карточек. Расширяется перечень предлагаемых банками видов потребительских кредитов для населения за счет внедрения банками отдельных целевых программ, в том числе поддерживающих отечественных товаропроизводителей.
3. Лидирующие позиции на рынке кредитных услуг населению занимает ОАО АСБ «Беларусбанк». Это обусловлено исторически сложившейся специализацией банка на работе с населением, а также предоставлением физическим лицам льготных кредитов на строительство и приобретение жилья.
4. В целях обеспечения рентабельности направления потребительского кредитования наиболее целесообразным представляется разработка дифференцированной шкалы установления процентных ставок и тарифов комиссионного вознаграждения по различным категориям кредитам в зависимости от группы риска, с учетом покрытия всех издержек Банка и образования в необходимом объеме резерва по сомнительным долгам.
5. ОАО АСБ «Беларусбанк» предпринимает меры по недопущению чрезмерной нагрузки на физических лиц по погашению имеющейся у них кредитной задолженности. Банк предоставляет возможность реструктуризировать задолженность по кредиту путем предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате основного долга, а также продления срока погашения кредита. Что особенно актуально в настоящее время, в связи с постоянным ростом ставки рефинансирования и следовательно процентов по кредитам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анализ деятельности банков: Учеб. пособие/ И.К. Козлова, Т.А.Купрюшина, ОА. Богданкевич и др.; Под общ. ред. И.К. Козловой. Мн.: Вышэйшая школа, 2003.240 с.
2. Банковский кодекс Республики Беларусь в редакции Закона Республики Беларусь от 17 июля 2006г. №145-3./ Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 113, 2/1243.