Оценка общей ситуации в отрасли и на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 14:10, реферат

Описание работы

В июле 2009 г. агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование российского рынка соков, нектаров и сокосодержащих напитков. Согласно оценке компании КОМКОН, показатели объема рынка детского питания в 2004 г. находились в пределах от 200 до 300 млн. долл. На сегодняшний день этот рынок имеет большой потенциал. Ежегодный его рост в России составляет 15-20%. Главным образом это связано с увеличением рождаемости. Кроме того, немаловажным является рост доходов россиян и, как следствие, изменение культуры потребления продуктов детского питания: потребители все больше приобретают готовые продукты промышленного производства, а не готовят их самостоятельно.

Файлы: 1 файл

курсовой по экономике.docx

— 75.77 Кб (Скачать файл)

          Оценка общей ситуации в отрасли и на рынке

 

В июле 2009 г. агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование российского рынка соков, нектаров и сокосодержащих напитков. Согласно оценке компании КОМКОН, показатели объема рынка детского питания в 2004 г. находились в пределах от 200 до 300 млн. долл.            На сегодняшний день этот рынок имеет большой потенциал. Ежегодный его рост в России составляет 15-20%. Главным образом это связано с увеличением рождаемости. Кроме того, немаловажным является рост доходов россиян и, как следствие, изменение культуры потребления продуктов детского питания: потребители все больше приобретают готовые продукты промышленного производства, а не готовят их самостоятельно. По данным регулярного исследования TGI-Baby, проводимого исследовательской компанией КОМКОН, в 2005 г. самостоятельное приготовление питания для детей от 0 до 3 лет среди московских мам сократилось практически вдвое по сравнению с 2002 г. детские каши – с 17,1% до 8, 8%, фруктовые пюре – с 12,3% до 5,9%, соки – с 8,7% до 4,9% (рисунок 1).

  В 2004 году объем российского рынка детских соков составил около 60 млн. литров. При этом рынок активно растет – по сравнению с 2003 годом его объем увеличился на 27%. Однако, несмотря на бурное развитие рынка, сегодня он способен удовлетворить только 16% оценочной потребности в детских соках. Неудивительно, что родителям зачастую приходится давать малышу в качестве прикорма "взрослые" продукты.

Лидером сокового сегмента является брэнд "Фруто-Няня", принадлежащий  компании "Лебедянский". Более 50% матерей, опрошенных в рамках исследования TGI Baby 2005, назвали эту марку "самой часто покупаемой". Кроме соков, в ассортимент "Фруто-Няни" входят также фруктовые пюре. Осенью 2005 года в сегменте детских соков появился еще один крупный игрок – компания "Мултон", предложившая покупателям продукцию под брендом "Ясли-Сад".

В сегменте детских соков  активно развивается агропромышленная корпорация "Придонье" (Волгоградская  область), все производственные мощности которой сертифицированы для  производства детского питания. Марочный портфель компании включает хорошо известные "детские" брэнды "Сады Придонья" и "Мой". Кроме того, в ноябре 2004 года компания выпустила на рынок  еще одну марку – "Спеленок", и уже сегодня узнаваемость этого  брэнда среди мам, покупающих детские  соки, составляет 18%.

 По оценкам некоторых  аналитиков, рынок соковой продукции  находится в постоянном росте.  Рынок постоянно увеличивается:  с 2003 по 2008 гг. объем рынка соков  вырос с 1500 млн. л. до 3028 млн.  л., в 2003 г.рынок вырос на 22%, в  2004 - на 15%, в 2005 - так же на 15%, в  2006 - 16%, в 2007 - на 12%, в 2008 - 0% .  Таким  образом, можно отметить, что на  замедление темпов роста рынка  началось еще до начала влияния  кризиса на общеэкономическую  ситуацию в стране. Снижение потребления  во время кризиса лишь ускорило  падение роста рынка, начавшееся  ранее. 

И действительно, уже с  конца 2007 - начала 2008 г. российские производители  соков, нектаров и сокосодержащих напитков начали ощущать что рынок, который  до этого прирастал двузначными  цифрами, резко замедлил темп роста. Ситуация еще сильнее усугубилась  из-за разразившегося экономического кризиса. В 4 квартале 2008 г. впервые за последние годы было отмечено падение  продаж.

Согласно пессимистичным оценкам экспертов, рынок соков  в 2009 г. ждет падение более чем  на 10%. Самый оптимистичный прогноз  сделан аналитиком инвесткомпании «Брокеркредитсервис» Татьяной Бобровской. Она полагает, что в 2009 г. рынок  всего лишь замедлит темпы прироста до 8-9%.

