Оценка приватизации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование проблемы введения таких реформ, как приватизация и разгосударствление, а именно: исследование самих понятий данных реформ, истории их возникновения, их отражения в современных государственных процессах и итогах их функционирования на данный момент.
Соответственно, поставленная цель в рамках данной работы решается посредством следующих задач:
Рассмотрение сущности приватизации
Рассмотрение истории возникновения
Рассмотрение «плюсов» и «минусов» приватизации

Содержание работы

Введение….......................................................................................................3
1. Содержание приватизации………………………………..……………….......4
1.1. Определение приватизации………………………………….………...........4
1.2. Модели приватизации…………………………………………….………….5
1.3. Цели и способы приватизации………………………………………………6
2. История возникновения…………………………………………………….…11
3. Преимущества и недостатки приватизации…………………………………13
4. Разгосударствление…………………………………………………………...16
5. Итоги приватизации…………………………………………………………..18
6.Необходимость приватизации………………………………………………...20
7. Реальные проблемы приватизации в России………………………………..23
8. Оценка приватизации в России………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы…………………………………………..32

Файлы: 1 файл

курчас_экономика_1_курс.docx

— 69.71 Кб (Скачать файл)

   3. Спонтанная приватизация. В этом случае государство  не пытается играть контролирующую  роль в процессе ее осуществления.  Здесь действует закон джунглей, или критерий примитивного риска.  Как правило, права собственности  переходят к представителям номенклатуры. Из-за отсутствия развитых рынков  капитала и регулирующих механизмов  подобное явление обычно проходит  на условиях, весьма благоприятных  для новых собственников. Номенклатура  имеет возможность обойти проблему  объективной оценки стоимости  приватизируемого имущества и  выкупать его по заниженным  ценам.

   4. Частичная имущественная  приватизация заключается в том,  что вместо продажи единицы  государственной собственности  в целом государство может  продавать его предпринимателям  по частям. Такой принцип возможен  не только при ликвидации предприятий,  но и по отношению к рентабельным  производствам.

   5. Собственность трудовых  коллективов. Согласно действующему  законодательству в Республике  Беларусь преимущественными правами  на государственную собственность  обладают трудовые коллективы  данного предприятия.

   6. Реприватизация  собственности - это возвращение  прежним владельцам или наследникам  частной собственности, ранее  национализированной государством.

 

 

 

2. История возникновения

 

Рассмотрение истории  возникновения и развития приватизации в России имеет большое значение в рамках данной работы, поскольку  она раскрывает основные идеи приватизации и и особенности их реализации в экономической системе государства.

 Первые процессы приватизации в России начались после принятия Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)» в 1988 году. На этом этапе приватизация осуществлялась в отсутствие необходимой нормативной базы. При этом её реальные масштабы оставались неизвестными. По оценкам Организации экономического сотрудничества и развития, более  2000 предприятий были приватизированы к началу  осуществления программы приватизации в 1992 г.

В ходе распада Советского Союза в 1991 г. началась разработка законодательства о приватизации Законом Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ».

Поскольку приватизация является масштабной реформой, введённой при  переходе от командной экономики  к рыночной, она осуществлялась в  два этапа:

  1. Этап доваучерной приватизации;
  2. Ваучерный этап приватизации;

 

Этап доваучерной приватизации проводился с 1989г. по 1991г. В данном этапе приватизация проводилась в формах выкупа арендного имущества, создания национальных холдингов и спонтанной приватизации. Аренда государственных предприятий давала их работникам возможность приватизации путем выкупа по низким ценам. В начале 1992г. 9,5 тыс. государственных предприятий были сданы в аренду, численность их персонала составляла 8% занятых в народном хозяйстве. Создание национальных холдингов происходило через образование различных ассоциаций, концернов и т.д. Концерны должны были взять на себя управление десятками и сотнями предприятий. Это рассматривалось как путь повышения эффективности хозяйственной деятельности. Официальная идеология периода доваучерной приватизации предполагала постепенное преобразование государственных предприятий через аренду с последующим выкупом в акционерные общества. Однако такая идеология, близкая к западной модели, казалась ущербной в условиях слабеющего на тот момент государства. Она подтолкнула процесс стихийного приватизирования государственной собственности.

Ваучерный этап приватизации проводился с 1992г. по 30 июня 1994г. Теоретическая основа этого этапа была заложена «Законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 11 июля 1992 г. В ходе ваучерного этапа гражданам раздавались ваучеры (приватизационный чек, выдаваемый населению, который подлежал обмену на активы приватизируемых предприятий в рамках программы ваучерной приватизации).

Основная масса предприятий  в процессе приватизации должна была быть превращена в акционерные общества открытого типа. Для них предусматривались следующие формы приватизации:

 

  1. закрепление пакета акций в государственной или муниципальной собственности;
  2. льготная продажа и передача
  3. акций членам трудового коллектива приватизируемого предприятия;
  4. выкуп имущества арендными предприятиями по договорам аренды;
  5. продажа акций на чековом или денежном аукционе;
  6. продажа акций по конкурсу, в том числе и приватизационному;

 

3. Преимущества и недостатки приватизации

 

С разных точек зрения приватизация как одна из значимых реформ в законодательстве страны имеет свои положительные  и отрицательные качества.

