Оценка приватизации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование проблемы введения таких реформ, как приватизация и разгосударствление, а именно: исследование самих понятий данных реформ, истории их возникновения, их отражения в современных государственных процессах и итогах их функционирования на данный момент.
Соответственно, поставленная цель в рамках данной работы решается посредством следующих задач:
Рассмотрение сущности приватизации
Рассмотрение истории возникновения
Рассмотрение «плюсов» и «минусов» приватизации

Содержание работы

Введение….......................................................................................................3
1. Содержание приватизации………………………………..……………….......4
1.1. Определение приватизации………………………………….………...........4
1.2. Модели приватизации…………………………………………….………….5
1.3. Цели и способы приватизации………………………………………………6
2. История возникновения…………………………………………………….…11
3. Преимущества и недостатки приватизации…………………………………13
4. Разгосударствление…………………………………………………………...16
5. Итоги приватизации…………………………………………………………..18
6.Необходимость приватизации………………………………………………...20
7. Реальные проблемы приватизации в России………………………………..23
8. Оценка приватизации в России………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы…………………………………………..32

Файлы: 1 файл

курчас_экономика_1_курс.docx

— 69.71 Кб (Скачать файл)

 

 

5. Итоги приватизации

 

Рассуждая об итогах приватизации, стоит отметить, что приватизация, с точки зрения легитимности, имела на момент её введения скорее отрицательный характер, нежели положительный. В первую очередь, это отражалось на уровне жизни населения.

В 1992 г. инфляция и ваучерная приватизация взяли своё начало. Естественно, итог данных взаимоисключающих процессов был неприемлемым. Предполагалось, что ваучеры посодействуют восполнению сбережений населения, тем не менее, запущенный механизм либерализации цен, наряду c гиперинфляцией уничтожил шанс накопления средств с помощью ваучеров.

Акция по созданию легитимных источников для выкупа государственной собственности не состоялась, а также, было подорвано отношение к ваучерам и к легитимности приватизации и новой системе прав собственности в целом.

Говоря об итогах ваучерной  приватизации, также нельзя не отметить усиления позиций государственной  бюрократии. Большая часть государственной  собственности была поделена до 1992 г., но была ещё менее привлекательная собственность в регионах. Чиновники, завладевшие собственностью в регионах, стали не только источником регионального сепаратизма, но и тормозом в развитии экономики всей страны.

Ваучерная приватизация оставила нерешенным и вопрос с долгами. После разделения собственности все долги остались на государстве. В итоге получилась ситуация, в результате которой при ваучерной приватизации большинство населения лишилось собственности и осталось должником.

Предполагалось, что в  результате денежной приватизации будет  создан класс собственников, который резко повысит эффективность производства. Законом «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», принятом в июле 1991 г., предусматривалось определение начальной цены для продажи предприятий по на аукционе, или величины уставного капитала акционерного общества на основании оценки предприятия по его предполагаемой доходности, либо на базе оценки возможной выручки от распродажи его активов.

Назначение стартовой цены осуществлялось по остаточной балансовой стоимости основных производственных фондов, что занижало оценку предприятий.

В итоге после десяти лет  реформ уровень жизни населения  улучшился  ненамного. Наиболее обобщенным показателем, характеризующим уровень жизни людей, является Индекс развития человеческого потенциала. Этот индекс составляется на основе трех факторов: ВВП на душу населения, уровень образования, продолжительности жизни. Например, после распада СССР во всех постсоветских странах наблюдалось резкое падение Индекса развития человеческого потенциала. В 1990 г. СССР в целом занимал 33-е место в мире по Индексу развития человеческого потенциала. В 1993 г. Россия находилась уже на 57-м месте, в 1997 г.- на 67-м, в 1999г.- на 71-м.

Приватизация была невозможна в сложившихся условиях по трем основным причинам:

 

  1. Процесс приватизации занимал продолжительное время, а реформа экономики требовалась незамедлительно;
  2. Такой процесс требует хорошо подготовленных специалистов для представления интересов обеих сторон: продавцов и покупателей:
  3. В стране была нехватка денежных средств:

 

Также массовая приватизация не могла не обострить отношений федеральных властей с регионами, беря во внимание добровольную сдачу экономической основы своей власти.

Вторая проблема, возникшая в процессе приватизации, заключается в том, что раздача населению ваучеров вместо именных приватизационных счетов привела к тому, что 1/4 ваучеров была продана – соответственно, некая сумма денег дополнительно попала к части населения, у которой были проблемы с деньгами, то есть сразу вышла на рынок товаров первой необходимости, что в свою очередь привело к увеличению инфляции.

Также Комитет считает, что похожий эффект производится и когда масса работников приватизированных предприятий, продает их на вторичном рынке.

Имея в виду вывод Комитета, можно согласиться с тем, что постприватизационная перепродажа акций увеличивает темпы инфляции.

 

6. Необходимость  приватизации

 

Подавляющее преобладание в  нашей стране государственной собственности  делает процесс приватизации необходимым  для демонополизации экономики  и стабилизации экономического положения, развития демократического характера  отношений собственности и управления предприятиями, для рациональной деятельности государственного сектора, повышения  эффективности функционирования предприятий, для стимулирования различных форм предпринимательства, улучшения состояния  государственных финансов и снижения инфляции. Из этого следует, что в России приватизация выступает ключевым направлением формирования рыночных отношений.

Для этого потребовалось  создание условий формирования рынка, рыночной инфраструктуры. Этими условиями являются:

  1. приватизация собственности;
  2. самостоятельность субъектов рынка;
  3. система социальной поддержки населения;
  4. право субъектов самостоятельно договариваться о цене: достаточное число производителей, формирующих предложения товаров;
  5. устойчивость рубля и денежного обращения;
  6. демонополизация хозяйственной деятельности и хозяйственных связей;
  7. система социальной поддержки населения;
  8. наличие конкуренции; независимое судопроизводство, необходимая сеть учреждений Госарбитража;
  9. право субъектов самостоятельно договариваться о цене;
  10. развитие внешнеэкономических связей;
  11. формирование у людей рыночных норм поведения.

Таким образом, цель приватизации, как фундаментального элемента реформы  в «переходной» экономике заключалась  в обеспечении условий для  нормального функционирования будущей  рыночной системы. Именно в ходе процессов  трансформации отношений собственности  в масштабах страны возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих  субъектов и предпосылок для  рационального изменения структуры  производства как базовых условий  повышения эффективности производства и роста национального дохода.

При этом важную роль при  достижении целей приватизации играла программа Российского правительства, определявшая очередность практических шагов приватизации:

  1. преодоление монополии государства и созда<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times New Roman CYR', 'Arial

Информация о работе Оценка приватизации в России