Более 80% рынка по итогам 2008 года делят между собой 4 крупных  производителя: «Лебедянский» (30%), «Нидан» (16%), «Мултон» (22%) и «ВБД» (18%).

Таким образом, сегодня на рынке соковой продукции можно  отметить несколько тенденций:

1.     Рост стоимости  концентратов и конечной продукции. 

2. Компании, изначально специализировавшиеся  на производстве концентратов, сами  начинают выпуск готовой соковой  продукции.

3.   Для увеличения  доли рынка и выхода в новые  ниши, производители начинают выпускать  продукцию с «экзотическими»  вкусами.

Как отметила маркетинг-менеджер категории детского питания Тетра  Пак Екатерина Никитенок, асептическая картонная упаковка соответствует  всем требованиям по безопасности специализированных детских соков. Она состоит из 6-ти слоев картона, алюминиевой фольги и пищевого полиэтилена, которые защищают продукт от света, негативного воздействия воздуха и проникновения бактерий. "Асептическая картонная упаковка Тетра Пак была разработана специально для хранения жидких продуктов. Детские соки - сложные, поэтому к их упаковке применяются более жесткие требования. Этим требованиям соответствует асептическая упаковка Тетра Пак. В настоящее время рынок соков в России практически полностью состоит из соков в асептической упаковке, и поэтому своевременный переход на асептический розлив позволил ЭКЗ «Лебедянский» занять свою рыночную нишу.

Хотя экспериментально-консервный завод «Лебедянский» существует уже 35  лет, еще несколько лет  назад с его продукцией за пределами Липецкой области мало кто был знаком. Одним из первых в России завод закупил линию Tetra Pak и создал марку соков «Тонус». В течение кризисного 1998 года доля соков этой марки на отечественном рынке выросла с 4% до 7%. «Тонус» отвоевал у конкурентов эти проценты за счет сочетания низкой цены и высокого качества продукта (поскольку для изготовления использовалось качественное отечественное сырье, на что и делался упор в рекламе). Если до конца 90-х годов завод выпускал только одну марку соков, то в 2000—2001 годах была разработана линейка новых брендов для всех ценовых сегментов — от доступного «Фруктового сада» до премиум-бренда «Я». В среднем ценовом сегменте представлен сок «Тонус».

 

          Перспективы развития рынка

          В настоящее время рынок детского питания продолжает расти. Одна из главных причин этого роста – социально-демографические изменения последних лет, рост рождаемости и увеличение  аудитории.

 Меняется культура  потребления – если раньше  женщина считала, что лучше  нее самой еду для ребенка  не приготовит никто, то теперь  она все больше доверяет производителю.  Меняется также и стиль жизни:  растет женская занятость, а значит, и потребность в готовом детском питании – высококачественном, разнообразном, удобном и безопасном. Другой важный фактор - общий рост покупательной способности населения. Это значит, что родители могут позволить себе тратить больше средств на заботу о своем любимом ребенке.

         

              Основные выводы:

• Всплеск рождаемости  и рост платежеспособности населения  в России способствовали быстрому развитию рынка детского питания. Среди покупателей  существует тенденция отказа от продуктов  домашнего приготовления в пользу качественного детского питания  промышленного производства. Эксперты сходятся в положительных прогнозах  развития данного рынка - примерно 15% в год.

• В настоящее время  на рынке присутствуют и отечественные  и импортные производители. По данным исследовательских компаний, доля импорта  достаточно высока среди адаптированных сухих смесей, овощных и фруктовых  пюре. Позиции российских игроков  сильны в сегменте детских соков, мясных пюре, жидких и пастообразных  молочных продуктов.

• Если раньше детское питание  можно было приобрести только в специализированных магазинах или в детской молочной кухне, то сейчас частью этого рынка  стали также магазины и супермаркеты: по данным исследовательских компаний, для половины молодых родителей  они уже стали наиболее популярным местом покупки продуктов детского питания.

• Потребители предъявляют  все более жесткие требования к продуктам детского питания: они  желают приобретать высококачественный, разнообразный, удобный и безопасный товар. Поэтому цена уже давно  перестала быть решающим фактором выбора. Основными критериями выбора детского питания теперь являются состав, неаллергенность, обогащенность продукта витаминами и минеральными веществами.