Существует множество проблем, которые проявились в ходе приватизации:

 

  1. Приватизация сопровождалась масштабной коррупцией, которая, к сожалению, остаётся одной из насущных проблем и по сей день. Она актуальна среди чиновников и высокопоставленных лиц;
  2. Нормативная база приватизации, принятая в краткие сроки часто без межведомственного согласования, естественным образом не могла быть достаточно полной. В развитие Госпрограммы приватизации был издан ряд указов президента и ведомственных документов. При этом не были определены механизмы управления госсобственностью, не сформулированы требования к новым собственникам по защите окружающей среды, механизмы обеспечения экономической независимости, безопасности и обороноспособности страны, взаимоотношений, распределения прав и обязанностей в части управления госсобственностью центра и регионов. Помимо того, отсутствовали нормы и критерии, которые ограничивали объёмы преобразований одной формы собственности в другую;
  3. Мелкие акционеры, владеющие несколькими акциями предприятий или чековых инвестиционных фондов, не могут рассматриваться как реальные собственники, так как никто из них не может практически принимать управленческих решений, которые бы свидетельствовали о праве распоряжаться имуществом;
  4. Приватизация пока не привела к повышению эффективности деятельности предприятий. Хотя в 1995 г. наметились некоторые пока очень незначительные положительные сдвиги в динамике основных экономических процессов очевидной связи между изменением формы собственности;
  5. В условиях глубочайшего экономического спада формальное преобразование форм собственности не способно за короткие сроки существенно повлиять на повышение экономической эффективности;
  6. Предполагалось, что уменьшение расходной части бюджета путем освобождения государства от необходимости поддержки приватизированных предприятий и с увеличением доходов бюджета за счет поступления средств от приватизации, будет содействовать финансовой стабилизации. Фактически этого не произошло;
  7. В сфере малой приватизации разукрупнение и коммерциализация торговли и сферы услуг способствовали созданию конкурентной среды. В сфере же большой приватизации выделение структурных подразделений и предприятий из состава единых производственных комплексов привело к разрыву сложившихся хозяйственных связей и к усилению монополизма;
  8. Иностранные инвестиции в российскую экономику весьма незначительны, они не соответствуют ни масштабам потребностей российской экономики, ни масштабам приватизации. При этом отраслевые приоритеты, избираемые зарубежными вкладчиками, во многом не совпадают с приоритетами структурной перестройки России;

 

Обобщая недостатки российской приватизации, можно сказать, что  процесс приватизации в России идет сложно, а её результаты неоднозначны. А при распределении собственности между гражданами и организациями имеют место быть взяточничество и коррупция.

Неудовлетворительность  результатов первого этапа приватизации требует перенесения центра внимания от раздачи и перераспределения  собственности в направлении  создания условий для роста эффективности  и конкурентоспособности производства, проведения активной структурной перестройки, развития инвестиционного процесса и модернизации управления. В переходной экономике процесс разгосударствления должен сочетаться с формированием эффективной государственной собственности и адекватной рыночной экономике.

Однако, несмотря на то, что  приватизация в России более воспринимается как негативное явление, она имеет  и положительные качества.

К положительной стороне  приватизации можно отнести то, что  контроль экономики государством ослабился, что позволило оказать существенно  влияние на экономический аппарат.

К числу таких изменений  относятся: возможность частного предпринимательства  и свобода в принятии экономических  решений:

 

  1. Была проведена широкомасштабная приватизация, в результате которой произошло существенное разгосударствление экономики;
  2. Программа приватизации предусматривала различные варианты;
  3. В приватизацию было вовлечено практически всё население страны путём раздачи ваучеров;
  4. За очень короткий срок в России совершился переход к многоукладной экономике;

 

Так, например, приватизированная  собственность становится законной собственностью владельца, и он может  распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению: может её продать, подарить, завещать кому-либо и т.д.

 

 

4. Разгосударствление

 

Разгосударствление –  это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, которые направлены на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Оно направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства.

Различие между приватизацией  и разгосударствлением сводится к тому, что первая отражает процесс коренной трансформации отношений собственности, а вторая становится явлением, направленным на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей.

 В процессе разгосударствления решаются следующие задачи:

 

  1. формируются основы для экономической свободы граждан. Это можно достигнуть путем предоставления им права собственности, создания частного сектора экономики, образования акционерных обществ и арендных предприятий;
  2. разграничиваются функции государственного управления и функции непосредственного руководства производственно-хозяйственной деятельностью, которые передаются производителям;
  3. обеспечивается экономическая ответственность товаропроизводителей за результаты своей производственно-коммерческой деятельности. Усиление экономической ответственности товаропроизводителей создает побудительные мотивы к использованию инноваций, что приводит к росту эффективности производства;
  4. разрушается монополия государств в производственнокоммерческой деятельности и создается конкурентная среда товаропроизводителей;
  5. сокращаются государственные расходы на поддержку низкорентабельных и убыточных предприятий.

 

Разгосударствление экономики, как правило, осуществляется в двух направлениях:

 

  1. путем ограничения вмешательства государства в хозяйственную деятельность предприятия
  2. путем разгосударствления собственности

 

Сущность ограничения  вмешательства государства в  хозяйственную деятельность состоит в передаче основной части управленческих функций от органов государственного управления к предприятиям и другим объектам. Однако это направление недостаточно эффективно, так как оно не меняет основу экономических отношений - отношений собственности. Ограничение влияния государства на хозяйственную деятельность предприятий можно достигнуть за счет уменьшения размера госзаказа, либерализации цен, развития горизонтальных связей между предприятиями, а также арендных отношений.

    Сущность разгосударствления - это процесс создания многоукладной экономики. Оно может осуществляться как путем организации новых предприятий, основанных на негосударственных.

    Оба направления разгосударствления экономики, ограничение вмешательства государства в хозяйственную деятельность создают предпосылки для развития предпринимательства, появления предприятий различных форм собственности. И также разгосударствление собственности сопровождается ослаблением влияния государства в хозяйственной сфере.

Информация о работе Оценка приватизации в России