Оценка развития рынка продовольственных товаров в условиях ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 12:38, реферат

Описание работы

В условиях глобализации экономики и интеграции России в систему мирового хозяйствования с учётом вступления в ВТО существенно возрастают угрозы, и повышается ряд факторов, воздействующих на рынок продовольственных товаров. Поэтому вопрос повышения их конкурентоспособности и обеспечение продовольственной независимости России является на сегодняшний день чрезвычайно актуальным.

Содержание работы

Введение
Тенденции и проблемы развития рынка продовольственных товаров в современных условиях
Конкурентоспособность агропродовольственных рынков России в условиях работы в ВТО
2.1 Тенденции и перспективы развития российского рынка агроподукции
2.2 Рынок продовольствия зарубежных стран (особенности, состояние, перспективы).
Обеспечение продовольственной безопасности России в контексте глобальных тенденций XXI века
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат правки новый.doc

— 1.32 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУБАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ  И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

НА  ТЕМУ: «Оценка развития рынка продовольственных товаров в условиях ВТО»

 

 

 

 

 

 

Исполнитель магистрант

специальности «Мировая экономика»

__________________

Н.А. Рогозинская

 

Научный руководитель,

д.э.н., профессор

 

 

____________________

 

 

Н.В. Климова

     

 

 

 

 

Краснодар 2013  

 

Содержание

 

     

с.

 

Введение

3

1

Тенденции и  проблемы развития рынка продовольственных товаров в современных условиях

4

2

Конкурентоспособность агропродовольственных рынков России в условиях работы в ВТО

20

 

2.1 Тенденции  и перспективы развития российского  рынка агроподукции

27

 

2.2 Рынок продовольствия зарубежных стран (особенности, состояние, перспективы).

34

3

Обеспечение продовольственной  безопасности России в контексте  глобальных тенденций XXI века

41

 

Заключение

49

 

Список использованной литературы

51


 

 

Введение

 

В условиях глобализации экономики и интеграции России в  систему мирового хозяйствования с  учётом вступления в ВТО существенно  возрастают угрозы, и повышается ряд  факторов, воздействующих на рынок продовольственных товаров. Поэтому вопрос повышения их конкурентоспособности и обеспечение продовольственной независимости России является на сегодняшний день чрезвычайно актуальным.

Становление продовольственного рынка в России в современных условиях связано с существенными трудностями и прямо зависит как от развития аграрного и перерабатывающего секторов российского продовольственного комплекса, так и от эффективного сотрудничества с иностранными товаропроизводителями продовольствия.

Анализируя  положение на рынке, необходимо первостепенное значение уделять оценке и прогнозу конъюнктуры, и в первую очередь  таким её элементам, как спрос, предложение  и цена. Приступая к изучению конъюнктуры  рынка и подготовке ее прогноза, необходимо прежде всего выяснить, в какой фазе своего цикла находится экономика страны в целом и данного рынка в частности, и дать их комплексную характеристику за предыдущие периоды, потому, что текущая рыночная ситуация органически связана с предшествующим развитием рынка и может быть оценена только путем анализа действующих в данный момент факторов в их взаимосвязи с их функционированием в прошлом.

Объект исследования данной работы - отрасли и подотрасли народного хозяйства, занимающиеся производством и реализацией продовольственных товаров.

Предметом исследования являются производственно-экономические отношения, возникающие в процессе производства и реализации продовольственных товаров в рамках работы в ВТО.

Целью данной работы является комплексная оценка развития рынка продовольственных товаров Российской Федерации в условиях работы в ВТО на современном этапе. Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих основных задач:

· рассмотреть тенденции и проблемы развития рынка продовольственных товаров в современных условиях;

·  охарактеризовать конкурентоспособность агропродовольственных рынков России в условиях работы в ВТО;

· внести предложения по обеспечению продовольственной безопасности России в контексте глобальных тенденций XXI века.

Структура работы представлена: введением, тремя главами, разделенными на параграфы, заключением, списком использованных источников и литературы.