• Эксперты считают, что  на рынке будут появляться более  дорогие марки, станет важным качество не только продукта, но и упаковки. Продолжится  развитие сегментов и вывод новых  позиций в категориях детского питания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормативные ссылки

 

ГОСТ 1.5-2004 Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения

ГОСТ 7.12-93 СИБИД. Библиографическая  запись. Сокращение слов на русском  языке. Общие требования и правила.

ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам.

ГОСТ 7.82-2001 СИБИД.библиографическая  запись. Библиографическое описание  электронных ресурсов. Общие требования и правила составления ОК 015-94 Общероссийский классификатор единиц измерения.

№24-ФЗ от 20.02.95 г. Федеральный  закон «Об информации, информатизации и защите информации»

№ 191-ФЗ от 01.12,95 г. Федеральный  закон  «О государственной поддержке  средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации»

№ 184-ФЗ от 27.12.2002 г. Федеральный  закон «О техническом регулировании»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Описание технологии процесса

 

Для производства соков с  мякотью используют специализированные комплексы оборудования.  На предприятиях РФ наибольшее распространение получил  комплекс оборудования типа ЛУ .

Плоды загружают в моечную  машину с воздушным компрессором (при переработке плодов устанавливаются моечные машины, и подвергают инспекции на конвейере, откуда их подают в дробилку. Затем в шнековый подогреватель. Далее загружают в подогреватель без дробления. B подогревателе плодовая масса нагревается до 85-90°С паром. Горячая плодовая масса поступает в протирочную машину. Сироп готовят в паровом котле. Сироп и плодовую массу в отмеренных по объему количествах загружают в смесители, где они смешиваются до получения однородной консистенции.  Из сборника сок поступает в гомогенизатор дискового типа.

Сок, выходящий из гомогенизатора, если его температура ниже 60 °С, подогревают в трубчатом подогревателе  до этой температуры, затем деаэрируют в деаэраторе распылительного типа, разрежение в котором создается вакуум-насосом. После удаления воздуха сок нагревается в трубчатом подогревателе и резервируется в сборнике, откуда подается на фасование.

В купажированных соках смешивают два вида пюре с сахарным сиропом. Для большинства соков принято соотношение (в %): фруктовое-20, сироп-30. Концентрация сиропа в зависимости от кислотности сырья 16-25.

Для предотвращения потемнения светлоокрашенных соков и обесцвечивания соков из темноокрашенных плодов в соки c мякотью и сахаром добавляют аскорбиновую и лимонную кислоты. Аскорбиновую кислоту добавляют к яблочному в количестве 0,04 %. Технологическая схема представлена на рисунке 1.

Линия производства консервов  «Сок морковно-яблочный»:


 




 














 








 




2 Расчет производственной мощности и производственной программы

 

Производственная программа  предприятия содержит планируемые  объемы производства  в натуральном  и стоимостном выражении. Основанием для формирования производственной программы является перспективный  план выпуска продукции, разрабатываемый  по результатам изучения конъюнктуры  рынка и сбыта изделий  в  соответствии с профилем предприятия, его подразделений и их развитием.

Производственная мощность предприятия рассчитывается по формуле:

                     ПМгод.= 4000 тонн,                                                                (1)                              

Где N- техническая норма производительности оборудования, т/сут.

       К- количество  единиц ведущего оборудования;

       F- максимально возможный фонд рабочего времени, дни.

Фонд рабочего времени  рассчитывается  по формуле:

                        F = 154 дня                                                                      (2)

Годовая производственная программа  рассчитывается:

                       ППгод. = Fпл × А                                                     (3)

                            ППгод. = 154 × 18,54 = 2855 т,

где Fпл – плановый фонд рабочего времени, дни;

      А – среднесуточная  выработка продукции.

После расчета производственной программы определяем коэффициент  использования мощности предприятия, он рассчитывается по формуле:

                       Кмп = ПП ÷ ПМ                                                              (4)

где  ПМ- производственная мощность предприятия, т/год;

        ПП- производственная программа предприятия,  т;

                               Кмп = 2855 ÷ 4000 = 0,85

 

 

3 Расчет потребности в сырье и материалах

 

Расчет потребности в сырье и материальных ресурсов, осуществляется на основании норм расхода сырья, основных и вспомогательных материалов, отраженных в техническом проекте.

Расчет материальных затрат осуществляется на единицу продукции. Расчет материальных затрат произведен в таблице 1.

Информация о работе Оценка общей ситуации в отрасли и на рынке