Оценка приватизации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование проблемы введения таких реформ, как приватизация и разгосударствление, а именно: исследование самих понятий данных реформ, истории их возникновения, их отражения в современных государственных процессах и итогах их функционирования на данный момент.
Соответственно, поставленная цель в рамках данной работы решается посредством следующих задач:
Рассмотрение сущности приватизации
Рассмотрение истории возникновения
Рассмотрение «плюсов» и «минусов» приватизации

Содержание работы

Введение….......................................................................................................3
1. Содержание приватизации………………………………..……………….......4
1.1. Определение приватизации………………………………….………...........4
1.2. Модели приватизации…………………………………………….………….5
1.3. Цели и способы приватизации………………………………………………6
2. История возникновения…………………………………………………….…11
3. Преимущества и недостатки приватизации…………………………………13
4. Разгосударствление…………………………………………………………...16
5. Итоги приватизации…………………………………………………………..18
6.Необходимость приватизации………………………………………………...20
7. Реальные проблемы приватизации в России………………………………..23
8. Оценка приватизации в России………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы…………………………………………..32

Файлы: 1 файл

курчас_экономика_1_курс.docx

— 69.71 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Оглавление

 

Введение….......................................................................................................3

1. Содержание приватизации………………………………..……………….......4

1.1. Определение приватизации………………………………….………...........4

1.2. Модели приватизации…………………………………………….………….5

1.3. Цели и способы приватизации………………………………………………6

2. История возникновения…………………………………………………….…11

3. Преимущества и недостатки  приватизации…………………………………13

4. Разгосударствление…………………………………………………………...16

5. Итоги приватизации…………………………………………………………..18

6.Необходимость приватизации………………………………………………...20

7. Реальные проблемы приватизации в России………………………………..23

8. Оценка приватизации  в России………………………………………………27

Заключение………………………………………………………………………30

Список использованной литературы…………………………………………..32

 

 

Введение

 

Актуальность выбора данной темы обуславливается тем, что мы живём в государстве, которое в недавнем времени выполнило переход от командного типа экономики к рыночному. Переход к рыночному типу сопровождался значительными коренными изменениями в области экономики, которые оказали влияние на современные внешние и внутренние экономические отношения, развитие и уровень жизни в целом.

Основными изменениями, коснувшихся  государственной экономики, являются разгосударствление и приватизация. Стоит заметить, что подобные реформы не были свойственных предыдущему типа государственного устройства и экономики, поэтому их полное внедрение оказалось нелёгким процессом как для государства, так и для народа. Тем не менее, они так или иначе, отразились на сегодняшней экономике.

Целью данной работы является исследование проблемы введения таких  реформ, как приватизация и разгосударствление, а именно: исследование самих понятий данных реформ, истории их возникновения, их отражения в современных государственных процессах и итогах их функционирования на данный момент.

Соответственно, поставленная цель в рамках данной работы решается посредством следующих задач:

  1. Рассмотрение сущности приватизации
  2. Рассмотрение истории возникновения
  3. Рассмотрение «плюсов» и «минусов» приватизации
  4. Отражение в современных процессах
  5. Подведение итогов

В ходе выполнения работы использовались книги, связанные с данной тематикой, журналы и электронные ресурсы. 

  1. Содержание приватизации

 

    1. Определение приватизации

 

Приватизация представляет собой одно из важнейших преобразований, которые свойственны при переходе к рынку, и является особой системой экономических отношений, которые возникают в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Путём рассмотрения методологических основ разгосударствления и приватизации можно раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов.

В других странах существует много определений приватизации, например, таких как:

 

  1. переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную;
  2. полная продажа государственных предприятий частным лицам;
  3. продажа части активов;
  4. передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок;

 

Однако, переходя к более точному определению, более свойственному экономическим реформам в России, стоит отметить, что приватизация в первую очередь является реформой отношений собственности, направленной на преобразование государственных и муниципальных предприятий в частные. Она представляет собой процесс полной или частичной передачи государственной или муниципальной собственности в частную собственность.

В зависимости от того, какое  именно муниципальное имущество  передается в частную собственность, различают следующие формы приватизации: приватизация государственного жилищного  фонда, приватизация земель, приватизацию крупных промышленных предприятий. Приватизация промышленных предприятий может проводиться путем акционирования, путем прямой продажи предприятий новому собственнику, либо продажей на аукционе.

 

1.2. Модели приватизации

 

Приватизацию можно разделить  на две модели: бесплатную и платную.

В случае бесплатной приватизации за основу берётся идея того, что  если при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника, наделив частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Процесс бесплатной приватизации сопровождается выдачей всем гражданам приватизационных чеков, так называемых ваучеров.

Платной же приватизации характерна продажа государственной собственности. В основном эта продажа осуществляется на специальных аукционах. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Сторонники платной модели приватизации указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.