 

 

 

1 Тенденции и проблемы  развития рынка продовольственных товаров в современных условиях

 

 

В современной  экономической литературе встречаются различные трактовки понятия «рынок». Так, американский экономист Ф. Котлер характеризует рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. Экономисты Э. Додан и Д. Линсдей понимают под ним любое взаимодействие, в которое вступают люди для торговли друг с другом.

К. Макконнелл и  С. Брю считают, что рынок –  это инструмент или механизм, сводящий вместе покупателей (представляющих спрос) и продавцов (поставщиков) отдельных  товаров и услуг. [1, с.25]

Рынок товаров - это система экономических отношений, возникающих в процессе обмена продуктами труда на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения.

Субъектами  рынка товаров являются как продавцы, так и покупатели специфического товара, в том числе посреднические структуры, объектом - специфический товар, основной для данного рынка, обусловливающий его назначение и несущий благо для потребителя.

Большое значение для населения любой страны имеет рынок продовольственных товаров, так как его нормальное функционирование обеспечивает физиологические потребности людей в продуктах питания, способствует укреплению их здоровья и активной жизнедеятельности.

Конечная задача рынка продовольственных товаров  – доведение товаров и услуг  до потребителей согласно их желаниям; но это предполагает гораздо большее, чем достижение соответствия между суммарным предложением и объемом спроса, а именно – предоставление требуемого продукта конкретному покупателю в нужном месте и в определенное время.

Развитие спроса на продукты питания обусловлено взаимодействием биологических, социально-демографических, экономических и прочих факторов.

В группу биологических  входят различные по социально-экономическому содержанию факторы, определяющие границы физиологических потребностей человека. Оптимальное их удовлетворение обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма, компенсирует затраты пищевых веществ и энергии в количественном и качественном отношении.

Под воздействием комплекса социально-демографических  факторов (таких как численность населения, его социальный состав, половозрастная структура, показатели заболеваемости, образовательный и культурный уровень, степень урбанизации, психологические особенности людей) формируется контингент потенциальных потребителей на рынке продовольственных товаров.

Экономические факторы, включающие уровень доходов, их дифференциацию по группам населения, уровень розничных цен и их соотношение по отдельным товарным группам, с одной стороны, оказывают  влияние на объем производства и  товарного предложения, а с другой – на платежеспособный спрос.

Кроме того, спрос  на продукты питания определяется их экологической чистотой, уровнем  организации торговли и общественного  питания и другими факторами.

По оценкам  экспертов, в последние пятнадцать лет наблюдается эволюция российского продовольственного рынка. В период с 1994 по 1998 год в различных городах России стали появляться первые российские супермаркеты, в следующие два года отмечался переход в более низкие ценовые сегменты и появление в России дискаунтеров. С 2000-х годов на российский продовольственный рынок стали выходить иностранные игроки, которые заняли значительную долю российского рынка продовольственных товаров. [2]

В части развития торговых компаний с 2010 года крупные  российские продуктовые торговые сети уделяют значительное внимание развитию собственных логистических центров, осуществляя значительные вложения в строительство собственных складских помещений, так как это положительно влияет на показатели рентабельности деятельности компаний, позволяя существенно сокращать издержки на логистику.

В условиях роста  потребительских цен крайне важной стала задача развития саморегулирования  на потребительском рынке, что в 2011 году нашло отражение в заключении соглашений между производителями  сельхозпродукции, переработчиками продовольственных товаров и организациями торговли для стабилизации ситуации на продовольственном рынке. Указанная практика способствует повышению доступности товаров, развитию конкуренции в сфере торговли и формированию взаимовыгодных условий взаимодействия по всей товаропроводящей цепочке.

Ключевыми форматами  для торговых сетей продолжают оставаться дискаунтеры и гипермаркеты. Кроме  того, продуктовые торговые сети начинают развивать мини-форматы «магазинов у дома». Сети на большинстве рынков продолжают расширять линейку собственных торговых марок, цена на которые в среднем ниже, чем стоимость брендов-производителей.

По мнению аналитиков «РБК.research», ключевыми тенденциями  на российском сетевом розничном рынке продовольственных товаров, определяющими его развитие в краткосрочной перспективе, являются следующие: появление новых форматов торговли у российских и иностранных сетей; рост продаж товаров среднего ценового сегмента; экспансия федеральных и глобальных сетей в средние и небольшие города РФ; рост доли импортных поставок. [2]

КПМГ в России и СНГ опубликовала результаты исследования российского рынка продуктов  питания и напитков, подготовленного  совместно с Nielsen и Euromonitor International.

Как показывают результаты исследования, темпы восстановления экономики будут влиять на рост потребительских расходов в России. Ожидается, что по этому показателю Россия скоро догонит развитые рынки. В течение ближайших пяти лет продолжающийся рост доходов станет надежной основой для увеличения покупательной способности населения, что позволит России приблизиться к уровню развитых стран.

В целом прогнозируется дальнейшее снижение доли расходов на продукты питания и напитки в  общем объеме расходов с до 26% в 2015 году.

Рынок молочной продукции является одним из крупнейших в российском секторе продуктов питания и напитков с точки зрения объемов. Ожидается, что темпы его роста в стоимостном выражении по-прежнему будут самыми высокими (примерно 9–13%) – в основном это обусловлено более быстрым ростом цен на молочную продукцию по сравнению с общим уровнем инфляции потребительских цен в связи с дефицитом сырого молока (сырое и сухое молоко импортируются преимущественно из Беларуси). Другие факторы, стимулирующие рост на этом рынке, – увеличение объемов потребления и его продолжающееся смещение в сторону йогуртов и десертов: к 2015 году на эти сегменты, согласно прогнозам, будет приходиться более 30% от общих объемов рынка молочных продуктов. [2]

На российском рынке шоколада прогнозируется рост в стоимостном выражении примерно на 7-11%. Основным фактором этого роста, как ожидается, будет общее увеличение объемов потребления на душу населения, которому способствует появление новых продуктов и их разновидностей (например, продукции в маленькой упаковке, с новыми вкусами и наполнителями). Еще один фактор увеличения стоимости – это прогнозируемый рост цен на какао-бобы, который повлияет на потребительские цены кондитерских изделий в России. [2]

На рынке  кофе ожидаются самые медленные  темпы роста как с точки зрения объемов, так и с точки зрения стоимости, поскольку в России этот рынок почти полностью сложился и достиг точки насыщения. Тем не менее, общая доля потребления кофе является низкой, поскольку в нашей стране сильна традиция чаепития.

Рынок напитков – один из самых быстроразвивающихся в России. В 2010 году его общие объемы выросли примерно на 12%. Предположительно к 2015 году темпы роста этого рынка выровняются и будут составлять 7% в год. Тем не менее, в ближайшие годы на этом рынке ожидаются существенные изменения: сегменты лимонада, кваса и минеральной воды, согласно прогнозам, превзойдут по показателям сегмент соков.

Рынок соленых  закусок, как ожидается, будет расти  на 9-12% в год до2015 г. Это обусловлено  тем, что он больше всего отстает  по показателю потребления на душу населения. Однако в некоторых сегментах (например, в сегментах рыбы и хлебцев), вероятно, будет наблюдаться спад в связи с насыщением рынка. [2]

По мнению аналитиков, в перспективе рынок продуктов  питания и напитков ждет консолидация, концентрация и снижение темпов роста в основных сегментах. Еще несколько лет назад темпы роста рынков товаров повседневного спроса выражались двузначными числами, а компании реализовывали стратегии органического роста, следуя общим тенденциям потребительского сектора. Однако в будущем органический рост, возможно, не сможет обеспечить достижение поставленных акционерами целей по росту, что приведет к усилению внимания к слияниям и поглощениям. Среди проанализированных рынков наиболее привлекательными с точки зрения инвестиций будут рынки молочной продукции, напитков и соленых закусок, поскольку они по-прежнему обладают наиболее высоким потенциалом дальнейшего роста и предлагают большие возможности для дальнейшей консолидации и разработки новых видов продуктов.

Одна из основных тенденций российского рынка  товаров повседневного спроса, в  том числе, его крупнейшего сегмента – продовольственного – это устойчивый рост его объема, обусловленный растущими  доходами населения и низким уровнем  потребления на душу населения по сравнению с рынками Европы и США.

Информация о работе Оценка развития рынка продовольственных товаров в условиях ВТО