 

 

1.3. Цели и способы приватизации

 

Как и любая значимая государственная  реформа, приватизация имеет ряд  поставленных целей и задач для  их выполнения.

К основополагающим целям  процесса приватизации можно отнести:

 

1. Повышение эффективности функционирования хозяйства.

2. Увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки.

3. Обеспечение социального мира.

4. Перераспределение экономических основ власти

 

Однако, что касается эффективности  в экономической сфере, приватизация не является прямым гарантом прогресса  в экономике. Она только усиливает  конкурентность экономической сферы, включающей в себя сочетание частной  и государственной собственности  на средства производства, давая основу развития рыночной экономики.

В начале рыночных преобразований реформаторы стремились решить три задачи:

 

  1. вести процесс приватизации, уже происходивший в спонтанной форме, в правовые рамки
  2. провести приватизацию как можно быстрее, с тем, чтобы создать общественный слой, заинтересованный в частной собственности, и обеспечить тем самым необратимость реформ
  3. не допускать в ходе передела собственности социальных конфликтов, обеспечив определенный баланс интересов.

 

Для решения поставленных задач используются способы приватизации, связанные с тем или иным периодом.

Существуют различные  способы, с помощью которых в  конечном итоге удалось эти задачи решить.

Данные способы можно  разделить на три:

 

  1. Бесплатная раздача собственности, равное распределение
  2. Бесплатная передача предприятий трудовым коллективам или выкуп администрацией и работниками государственной собственности
  3. Продажа государственных предприятий по рыночной стоимости

 

Способ бесплатной раздачи  собственности и равного распределения  имеет свои преимущества и недостатки.

К ряду преимуществ такого способа относятся:

 

  1. Уравнение всех граждан путём бесплатного распределения  среди населения прав (в виде ваучеров) на покупку имущества государственных предприятий, что воплощает социальную справедливость
  2. Реальная возможность  каждому гражданину стать собственником
  3. Предотвращение выкупа государственной собственности только богатыми людьми
  4. Скорость и относительная лёгкость проведения приватизации.

 

Недостатки данного способа приватизации:

 

  1. Не учитывается трудовой вклад человека в создании государственной собственности
  2. Государственный бюджет не получает доходов от приватизации
  3. Отсутствие специального механизма превращения ваучеров в конкретное право собственности
  4. Многие люди не знали, каким образом использовать приватизационный чек
  5. Новые собственники могут сменить руководство предприятия, обладая контрольным пакетом акций

 

Преимущества второго  способа:

 

  1. Сохранение трудового коллектива
  2. Возможность избежать  социальных катаклизмов, т.к. работники предприятия ничего не теряют
  3. Предотвращение перехода государственной собственности  в руки новоявленных богачей
  4. Быстрая передача государственных предприятий  коллективному собственнику

 

Недостатки второго способа:

  1. Социальная несправедливость, так как работникам предприятий с высокой стоимостью достаётся дорогое имущество, а работникам других предприятий - дешёвое имущество
  2. Госбюджет не получает доходов от приватизации
  3. Не обеспечивается эффективность управления: персонал остаётся тем же, а руководство концентрирует в своих руках значительную долю акций
  4. Не появляется настоящий собственник, так как всё остаётся в том же виде, что и до приватизации

 

Преимущества третьего способа:

 

  1. Государство получает в бюджет средства за счёт продажи части приватизируемого имущества
  2. Заплатив деньги, люди в большей мере становятся не только собственниками, но и  хозяевами
  3. Улучшится управление: новые собственники будут действовать более решительно и ответственно, так как затратили собственные средства на выкуп

 

Недостатки третьего способа:

 

  1. Возможность скупки предприятий весьма богатыми людьми. Появление слоя крупных капиталистов
  2. Возможность коррупции, сращивания финансовых  и мафиозных структур, номенклатурной приватизации
  3. Даже при самой активной позиции трудового  коллектива ему может не хватить денег для выкупа своего предприятия
  4. Отрицательная общественная реакция, обусловленная тем, что людям приходится  выкупать общенародную собственность, то есть то, что считалось им же принадлежащим
  5. Незаинтересованность иностранных инвесторов
  6. Медленное поэтапное создание рыночной экономики.

 

Также приватизация делится  на:

   1. Большая приватизация. Сущность ее состоит в том, что государство преобразует крупные предприятия в акционерные компании, а затем распределяются акции среди частных лиц. Способы распределения государственного имущества варьируются от продажи акций по рыночным ценам до бесплатной передачи населению чеков «имущество», обмениваемых на акции. Это один из видов государственного контроля процесса приватизации.

   2. Малая приватизация. При ее осуществлении государство  продает магазины, квартиры и  другие объекты государственной  собственности частным лицам  или группам инвесторов. Предшествующей  стадией малой приватизации может являться развитие арендных отношений при разгосударствлении экономики.

Информация о работе Оценка приватизации в России